“The King is dead. Long live the King!”: эволюция и функционирование мифа о Джордже Вашингтоне в изобразительном искусстве США XIX века

Авторы

  • Никита Сергеевич Аграновский Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

Миф о Джордже Вашингтоне как идентифицирующем герое Америки не только не прекратил свое существование со смертью «отца нации» на рубеже XVIII–XIX вв., но и получил новый мощный импульс к развитию — в том числе в живописи. Рассматриваемые в настоящей статье произведения изобразительного искусства зафиксировали переход от изображения Вашингтона как реальной фигуры к художественному воспроизведению чистой мифологемы «отца нации», включившей в себя символическое воскрешение, обожествление и уподобление персоналиям античной и библейской истории. Сакральность Вашингтона, избыточность которой многими осознавалась, тем не менее сохранит свои позиции в общественном сознании на протяжении всего XIX столетия и будет настолько устойчивой, что даже попытки противодействия ей через возвращение Вашингтону черт обычного человека примут форму мифа — единственного «языка», которым Америка могла говорить о своем символе.

Ключевые слова:

Джордж Вашингтон, миф и мифология, историческая живопись, искусство США, XIX век

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Никита Сергеевич Аграновский, Санкт-Петербургский государственный университет

магистр, выпускник факультета свободных искусств и наук по направлению арт-критика

Библиографические ссылки

Литература

1. Шеллинг Ф. В. Философия мифологии: в 2 т. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2013. Т. 1. Введение в философию мифологии. xxiv + 480 с.

2. Lengel E. G. Inventing George Washington: America’s Founder, in Myth and Memory. New York: Harper Collins Press, 2011. xviii + 249 p.

3. Юрьева Т. С. Портрет в американской культуре XVIII–XX вв.: дис. … д-ра искусствоведения. СПб., 2001. 353 с.

4. McGroarty W. The death of Washington // The Virginia Magazine of History and Biography. 1946. Vol. 54, N 2. P. 152–156.

5. Schwartz B. George Washington: the making of an American symbol. New York: The Free Press, 1987. 250 p.

6. George Washington: American Symbol / ed. by B. J. Mitnik. New York: Hudson Hills Press, 1999. 162 p.

7. Corry J. Biographical memoirs of illustrious general George Washington, late president of the United States of America, and commander in chief of their armies during the Revolutionary War. New Haven: From Sidney’s Press, for I. Cooke & Co., 1810. 144 p.

8. Eulogies and Orations on the Life and Death of General George Washington, First President of the United States of America. Boston: Printed by Manning & Loring, for W. P. & L. Blake [etc.], 1800. 304 p.

9. Ямпольский М. Физиология символического. Кн. 1. Возвращение Левиафана: политическая теология, репрезентация власти и конец Старого режима. М.: НЛО, 2004. 806 с.

10. Jacobs P. L. John James Barralet and the Apotheosis of George Washington // Winterthur Portfolio. 1977. Vol. 12. P. 115–137.

11. Henriques P. R. The Final Struggle between George Washington and the Grim King: Washington’s Attitude toward Death and an Afterlife // The Virginia Magazine of History and Biography. 1999. Vol. 107, N 1. P. 73–97.

12. Хейзинга Й. Homo ludens. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 352 с.

13. Soltis C. E. Rembrandt Peale’s “Rubens Peale with a Geranium”: A Possible Source in David Teniers the Younger // American Art Journal. 2002. Vol. 33, N 1/2. P. 4–19.

14. Fishwick M. Virginians on Olympus. IV. George Washington: America’s First Demigod // The Virginia Magazine of History and Biography. 1951. Vol. 59, N 1. P. 51–71.

15. Piro J. M. The Rhode Island “Washington”: Meaning Making in Social Studies Through Art History // The History Teacher. 2005. Vol. 38, N 4. P. 483–497.

16. Литературная история Соединенных Штатов Америки: в 3 т. М.: Прогресс, 1978. Т. 2. 525 с.

17. «Сделать прекрасным наш день…»: Публицистика американского романтизма. М.: Прогресс, 1990. 540 с.

18. The writings of George Washington: in 12 vol. / ed. by J. Sparks. Boston: Russell, Shattuck, and Williams, 1836. Vol. 10. 563 p.

19. Свиньин П. П. Американские дневники и письма (1811–1813). М.: Издательский дом «Парад», 2005. 559 с.

