«Самовозрастающая информация» как сущностный признак музыкального и художественного

Авторы

  • Константин Владимирович Зенкин Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского https://orcid.org/0000-0002-2763-6282

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.402

Аннотация

Цель статьи — при помощи еще не до конца реализованного потенциала хорошо известного понятийного аппарата крупнейших российских гуманитариев — Ю. М. Лотмана, А. Ф. Лосева, М. М. Бахтина и А. В. Михайлова — приблизиться к пониманию сущности искусства, в первую очередь музыки. Понятие Лотмана «самовозрастающая информация» рассмотрено в более широком контексте. Показано, что оно является не только признаком канонического искусства, как утверждал Лотман, но и неотъемлемым свойством искусства вообще, в первую очередь музыки. Также продемонстрировано, почему сущность музыки как выражение числового становления во времени (Лосев) и как установленность смысла на себя самого (Михайлов) с необходимостью требует информационного процесса именно такой формы. Сущность музыки, понятая таким образом, представлена как собственно художественное в тех видах искусства (литература, изобразительные искусство, кино и т. п.), которые, в отличие от музыки, содержат также внехудожественную информацию (о событиях, фактах, людях и т. д.), которую условно можно отделить от художественной. Собственно художественное (музыкальное) понимается как программа воздействия на личность с целью организации (переустройства) этой личности в определенном направлении. Стимулом для этого становится выражение глубинных, как осознанных, так и подсознательных, ощущений человека в мире — его места в пространстве, времени и вечности — посредством становления числовых (музыкальных и квазимузыкальных) структур, не имеющих значений кроме их функций в художественном сообщении как целом. Наконец, показано, что способом приращения информации, полученной от художественного сообщения, является диалог (ключевое понятие Бахтина) реципиента художественного текста с самим текстом.

Ключевые слова:

самовозрастающая информация, музыка, искусство, становление, хронотоп, диалог, Юрий Лотман, Алексей Лосев, Александр Михайлов, Михаил Бахтин

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Константин Владимирович Зенкин, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского

доктор искусствоведения, проректор по научной работе, профессор кафедры истории зарубежной музыки

Библиографические ссылки

Литература

1. Лотман, Юрий. “Каноническое искусство как информационный парадокс”. В изд. Лотман, Юрий. Избранные статьи, 243–7. 3 тома. Таллинн: Александра, 1992, т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры.

2. Лотман, Юрий. “О двух моделях коммуникации в системе культуры”. В изд. Лотман, Юрий. Избранные статьи, 76–89. 3 тома. Таллинн: Александра, 1992, т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры.

3. Михайлов, Александр. “Поэтические тексты Антона Веберна”. В изд. Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, сост. Юрий Холопов, 57–70. М.: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 1998, сб. 21: “И свет во тьме светит”. О музыке Антона Веберна. 1945–1995.

4. Михайлов, Александр. “Слово и музыка: Музыка как событие в истории слова”. В изд. Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, ред. Евгения Чигарева, Екатерина Царева и Даниил Петров, 6–23. М.: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2002, сб. 36: Слово и музыка.

5. Лосев, Алексей. “Музыка как предмет логики”. В изд. Лосев, Алексей. Форма — Стиль — Выражение, ред. Аза Тахо-Годи и Игорь Маханьков, 405–602. М.: Мысль, 1995.

6. Лосев, Алексей. “Строение художественного мироощущения”. В изд. Лосев, Алексей. Форма — Стиль — Выражение, ред. Аза Тахо-Годи и Игорь Маханьков, 297–320. М.: Мысль, 1995.

7. Лосев, Алексей. “Диалектика художественной формы”. В изд. Лосев, Алексей. Форма — Стиль — Выражение, ред. Аза Тахо-Годи и Игорь Маханьков, 5–296. М.: Мысль, 1995.

8. Лосский, Николай. Интуитивная философия Бергсона. 3-е изд. Пг.: Учитель, 1922.

9. Бахтин, Михаил. “Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике”. В изд. Бахтин, Михаил. Вопросы литературы и эстетики, 234–407. М.: Художественная литература, 1975.

10. Зенкин, Константин. Музыка — Эйдос — Время. А. Ф. Лосев и горизонты современной науки о музыке. М.: Памятники исторической мысли, 2015.

11. Бобровский, Виктор. Функциональные основы музыкальной формы. М.: Музыка, 1978.

12. Мазель, Лео. Вопросы анализа музыки. М.: Советский композитор, 1978.

13. Мазель, Лео. Фантазия f-moll Шопена: Опыт анализа. М.: Музгиз, 1937.

14. Цуккерман, Виктор. “Камаринская” Глинки и ее традиции в русской музыке. М.: Музгиз, 1957.

15. Арановский, Марк. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: Композитор, 1998.

16. Бахтин, Михаил. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. М.: Советская Россия, 1979.

17. Райт, Фрэнк. Будущее архитектуры. Ред. А. Гегелло, пер. А. Гольдштейн. М.: Госстройиздат, 1960.

18. Седов, Виктор. “Интонационная природа искусства”. В изд. Седов, Виктор. Интонации. Исследование, 280–313. М.: Композитор, 2018.

19. Ramuz, Charles Ferdinand. Souvenirs sur Igor Stravinsky. Lausanne: H. L. Mermod, 1929.

20. Ровенко, Елена. “О музыкальности пространственных искусств как онтологической категории”. Философские науки, no. 10 (2016): 68–81.

21. Rovenko, Elena. “The Ontological Relationship Between Spatial and Temporal Arts as the Most Important among their Types of Interaction”. In The Fourth International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM-2017. Conference Proceedings, 297–305. Sofia: STEF92 Technology Ltd.2017, bk 6: Science and Arts, vol. 1.

22. Bruhn, Siglind. “Symmetries in Olivier Messiaen’s musical ‘Visions of the Amen’”. Symmetry: Culture and Science 26, no. 3 (2015): 295–315.

23. Weiss, Robert Michael. “Musical clock face value. Geometrical metaphors for musical properties”. In Making sense of music. Studies in musical semiotics, ed. by Costantino Maeder and Mark Reybrouck, 277–89. Louvain-la-Neuve: UCL Presses Universitaires de Louvain, 2017.


References

1. Lotman, Iurii. “Canonical Art as an Informational Paradox”. In Lotman, Iurii. Izbrannye stat’i, 243–7. 3 vols. Tallinn: Aleksandra Publ., 1992, vol. 1: Stat’i po semiotike i tipologii kul’tury. (In Russian)

2. Lotman, Iurii. “About Two Models of Communication in the System of Culture”. In Lotman, Iurii. Izbrannye stat’i, 76–89. 3 vols. Tallinn: Aleksandra Publ., 1992, vol. 1: Stat’i po semiotike i tipologii kul’tury. (In Russian)

3. Mikhailov, Aleksandr. “Poetic Texts by Anton Webern”. In Nauchnye trudy Moskovskoi gosudarstvennoi konservatorii imeni P. I. Chaikovskogo, comp. by Iurii Kholopov, 57–70. Moscow: Moskovskaia gosudarstvennaia konservatoriia imeni P. I. Chaikovskogo Publ., 1998, bk 21: “I svet vo t’me svetit”. O muzyke Antona Veberna. 1945–1995. (In Russian)

4. Mikhailov, Aleksandr. “Word and Music: Music as an Event in the History of the Word”. In Nauchnye trudy Moskovskoi gosudarstvennoi konservatorii imeni P. I. Chaikovskogo, ed. by Evgeniia Chigareva, Ekaterina Tsareva and Daniil Petrov, 6–23. Moscow: Moskovskaia gosudarstvennaia konservatoriia imeni P. I. Chaikovskogo Publ., 2002, bk 36: Slovo i muzyka. (In Russian)

5. Losev, Aleksei. “Music as a Subject of Logic”. In Losev, Aleksei. Forma — Stil’ — Vyrazhenie, ed. by Aza Takho-Godi and Igor’ Makhan’kov, 405–602. Moscow: Mysl’ Publ., 1995. (In Russian)

