Музыкальная интерпретация прямой речи в песнопениях двунадесятых богородичных праздников: греко-славянские параллели по рукописям X–XVII вв.

Авторы

  • Ирина Валерьевна Герасимова Псковский государственный университет https://orcid.org/0000-0003-4740-4750
  • Нина Борисовна Захарьина Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова https://orcid.org/0000-0001-9511-7794
  • Надежда Александровна Щепкина Санкт-Петербургская детская школа искусств им. А.П. Бородина https://orcid.org/0000-0002-1950-1919

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.401

Аннотация

Прямая речь в богослужебных песнопениях — одна из неотъемлемых черт византийской и славянской гимнографии, интерпретирующей сюжеты Ветхого и Нового заветов. Песнопения в честь двунадесятых богородичных праздников содержат прямую речь архангела Гавриила, царя Давида, апостола Петра и молящихся в храме. Распространенным, хотя и не единственным, способом отражения прямой речи в роспеве являются мелизматические формулы — фиты. Основная задача статьи — выявить способы музыкальной интерпретации прямой речи в греко-славянских традициях церковного пения и музыкальной письменности при помощи анализа расположения фит в композиции. Фита — это мелизматическая вставка в напев, содержит до 60 звуков и поется на один-три слога словесного текста. В композиции песнопения фита переключает музыкальное изложение с повествовательного типа выразительности на эмоциональный. Сравнение проводилось на основе списков девяти стихир из греческих, древнерусских и киево-литовских рукописей X−XVII вв., использовались невмированные и нотолинейные списки, а также транскрипции читаемых нотаций. В результате анализа песнопений выявлен способ музыкального оформления прямой речи. Начало прямой речи и/или предыдущая строка, содержащая слова «глаголет», «вопиет», «поем», как правило, содержат в роспеве фиту. Нередко фиты сопровождаются дополнительными средствами, усиливающими эффект: гласовыми переходами или мутациями. Византийская, древнерусская и киевская традиции обнаруживают общность музыкально-композиционных приемов при их индивидуальном мелодическом воплощении. В XV–XVI вв. появилась новая техника композиции, подчеркивающая богословский смысл текста. Такая композиция в некоторых песнопениях сочетается с древнейшим типом, а в некоторых вытесняет его.

Ключевые слова:

прямая речь, гимнография, компаративные исследования, музыкальная композиция, мелизматические формулы

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биографии авторов

Ирина Валерьевна Герасимова, Псковский государственный университет

кандидат искусствоведения, кандидат исторических наук, доцент

Нина Борисовна Захарьина, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова

доктор искусствоведения, доцент

Надежда Александровна Щепкина, Санкт-Петербургская детская школа искусств им. А.П. Бородина

кандидат искусствоведения

Библиографические ссылки

Литература

1. Лозовая, Ирина. “Самобытные черты знаменного распева”. Автореф. дис. канд. искусствоведения, Киевская государственная консерватория им. П.И.Чайковского, 1987.

2. Рамазанова, Наталия. “Музыкальная драматургия древнерусского певческого цикла: (На примере цикла Михаилу Черниговскому и боярину его Федору)”. Автореф. дис. канд. искусствоведения, Ленинградская государственная консерватория им. Н.А.Римского-Корсакова, 1987.

3. Успенский, Борис. Поэтика Композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы. М.: Искусство, 1970. (Семиотические исследования по теории искусства).

4. Апокрифы древних христиан: исследования, тексты, комментарии. Ред. Александр Окулов и др. Пер. и коммент. Ирина Свенцицкая и Марианна Трофимова. М.: Мысль, 1989. (Научно-атеистическая библиотека).

5. Смирнов, Иоанн, пер. “Апокрифические сказания о Божией Матери и деяниях апостолов”. Православное обозрение 1, no. 4 (1873): 569–614.

6. Пожидаева, Галина. “Из истории демественного пения XV–XVI веков”. В изд. Герменевтика древнерусской литературы, отв. ред. Екатерина Рогачевская, 264–309. М.: Наследие, 1998, вып. 9.

7. Серегина, Наталья. Песнопения русским святым: по материалам рукописной певческой книги XI–XIX веков “Стихирарь месячный”. СПб.: РИИИ, 1994.

8. Рамазанова, Наталия. Московское царство в церковно-певческом искусстве, XVI–XVII вв. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004.

