«Риголетто»: вариативность экранных форм и специфика постановочных решений классической оперы в кино и на телевидении

Авторы

  • Алина Владимировна Румянцева Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
  • Лилиана Юрьевна Малькова Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова https://orcid.org/0000-0002-4074-5707

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.203

Аннотация

В отечественной науке утвердилось представление, что сегодня опера под давлением массовизации одновременно пытается сохранить ускользающие традиции «высокого» искусства и опускает планку до уровня массовой культуры, при этом наличие технологических возможностей перенесения оперы на экран не в силах изменить предпочтений неспособного к ее адекватному восприятию массового зрителя. Нельзя отрицать, что в XXI в. представление неискушенной массовой аудитории о классическом оперном искусстве во многом формируется на основе экранных репрезентаций музыкальной драмы. В данном контексте анализ применяемых постановочных решений в кино и на телевидении при воплощении оперы, включающий в себя определение компонентов, которые необходимы для качественной экранной репрезентации музыкальной драмы, становится актуальным предметом научного исследования. В статье, приуроченной к 170-летию оперы Джузеппе Верди «Риголетто», предпринимается попытка проанализировать четыре отличные друг от друга экранные формы одной музыкальной драмы с целью выявления вариативности применяемых постановочных решений при воплощении классической оперы на телевидении и в кино. В разных жанровых рамках (кинофильм-опера, телеверсия музыкального драматического спектакля, прямоэфирный телефильм, музыкальный телеконкурс) выявляются особенности кинематографической и телевизионной репрезентации музыкальной драмы, влияющие на актуализацию и популяризацию оперы в современном экранном пространстве. Фигура режиссера-постановщика, профессионала в области телевидения, понимающего как фундаментальные законы и постановочные приемы музыкального театра, так и выразительные средства кинематографа, стоит в центре анализа обозначенных процессов. При этом отмечается растущее влияние технологических факторов, в результате которых конвергенция кино и телевидения способна привести к новому художественному качеству.

Ключевые слова:

оперное искусство, экранная экспрессия, кинофильм-опера, музыкальный телеконкурс, оперная телережиссура, Риголетто, Джузеппе Верди

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Citron, Marcia J. “Opera-Film as Television: Remediation in Tony Britten’s. Falstaff”. Journal of the American Musicological Society 70, no. 2 (2017): 475–522. https://doi.org/10.1525/jams.2017.70.2.475

2. Citron, Marcia J. “Subjectivity in the Opera Films of Jean-Pierre Ponnelle”. Journal of Musicology 22, no. 2 (2005): 203–40. https://doi.org/10.1525/jm.2005.22.2.203

3. Shi, Zhixuan. “Discussion on the Rudiment, Transformation and Fusion of Opera Music”. Journal of Educational Theory and Management, no. 1 (2017): 113–8. http://dx.doi.org/10.26549/jetm.v1i1.586

4. Mihelj, Sabina, Adrian Leguina, and John Downey. “Culture is Digital: Cultural Participation, Diversity and the Digital Divide”. New Media and Society 21, no. 7 (2019): 1465–85. https://doi.org/10.1177/1461444818822816

5. Ward-Griffin, Danielle. “As Seen on TV: Putting the NBC Opera on Stage”. Journal of the American Musicological Society 71, no. 3 (2018): 595–654. https://doi.org/10.1525/jams.2018.71.3.595

6. Ильина, Мария. “Фильмы-оперы по классическому русскому репертуару в советском кинематографе: история, черты жанра, трактовка первоисточника”. Дис. магистра по направлению “История”, СПбГУ, 2017.

7. Кропова, Дарья. “От древнегреческой трагедии к киноопере”. Вестник ВГИК 7, no. 2 (2015): 62–72. https://doi.org/10.17816/VGIK7262-72

8. Шапинская, Екатерина. “Культурное наследие и вызовы цифровой эпохи: трансформация культурных форм и эстетических ценностей”. Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество, no. 2–2 (2019): 659–63. Дата обращения: ноябрь 29, 2020. https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnoe-nasledie-i-vyzovy-tsifrovoy-epohi-transformatsiya-kulturnyh-form-i-esteticheskih-tsennostey.

9. Шапинская, Екатерина, и Евгений Цодоков. “Парадокс об опере: культурные смыслы, эстетические ценности и историческая судьба”. Культура культуры, no. 4/8 (2015): 112–25. Дата обращения: октябрь 28, 2020. https://cyberleninka.ru/article/n/paradoks-ob-opere-1-kulturnye-smysly-esteticheskie-tsennosti-i-istoricheskaya-sudba.