6. Losev, Aleksei. “The Structure of the Artistic Attitude”. In Losev, Aleksei. Forma — Stil’ — Vyrazhenie, ed. by Aza Takho-Godi and Igor’ Makhan’kov, 297–320. Moscow: Mysl’ Publ., 1995. (In Russian)

7. Losev, Aleksei. “The Dialectic of Art Form”. In Losev, Aleksei. Forma — Stil’ — Vyrazhenie, ed. by Aza Takho-Godi and Igor’ Makhan’kov, 5–296. Moscow: Mysl’ Publ., 1995. (In Russian)

8. Losskii, Nikolai. Bergson’s Intuitive Philosophy. 3rd ed. Petrograd: Uchitel’ Publ., 1922. (In Russian)

9. Bakhtin, Mikhail. “The Forms of Time and Chronotope in the Novel. Essays on Historical Poetics”. In Bakhtin, Mikhail. Voprosy literatury i estetiki, 234–407. Moscow: Khudozhestvennaia literatura Publ., 1975. (In Russian)

10. Zenkin, Konstantin. Music — Eidos — Time. A. F. Losev and the Horizons of Modern Music Science. Moscow: Pamiatniki istoricheskoi mysli Publ., 2015. (In Russian)

11. Bobrovskii, Viktor. Functional Foundations of Musical Form. Moscow: Muzyka Publ., 1978. (In Russian)

12. Mazel’, Leo. Music Analysis Issues. Moscow: Sovetskii kompozitor Publ., 1978. (In Russian)

13. Mazel’, Leo. Chopin’s Fantasy f-moll: An Analysis Experience. Moscow: Muzgiz Publ., 1937. (In Russian)

14. Tsukkerman, Viktor. Glinka’s “Kamarinskaya” and its Traditions in Russian Music. Moscow: Muzgiz Publ., 1957. (In Russian)

15. Aranovskii, Mark. Musical Text. Structure and Properties. Moscow: Kompozitor Publ., 1998. (In Russian)

16. Bakhtin, Mikhail. Problems of Dostoevsky’s Poetics. 4th ed. Moscow: Sovetskaia Rossiia Publ., 1979. (In Russian)

17. Wright, Frank Lloyd. The Future of Architecture. Rus. ed. Ed. by A. Gegello, transl. by A. Gol’dshtein. Moscow: Gosstroiizdat Publ., 1960.

18. Sedov, Viktor. “The intonational nature of art”. In Sedov, Viktor. Intonacii. Issledovanie, 280–313. Мoscow: Kompozitor Publ., 2018. (In Russian)

19. Ramuz, Charles Ferdinand. Souvenirs sur Igor Stravinsky. Lausanne: H. L. Mermod, 1929.

20. Rovenko, Elena. “About Musicality of Spatial Arts as an Ontological Category”. Filosofskie nauki, no. 10 (2016): 68–81. (In Russian)

21. Rovenko, Elena. “The Ontological Relationship Between Spatial and Temporal Arts as the Most Important among their Types of Interaction”. In The Fourth International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM-2017. Conference Proceedings, 297–305. Sofia: STEF92 Technology Ltd.2017, bk 6: Science and Arts, vol. 1. https://doi.org/10.5593/SGEMSOCIAL2017/HB61/S14.38.

22. Bruhn, Siglind. “Symmetries in Olivier Messiaen’s musical ‘Visions of the Amen’”. Symmetry: Culture and Science 26, no. 3 (2015): 295–315.

23. Weiss, Robert Michael. “Musical clock face value. Geometrical metaphors for musical properties”. In Making sense of music. Studies in musical semiotics, ed. by Costantino Maeder and Mark Reybrouck, 277–89. Louvain-la-Neuve: UCL Presses Universitaires de Louvain, 2017.

Загрузки

Опубликован

20.11.2019

Как цитировать

Зенкин, К. В. (2019). «Самовозрастающая информация» как сущностный признак музыкального и художественного. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 9(4), 620–636. https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.402

Выпуск

Раздел

Музыка