Формирование и развитие иконографии месмерического сеанса во второй половине XVIII — конце XIX в.

  • Дарья Олеговна Мартынова Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина при Российской академии художеств; Национальный исследовательский университет ИТМО https://orcid.org/0000-0003-0426-6458

Аннотация

Рассматривается становление в визуальной культуре образа сценического гипноза как мистерии, комедии и своеобразного «доказательства» существования сверхчеловеческой силы, исходящей из рук гипнотизера. Впервые анализируя эволюцию иконографии такого феномена, как месмеризм, во второй половине XVIII — середине XIX в., автор показывает, что сценарий современного гипнотического представления и его жестов был заложен во второй половине XVIII в. последователями паранаучной теории, вызывавшей дискуссии и интриговавшей медиков и художников на протяжении столетий. Анализируя развитие иконографии месмерического сеанса, автор выделяет две волны популярности этого сюжета: первая волна — 70–80-е годы XVIII в. и вторая волна — первое десятилетие XIX в. — начало ХХ в. Подобная продолжительность обусловлена увлечением сверхъестественным и необъяснимым, отображавшимся в различных стилях и течениях. Рассматривается, как развитие иконографии месмерического сеанса спровоцировало появление трикстера гипнотизера или фокусника, который настолько вписался в массовую культуру, что впоследствии стал маркировать большинство гипнотических действий, спиритуалистических сеансов или шоу с чудесами. Также анализируется, как образ «контролера» в лице мужчины сформировал и утвердил парадигму бессильной, загадочной и управляемой женщины. Автор приходит к выводу, что гипноз и месмеризм стали обычными театральными зрелищами в XX в., культивировавшими власть мужчины (патриархального общества) над обессиленной женщиной, что отобразилось в произведениях Жоржа Мельеса, Альфреда Хичкока и даже в комиксе «Чудо-женщина».

Ключевые слова:

гендерные исследования, искусство Франции, месмеризм, Шарко, принцип визуальной аналогии, вытесненный образ, сомнамбулизм, спиритизм, гипнотизер

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Литература/References

1. Mills, Bruce. Poe, Fuller, and the Mesmeric Arts: Transition States in the American Renaissance. Columbia: University of Missouri Press, 2006.

2. Darnton, Robert. Mesmerism and the End of the Enlightenment in France. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1968. https://doi.org/10.2307/j.ctvk12q6m.

3. Schuchard, Marsha Keith. “Blake’s Healing Trio: Magnetism, Medicine, and Mania”. Blake: An Illustrated Quarterly 23, no. 1 (1989): 20–32.

4. Kim, Youn, and Gilman L. Sander, eds. The Oxford Handbook of Music and the Body. New York: Oxford University Press, 2019. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780190636234.001.0001.

5. Horden, Peregrine, ed. Music as Medicine: The History of Music Therapy Since Antiquity. London; New York: Routledge, 2017.

6. Horden, Peregrine. Cultures of Healing: Medieval and After. London; New York: Routledge, 2019. (Variorum Collected Studies).

7. Armando, David, and Bruno Belhoste. “Mesmerism Between the End of the Old Regime and the Revolution: Social Dynamics and Political Issues”. Transl. by Joan Jhonson. Annales historiques de la Révolution française 391, no. 1 (2018): 3–26.

8. Barth, George H. The Mesmerist’s Manual of Phenomena and Practice: With Directions for Applying Mesmerism to the Cure of Diseases, and the Methods of Producing Mesmeric Phenomena. Intended for Domestic Use and the Instruction of Beginners. London: Baillière, 1850.

9. Sandby, George. Mesmerism and its Opponents. 2nd ed. London: Longman, Brown, Green, and Longmans, 1848.

10. Martineau, Harriet. Letters on Mesmerism. London: Edward Moxon, 1845.

11. Edelman, Nicole. “Magnetic Somnambulism: The Stakes of Marginalization (First Half of the 19th Century in France)”. L’Homme et la société 167–168–169, no. 1 (2008): 85–100.

12. Finn, Michael R. Hysteria, Hypnotism, the Spirits, and Pornography: Fin-de-siècle Cultural Discourses in the Decadent Rachilde. Newarc, NJ: University of Delaware Press, 2009.

13. Sal’nikova, Ekaterina. “Anatomical Theater in the Context of the History of Visual Information Carriers”. Chelovek i kul’tura, no. 1 (2012): 65–101. https://doi.org/10.7256/2306-1618.2012.1.193. (In Russian)

14. Hunter, Roy C. The Art of Hypnosis: Mastering Basic Techniques. 3rd ed. Dubuque: Kendall; Hunt Publishing Company, 2000.

15. Rosenfeld, Saul Marc. A Critical History of Hypnotism: The Unauthorized Story. Bloomington: Xlibris Corporation, 2008.

16. Foucault, Paul-Michel. The Will to Truth: Beyond Knowledge, Power, and Sexuality: Collected Articles. Rus. ed. Comp., transl., comment. by S.Tabachnikova. Moscow: Kastal’ Publ., 1996. (In Russian)

17. Purcell, L. Edward “Trilby and Trilby Mania, The Beginning of the Bestseller System”. The Journal of Popular Culture 11, no. 1 (1977): 62–76. https://doi.org/10.1111/j.0022-3840.1977.1101_62.x.

18. Forsyth, Neil. “Shakespeare and Méliès: Magic, Dream and the Supernatural”. Études anglaises 55, no. 2 (2002): 167–80.

19. Gordon, Rae Beth. “From Charcot to Charlot: Unconscious Imitation and Spectatorship in French Cabaret and Early Cinema”. Critical Inquiry 27, no. 3 (2001): 515–49.

20. Schwartz, Vanessa R., and Jeannene M. Przyblyski, eds. The Nineteenth-Century Visual Culture Reader. New York: Routledge, 2004.

21. Facos, Michelle, ed. A Companion to Nineteenth-Century Art. New York: John Wiley & Sons, 2018. (Wiley Blackwell Companions to Art History).

22. Radisich, Jeremy N. “Gender in Four Colors: The Female Character in Golden Age Comics”. MA thesis, University of California, 1999.

23. Ormrod, Joan. Wonder Woman: The Female Body and Popular Culture. London; New York: Bloomsbury Academic, 2020.

Опубликован
2021-06-09
Как цитировать
Мартынова, Д. О. (2021). Формирование и развитие иконографии месмерического сеанса во второй половине XVIII — конце XIX в. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 11(2), 224-242. https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.204
Раздел
Изобразительное искусство