Феличе Казорати как один из протагонистов итальянской художественной жизни. От влияния символизма к Валори пластичи и Новеченто

Авторы

  • Татьяна Алексеевна Васильева-Сперанская

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.207

Аннотация

Рассматривается творчество итальянского художника Феличе Казорати (Felice Casorati) — одного из протагонистов художественной жизни Италии конца ХIХ — первой половины ХХ в. Основное внимание уделяется сложному периоду между двумя мировыми войнами, который можно обозначить как вершину творчества мастера. Выявляются отдельные аспекты творческого пути, пройденного Казорати в Турине, — от его причастности к метафизическому направлению в живописи, пластическим поискам Карло Карра (Carlo Carrà), Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico), Джорджо Моранди (Giorgio Morandi) и других художников, объединившихся вокруг журнала «Валори пластичи» («Valori Plastici»), до движения Новеченто (Novecento) и отходу от неоклассической традиции. Проанализированы историко-культурные и социальные предпосылки этих тенденций и направлений, выявлены причины и особенности развития итальянского искусства этого периода. Отмечается различие между фундаментальными идеями Валори пластичи и Новеченто, провозгласившими так называемый «возврат к порядку» («ritorno all’ordine») как попытку «реконструкции» художественного языка авангарда, возвращению к традициям. Отдельное внимание уделяется анализу основных произведений Феличе Казорати в их эволюции, поэтике его искусства, рассмотрению наиболее распространенных мотивов в его творчестве, как исключительно присущих ему, так и общих для итальянских художников этого периода. На протяжении всего творческого пути художника работы Казорати вызывали непреходящий интерес критиков и историков культуры и искусства. Анализ их трудов, в основном составивших методологическую базу работы, писем и статей самого Казорати, а также особенностей его художественной практики позволил прийти к убедительному заключению, что Феличе Казорати занял выдающееся место в ряду ведущих представителей основных художественных направлений своего времени, став одной из его главных фигур.

Ключевые слова:

Феличе Казорати, Италия, Турин, метафизика, Валори пластичи, Новеченто, возврат к порядку

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Татьяна Алексеевна Васильева-Сперанская

независимый исследователь

Библиографические ссылки

Литература / References

1. Benua, Aleksandr. Artistic Letters, 1930–1936. Foreword by Grigorii Sternin. Moscow: Galart Publ., 1997. (In Russian)

2. Ternavasio, Maurizio. Felice Casorati. La biografia. Torino: Lindau, 2009.

3. Mantovani, Pino. Continuita e discontinuita. Esempi d’arte a Torino attorno alla seconda guerra mondiale. Torino: Silvana Editori, 1991.

4. Valsecchi, Marco. “Casorati: i suoi quadri sono le cronache delle malinconie torinesi”, Il Giorno, Maggio 14, 1964.

5. Dragone, Angelo. “Malinconica perfezione di Сasorati nella sua grande retrospettiva torinese”, Stampa Sera, Aprile 28, 1964.

6. Fagiolo Dell’Arco, Maurizio. Casorati. Opere 1914–1959. Roma: De Luca, 1983.

7. Pontiggia, Elena, a cura di. Felice Casorati. Scritte, interviste, lettere. Milano: Abscondita, 2004. (Carte d’artisti, vol. 52).

8. Chirico, Giorgio, de. “Paola Levi Montalcini”. Metafisica, no. 3–4 (2004): 461–6.

9. Tempesti, Ferdinando. “Felice Casorati nell’epoca di Piero Gobetti”, Prospettiva, no. 8, 1977.

10. Chessa, Gigi. “A proposito della mostra d’arte al Valentino”, Energie Nuove, Dicembre 20, 1919.

11. Ciarlantini, Franco. “Felice Casorati”, Energie Nuove, Marzo 15–31, 1919.

12. Gobetti, Piero. “Felice Casorati”, Poesia ed arte, Ottobre — Novembre, 1920.

13. Gobetti, Piero. Felice Casorati pittore. Torino: Piero Gobetti Editore, 1923.

14. De Micheli, Mario. L’arte sotto le dittature. Milano: Feltrinelli, 2016.

15. Perocco, Guido. Artisti del primo Novecento italiano. Torino: Giulio Bolaffi, 1965.

16. Calzini, Raffaele. “L’Esposizione nazionale di Torino”, Emporium, Novembre, 1919.

17. Stella, Antonio. “L’ ‘Esposizione delle tre Venezie’ al Circolo degli artisti”, La Gazzetta di Torino, Dicembre 15, 1918.

18. Crispolti, Enrico. Il Secondo Futurismo. Torino 1923–1938. 5 pittori + 1 scultore. 2а ed. Torino: Edizioni d’arte Fratelli Pozzo, 1972.

19. Cardano, Nicoletta. “La mostra del 20’ in Biennale e gli echi conseguenti”. In Cezanne e l’avanguardia, a cura di Nello Ponenti, 212–48. Roma: Officina, 1981.

