Mir ist so wunderbar: современное музыкознание о природе квартета-канона Бетховена (еще раз о взаимодействии оперных традиций в «Фиделио»)
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.110Аннотация
Квартет в форме канона из первого действия «Фиделио» получил безоговорочное признание публики уже в самом начале непростой сценической жизни оперы. Восхищение музыкой ансамбля среди критиков XIX в. в веке XX сменилось неподдельным исследовательским интересом, который сделал квартет Бетховена одним из самых обсуждаемых оперных канонов в музыкальной литературе. В статье предпринята попытка обобщения современных научных представлений о происхождении характерной для венской музыкальной культуры конца XVIII — начала XIX в. традиции камерно-вокальных и оперных канонов, в контексте которой рассматривается квартет из «Фиделио». Указываются оперы венского репертуара 1780–1800-х годов (в том числе произведения Мартина-и-Солера, Сальери, Моцарта, Паэра, Керубини) с ансамблями-канонами, на которые мог ориентироваться Бетховен. Прослеживается отражение этой традиции в итальянской и русской опере XIX в. На базе изысканий Генриха Шваба, Доротеи Линк и Ларисы Кириллиной обсуждается связь формы канона с идеями эпохи Просвещения, а также опирающаяся на эти идеи образно-содержательная трактовка присущей музыке квартета пасторальности, которая в данном случае поддается и христианской интерпретации, что позволяет услышать в квартете своеобразный «Benedictus» «Фиделио». Ансамбль рассматривается как образец бетховенской созерцательной лирики на базе существующего в российском музыкознании опыта ее философско-эстетического осмысления. Подчеркивается ключевое, почти пророческое значение квартета — но- мера, в котором Леонора впервые появляется на сцене, для понимания образа главной героини во всем богатстве его литературно-мифологической родословной.
Ключевые слова:
опера, Бетховен, «Фиделио», канон, Вена, оперный ансамбль, Россини, la solita forma, pezzo concertato, пасторальность
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.