Атрибуция и датировка клавишных музыкальных инструментов российского производства

Авторы

  • Максим Владимирович Сергеев Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-8830-3940

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2016.308

Аннотация

Статья посвящена проблемам атрибуции именных и анонимных старинных клавишных инструментов российского производства. Использование первичных атрибутивных признаков — имени мастера (фабрики) и серийного номера — позволяет идентифицировать авторские, скопированные и поддельные фортепиано на примере роялей и пианино фирм «C. M. Schröder», «J. Becker», «J. Tresselt», «A. Hergens». В контексте транскрибирования и транслитерации иностранных имен, их представления на русском языке приводятся имена мастеров Й. Г. Бетгена, Г. Г. Фэйверие, Ф. Эме, А. Эберга и др. Статья снабжена иллюстративным материалом, раскрывающим действия фальсификаторов, подделывающих имена и серийные номера инструментов. Использование этого материала в различных областях прикладных знаний — музыковедении, музейном деле, прикладном инструментоведении — позволит российским специалистам-практикам избежать ошибок в идентификации производителя, места и времени изготовления музыкального инструмента, определении его культурно-исторической ценности.

Ключевые слова:

инструментоведение, старинные клавишные инструменты, фортепиано, фальсификации, подделки, атрибуция, датировка, музейные коллекции, Й. Г. Бетген, Г. Г. Фэйверие, Ф. Эме, А. Эберг, К. М. Шредер, Я. Беккер, Й. Трессельт, А. Гергенс, Й. Штумпфф, Россия

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Максим Владимирович Сергеев, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

кандидат филологических наук, фортепианный мастер-настройщик

Библиографические ссылки

Литература

1. Encyclopedia of Piano. 2nd ed. New York; London: Routledge, 2015. 534 p.

2. Иванчей Н. П. Фортепианная транскрипция в русской музыкальной культуре XIX века: автореф. дис. … канд. искусствоведения. Ростов н/Д., 2009. 32 с.

3. Vandervellen P. Le piano de style en Europe des origines à 1850: Étude des éléments décoratifs et mécanique. Liège: Mardaga, 1994. 163 p.

4. Clinkscale M. N. Makers of the Piano. Oxford: OUP, 1999. Vol. 2. 1820–1860. 512 p.

5. Аханов П. И., Белкин П. Г. Вопросы реставрации старинных клавишных музыкальных инструментов // Художественное наследие. М.: РИО ГосНИИР, 2001. Вып. 19. С. 93–96.

6. Фарбер Я. Рояль Рахманинова // Заметки по еврейской истории. URL: http://berkovichzametki.com/Nomer6/Farber1.htm (дата обращения: 09.06.2106).

7. Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII в. М.; Л.: Муз. сектор Гос. изд., 1928–1929. Вып. 1–7. 376 с.

8. Столпянский П. Н. Музыка и музицирование в старом Петербурге. Л.: Музыка, 1989. 223 с.

9. Учитель Я. М. Советское фортепиано. М.; Л.: Музыка, 1966. 79 с.

10. Зимин П. Н. История фортепиано и его предшественников. М.: Музыка,1968. 215 с.

11. Сергеев М. В. Фортепианное дело в Петербурге XIX века (по материалам русской периодической печати) // Российская культура глазами молодых ученых. СПб.: Б. и., 1994. Вып. 3. С. 74–92.

12. Музыкальный Петербург: Энциклопедический словарь. СПб.: Композитор, 1996. Т. 1: XVIII век. Кн. 1. 415 с.

13. Сергеев М. В. Новые материалы о фортепианных мастерах России XVIII — первой половины XIX века // Вопросы музыкального источниковедения и библиографии. СПб.: Б. и., 2001. С. 39–51.

14. Ломтев Д. Г. Немецкие производители фортепиано в России // Музыка и время. 2010. № 7. С. 7–10.

15. РГИА. Ф. 18. Оп. 2. Д. 202.

16. Сергеев М. В. Первая фортепианная фабрика в России: новые открытия // Общество и цивилизация: тенденции и перспективы развития в XXI веке. Воронеж: Б. и., 2015. Т. 2. С. 130–136.

17. Сергеев М. В. Фортепианная фирма «J. Becker» в 1841–1904 гг.: шаги к успеху // Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен. СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. Ч. 2. С. 330–343.

18. Herzog H. K. Europe piano atlas. Frankfurt am Main: E. Bochinsky, 1988. 160 p.

19. Pierce B. Pierce Piano Atlas. 12 Ed. Pierce: Larry E. Ashley Publisher, 2008. 448 p.

20. Герцог Г. К., Гроссбах Я. Атлас номеров фортепиано: Пер. с нем. М.: Тантра, 1995. 208 с.

21. Сергеев М. В. Экспертиза фортепиано российского и советского производства // Музыкальная культура и образование. СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. С. 241–263.