9. Бражников, Максим. Лица и фиты знаменного распева. Общ. ред. Наталья Серегина и Андрей Крюков, предисл. Наталья Серегина. Л.: Музыка, 1984.

10. Грузинцева, Наталья. “Об одной особенности взаимодействия мелизматики и литературного текста в песнопениях знаменного распева”. В изд. Музыкальная культура Средневековья. Теория. Практика. Традиция, отв. ред. и сост. Вячеслав Карцовник, 78–87. Л.: ЛГИТМиК, 1988. (Проблемы музыкознания, 1).

11. Карташова, Татьяна. “Об одной музыкально-поэтической формуле”. В изд. Древнерусское песнопение. Пути во времени, сост. и науч. ред. Нина Захарьина, 3–16. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2008, вып. 3: По материалам научной конференции “Бражниковские чтения-2005”.

12. Захарьина, Нина. “Стихира Успению Богородицы ‘Егда преставление’ в древнерусских нотированных рукописях”. В изд. Музыкальная археография-2013: сборник статей, сост. Наталия Заболотная, 33–55. М.: РАМ им. Гнесиных, 2013.

13. Zakharina, Nina. “A Sticheron for the Feast of the Dormition of the Mother of God”. Journal of the International Society for Orthodox Church Music 3 (2018): 313–51.

14. Тюрина, Ольга. “Виды заключительных формул в песнопениях большого роспева”. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства, no. 3/12 (2013): 7–24.

15. Gerasimova, Irina. “Zur Frage der Deutung der Gesänge mit ‘seltsamen B-Zeichen’ in Kiewer Notation: Fortsetzung der Polemik”. In Theorie und Geschichte der Monodie. Bericht der Internationalen Tagung, Wien 2016, Hrsg. Maria Pischlöger, 603–50. Brno: Tribun EU, 2018, Bd. 9/2.

16. Фролов, Сергей. “Из истории демественного распева”. В изд. Проблемы истории и теории древнерусской музыки, сост. Александр Белоненко, 99–108. Л.: Музыка, 1979.

17. Пожидаева, Галина. Певческие традиции Древней Руси: очерки теории и стиля. М.: Знак, 2007.

Нотные издания и источники

I. Герцман, Евгений. Петербургский теоретикон. Одесса: Вариант, 1994.

II. [LC. Sinai 1219]. “Greek Manuscripts 1219. Sticherarion”. Library of Congress. Дата обращения апрель 20, 2020. https://www.loc.gov/item/00271076861-ms/.

III. РНБ. Греч. 789. [Россия. Санкт-Петербург. Российская национальная библиотека. Греческое собрание 789].

IV. Wolfram, Gerda, ed. Sticherarium antiquum Vindobonense. Codex Vindobonensis Theol. Graec. 136. Vienna: Verlag der österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1987. (Monumenta Musicae Byzantinae, 10).

V. Höeg, Carsten, Henry Tillyard, Egon Wellesz, eds. Sticherarium. Codex Vindobonensis Theol. Graec. 181. Copenhague: Levin and Munksgaard, 1935. (Monumenta Musicae Byzantinae, 1).

VI. РНБ. Греч. 82. [Россия. Санкт-Петербург. Российская национальная библиотека. Греческое собрание 82].

VII. РНБ. Греч. 674. [Россия. Санкт-Петербург. Российская национальная библиотека. Греческое собрание 674].

VIII. ГИМ. Музейск. 3674. [Россия. Москва. Государственный исторический музей. Музейское собрание 3674].

IX. [LC. Sinai 1586]. “Greek Manuscripts 1586. Sticherarion”. Library of Congress. Дата обращения апрель 20, 2020. https://www.loc.gov/item/00279383680-ms/.

X. [LC. Sinai 1235]. “Greek Manuscripts 1235. Sticherarion”. Library of Congress. Дата обращения апрель 20, 2020. https://www.loc.gov/item/00271075832-ms/.

XI. Schidlovsky, Nicolas, ed. Sticherarium palaeoslavicum petropolitanum. Codex Petropolitanus BAN 34.7.6. Copenhagen: C.A.Reitzel, 2000. (Monumenta Musicae Byzantinae, 12).

XII. РНБ. Ф. 728. № 384. [Россия. Санкт-Петербург. Российская национальная библиотека. Фонд 728. № 384].

XIII. РГБ. Ф. 304. № 414. [Россия. Москва. Российская государственная библиотека. Фонд 304. № 414].

XIV. РГБ. Ф. 379. № 63–66. [Россия. Москва. Российская государственная библиотека. Фонд 379. № 63–66].

XV. РГБ. Ф. 304. № 450. [Россия. Москва. Российская государственная библиотека. Фонд 304. № 450].

XVI. LMAVB. F. 19. Nr. 118. [Lietuva. Vilnius. Lietuvos mokslų akademijos Vrublevskių biblioteka. Fondas 19. Numeris 118].

XVII. LMAVB. F. 19. Nr. 117. [Lietuva. Vilnius. Lietuvos mokslų akademijos Vrublevskių biblioteka. Fondas 19. Numeris 117].

XVIII. LMAVB. F. 19. Nr. 122. [Lietuva. Vilnius. Lietuvos mokslų akademijos Vrublevskių biblioteka. Fondas 19. Numeris 122].

XIX. РНБ. Ф. 550. Q I 1281. [Россия. Санкт-Петербург. Российская национальная библиотека. Фонд 550. Q I 1281].

XX. РНБ. Ф. 583. № 391. [Россия. Санкт-Петербург. Российская национальная библиотека. Фонд 583. № 391].

XXI. Распевы Супрасльской Лавры XVI в. Сост., дешифр. и обраб. Анатолий Конотоп, вступ. ст. Юлия Евдокимова. М.: б. и., 2007. (Певческие святыни Руси, 1).

XXII. ЛНБ. Ф. 77 № 96 [Украина. Львів. Львівська національна наукова бібліотека імені В.Стефаника. Ф. 77. № 96].

XXIII. Das Lemberger Irmologion. Die älteste liturgische Musikhandschrift mit Fünfmiennotation aus dem Ende des 16. Jahrhunderts. Hrsg. und eingeleitet von Jurij Jasinovs’kyj, Übertragen und komment. Carolina Lutzka. Köln; Weimar; Wien: Böhlau, 2008. (Bausteine zur Slavischen Philologie und Kulturgeschichte. Reiche B: Editionen, 24).

XXIV. ГИМ. Син. певч. 1381. [Россия. Москва. Государственный исторический музей. Синодальное певческое 1381].

XXV. Тончева, Елена. За “Болгарский роспев”. 2 части. София: Музика, 1981, ч. 2: Ирмологи. Иллюстрации. (На болгарск. яз.).

XXVI. РНБ. Ф. 351 № 9/1086. [Россия. Санкт-Петербург. Российская национальная библиотека. Фонд 351. № 9/1086].

XXVII. МДАиС. № 231902. [Россия. Москва. Московская духовная академия и семинария. № 231902].

XXVIII. РГБ. Ф. 218. № 1659. [Россия. Москва. Российская государственная библиотека. Фонд 218. № 1659].

XXIX. LMABV. F. 19. Nr. 119. [Lietuva. Vilnius. Lietuvos mokslų akademijos Vrublevskių biblioteka. Fondas 19. Numeris 119].

References

1. Lozovaia, Irina. “Original Features of the Znamenny Chant”. Thesis of PhD diss., Kievskaia gosudarstvennaia konservatoria im. P. I. Chaikovskogo Publ., 1987. (In Russian)

2. Ramazanova, Natalia. “Musical Drama of the Ancient Russian Chant Cycle”. Thesis of PhD diss., Leningradskaia gosudarstvennaia konservatoria im. N. A. Rimskogo-Korsakova Publ., 1987. (In Russian)

3. Uspenskii, Boris. Poetics of Composition. Structure of the Artistic Text and Typology of the Compositional Form. Moscow: Iskusstvo Publ., 1970. (Semioticheskie issledovaniia po teorii iskusstva). (In Russian)

4. Apocrypha of the Ancient Christians: Research, Texts, Comments. Ed. by Aleksandr Okulov et al., transl. and comment. by. Irina Sventsitskaia and Marianna Trofimova. Moscow: Mysl’ Publ., 1989. (Nauchnoateisticheskaia biblioteka). (In Russian)

5. Smirnov, Ioann, transl. “Apocryphal Legends аbout the Mother of God and the Deeds of the Apostles”. Rus. ed. Pravoslavnoe obozrenie 1, no. 4 (1873): 569–614. (In Russian)

6. Pozhidaeva, Galina. “From the History of the Demestvennyi Singing of the 15th–16th Centuries”. In Germenevtika drevnerusskoi literatury, executive ed. by Ekaterina Rogachevskaia, 264–309. Moscow: Nasledie Publ., 1998, iss. 9. (In Russian)

7. Seregina, Natal’ia. Chants to the Russian Saints: On Materials of the Manuscript Singing Books of the 11th–19th Centuries “A Month Sticherarion”. St. Petersburg: Rossiiskii institut istorii iskusstv Publ., 1994. (In Russian).

8. Ramazanova, Natalia. Muscovite Tsardom in the Church Singing Art of the 16th–17th Centuries. St. Petersburg: Dmitrii Bulanin Publ., 2004. (In Russian)

9. Brazhnikov, Maksim. Litsa and Fitas of the Znamennyi Raspev. General ed. by Natal’ia Seregina and Adrei Kriukov, foreword by Natal’ia Seregina. Leningrad: Muzyka Publ., 1984. (In Russian)

10. Gruzintseva, Natal’ia. “About one Feature of the Interaction of Melismatics and Literary Text in the Chants of the Znamenny Chant”. In Muzykal’naia kul’tura Srednevekov’ia. Teoriia. Praktika. Traditsiia, executive ed. and comp. by Vyacheslav Kartsovnik, 78–87. Leningrad: Leningradskii gosudarstvennyi institut teatra, muzyki i kinematografii Publ., 1988. (Problemy muzykoznaniia, 1). (In Russian)

11. Kartashova, Tatiana. “About a Musical and Poetic Formula”. In Drevnerusskoe pesnopenie: Puti vo vremeni, comp. and science ed. by Nina Zakhar’ina, 3–16. St. Petersburg: Politekhnicheskii un-t Publ., 2008, iss. 3: Po materialam nauchnoi konferentsii “Brazhnikovskie chteniia-2005”. (In Russian)

12. Zakhar’ina, Nina. “Stichira for the Assumption of the Virgin ‘Egda prestavlenie’ in Old Russian Noted Manuscripts”. In Muzykal’naia arkheografiia-2013: sbornik statei, comp. by Nataliia Zabolotnaia, 33–55. Moscow: Rossiiskaia akademiia muzyki im. Gnesinykh Publ., 2013. (In Russian)

13. Zakhar’ina, Nina. “A Sticheron for the Feast of the Dormition of the Mother of God”. Journal of the International Society for Orthodox Church Music 3 (2018): 313–51.

14. Tiurina, Ol’ga. “The Closing Formulas in the ‘Bolshoj Raspev’ (‘Great Chant’)”. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia 5: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva, no. 3/12 (2013): 7–24. (In Russian)

15. Gerasimova, Irina. “Zur Frage der Deutung der Gesänge mit ‘seltsamen B-Zeichen’ in Kiewer Notation: Fortsetzung der Polemik”. In Theorie und Geschichte der Monodie. Bericht der Internationalen Tagung. Wien 2016, Hrsg. Maria Pischlöger, 603–50. Brno: Tribun EU, 2018, Bd. 9/2.

16. Frolov, Sergei. “From the History of the Demestvennyi Raspev”. In Problemy istorii i teorii drevnerusskoi muzyki, comp. by Aleksandr Belonenko, 99–108. Leningrad: Muzyka Publ., 1979. (In Russian)

17. Pozhidaeva, Galina. Singing Traditions of the Old Rus’: Essays of Theory and Stile. Moscow: Znak Publ., 2007. (In Russian)

Music Editions and Sources

I. Gertsman, Evgenii. Petersburg Theoreticon. Odessa: Variant Publ., 1994. (In Russian)

II. [LC. Sinai 1219]. “Greek Manuscripts 1219. Sticherarion”. Library of Congress. Accessed April 20, 2020. https://www.loc.gov/item/00271076861-ms/.

III. RNB. Grech. 789. [Russia. St. Petersburg. The National Library of Russia. Grecheskoe sobranie 789].

IV. Wolfram, Gerda, ed. Sticherarium antiquum Vindobonense. Codex Vindobonensis Theol. Graec. 136. Vienna: Verlag der österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1987. (Monumenta Musicae Byzantinae, 10).

V. Höeg, Carsten, Henry Tillyard, og Egon Wellesz, eds. Sticherarium. Codex Vindobonensis Theol. Graec. 181. Copenhague: Levin and Munksgaard, 1935. (Monumenta Musicae Byzantinae, 1).

