За порогом видимого: фотографические объекты Александра Угая

Авторы

  • Андрей Николаевич Фоменко Российский государственный гуманитарный университет https://orcid.org/0000-0002-1497-3984

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.206

Аннотация

Одной из особенностей фотографического медиума служит то, что процесс формирования изображения в нем принципиально невидим — в отличие от живописи. Фотография, которая делает мир более «видимым», сама в некотором смысле ускользает от визуального контроля. Переход к цифровой технике отчасти редуцирует эту «темную сторону» фотографии, но вместе с тем позволяет более остро ощутить специфику аналоговой фотографии и располагает к рефлексии относительно ее двойственной природы. Примером служат работы современного казахстанского художника Александра Угая, который в своей практике смещается от фотографии как изображения к фотографии как объекту, веществу и процессу, объединяя тематизацию природы фотографического с темой памяти и забвения. В проекте «Объекты памяти» (2013) он переснял фотоснимки из архивов казахстанских концентрационных лагерей, но не с лицевой, а с оборотной стороны, акцентировав внимание на объектности и эфемерности фотоотпечатка. В других своих «метафотографических» работах Угай почти полностью исключает изобразительный компонент: так, «Капсула времени» (с 2011 г.) представляет собой долгосрочный проект, выявляющий «саморазрушительный» характер акта фотографирования. Итогом этой рефлексии относительно фотографической диалектики видимого и невидимого служит серия «обскуратонов» (2017–2018) — камер-обскур сложной конфигурации, снабженных множеством отверстий. Обскуратон попеременно выступает как инструмент для создания изображения (аналог визуального аппарата человека) и как видимый объект, интегрированный в среду наряду с другими вещами. Здесь прочитывается полемика с идеей тотального визуального контроля; машины зрения оказываются одновременно машинами слепоты. Складывается впечатление, что акцент на физических и химических процессах, использование конкретных иконографических источников и отсылки к историческим реалиям преследуют в проектах Угая единственную цель: растворение смыслов и распад форм. Эту позицию хорошо описывает фигура «ангела истории» (В.Беньямин), чей «лик обращен к прошлому» с растущей горой обломков.

Ключевые слова:

Александр Угай, фотография, современное искусство, искусство Казахстана, камера-обскура, обскуратон, паноптизм, постфотография, неоавангард, энтропия

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Андрей Николаевич Фоменко, Российский государственный гуманитарный университет

доктор искусствоведения, главный научный сотрудник

Библиографические ссылки

Литература

1. Trachtenberg, Alan. Reading American Photographs. New York: Hill and Wang, 1989.

2. Crow, Thomas. Modern Art in the Common Сulture. New Haven; London: Yale University Press, 1996.

3. Гройс, Борис. Политика поэтики. Пер. А.Осиповой и др. М.: Ад Маргинем Пресс, 2012.

4. Mitchell, William J. The Reconfigured Eye: Visual Truth in the Post-Photographic Era. Cambridge MA; London: MIT Press, 1992.

5. Edwards, Elizabet, and Janice Hart, eds. Photographs Objects Histories: On the Materiality of Images. London; New York: Routledge, 2004.

6. Фоменко, Андрей. “Смерть героя и другие воспоминания о современности”. Art 1. Дата обращения ноябрь 17, 2020. https://art1.ru/2013/10/29/smert-geroya-i-drugie-vospominaniya-osovremennosti-25721.

7. Sorokina, Yuliya. “Alexander Ugay”. In Phantom Stories. Leitmotifs From Post-Soviet Asia. 8 September — 4 November 2018, curators Anders Kreuger and Yuliya Sorokina, 121–30. Lund: Lundskonsthall, 2018.

8. Фоменко, Андрей. “Wild East — Wild Medium. О фотосерии Александра Угая ‘Мы из Техаса’”. Искусство кино, no. 5 (2014): 105–9.

9. Smithson, Robert. “Entropy and the New Monuments (1966)”. In Robert Smithson: The Collected Writings, ed. by Jack Flam, 10–23. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 1996.

10. Малевич, Казимир. Собрание сочинений. Ред., сост. и коммент. Александра Шатских. 5 томов. М.: Гилея, 1995, т. 1: Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы, 1913–1929.

11. Фостер, Х., Р.Краусс, И.-А.Буа, Б.Бухло, и Д.Джослит. Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм. Пер. Георгий Абдушелишвили и др., ред. Андрей Фоменко и Алексей Шестаков. М.: Ad Marginem, 2015.

12. Лессинг, Готгольд Эфраим. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. Пер. Евгений Эдельсон. М.: ОГИЗ; ИЗОГИЗ, 1933.

13. Aspan Gallery. Alexander Ugay: Topology of Image: Catalogue. Curators Mi You and Yulia Sorokina. Almaty: Aspan Gallery, 2018.

14. Толстова, Анна. “Александр Угай”. В изд. Некоммерческий фонд поддержки культуры “Aрт-Кавказ”; Северо-Кавказский филиал Государственного центра современного искусства при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Тепло лоскутного одеяла. 8-й Международный симпозиум “Аланика”, Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания, руководитель проекта Галина Тебиева, 12–5. Б.м.: тип. г. Ростов-на-Дону, 2014.

15. Paglen, Trevor. “Recording Carceral Landscapes”. Leonardo Music Journal 16 (2006): 56–7.

16. Фуко, Мишель. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. Пер. Владимир Наумов, ред. Ирина Борисова. М.: Ад Маргинем Пресс, 1999. (Университетская библиотека).

17. Greenberg, Clement. Art and Culture. Critical Essays. Boston: Beacon Press, 1961.

18. Krauss, Rosalind E.“The Double Negative: a New Syntax for Sculpture”. In Krauss, Rosalind E.Passages in Modern Sculpture, 243–88. New York: The Viking Press, 1977.

19. Диди-Юберман, Жорж. То, что мы видим, то, что смотрит на нас. Пер. Алексей Шестаков. СПб.: Наука, 2001. (Французская библиотека).

20. Блинова, Лидия. “Рука и глаз”. В изд. Между прошлым и будущим. Археология актуальности. Каталог выставки в рамках проекта Гёте-Института “Минус Двадцать”, ред. Юлия Сорокина и Елена Воробьёва, 58–9. Алматы: Гёте-институт, 2012.

21. Поршнев, Борис. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. Науч. ред. Олег Вите. СПб.: Алетейя, 2007. (Мир культуры).

22. Беньямин, Вальтер. “О понятии истории”. Пер. Сергей Ромашко. В изд. Беньямин, Вальтер. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения, пер. И.Болдырев и др., 237–53. М.: РГГУ, 2012. (Современные гуманитарные исследования, кн. 1).

References

1. Trachtenberg, Alan. Reading American Photographs. New York: Hill and Wang, 1989.

2. Crow, Thomas. Modern Art in the Common Сulture. New Haven; London: Yale University Press, 1996.

3. Groys, Boris. Politics of Poetics. Rus. ed. Transl. by A.Osipova et al. Moscow: Ad Marginem Press, 2012. (In Russian)

4. Mitchell, William J. The Reconfigured Eye: Visual Truth in the Post-Photographic Era. Cambridge MA; London: MIT Press, 1992.

5. Edwards, Elizabet, and Janice Hart, eds. Photographs Objects Histories: On the Materiality of Images. London; New York: Routledge, 2004.

6. Fomenko, Andrey. “The Death of the Hero and other Memoirs of Modernity”. Art 1. Accessed November 17, 2020. http://art1.ru/art/smert-geroya-i-drugie-vospominaniya-o-sovremennosti. (In Russian)

7. Sorokina, Yuliya. “Alexander Ugay”. In Phantom Stories. Leitmotifs From Post-Soviet Asia. 8 September — 4 November 2018, curators Anders Kreuger and Yuliya Sorokina, 121–30. Lund: Lundskonsthall, 2018.

8. Fomenko, Andrey. “Wild East — Wild Medium. About Alexander Ugay’s photo series ‘We are from Texas’”. Iskusstvo kino, no. 5 (2014): 105–9. (In Russian)

9. Smithson, Robert. “Entropy and the New Monuments (1966)”. In Robert Smithson: The Collected Writings, ed. by Jack Flam, 10–23. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 1996.

10. Malevich, Kazimir. The Collected Writings. Ed., comp. and comment. by Aleksandra Shatskikh. 5 vols. Moscow: Gileia Publ., 1995, vol. 1: Stat’i, manifesty, teoreticheskie sochineniia i drugie raboty, 1913–1929. (In Russian)

11. Foster, H., R.E.Krauss, Y.-A.Bois, B.Buchloh, and D.Joselit. Art Since 1900: Modernism, Antimodernism, Postmodernism. Rus. ed. Transl. by Georgii Abdushelishvili et al., ed. by Andrey Fomenko and Aleksey Shestakov. Moscow: Ad Marginem Publ., 2015. (In Russian)

12. Lessing, Gothold Efraim. Laocoon, or The Limits of Poetry and Painting. Rus. ed. Transl. by Yevgeniy Edelson. Moscow: OGIZ; IZOGIZ Publ., 1933. (In Russian)

13. Aspan Gallery. Alexander Ugay: Topology of Image: Catalogue. Curators Mi You and Yulia Sorokina. Almaty: Aspan Gallery, 2018.

14. Tolstova, Anna. “Alexander Ugay”. In Nekommercheskii fond podderzhki kul’tury “Art-Kavkaz”; Severo-Kavkazskii filial Gosudarstvennogo tsentra sovremennogo iskusstva pri podderzhke Ministerstva kul’tury Rossiiskoi Federatsii. Teplo loskutnogo odeiala. 8-i Mezhdunarodnyi simpozium “Alanika”, Vladikavkaz, Respublika Severnaia Osetiia-Alaniia, project manager Galina Tebieva, 12–5. S.l.: Tip. g. Rostov-na-Donu Publ., 2014. (In Russian)

15. Paglen, Trevor. “Recording Carceral Landscapes”. Leonardo Music Journal 16 (2006): 56–7.

16. Foucault, Michel. Discipline and Punish: The Birth of the Prison. Rus. ed. Transl. by Vladimir Naumov, ed. by Irina Borisova. Moscow: Ad Marginem Press, 1999. (Universitetskaia biblioteka). (In Russian)

17. Greenberg, Clement. Art and Culture. Critical Essays. Boston: Beacon Press, 1961.

18. Krauss, Rosalind E.“The Double Negative: a New Syntax for Sculpture”. In Krauss, Rosalind E. Passages in Modern Sculpture, 243–88. New York: The Viking Press, 1977.

19. Didi-Huberman, Georges. What We See Looks at Us. Rus. ed. Transl. by Aleksey Shestakov. St. Petersburg: Nauka Publ., 2001. (Frantsuzskaia biblioteka). (In Russian)

20. Blinova, Lidia. “Hand and Eye”. In Mezhdu proshlym i budushchim. Arkheologiia aktual’nosti. Katalog vystavki v ramkakh proekta Gete-Instituta “Minus Dvadtsat’”, ed. by Iuliia Sorokina and Elena Vorob’eva, 58–9. Almaty: Gete-institut Publ., 2012. (In Russian)

21. Porshnev, Boris. On the Beginnings of Human History. Paleopsychology Problems. Science ed. by Oleg Vite. St. Petersburg: Aleteiia Publ., 2007. (Mir kul’tury). (In Russian)

22. Benjamin, Walter. “On the Concept of History”. Transl. by Sergey Romashko. In Ben’iamin, Val’ter. Uchenie o podobii. Mediaesteticheskie proizvedeniia. Rus. ed., transl. by I.Boldyrev et al., 237–53. Moscow: RGGU Publ., 2012. (Sovremennye gumanitarnye issledovaniia, bk. 1). (In Russian)

Загрузки

Опубликован

09.06.2021

Как цитировать

Фоменко, А. Н. . (2021). За порогом видимого: фотографические объекты Александра Угая. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 11(2), 263–287. https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.206

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство