The Formation of the Visual Theatre Aesthetics: Theater Practice and Experiments of the Russian Avant-garde in the 1900–1930s

Авторы

  • Маргарита Андреевна Спасская Российский государственный институт сценических искусств https://orcid.org/0000-0002-6948-2330

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2018.404

Аннотация

Визуальный театр на русской сцене сегодня является одним из наиболее стремительно развивающихся направлений. Сценический текст таких постановок формирует зримо воплощаемые поэтические образы, которые режиссер, подобно художнику, создает в театральном пространстве. Главной задачей актера оказывается не репрезентация персонажа, а участие в формировании сценической композиции. Работы «визуальщиков» — Р. Уилсона, Р. Кастеллуччи, Ж. Наджа, Д. Крымова, «Инженерного театра АХЕ» и др. — отчетливо демонстрируют одну из определяющих тенденций современного сценического искусства: перенос действенной активности с вербальной составляющей на визуальную. Однако, несмотря на кажущуюся новизну приемов, идеи, разрабатываемые современными режиссерами, оказываются часто высокотехнологичным, но всегда вполне логичным, закономерным продолжением экспериментов театрального и художественного авангарда 1900–1930-х гг. Именно тогда художник и режиссер начали движение навстречу друг другу. В статье исследуются подходы к работе с визуальной образностью как смыслообразующим элементом спектакля, реализовывавшиеся в русском театре в постановках В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова, Г. Крэга («Гамлет» в Художественном театре, 1909–1911 гг.) и др. На примере теоретических разработок и сценических экспериментов В. В. Кандинского, К. С. Малевича, В. Е. Татлина и др. проиллюстрировано, каким образом русский художественный авангард осваивал инструментарий сценических форм. Анализируется процесс взаимовлияния театра и изобразительного искусства в начале XX века, проводятся параллели между поисками 1900–1930-х гг. и основными эстетическими установками современного визуального театра.

Ключевые слова:

визуальный театр, театр художника, художественный авангард, футуризм, перформанс-арт, В. Э. Мейерхольд, В. В. Кандинский, К. С. Малевич

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Маргарита Андреевна Спасская, Российский государственный институт сценических искусств

аспирантка театроведческого факультета, кафедра русского театра

Библиографические ссылки


References

1. Goder, Dina. Khudozhniki, vizionery, tsirkachi. Ocherki vizual’nogo teatra. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2012. (In Russian)

2. Goder, Dina. “Triumf uzlovatykh verevok”. Luchshii iz mirov, 2003. Accessed April 11, 2018. http://theatretimes.ru/triumf-uzlovatykh-verevok. (In Russian)

3. Andreyev, Leonid, ed. Nazyvat’ veshchi svoimi imenami. Programmnye vystupleniia masterov zapadnoyevropeyskoy literatury XX veka. Moscow: Progress, 1986. (In Russian)

4. Bychkov, Viktor. Estetika. Uchebnik. 2nd ed. Moscow: Gardariki, 2004. (In Russian)

5. Maksimov, Vadim. Modernistskie kontseptsii teatra ot simvolizma do futurizma. Tragicheskie formy v teatre ХХ veka. Uchebnoe posobie. St. Petersburg: SPbGATI, 2014. (In Russian)

6. Meierkhol’d, Vsevolod. “K istorii i tekhnike teatra”. In Meierkhol’d, Vsevolod. Stat’i. Pis’ma. Rechi. Besedy, compiled, edited and commented by Aleksandr Fevral’skii, 105–43. 2 parts. Moscow: Iskusstvo, 1968, pt. 1. (In Russian)

7. Titova, Galina. Meierkhol’d i Komissarzhevskaia. Modern na puti k Uslovnomu teatru. Uchebnoe posobie. St. Petersburg: SPbGATI, 2006. (In Russian)

8. Meierkhol’d, Vsevolod. Stat’i. Pis’ma. Rechi. Besedy. Compiled, edited and commented by Aleksandr Fevral’skii. 2 parts. Moscow: Iskusstvo, 1968, pt. 2. (In Russian)

9. Titova, Galina. Tvorcheskii teatr i teatral’nyi konstruktivizm. St. Petersburg: SAbGATI, 1995. (In Russian)

10. Piotrovskii, Adrian. “Kinofikatsiia teatra”. Zhizn’ iskusstva, no. 47 (1927): 4. (In Russian)

11. Bachelis, Tat’iana. Shekspir i Kreg. Moscow: Nauka, 1983. (In Russian)

12. Berezkin, Viktor. Teatr khudozhnika. Rossiia. Germaniia. Moscow: Agraf, 2007. (In Russian)

13. Lazareva, Ekaterina, comp., transl., comment. Vtoroi futurizm. Manifesty i programmy ital’ianskogo futurizma: 1915–1933. Moscow: Gileia, 2013. (In Russian)

14. Bobrinskaia, Ekaterina. Futurizm. Moscow: Galart, 2000. (In Russian)

15. Maiakovskii, Vladimir. “Teatr, kinematograf, futurizm”. In Maiakovskii, Vladimir. Teatr i kino, compiled, edited and commented by Aleksandr Fevral’skii, 379–81. 2 vols. Moscow: Iskusstvo, 1954, vol. 2. (In Russian)

16. Goldberg, Rouzli. Iskusstvo performansa. Ot futurizma do nashikh dnei [Performance Art. From Futurism to the Present]. Translated by Anna Aslanian. Moscow: Ad Marginem Press et al., 2013. (In Russian)

17. Stakhorskoi, Sergei, comp., ed., comment. Iz istorii sovetskoi nauki o teatre. 20-e gody. Moscow: GITIS, 1988. (In Russian)

18. Berezkin, Viktor. Iskusstvo stsenografii mirovogo teatra. Teatr khudozhnika. Istoki i nachala. 3rd ed. 12 vols. Moscow: Librokom, 2012, vol. 4. (In Russian)

19. Livshits, Benedikt. Polutoraglazyi strelets. Compiled by Ekaterina Livshits and Pavel Nerler. Leningrad: Sovetskii pisatel’, 1989. (In Russian)

20. Tarabukin, Nikolai. Ot mol’berta k mashine. Moscow: Rabotnik prosveshcheniia, 1923. (In Russian)

21. Rudnev, Vadim. Entsiklopedicheskii slovar’ kul’tury XX veka. Kliuchevye poniatiia i teksty. 2nd ed. Moscow: Agraf, 2003. (In Russian)

22. Obukhova, Aleksandra, ed. Performans v Rossii. 1910–2010. Kartografiia istorii. Moscow: MSI “Garazh”, 2014. (In Russian)

23. Taylor, Brandon. The Art Today. London: Calman&Kind LTD, 2005.

24. Leman, Khans-Tis. Postdramaticheskii teatr [Postdramatic Theatre]. Translated and commented by Natal’ia Isaeva. Moscow: ABCdesign, 2013. (In Russian)

25. Kostelanetz, Richard. “The Theatre of Mixed-Means Medium”. In Theatre of mixed-means: an introduction to happenings, kinetic environments, and other mixed-means presentation, edited by Richard Kostelanetz, 3–42. London: Pitman, 1968.

Загрузки

Опубликован

11.12.2018

Как цитировать

Спасская, М. А. (2018). The Formation of the Visual Theatre Aesthetics: Theater Practice and Experiments of the Russian Avant-garde in the 1900–1930s. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 8(4), 593–604. https://doi.org/10.21638/spbu15.2018.404

Выпуск

Раздел

Театр