22. Сергеев М. В. Музыкально-инструментальное производство в России в первой четверти XIX в. // Научные дискуссии: тенденции и перспективы развития современного общества. Воронеж: Б. и., 2015. Т. 1. С. 32–37.

23. Швец А. Тайны старинного рояля // Одесская жизнь. URL: http://odessa-life.od.ua/article/3796-tainy-starinnogo-royalya (дата обращения: 09.06.2106).

24. Шилкова Н. Г. Из опыта создания исторического музея Святой Царской Семьи при Храме-Памятнике на Крови. Проблемы церковного музея, пути их преодоления // Церковно-археологический кабинет. URL: http://acmus.ru/news/stati/iz_opita_sozdaniya_istoricheskogo_muzeya_svyatoy_carskoy_semi_pri_hrame_pamyatnike_na_krovi_problemi/index.php (дата обращения: 09.06.2106).

25. Гибель царской семьи. Материалы по делу об убийстве царской семьи (август 1918 — февраль 1920) / сост. Н. Росс. Франкфурт-на-Майне: Посев, 1987. 644 с.

26. Соколов Н. А. Убийство царской семьи. Берлин: Слово, 1925. 351 с.

27. Губкина Н. В. Документы из государственных архивов Санкт-Петербурга о подношениях и посвящениях (к истории русско-немецких музыкальных связей) // Нотные издания в музыкальной жизни России. СПб.: РНБ, 2013. Вып. 4. С. 135–146.

References

1. Encyclopedia of Piano, 2nd ed. New York, London, Routledge, 2015, 534 p.

2. Ivanchei N. P. Fortepiannaia transkriptsiia v russkoi muzykal'noi kul'ture XIX veka: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniia [Piano transcription in Russian musical culture of the XIX century: Thesis of PhD Diss.]. Rostov on Don, 2009, 32 p. (In Russian)

3. Vandervellen P. Le piano de style en Europe des origines à 1850: Étude des éléments décoratifs et mécanique. Liège, Mardaga, 1994, 163 p.

4. Clinkscale M. N. Makers of the Piano. Oxford, OUP, 1999, vol. 2, 1820–1860, 512 p.

5. Akhanov P. I., Belkin P. G. Voprosy restavratsii starinnykh klavishnykh muzykal'nykh instrumentov [Questions on restoration of old keyboard musical instruments]. Khudozhestvennoe nasledie [Art heritage]. Moscow, RIO GosNIIR Publ., 2001, vol. 19, pp. 93–96. (In Russian)

6. Farber Ia. Roial' Rakhmaninova [Rachmaninov`s Grand Piano]. Zametki po evreiskoi istorii [Notes on Jewish History]. Available at: http://berkovich-zametki.com/Nomer6/Farber1.htm (accessed 09.06.2106). (In Russian)

7. Findeizen N. F. Ocherki po istorii muzyki v Rossii s drevneishikh vremen do kontsa XVIII v. [Essays on the history of music in Russia from ancient times to the end of the XVIII century]. Moscow, Leningrad, Muz. sektor Gos. Publ., 1928–1929, vol. 1–7, 376 p. (In Russian)

8. Stolpianskii P. N. Muzyka i muzitsirovanie v starom Peterburge [Music and music play in the old Petersburg]. Leningrad, Muzyka Publ., 1989, 223 p. (In Russian)

9. Uchitel' Ia. M. Sovetskoe fortepiano [Soviet piano]. Moscow, Leningrad, Muzyka Publ., 1966, 79 p. (In Russian)

10. Zimin P. N. Istoriia fortepiano i ego predshestvennikov [The history of the piano and its predecessors]. Moscow, Muzyka Publ., 1968, 215 p. (In Russian)

11. Sergeev M. V. Fortepiannoe delo v Peterburge XIX veka (po materialam russkoi periodicheskoi pechati) [Piano making in St. Petersburg of the XIX century: (According to the Russian periodical press)]. Rossiiskaia kul'tura glazami molodykh uchenykh [Russian culture through the eyes of young scientists]. St. Petersburg, B. i., 1994, vol. 3, pp. 74–92. (In Russian)

12. Muzykal'nyi Peterburg: Entsiklopedicheskii slovar' [Musical St. Petersburg: Encyclopedic dictionary]. St. Petersburg, Kompozitor Publ., 1996, vol. 1: XVIII c., Book 1, 415 p. (In Russian)

13. Sergeev M. V. Novye materialy o fortepiannykh masterakh Rossii XVIII — pervoi poloviny XIX veka [New materials on piano makers in Russia XVIII — the first half of the XIX century]. Voprosy muzykal'nogo istochnikovedeniia i bibliografii [Aspects of a musical source study and bibliography]. St. Petersburg, B. i., 2001, pp. 39–51. (In Russian)