20. Carluccio, Luigi. “Pitture dei tre maestri”, Gazzetta del popolo, Aprile 3, 1958.

21. Bertolino, Giorgina, e Francesco Poli. Catalogo generale delle opere di Felice Casorati. I dipinti e le sculture. 3 t. Torino: Umberto Allemandi & Co, 2004, t. 1: Vita e opere.

22. Zanzi, Emilio. “Alla Quadriennale. La parete Casorati nella sala ‘scandalosa’”, Il Momento, Maggio 6, 1923.

23. Cavicchioli, Giovanni. “Visita a Casorati”, La Fiera Letteraria, Giugno 26, 1947.

24. Dragone, Angelo. “Casorati: la tentazione metafisica”, La Stampa, Agosto 18, 1981.

25. Pacini, Piero, a cura di. Esposizioni futuriste: 1912–1918. 26 fasc. in cofanetto. Firenze: Studio per edizioni scelte, 1977.

26. Chirico, Giorgio, de. “L’arte metafisica della mostra di Roma”, La Gazzetta Ferrarese, Giugno 18, 1918.

27. Benzi, Fabio. Arte in Italia tra le due guerre. Torino: Bollati Boringhieri, 2013.

28. Fossati, Paolo. Valori plastici, 1918–1922. Torino: G. Einaudi, 1981.

29. Bossaglia, Rossana. Il Novecento italiano. Storia, documenti, iconografia. Milano: Feltrinelli, 1979.

30. Ojetti, Ugo, prefazione di. Arte italiana contemporanea: esposizione ottobre-novembre 1921, Galleria Pesaro, Milano. Milano: Alfieri e Lacroix, 1921.

31. Fagiolo Dell’Arco, Maurizio. Classicismo pittorico. Metafisica, Valori Plastici, Realismo Magico e “900”. Genova: Costa & Nolan, 1991.

32. Galvano, Albino. Felice Casorati. Milano: Ulrico Hoepli, 1947.

33. Fagiolo Dell’Arco, Maurizio, e Maria Mimita Lamberti, a cura di. Piero della Francesca e il Novecento. Prospettiva, spazio, luce, geometria, pittura murale, tonalismo (1920–1938). Venezia: Marsilio, 1991.

34. Gobetti, Piero. “L’arte di Casorati”, Giornale di Poesia, Agosto 15, 1923.

35. Barbantini, Nino. “I lineamenti della XIV esposizione internazionale d’arte di Venezia”, Gazzetta di Venezia, aprile 25, 1924.

36. Sarfatti, Margherita. Mostra di Sei Pittori del ‘900: catalogo della Biennale. Venezia: Ferrari, 1924.

37. Venturi, Lionello. “Mostra individuale di Felice Casorati”. In XIV Esposizione Internazionale d’Arte della Citta di Venezia. Catalogo, 106–10. Venezia, 1924.

38. Paulucci, Enrico. “La scuola di Casorati”, Le Arti Plastiche, Novembre 16, 1928.

39. Romano, Lalla. Una giovinezza inventata. Torino: Einaudi, 1979.

40. Morra di Lavriano, Umberto. Vita di Piero Gobetti. Torino: Centro Studi Piero Gobetti, 1984.

41. Debendetti, Giacomo. Mostra dei pittori F. Casorati, S. Avondo, M. Bionda, S. Bonfantini, N. Marchesini, D. Maugham, M. Mori, A. Cefaly: catalogo della mostra. Milano: Galleria Milano, 1929.

42. Benson, Eugene. “Carnegie International 1933”. The American Magazine of Art (December, 1933): 521–64.

43. Carluccio, Luigi. Casorati, Galleria civica d’Arte. Torino: Teca, 1964.

44. Bernardelli, Francesco. “Casorati”, La Stampa, Marzo 13, 1926.

45. Lamberti, Maria Mimita. “La pittura del Primo Novecento in Piemonte”. In La pittura in Italia. Il Novecento (1900–1945), a cura di Carlo Pirovano, 80–144. 2 t. Electa, Milano, 1991, t. 1.

46. Lamberti, Maria Mimita, e Paolo Fossati. La naturalezza cosciente. Felice Casorati. Bologna: Edizioni Galleria Marescalchi, 1986.

47. Cremona, Italo. Casorati. Torino: Accame, 1942.

48. Poli, Francesco. Casorati. Milano: Giunti, 2007.

49. Pinottini, Marzio. “Chi l’ha capito e chi no. Сasorati e i suoi interpreti: da Gobetti a Venturi, da Giolli a Galvano, Fossati e Carluccio”, Gazzetta del Popolo, Febbraio 27, 1983.

50. Debenedetti, Giacomo. Casorati fra i discepoli, galleria Milano. Milano: Galleria Milano, 1929.

Загрузки

Опубликован

16.06.2020

Как цитировать

Васильева-Сперанская, Т. А. (2020). Феличе Казорати как один из протагонистов итальянской художественной жизни. От влияния символизма к Валори пластичи и Новеченто. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 10(2), 300–322. https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.207

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство