За порогом видимого: фотографические объекты Александра Угая

Аннотация

Одной из особенностей фотографического медиума служит то, что процесс формирования изображения в нем принципиально невидим — в отличие от живописи. Фотография, которая делает мир более «видимым», сама в некотором смысле ускользает от визуального контроля. Переход к цифровой технике отчасти редуцирует эту «темную сторону» фотографии, но вместе с тем позволяет более остро ощутить специфику аналоговой фотографии и располагает к рефлексии относительно ее двойственной природы. Примером служат работы современного казахстанского художника Александра Угая, который в своей практике смещается от фотографии как изображения к фотографии как объекту, веществу и процессу, объединяя тематизацию природы фотографического с темой памяти и забвения. В проекте «Объекты памяти» (2013) он переснял фотоснимки из архивов казахстанских концентрационных лагерей, но не с лицевой, а с оборотной стороны, акцентировав внимание на объектности и эфемерности фотоотпечатка. В других своих «метафотографических» работах Угай почти полностью исключает изобразительный компонент: так, «Капсула времени» (с 2011 г.) представляет собой долгосрочный проект, выявляющий «саморазрушительный» характер акта фотографирования. Итогом этой рефлексии относительно фотографической диалектики видимого и невидимого служит серия «обскуратонов» (2017–2018) — камер-обскур сложной конфигурации, снабженных множеством отверстий. Обскуратон попеременно выступает как инструмент для создания изображения (аналог визуального аппарата человека) и как видимый объект, интегрированный в среду наряду с другими вещами. Здесь прочитывается полемика с идеей тотального визуального контроля; машины зрения оказываются одновременно машинами слепоты. Складывается впечатление, что акцент на физических и химических процессах, использование конкретных иконографических источников и отсылки к историческим реалиям преследуют в проектах Угая единственную цель: растворение смыслов и распад форм. Эту позицию хорошо описывает фигура «ангела истории» (В.Беньямин), чей «лик обращен к прошлому» с растущей горой обломков.

Ключевые слова:

Александр Угай, фотография, современное искусство, искусство Казахстана, камера-обскура, обскуратон, паноптизм, постфотография, неоавангард, энтропия

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Андрей Николаевич Фоменко, Российский государственный гуманитарный университет

доктор искусствоведения, главный научный сотрудник

Литература

Литература

1. Trachtenberg, Alan. Reading American Photographs. New York: Hill and Wang, 1989.

2. Crow, Thomas. Modern Art in the Common Сulture. New Haven; London: Yale University Press, 1996.

3. Гройс, Борис. Политика поэтики. Пер. А.Осиповой и др. М.: Ад Маргинем Пресс, 2012.

4. Mitchell, William J. The Reconfigured Eye: Visual Truth in the Post-Photographic Era. Cambridge MA; London: MIT Press, 1992.

5. Edwards, Elizabet, and Janice Hart, eds. Photographs Objects Histories: On the Materiality of Images. London; New York: Routledge, 2004.

6. Фоменко, Андрей. “Смерть героя и другие воспоминания о современности”. Art 1. Дата обращения ноябрь 17, 2020. https://art1.ru/2013/10/29/smert-geroya-i-drugie-vospominaniya-osovremennosti-25721.

7. Sorokina, Yuliya. “Alexander Ugay”. In Phantom Stories. Leitmotifs From Post-Soviet Asia. 8 September — 4 November 2018, curators Anders Kreuger and Yuliya Sorokina, 121–30. Lund: Lundskonsthall, 2018.

8. Фоменко, Андрей. “Wild East — Wild Medium. О фотосерии Александра Угая ‘Мы из Техаса’”. Искусство кино, no. 5 (2014): 105–9.

9. Smithson, Robert. “Entropy and the New Monuments (1966)”. In Robert Smithson: The Collected Writings, ed. by Jack Flam, 10–23. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 1996.

10. Малевич, Казимир. Собрание сочинений. Ред., сост. и коммент. Александра Шатских. 5 томов. М.: Гилея, 1995, т. 1: Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы, 1913–1929.