14. Lomtev D. G. Nemetskie proizvoditeli fortepiano v Rossii [German Pianos manufacturers in Russia]. Muzyka i vremia [Music and Time], 2010, no. 7, pp. 7–10. (In Russian)

15. RGIA [The Russian State Historical Archive (RGIA)]. F. 18. Op. 2. D. 202. (In Russian)

16. Sergeev M. V. Pervaia fortepiannaia fabrika v Rossii: novye otkrytiia [The first piano factory in Russia: new discoveries]. Obshchestvo i tsivilizatsiia: tendentsii i perspektivy razvitiia v XXI veke [Society and Civilization: Trends and prospects of development in the XXI century]. Voronezh, B. i., 2015, vol. 2, pp. 130–136. (In Russian)

17. Sergeev M. V. Fortepiannaia firma «J. Becker» v 1841–1904 gg.: shagi k uspekhu [Piano Company «J. Becker» in 1841–1904: The steps to success]. Muzykal'noe obrazovanie v sovremennom mire. Dialog vremen [Music education in the modern world. Dialogue between times]. St. Petersburg, RGPU im. A. I. Gertsena Publ., 2013, part 2, pp. 330–343. (In Russian)

18. Herzog H. K. Europe piano atlas. Frankfurt am Main, E. Bochinsky, 1988, 160 p.

19. Pierce B. Pierce Piano Atlas, 12th ed. Pierce, Larry E. Ashley Publisher, 2008, 448 p.

20. Gertsog G. K., Grossbakh Ia. Atlas nomerov fortepiano [Atlas of Piano numbers], Transl. from German. Moscow, Tantra Publ., 1995, 208 p. (In Russian)

21. Sergeev M. V. Ekspertiza fortepiano rossiiskogo i sovetskogo proizvodstva [Expertise of Russian and Soviet piano production]. Muzykal'naia kul'tura i obrazovanie [Musical culture and education]. St. Petersburg, RGPU im. A. I. Gertsena Publ., 2010, pp. 241–263. (In Russian)

22. Sergeev M. V. Muzykal'no-instrumental'noe proizvodstvo v Rossii v pervoi chetverti XIX v. [Musical instruments production in Russia in the first quarter of XIX century]. Nauchnye diskussii: tendentsii i perspektivy razvitiia sovremennogo obshchestva [Scientific discussion: Trends and prospects of development of modern society]. Voronezh, B. i., 2015, vol. 1, pp. 32–37. (In Russian)

23. Shvets A. Tainy starinnogo roialia [Secrets of the ancient piano]. Odesskaia zhizn' [Odessa life]. Available at: http://odessa-life.od.ua/article/3796-tainy-starinnogo-royalya (accessed 09.06.2106). (In Russian)

24. Shilkova N. G. Iz opyta sozdaniia istoricheskogo muzeia Sviatoi Tsarskoi Sem'i pri Khrame-Pamiatnike na Krovi. Problemy tserkovnogo muzeia, puti ikh preodoleniia [From the experience of creating the Historical Museum of the Holy Tsar`s Family at the Memorial Church on the Spilled Blood. The problems of the Church`s museum, ways of overcoming them]. Tserkovno-arkheologicheskii kabinet [Churcharchaeological study]. Available at: http://acmus.ru/news/stati/iz_opita_sozdaniya_istoricheskogo_muzeya_svyatoy_carskoy_semi_pri_hrame_pamyatnike_na_krovi_problemi/index.php (accessed 09.06.2106). (In Russian)

25. Gibel' tsarskoi sem'i. Materialy po delu ob ubiistve tsarskoi sem'i (avgust 1918 — fevral' 1920) [The death of the Tsar’s family. Proceedings in the case of the murder of the Tsar’s family]. Comp. N. Ross. Frankfurt am Main, Posev Publ., 1987, 644 p. (In Russian)

26. Sokolov N. A. Ubiistvo tsarskoi sem'i [Murder of the tsar’s family]. Berlin, Slovo Publ., 1925, 351 p. (In Russian)

27. Gubkina N. V. Dokumenty iz gosudarstvennykh arkhivov Sankt-Peterburga o podnosheniiakh i posviashcheniiakh (k istorii russko-nemetskikh muzykal'nykh sviazei) [The documents from the state archives of St. Petersburg on the offerings and initiations: (To the history of Russian-German music relations)]. Notnye izdaniia v muzykal'noi zhizni Rossii [Printed music in the musical life of Russia]. St. Petersburg, RNB Publ., 2013, Issue 4, pp. 135–146. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

25.10.2016

Как цитировать

Сергеев, М. В. (2016). Атрибуция и датировка клавишных музыкальных инструментов российского производства. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 6(3), 102–114. https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2016.308

Выпуск

Раздел

Реставрация