VI. RNB. Grech. 82. [Russia. St. Petersburg. The National Library of Russia. Grecheskoe sobranie 82].

VII. RNB. Grech. 674. [Russia. St. Petersburg. The National Library of Russia. Grecheskoe sobranie 674].

VIII. GIM. Muzeisk. 3674. [Russia. Moscow. State Historical Museum. Muzeiskoe sobranie 3674].

IX. [LC. Sinai 1586]. “Greek Manuscripts 1586. Sticherarion”. Library of Congress. Accessed April 20, 2020. https://www.loc.gov/item/00279383680-ms/.

X. [LC. Sinai 1235]. “Greek Manuscripts 1235. Sticherarion”. Library of Congress. Accessed April 20, 2020. https://www.loc.gov/item/00271075832-ms/.

XI. Schidlovsky, Nicolas, ed. Sticherarium palaeoslavicum petropolitanum. Codex Petropolitanus BAN 34.7.6. Copenhagen: C. A. Reitzel, 2000. (Monumenta Musicae Byzantinae, 12).

XII. RNB. F. 728. № 384. [Russia. St. Petersburg. The National Library of Russia. Stock 728. No. 384].

XIII. RGB. F. 304. № 414. [Russia. Moscow. Russian State Library. Stock 304. No. 414].

XIV. RGB. F. 379. № 63–66. [Russia. Moscow. Russian State Library. Stock 379. No. 63–66].

XV. RGB. F. 304. № 450. [Russia. Moscow. Russian State Library. Stock 304. No. 450].

XVI. LMAVB. F. 19. Nr. 118. [Lietuva. Vilnius. Lietuvos mokslų akademijos Vrublevskių biblioteka. Fondas 19. Numeris 118].

XVII. LMAVB. F. 19. Nr. 117. [Lietuva. Vilnius. Lietuvos mokslų akademijos Vrublevskių biblioteka. Fondas 19. Numeris 117].

XVIII. LMAVB. F. 19. Nr. 122. [Lietuva. Vilnius. Lietuvos mokslų akademijos Vrublevskių biblioteka. Fondas 19. Numeris 122].

XIX. RNB. F. 550. Q I 1281. [Russia. St. Petersburg. The National Library of Russia. Stock 560. Q I 1281].

XX. RNB. F. 583. № 391. [Russia. St. Petersburg. The National Library of Russia. Stock 583. No. 391].

XXI. Raspevs of the Suprasl Lavra in the 16th Century. Comp., decryption and processing by Anatolii Konotop, introduce article by Iuliia Evdokimova. Moscw: s. n., 2007. (Pevcheskie sviatyni Rusi, 1). (In Russian)

XXII. LNB. F. 77. No. 96 [Ukraine. Lviv. Vasyl Stefanyk National Scientific Library of Ukraine in Lviv. Stock. 77. No. 96].

XXIII. Das Lemberger Irmologion. Die älteste liturgische Musikhandschrift mit Fünfmiennotation aus dem Ende des 16. Jahrhunderts. Hrsg. und eingeleitet von Jurij Jasinovs’kyj, Übertragen und komment. Carolina Lutzka. Köln; Weimar; Wien: Böhlau, 2008. (Bausteine zur Slavischen Philologie und Kulturgeschichte. Reiche B: Editionen, 24).

XXIV. GIM. Sin. pevch. 1381. [Russia. Moscow. State Historical Museum. Sinodalnoe pevcheskoe 1381].

XXV. Toncheva, Elena. About the Bulgarian Chant. 2 pts. Sofiia: Muzika Publ., 1981, pt. 2: Irmologi. Illiustratsii. (In Bulgarian)

XXVI. RNB. F. 351. № 9/1086 [Russia. St. Petersburg. The National Library of Russia. Stock 351. No. 9/1086].

XXVII. MDAiS. № 231902. [Russia. Moscow. Moscow Theological Academy of the Russian Orthodox Church. No. 231902].

XXVIII. RGB. F. 218. № 1659. [Russia. Moscow. Russian State Library. Stock 218. No. 1659].

XXIX. LMABV. F. 19. Nr. 119. [Lietuva. Vilnius. Lietuvos mokslų akademijos Vrublevskių biblioteka. Fondas 19. Numeris 119].

Загрузки

Опубликован

22.12.2021

Как цитировать

Герасимова, И. В., Захарьина, Н. Б. ., & Щепкина, Н. А. . (2021). Музыкальная интерпретация прямой речи в песнопениях двунадесятых богородичных праздников: греко-славянские параллели по рукописям X–XVII вв. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 11(4), 571–588. https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.401

Выпуск

Раздел

Музыка