11. Фостер, Х., Р.Краусс, И.-А.Буа, Б.Бухло, и Д.Джослит. Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм. Пер. Георгий Абдушелишвили и др., ред. Андрей Фоменко и Алексей Шестаков. М.: Ad Marginem, 2015.

12. Лессинг, Готгольд Эфраим. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. Пер. Евгений Эдельсон. М.: ОГИЗ; ИЗОГИЗ, 1933.

13. Aspan Gallery. Alexander Ugay: Topology of Image: Catalogue. Curators Mi You and Yulia Sorokina. Almaty: Aspan Gallery, 2018.

14. Толстова, Анна. “Александр Угай”. В изд. Некоммерческий фонд поддержки культуры “Aрт-Кавказ”; Северо-Кавказский филиал Государственного центра современного искусства при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Тепло лоскутного одеяла. 8-й Международный симпозиум “Аланика”, Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания, руководитель проекта Галина Тебиева, 12–5. Б.м.: тип. г. Ростов-на-Дону, 2014.

15. Paglen, Trevor. “Recording Carceral Landscapes”. Leonardo Music Journal 16 (2006): 56–7.

16. Фуко, Мишель. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. Пер. Владимир Наумов, ред. Ирина Борисова. М.: Ад Маргинем Пресс, 1999. (Университетская библиотека).

17. Greenberg, Clement. Art and Culture. Critical Essays. Boston: Beacon Press, 1961.

18. Krauss, Rosalind E.“The Double Negative: a New Syntax for Sculpture”. In Krauss, Rosalind E.Passages in Modern Sculpture, 243–88. New York: The Viking Press, 1977.

19. Диди-Юберман, Жорж. То, что мы видим, то, что смотрит на нас. Пер. Алексей Шестаков. СПб.: Наука, 2001. (Французская библиотека).

20. Блинова, Лидия. “Рука и глаз”. В изд. Между прошлым и будущим. Археология актуальности. Каталог выставки в рамках проекта Гёте-Института “Минус Двадцать”, ред. Юлия Сорокина и Елена Воробьёва, 58–9. Алматы: Гёте-институт, 2012.

21. Поршнев, Борис. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. Науч. ред. Олег Вите. СПб.: Алетейя, 2007. (Мир культуры).

22. Беньямин, Вальтер. “О понятии истории”. Пер. Сергей Ромашко. В изд. Беньямин, Вальтер. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения, пер. И.Болдырев и др., 237–53. М.: РГГУ, 2012. (Современные гуманитарные исследования, кн. 1).

References

1. Trachtenberg, Alan. Reading American Photographs. New York: Hill and Wang, 1989.

2. Crow, Thomas. Modern Art in the Common Сulture. New Haven; London: Yale University Press, 1996.

3. Groys, Boris. Politics of Poetics. Rus. ed. Transl. by A.Osipova et al. Moscow: Ad Marginem Press, 2012. (In Russian)

4. Mitchell, William J. The Reconfigured Eye: Visual Truth in the Post-Photographic Era. Cambridge MA; London: MIT Press, 1992.

5. Edwards, Elizabet, and Janice Hart, eds. Photographs Objects Histories: On the Materiality of Images. London; New York: Routledge, 2004.

6. Fomenko, Andrey. “The Death of the Hero and other Memoirs of Modernity”. Art 1. Accessed November 17, 2020. http://art1.ru/art/smert-geroya-i-drugie-vospominaniya-o-sovremennosti. (In Russian)

7. Sorokina, Yuliya. “Alexander Ugay”. In Phantom Stories. Leitmotifs From Post-Soviet Asia. 8 September — 4 November 2018, curators Anders Kreuger and Yuliya Sorokina, 121–30. Lund: Lundskonsthall, 2018.

8. Fomenko, Andrey. “Wild East — Wild Medium. About Alexander Ugay’s photo series ‘We are from Texas’”. Iskusstvo kino, no. 5 (2014): 105–9. (In Russian)

9. Smithson, Robert. “Entropy and the New Monuments (1966)”. In Robert Smithson: The Collected Writings, ed. by Jack Flam, 10–23. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 1996.