20. Master painting from the Butler institute of American Art. New York: H. N. Abrams in association with the Butler Institute of American Art, 1994. 372 p.

21. Ward D. C. Celebration of Self: The Portraiture of Charles Willson Peale and Rembrandt Peale, 1822–27 // American Art. 1993. Vol. 7, N 1. P. 8–27.

22. Sellers Ch. C. Charles Willson Peale’s Portraits of Washington // The Metropolitan Museum of Art Bulletin. 1951. Vol. 9, N 6. P. 147–155.

23. Fink L. M. Rembrandt Peale in Paris // The Pennsylvania Magazine of History and Biography. 1986. Vol. 110, N 1. P. 71–90.

24. Hevner C. E. Rembrandt Peale’s Life in Art // The Pennsylvania Magazine of History and Biography. 1986. Vol. 110, N 1. P. 13–31.

25. Савельева И. М., Полетаев А. В. Социальные представления о прошлом, или знают ли американцы историю. М.: НЛО, 2008. 456 с.

26. Schwartz B. The social context of commemoration: A study in collective memory // Social Forces. 1982. Vol. 61, N 2. P. 374–402.

27. Байрон Дж. Г. Собр. соч. в 4 т. М.: Правда, 1981. Т. 2. 319 с.

28. Troyen C. Thomas Sully’s “The Torn Hat” // Journal of the Museum of Fine Arts, Boston. 1992. Vol. 4. P. 4–16.

29. Fehl Ph. P. Thomas Sully’s Washington’s Passage of the Delaware: The History of a Commission // The Art Bulletin. 1973. Vol. 55, N 4. P. 584–599.

30. Larkin O. Art and Life in America. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1960. 557 p.

31. Meyer J. F. Myths in stone: Religious dimensions of Washington. Berkeley: University of California Press, 2001. 350 p.

32. Furtwangler A. George Washington fading away // American Literary History. 1990. Vol. 2, N 2. P. 318–327.

33. Wierich J. Struggling through History: Emanuel Leutze, Hegel, and Empire // American Art. 2001. Vol. 15, N 2. P. 52–71.

34. Groseclose B. “Washington Crossing the Delaware”: The political context // American Art Journal. 1975. Vol. 7, N 2. P. 70–78.

35. Voss Fr. Webster replying to Hayne: George Healy and the economics of history painting // American Art. 2001. Vol. 15, N 3. P. 34–53.

36. Stehle R. L. A portrait of George Washington at fifty three // Records of the Columbia Historical Society, Washington, D. C. 1980. Vol. 50. P. 223–228.

37. Holt J. Looking at American History through Art // The History Teacher. 1998. Vol. 31, N 2. P. 181–192.

38. Reminiscences by Rembrandt Peale // The Crayon. Vol. 1, N 2 (Jan. 10, 1855). P. 22–23.

39. Ellis J. J. Seine Exzellenz George Washington. München: C. H. Beck, 2005. 386 S.

40. Лосев А. Ф. История античной эстетики // Библиотека Гумер. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Losev3_HistEst/_01.php (дата обращения: 21.11.2013).

41. Lee J. B. Historical Memory, Sectional Strife, and the American Mecca: Mount Vernon, 1783–1853 // The Virginia Magazine of History and Biography. 2001. Vol. 109, N 3. P. 255–300.

42. Kammen M. Mystic chords of memory: The transformation of tradition in American culture. New York: Alfred A. Knopf, 1991. 864 p.

43. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. Киев: Государственная библиотека для юношества, 1996. 384 с.

44. Hannemann D. Klassische Antike und amerikanische Identitätskonstruktion. Paderborn: Ferdinand Schöningh, 2008. 264 S.

45. Шлезингер-младший А. М. Циклы американской истории. М.: Прогресс, 1992. 688 с.

46. An American Anthology 1787–1900 / ed. by C. Stedman. Cambridge, Massachusetts: The Riverside Press, 1928. 878 p.

47. The Italian Presence in American Art, 1860–1920 / ed. by I. B. Jaffe. New York: Fordham University Press, 1992. xvi + 265 p.

48. Art-Desecration of the Capitol // Cosmopolitan Art Journal. 1858. Vol. 2, N 2/3 (Mar.-Jun.). P. 134–136.

49. Lindgren J. M. “Virginia Needs Living Heroes”: Historic Preservation in the Progressive Era // The Public Historian. 1991. Vol. 13, N 1. P. 9–24.

50. Custis G. W. P., Thayer R. M. George Washington Parke Custis’s opinion of portraits of Washington // The Pennsylvania Magazine of History and Biography. 1894. Vol. 18, N 1. P. 81–84.

References

1. Shelling F. V. Filosofiia mifologii: v 2 t. SPb.: Izd-vo SPbGU, 2013. T. 1. Vvedenie v filosofiiu mifologii. xxiv + 480 s.

2. Lengel E. G. Inventing George Washington: America’s Founder, in Myth and Memory. New York: Harper Collins Press, 2011. xviii + 249 p.

3. Iur'eva T. S. Portret v amerikanskoi kul'ture XVIII–XX vv.: dis. … d-ra iskusstvovedeniia. SPb., 2001. 353 s.

4. McGroarty W. The death of Washington, The Virginia Magazine of History and Biography. 1946. Vol. 54, N 2. P. 152–156.

5. Schwartz B. George Washington: the making of an American symbol. New York: The Free Press, 1987. 250 p.

6. George Washington: American Symbol, ed. by B. J. Mitnik. New York: Hudson Hills Press, 1999. 162 p.

7. Corry J. Biographical memoirs of illustrious general George Washington, late president of the United States of America, and commander in chief of their armies during the Revolutionary War. New Haven: From Sidney’s Press, for I. Cooke & Co., 1810. 144 p.

8. Eulogies and Orations on the Life and Death of General George Washington, First President of the United States of America. Boston: Printed by Manning & Loring, for W. P. & L. Blake [etc.], 1800. 304 p.

9. Iampol'skii M. Fiziologiia simvolicheskogo. Kn. 1. Vozvrashchenie Leviafana: politicheskaia teologiia, reprezentatsiia vlasti i konets Starogo rezhima. M.: NLO, 2004. 806 p.

10. Jacobs P. L. John James Barralet and the Apotheosis of George Washington, Winterthur Portfolio. 1977. Vol. 12. P. 115–137.

11. Henriques P. R. The Final Struggle between George Washington and the Grim King: Washington’s Attitude toward Death and an Afterlife, The Virginia Magazine of History and Biography. 1999. Vol. 107, N 1. P. 73–97.

12. Kheizinga I. Homo ludens. M.: EKSMO-Press, 2001. 352 p.

13. Soltis C. E. Rembrandt Peale’s “Rubens Peale with a Geranium”: A Possible Source in David Teniers the Younger, American Art Journal. 2002. Vol. 33, N 1/2. P. 4–19.

14. Fishwick M. Virginians on Olympus. IV. George Washington: America’s First Demigod, The Virginia Magazine of History and Biography. 1951. Vol. 59, N 1. P. 51–71.

15. Piro J. M. The Rhode Island “Washington”: Meaning Making in Social Studies Through Art History, The History Teacher. 2005. Vol. 38, N 4. P. 483–497.

16. Literaturnaia istoriia Soedinennykh Shtatov Ameriki: v 3 t. M.: Progress, 1978. T. 2. 525 p.

17. «Sdelat' prekrasnym nash den'…»: Publitsistika amerikanskogo romantizma. M.: Progress, 1990. 540 p.

18. The writings of George Washington: in 12 vol., ed. by J. Sparks. Boston: Russell, Shattuck, and Williams, 1836. Vol. 10. 563 p.

19. Svin'in P. P. Amerikanskie dnevniki i pis'ma (1811–1813). M.: Izdatel'skii dom «Parad», 2005. 559 p.

20. Master painting from the Butler institute of American Art. New York: H. N. Abrams in association with the Butler Institute of American Art, 1994. 372 p.

21. Ward D. C. Celebration of Self: The Portraiture of Charles Willson Peale and Rembrandt Peale, 1822–27, American Art. 1993. Vol. 7, N 1. P. 8–27.

22. Sellers Ch. C. Charles Willson Peale’s Portraits of Washington, The Metropolitan Museum of Art Bulletin. 1951. Vol. 9, N 6. P. 147–155.

23. Fink L. M. Rembrandt Peale in Paris, The Pennsylvania Magazine of History and Biography. 1986. Vol. 110, N 1. P. 71–90.

24. Hevner C. E. Rembrandt Peale’s Life in Art, The Pennsylvania Magazine of History and Biography. 1986. Vol. 110, N 1. P. 13–31.

25. Savel'eva I. M., Poletaev A. V. Sotsial'nye predstavleniia o proshlom, ili znaiut li amerikantsy istoriiu. M.: NLO, 2008. 456 s.

26. Schwartz B. The social context of commemoration: A study in collective memory, Social Forces. 1982. Vol. 61, N 2. P. 374–402.

27. Bairon Dzh. G. Sobr. soch. v 4 t. M.: Pravda, 1981. T. 2. 319 s.

28. Troyen C. Thomas Sully’s “The Torn Hat”, Journal of the Museum of Fine Arts, Boston. 1992. Vol. 4. P. 4–16.

29. Fehl Ph. P. Thomas Sully’s Washington’s Passage of the Delaware: The History of a Commission, The Art Bulletin. 1973. Vol. 55, N 4. P. 584–599.

30. Larkin O. Art and Life in America. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1960. 557 p.

31. Meyer J. F. Myths in stone: Religious dimensions of Washington. Berkeley: University of California Press, 2001. 350 p.

32. Furtwangler A. George Washington fading away, American Literary History. 1990. Vol. 2, N 2. P. 318–327.

33. Wierich J. Struggling through History: Emanuel Leutze, Hegel, and Empire, American Art. 2001. Vol. 15, N 2. P. 52–71.

34. Groseclose B. “Washington Crossing the Delaware”: The political context, American Art Journal. 1975. Vol. 7, N 2. P. 70–78.

35. Voss Fr. Webster replying to Hayne: George Healy and the economics of history painting, American Art. 2001. Vol. 15, N 3. P. 34–53.

36. Stehle R. L. A portrait of George Washington at fifty three, Records of the Columbia Historical Society, Washington, D. C. 1980. Vol. 50. P. 223–228.

37. Holt J. Looking at American History through Art, The History Teacher. 1998. Vol. 31, N 2. P. 181–192.

38. Reminiscences by Rembrandt Peale, The Crayon. Vol. 1, N 2 (Jan. 10, 1855). P. 22–23.

39. Ellis J. J. Seine Exzellenz George Washington. München: C. H. Beck, 2005. 386 S.

40. Losev A. F. Istoriia antichnoi estetiki, Biblioteka Gumer. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Losev3_HistEst/_01.php (accessed: 21.11.2013).

41. Lee J. B. Historical Memory, Sectional Strife, and the American Mecca: Mount Vernon, 1783–1853, The Virginia Magazine of History and Biography. 2001. Vol. 109, N 3. P. 255–300.

42. Kammen M. Mystic chords of memory: The transformation of tradition in American culture. New York: Alfred A. Knopf, 1991. 864 p.

43. Iung K. G. Dusha i mif: shest' arkhetipov. Kiev: Gosudarstvennaia biblioteka dlia iunoshestva, 1996. 384 p.

44. Hannemann D. Klassische Antike und amerikanische Identitätskonstruktion. Paderborn: Ferdinand Schöningh, 2008. 264 p.

45. Shlezinger-mladshii A. M. Tsikly amerikanskoi istorii. M.: Progress, 1992. 688 p.

46. An American Anthology 1787–1900, ed. by C. Stedman. Cambridge, Massachusetts: The Riverside Press, 1928. 878 p.

47. The Italian Presence in American Art, 1860–1920, ed. by I. B. Jaffe. New York: Fordham University Press, 1992. xvi + 265 p.

48. Art-Desecration of the Capitol, Cosmopolitan Art Journal. 1858. Vol. 2, N 2/3 (Mar.-Jun.). P. 134–136.

49. Lindgren J. M. “Virginia Needs Living Heroes”: Historic Preservation in the Progressive Era, The Public Historian. 1991. Vol. 13, N 1. P. 9–24.

50. Custis G. W. P., Thayer R. M. George Washington Parke Custis’s opinion of portraits of Washington, The Pennsylvania Magazine of History and Biography. 1894. Vol. 18, N 1. P. 81–84.

Загрузки

Опубликован

15.08.2014

Как цитировать

Аграновский, Н. С. (2014). “The King is dead. Long live the King!”: эволюция и функционирование мифа о Джордже Вашингтоне в изобразительном искусстве США XIX века. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 4(3), 44–63. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/4509

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство