В сторону «новой целостности»: интертекстуальность — поставангард — постмодернизм в музыкальном искусстве второй половины ХХ — начала XXI века

Авторы

  • Владимир Петрович Чинаев Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского

Аннотация

Статья посвящена анализу характерных стилевых признаков музыкального постмодернизма. Обладая чертами общности с идеями поставангарда (отказ от жестко структурированных техник композиции, сближение с поп-культурой, «анонимность» автора и др.), новая музыкальная эстетика основывается на принципе интертекстуальности. Свободная ассимиляция исторических стилей, игра разными жанровыми и смысловыми дискурсами, полистилистика определяют общую поэтику постмодернистских композиций. В данном исследовании поставлена цель выявить действие принципов интертекстуальности в разных композиторских манерах. Выясняется, как в индивидуальных творческих концепциях постмодернистский феномен интертекстуальности проявляется в самом широком спектре приемов и композиционных решений: от прямой цитатности и коллажа («Симфония» Л. Берио, «Гимны» К. Штокхаузена) до изощренной системы аллюзий и реминисценций (Третья симфония А. Шнитке), от минималистских перифраз и провокативного контекста «знакомой» музыки (А. Рабинович, А. Кнайфель) до парадоксальных интерпретаций «чужого» материала как авторского (В. Сильвестров). Идея «новой целостности» (В. Сильвестров), её поиск и утверждение намечают возможную перспективу развития музыкального творчества.

Ключевые слова:

музыкальный поставангард, музыкальный постмодернизм, интертекстуальность в музыке, Сильвестров, Кнайфель, Штокхаузен

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Владимир Петрович Чинаев, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского

доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой истории и теории исполнительского искусства

Библиографические ссылки

Литература

1. Галковский Д. Е. Бесконечный тупик: в 2 кн. М.: Издательство Дмитрия Галковского, 2008. Кн.1. 632 с.

2. Лиотар Ж.-Ф. Постмодерн в изложении для детей: Письма 1982–1985. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2008. 145 с.

3. Рыков А. В. Постмодернизм как «радикальный консерватизм»: Проблема художественно-теоретического консерватизма и американская теория современного искусства. 1960–1990-х гг. СПб.: Алетейя, 2007. 376 с.

4. Reed C. Postmodernism and the Art of Identity Concepts of Modern Art. From Fauvism to Postmodernism. London: Thames & Hudson, 2003. P. 271–293.

5. Бодрийяр Ж. Эстетика иллюзий, эстетика утраты иллюзий // Элементы. № 9. 2000. С. 13–87.

6. Барт Р. Текстовой анализ одной новеллы Эдгара По // Р. Барт. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. С. 424–461.

7. Кристева Ю. Слово, диалог и роман // Избранные труды: Разрушение поэтики. М.: РОССПЭН, 2004. 656 с.

8. Кристева Ю. Разрушение поэтики // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. М.: Прогресс, 2000. С. 458–483.

9. Косиков Г. К. Текст. Интертекст. Интертекстология // Г. К. Косиков. Собрание сочинений: в 2 т. Т. 2. М.: Центр книги Рудомино, 2012. С. 603–636.

10. Барт Р. От произведения к тексту // Р. Барт. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. С. 413–422.

11. Барт Р. S/Z. М.: Ad Marginem, 1994. 303 с.

12. Genette G. Palimspestes: la littérature au second degré. Paris: Éditions du Seuil, 1982. 467 p.

13. Эко У. Заметки на полях «Имени розы». СПб.: Симпозиум, 2002. 92 с.

14. Делёз Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель, 2010. 895 с.

15. Киреева Н. В. Постмодернизм в зарубежной литературе. М.: Флинта: Наука, 2004. 216 с.

16. Адорно В. Теодор. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001. 527 с.

17. Сапонов М. Музыкальная импровизация. М.: Музыка, 1982. 77 с.

18. Boulez P. Points de repère. Paris: Éditions du Seuil, 1981. 388 p.

19. Bussotti S. «Five piano pieces for David Tudor». London: Universal Edition, 1959. б/с

20. Чинаев В. П. «Открытое» сочинение и исполнитель (Пути осмысления и звукового воплощения алеаторных композиций) // Музыкальное исполнительство и педагогика: История и современность: сб. статей / сост. Т. Гайдамович. М.: Музыка, 1991. С. 213–239.

21. Brown E. Notation und Ausfuhrung Neuer Musik // Notation Neuer Musik. S. 64–86.

22. Brown E. Sur la form // Musique en jeu. 1971. № 3. p. 29–44.

23. Smith S. Visual Music // Perspectives of New Music. 1981–1982. V. 20. № 1–2. Р. 48–62.

24. Cage J. Silence. Darmstadt, 1969. 89 p.

25. Stockhausen K. Aus den sieben Tagen. Wien: Universal Edition, 1968. 31 S.

26. Гринберг К. Модерн и постмодерн // База. Передовое искусство нашего времени. 2010. № 1. С. 130–140.

27. Stoianova I. Luciano Berio. Chemins en musique. Paris: Richard-Masse, 1985. 512 p.

28. Берио Л. Фрагменты интервью из статей // ХХ век. Зарубежная музыка: Очерки и документы. Вып. 2. М.: Музыка, 1995. С. 110–123.

29. Simeone N. «Symphonie de l’avenir» // Luciano Berio. Sinfonia. Berlin: Deutsche Grammophon GmbH, 2012. 7 р.

30. Приношение музыке XX века: сб. ст. / сост. и ред. А. Г. Коробова, М. В. Городилова. Екатеринбург: Урал. гос. консерватория, 2003. 240 с.

31. Кириллина Л. Лючано Берио // ХХ век. Зарубежная музыка: Очерки и документы. Вып. 2. М.: Музыка, 1995. С. 74–109.

32. Шнитке А. Третья часть Симфонии Л. Берио // А. Шнитке. Статьи о музыке. М.: Композитор, 2004. С. 88–92.

33. Борхес Х. Л. Сад расходящихся тропок // Х. Л. Борхес. Сочинения: в 3 т. Рига: Полярис, 1994. Т. 1. С. 320–329.

34. Stockhausen K. Hymnen. Elektronische und konkrete Musik // Karlheinz Stockhausen. Hymnen. Berlin: Deutsche Grammophon.

35. Савенко С. И. Карлхайнц Штокхаузен // ХХ век. Зарубежная музыка. Очерки. Документы. Вып. 1. М.: Музыка, 1995. С. 11–36.

36. Шнитке А. Полистилистические тенденции современной музыки // А. Шнитке. Статьи о музыке. М.: Композитор, 2004. С. 97–102.

37. Холопова В. Н. Композитор Альфред Шнитке. М.: Аркаим, 2003. 354 с.

38. Шнитке А. Беседы с Альфредом Шнитке. М.: Культура, 1994. 304 с.

39. Высоцкая М. С., Григорьева Г. В. Музыка XX века: от авангарда к постмодерну. М.: НИЦ Московская консерватория, 2011. 440 с.

40. Тиба Д. Симфоническое творчество Альфреда Шнитке. Опыт интертекстуального анализа. М.: Композитор, 2004. 160 с.

41. Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996. 251 с.

42. Манулкина О. Б. От Айвза до Адамса: американская музыка XX века. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. 784 с.

43. Duteurtre B. Alexandre Rabinovitch. Oeuvres pour piano. France: Avidis Valois, 1994. 6 p.

44. Лианская Е. Я. Отечественная музыка в ракурсе постмодернизма: автореф. дис. … канд. искусствоведения. Нижний Новгород, 2003. URL: http://cheloveknauka.com/otechestvennaya-muzyka-vrakurse-postmoderniz (дата обращения: 08.01.2014).

45. Лианская-Линингер Е. Русская музыка в ракурсе постмодернизма. Saarbrücken: Lap Lambert Academic Publishing, 2012. 196 с.

46. Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления. URL: http://www.ruthenia.ru/logos/number/2000_4/10.htm (дата обращения: 08.01.2014).

47. Сильвестров В. Музыка — это пение мира о самом себе… Сокровенные разговоры и взгляды со стороны. Беседы, статьи, письма / сост М. Нестьева. Киев: М. Нестьева, 2004. 265 с.

48. Адорно В. Теодор. Философия новой музыки. М.: Логос, 2001. 352 с.

49. Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 240 с.

50. Фуко М. Археология знания. СПб.: Гуманитарная академия, 2004. 416 с.

51. Джеймисон Ф. Постмодернизм или логика культуры позднего капитализма // Философия эпохи постмодерна: сб. переводов и рефератов. Минск: Красико-принт, 1996. С. 118–137.

52. Барт Р. Удовольствие от текста // Р. Барт. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. С. 462–518.

53. Гофман Э. Т. А. Эликсиры сатаны. Л.: Наука, 1984. 284 с.


References

1. Galkovskii D. E. Beskonechnyi tupik. 2 bks. Moscow, Izdatel'stvo Dmitriia Galkovskogo, 2008, bk. 1. 632 p. (In Russian)

2. Liotar Zh.-F. Postmodern v izlozhenii dlia detei: Pis'ma 1982–1985. Moscow, Ros. gos. gumanit. un-t Press, 2008. 145 p. (In Russian)

3. Rykov A. V. Postmodernizm kak «radikal'nyi konservatizm»: Problema khudozhestvenno-teoreticheskogo konservatizma i amerikanskaia teoriia sovremennogo iskusstva. 1960–1990-kh gg. St. Petersburg, Aleteiia Publ., 2007. 376 p. (In Russian)

4. Reed C. Postmodernism and the Art of Identity Concepts of Modern Art. From Fauvism to Postmodernism. London, Thames & Hudson Publ., 2003, pp. 271–293.

5. Bodriiiar Zh. Estetika illiuzii, estetika utraty illiuzii. Elementy, no. 9, 2000, pp. 13–87. (In Russian)

6. Bart R. Tekstovoi analiz odnoi novelly Edgara Po. R. Bart. Izbrannye raboty. Semiotika. Poetika. Moscow, Progress Publ., 1989, pp. 424–461. (In Russian)

7. Kristeva Iu. Slovo, dialog i roman. Izbrannye trudy: Razrushenie poetiki. Moscow, ROSSPEN Publ., 2004. 656 p. (In Russian)

8. Kristeva Iu. Razrushenie poetiki. Frantsuzskaia semiotika: Ot strukturalizma k poststrukturalizmu. Moscow, Progress Publ., 2000, pp. 458–483. (In Russian)

9. Kosikov G. K. Tekst. Intertekst. Intertekstologiia, G. K. Kosikov. Sobranie sochinenii. 2 vols, vol. 2. Moscow, Tsentr knigi Rudomino, 2012, pp. 603–636. (In Russian)

10. Bart R. Ot proizvedeniia k tekstu. R. Bart. Izbrannye raboty. Semiotika. Poetika. Moscow, Progress Publ., 1989, pp. 413–422. (In Russian)

11. Bart R. S/Z. Moscow, Ad Marginem, 1994. 303 p. (In Russian)

12. Genette G. Palimspestes: la littérature au second degré. Paris, Éditions du Seuil, 1982. 467 p.

13. Eko U. Zametki na poliakh «Imeni rozy». St. Petersburg, Simpozium Publ., 2002. 92 p. (In Russian)

14. Delez Zh., Gvattari F. Tysiacha plato: Kapitalizm i shizofreniia. Ekaterinburg, U-Faktoriia Publ.; Moscow, Astrel' Publ., 2010. 895 p. (In Russian)

15. Kireeva N. V. Postmodernizm v zarubezhnoi literature. Moscow, Flinta, Nauka Publ., 2004. 216 p. (In Russian)

16. Adorno V. Teodor. Esteticheskaia teoriia. Moscow, Respublika Publ., 2001. 527 p. (In Russian)

17. Saponov M. Muzykal'naia improvizatsiia. Moscow, Muzyka Publ., 1982. 77 p. (In Russian)

18. Boulez P. Points de repère. Paris, Éditions du Seuil, 1981. 388 p.

19. Bussotti S. "Five piano pieces for David Tudor". London, Universal Edition, 1959.

20. Chinaev V. P. «Otkrytoe» sochinenie i ispolnitel' (Puti osmysleniia i zvukovogo voploshcheniia aleatornykh kompozitsii). Muzykal'noe ispolnitel'stvo i pedagogika: Istoriia i sovremennost': sb. statei. Comp. by T. Gaidamovich. Moscow, Muzyka, 1991, pp. 213–239. (In Russian)

21. Brown E. Notation und Ausfuhrung Neuer Musik. Notation Neuer Musik, pp. 64–86.

22. Brown E. Sur la form. Musique en jeu, 1971, no. 3, pp. 29–44.

23. Smith S. Visual Music. Perspectives of New Music. 1981–1982, vol. 20, no. 1–2, pp. 48–62.

24. Cage J. Silence. Darmstadt, 1969. 89 p.

25. Stockhausen K. Aus den sieben Tagen. Wien, Universal Edition, 1968. 31 S.

26. Grinberg K. Modern i postmodern. Baza. Peredovoe iskusstvo nashego vremeni, 2010, no. 1, pp. 130–140. (In Russian)

27. Stoianova I. Luciano Berio. Chemins en musique. Paris, Richard-Masse, 1985. 512 p.

28. Berio L. Fragmenty interv'iu iz statei. XX vek. Zarubezhnaia muzyka: Ocherki i dokumenty. Iss. 2. Moscow, Muzyka, 1995, pp. 110–123. (In Russian)

29. Simeone N. "Symphonie de l’avenir". Luciano Berio. Sinfonia. Berlin, Deutsche Grammophon GmbH, 2012. 7 p.

30. Prinoshenie muzyke XX veka: sb. st. Comp. and ed. by A. G. Korobova, M. V. Gorodilova. Ekaterinburg, Ural. gos. konservatoriia, 2003. 240 p. (In Russian)

31. Kirillina L. Liuchano Berio. XX vek. Zarubezhnaia muzyka: Ocherki i dokumenty, iss. 2. Moscow, Muzyka Publ., 1995, pp. 74–109. (In Russian)

32. Shnitke A. Tret'ia chast' Simfonii L. Berio. A. Shnitke. Stat'i o muzyke. Moscow, Kompozitor Publ., 2004, pp. 88–92. (In Russian)

33. Borkhes Kh. L. Sad raskhodiashchikhsia tropok. Kh. L. Borkhes. Sochineniia: 3 vols. Riga, Poliaris Publ., 1994, vol. 1, pp. 320–329.