10. Malevich, Kazimir. The Collected Writings. Ed., comp. and comment. by Aleksandra Shatskikh. 5 vols. Moscow: Gileia Publ., 1995, vol. 1: Stat’i, manifesty, teoreticheskie sochineniia i drugie raboty, 1913–1929. (In Russian)

11. Foster, H., R.E.Krauss, Y.-A.Bois, B.Buchloh, and D.Joselit. Art Since 1900: Modernism, Antimodernism, Postmodernism. Rus. ed. Transl. by Georgii Abdushelishvili et al., ed. by Andrey Fomenko and Aleksey Shestakov. Moscow: Ad Marginem Publ., 2015. (In Russian)

12. Lessing, Gothold Efraim. Laocoon, or The Limits of Poetry and Painting. Rus. ed. Transl. by Yevgeniy Edelson. Moscow: OGIZ; IZOGIZ Publ., 1933. (In Russian)

13. Aspan Gallery. Alexander Ugay: Topology of Image: Catalogue. Curators Mi You and Yulia Sorokina. Almaty: Aspan Gallery, 2018.

14. Tolstova, Anna. “Alexander Ugay”. In Nekommercheskii fond podderzhki kul’tury “Art-Kavkaz”; Severo-Kavkazskii filial Gosudarstvennogo tsentra sovremennogo iskusstva pri podderzhke Ministerstva kul’tury Rossiiskoi Federatsii. Teplo loskutnogo odeiala. 8-i Mezhdunarodnyi simpozium “Alanika”, Vladikavkaz, Respublika Severnaia Osetiia-Alaniia, project manager Galina Tebieva, 12–5. S.l.: Tip. g. Rostov-na-Donu Publ., 2014. (In Russian)

15. Paglen, Trevor. “Recording Carceral Landscapes”. Leonardo Music Journal 16 (2006): 56–7.

16. Foucault, Michel. Discipline and Punish: The Birth of the Prison. Rus. ed. Transl. by Vladimir Naumov, ed. by Irina Borisova. Moscow: Ad Marginem Press, 1999. (Universitetskaia biblioteka). (In Russian)

17. Greenberg, Clement. Art and Culture. Critical Essays. Boston: Beacon Press, 1961.

18. Krauss, Rosalind E.“The Double Negative: a New Syntax for Sculpture”. In Krauss, Rosalind E. Passages in Modern Sculpture, 243–88. New York: The Viking Press, 1977.

19. Didi-Huberman, Georges. What We See Looks at Us. Rus. ed. Transl. by Aleksey Shestakov. St. Petersburg: Nauka Publ., 2001. (Frantsuzskaia biblioteka). (In Russian)

20. Blinova, Lidia. “Hand and Eye”. In Mezhdu proshlym i budushchim. Arkheologiia aktual’nosti. Katalog vystavki v ramkakh proekta Gete-Instituta “Minus Dvadtsat’”, ed. by Iuliia Sorokina and Elena Vorob’eva, 58–9. Almaty: Gete-institut Publ., 2012. (In Russian)

21. Porshnev, Boris. On the Beginnings of Human History. Paleopsychology Problems. Science ed. by Oleg Vite. St. Petersburg: Aleteiia Publ., 2007. (Mir kul’tury). (In Russian)

22. Benjamin, Walter. “On the Concept of History”. Transl. by Sergey Romashko. In Ben’iamin, Val’ter. Uchenie o podobii. Mediaesteticheskie proizvedeniia. Rus. ed., transl. by I.Boldyrev et al., 237–53. Moscow: RGGU Publ., 2012. (Sovremennye gumanitarnye issledovaniia, bk. 1). (In Russian)

Опубликован
2021-06-09
Как цитировать
Фоменко, А. Н. (2021). За порогом видимого: фотографические объекты Александра Угая. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 11(2), 263-287. https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.206
Раздел
Изобразительное искусство