Формирование мировоззрения и творческого метода Уолтера Патера. Круг интеллектуальных и поэтических источников эссе «Прозрачность»

Авторы

  • Филипп Владимирович Федчин Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2016.304

Аннотация

Статья представляет собой продолжение исследования мировоззрения и творческого метода Уолтера Патера сквозь призму анализа его эссе «Прозрачность». В статье выделены темы, важные для понимания содержания патеровского эссе, а также места этого текста как в викторианской культуре в целом, так и в современной Патеру культуре Оксфорда. Речь идет о следующем тематическом ряде: Патер и немецкая интеллектуальная традиция, Патер и религия, Патер и прерафаэлиты, Патер и революция. Каждая из этих тем освещена в статье с акцентом на ключевом образе / понятии эссе «Прозрачность» — диафанный характер / тип. Рассмотрено влияние, которое на формирование этого понятия Патера оказало его увлечение такими разными авторами, как Шиллер, Фихте, Гегель, Гете, Винкельман, Ренан, Карлейль. Отмечена специфика обращения Патера с идеями классических и современных мыслителей и писателей. Внимание уделено историческим и поэтическим примерам диафанного характера, которые имел в виду Патер, когда писал свое эссе. Такими примерами выступают Христос, Биатриче, Рафаэль, Шарлотта Корде. Интерпретация этих примеров помогает многое прояснить в патеровском представлении о прозрачности и диафанном характере.

Ключевые слова:

Уолтер Патер, «Прозрачность», диафанный характер, Винкельман, Рафаэль

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Филипп Владимирович Федчин, Санкт-Петербургский государственный университет

старший преподаватель

Библиографические ссылки

References

1. Dowling L. C. The Vulgarization of Art. The Victoria ns and the Aesthetic Democracy. Charlottesville, London, University Press of Virginia, 1996, 133 p.

2. Monsman G. C. Oxford University’s Old Mortality Society: a study in Victorian romanticism. Lewiston, New York, Edwin Mellen Press, 1998, 121 p.

3. Eliot G. Romola. London, Smith, Elder, 1863, 622 p.

4. Inman B. A. Walter Pater’s reading: a bibliography of his library borrowings and literary references, 1858–1873. New York, Garland Pub, 1981, 380 p.

5. Fikhte I. G. Sochineniia [Johann Gottlieb Fichte. Works]: in 2 vols. Moscow, Mifril Publ., 1993, vol. 2, 798 p. (In Russian)

6. Stamm U. Walter Pater’s essay «Diaphaneite» as a bridge between romanticism and modernism. Nineteenth-Century Prose, 1997, vol. 24, no. 2, 8809 words. Available at: http://www.thefreelibrary.com/Walter+Pater%27s+essay+%22Diaphaneite%22+as+a+bridge+between+romanticism…-a0188966659 (accessed 09.11.2015).

7. Brake L., Small I. Pater in the 1990s. Greensboro, ELT Press, 1991, 320 p.

8. Varty A. The Crystal Man: A Study of «Diaphaneite». Pater in the 1990s. Eds L. Brake, I. Small. Greensboro, ELT Press, 1991, pp. 205–216.

9. Milbank A. Dante and the Victorians. Manchester, New York, Manchester University Press, Distributed exclusively in the USA by St. Martin’s Press, 1998, 277 p.

10. Werner M. Pre-Raphaelite Painting and Nineteenth-Century Realism. Cambridge, Cambridge University Press, 2005, 300 p.

11. Pater W. Imaginary portraits. London, Macmillan and Co, 1910.

12. Pater W. H. Miscellaneous studies; a series of essays. New York, London, Macmillan and Сo, 1895, 222 p.

13. Pater W. The Renaissance. Cleveland, New York, World Publishing Company, 1961, 224 p.

14. Paul-Jacques-Aimé Baudry Baudry. Charlotte Corday. Oil on canvas, H. 203, L. 154, 1860. Musée des Beaux-Arts, Nantes, France.

Загрузки

Опубликован

25.10.2016

Как цитировать

Федчин, Ф. В. (2016). Формирование мировоззрения и творческого метода Уолтера Патера. Круг интеллектуальных и поэтических источников эссе «Прозрачность». Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 6(3), 49–59. https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2016.304

Выпуск

Раздел

История культуры