34. Stockhausen K. Hymnen. Elektronische und konkrete Musik. Karlheinz Stockhausen. Hymnen. Berlin, Deutsche Grammophon.

35. Savenko S. I. Karlkhaints Shtokkhauzen. XX vek. Zarubezhnaia muzyka. Ocherki. Dokumenty, iss. 1. Moscow, Muzyka Publ., 1995, pp. 11–36. (In Russian)

36. Shnitke A. Polistilisticheskie tendentsii sovremennoi muzyki. A. Shnitke. Stat'i o muzyke. Moscow, Kompozitor Publ., 2004, pp. 97–102. (In Russian)

37. Kholopova V. N. Kompozitor Al'fred Shnitke. Moscow, Arkaim Publ., 2003. 354 p. (In Russian)

38. Shnitke A. Besedy s Al'fredom Shnitke. Moscow, Kul'tura Publ., 1994. 304 p. (In Russian)

39. Vysotskaia M. S., Grigor'eva G. V. Muzyka XX veka: ot avangarda k postmodernu. Moscow, NITs Moskovskaia konservatoriia Press, 2011. 440 p. (In Russian)

40. Tiba D. Simfonicheskoe tvorchestvo Al'freda Shnitke. Opyt intertekstual'nogo analiza. Moscow, Kompozitor Publ., 2004. 160 p. (In Russian)

41. Il'in I. P. Poststrukturalizm. Dekonstruktivizm. Postmodernizm. Moscow, Intrada Publ., 1996. 251 p. (In Russian)

42. Manulkina O. B. Ot Aivza do Adamsa: amerikanskaia muzyka XX veka. St. Petersburg, Izd-vo Ivana Limbakha, 2010. 784 p. (In Russian)

43. Duteurtre B. Alexandre Rabinovitch. Oeuvres pour piano. France, Avidis Valois, 1994. 6 p.

44. Lianskaia E. Ia. Otechestvennaia muzyka v rakurse postmodernizma: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniia. Nizhnii Novgorod, 2003. Available at: http://cheloveknauka.com/otechestvennaya-muzyka-vrakurse-postmoderniz (accessed: 08.01.2014).

45. Lianskaia-Lininger E. Russkaia muzyka v rakurse postmodernizma. Saarbrücken, Lap Lambert Academic Publishing, 2012. 196 p. (In Russian)

46. Dzheimison F. Postmodernizm i obshchestvo potrebleniia. Available at: http://www.ruthenia.ru/logos/number/2000_4/10.htm (accessed: 08.01.2014). (In Russian)

47. Sil'vestrov V. Muzyka — eto penie mira o samom sebe… Sokrovennye razgovory i vzgliady so storony. Besedy, stat'i, pis'ma. Comp. by M. Nest'eva. Kiev, M. Nest'eva, 2004. 265 p. (In Russian)

48. Adorno V. Teodor. Filosofiia novoi muzyki. Moscow, Logos Publ., 2001. 352 p. (In Russian)

49. P'ege-Gro N. Vvedenie v teoriiu intertekstual'nosti. Moscow, Izdatel'stvo LKI, 2008. 240 p. (In Russian)

50. Fuko M. Arkheologiia znaniia. St. Petersburg, Gumanitarnaia akademiia Press, 2004. 416 p. (In Russian)

51. Dzheimison F. Postmodernizm ili logika kul'tury pozdnego kapitalizma. Filosofiia epokhi postmoderna: sb. perevodov i referatov. Minsk, Krasiko-print, 1996, pp. 118–137. (In Russian)

52. Bart R. Udovol'stvie ot teksta. R. Bart. Izbrannye raboty. Semiotika. Poetika. Moscow, Progress, 1989, pp. 462–518. (In Russian)

53. Gofman E. T. A. Eliksiry satany. Leningrad, Nauka Publ., 1984. 284 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

18.03.2014

Как цитировать

Чинаев, В. П. (2014). В сторону «новой целостности»: интертекстуальность — поставангард — постмодернизм в музыкальном искусстве второй половины ХХ — начала XXI века. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 4(1), 30–54. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/4454

Выпуск

Раздел

Музыка