10. Верди, Джузеппе. Избранные письма. Сост., пер., вступит. ст., примеч. Александр Бушен. М.: Музгиз, 1959.

11. Algernon St., John-Brenon. “Giuseppe Verdi”. Musical Quarterly 2, no. 1 (1916): 130–62.

12. Carini, Jaime. “The Operas of Giuseppe Verdi by Abramo Basevi”. Notes 72, no. 2 (2015): 358–60. https://doi.org/10.1353/not.2015.0140

13. Zicari, Massimo. “Giuseppe Verdi in Victorian London”. Studia UBB Musica LVII, no. 2 (2012): 153–62.

14. Weiss, Piero. “Verdi and the Fusion of Genres”. Journal of the American Musicological Society 35, no. 1: 138–56. https://doi.org/10.2307/831289

15. Williams, Simon. “Verdi in Performance by Alison Latham, Roger Parker; ‘Simon Boccanegra’ di Giuseppe Verdi by Marcello Conati, Natalia Grilli; ‘Otello’ di Giuseppe Verdi by James A. Hepokoski, Mercedes Viale Ferrero; ‘Mefistofele’ di Arrigo Boito by William Ashbrook, Gerardo Guccini; ‘Un ballo in maschera’ di Giuseppe Verdi by David Rosen, Marinella Pigozzi”. Cambridge Opera Journal 16, no. 3 (2004): 321–30.

16. Закрасняна, Жанна. “Розвиток вокальної майстерності співака (на прикладі творів Джузеппе Верді)”. Імідж сучасного педагога, no. 2/191 (2020): 101–4. https://doi.org/10.33272/2522-9729-2020-2(191)-101-104. (На укр.)

17. Freitas, Roger. “Towards a Verdian Ideal of Singing: Emancipation from Modern Orthodoxy”. Journal of the Royal Musical Association 127, no. 2 (2002): 226–57.

18. Рыбкина, Татьяна. “Новые грани Великого образа: жест и речевая интонация как элементы выразительности в опере (К 160-летию создания и постановки ‘Риголетто’ Д. Верди)”. Театр. Живопись. Кино. Музыка, no. 4 (2011): 146–56. Дата обращения: октябрь 11, 2020. https://cyberleninka.ru/article/n/novye-grani-velikogo-obraza-zhest-i-rechevaya-intonatsiya-kak-elementy-vyrazitelnosti-v-opere-k-160-letiyu-sozdaniya-i-postanovki-rigoletto.

19. Полуяхтова, Инна. “Категория трагического в древнегреческой эстетике и музыкальной драматургии Джузеппе Верди”. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, no. 6/1 (2013): 429–34. Дата обращения: сентябрь 24, 2020. https://cyberleninka.ru/article/n/kategoriya-tragicheskogo-v-drevnegrecheskoy-estetike-i-muzykalnoy-dramaturgii-dzhuzeppe-verdi.

20. Ashbrook, William. “Rigoletto. Giuseppe Verdi”. The Opera Quarterly 2, no. 2 (1984): 136–7.

21. Галатенко, Юлия. “Джузеппе Верди и италомания на русской сцене рубежа XIX–XX веков”. Искусство и образование, no. 5/79 (2012): 26–48.

22. Полуяхтова, Инна. “Музыка и слово (К 200-летию Джузеппе Верди)”. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, no. 2/1 (2013): 334–8. Дата обращения: сентябрь 24, 2020. https://cyberleninka.ru/article/n/muzyka-i-slovo-k-200-letiyu-dzhuzeppe-verdi.

23. Савицкая, Любовь. “‘Травиата в Париже’. Съемки в будуаре Виолетты”. Pravda.ru. Дата обращения: ноябрь 19, 2020. https://www.pravda.ru/sport/28-05-2005/51090-traviata-0/

24. “Rigoletto a Mantova (2010 TV Movie)”. IMDb. Accessed: November 23, 2020. https://www.imdb.com/title/tt1687279/fullcredits.

25. Genna, Antonio. “Ieri e oggi in TV — 6 settembre 2010 (con i dati Auditel del 5/9)”. Antonio Genna Blog. Accessed: November 14, 2020. https://antoniogenna.com/2010/09/06/ieri-e-oggi-in-tv-6-settembre-2010-con-i-dati-auditel-del-59/.

26. Корябин, Игорь. “‘Rigoletto’ a Mantova ma ‘Sigismondo’ a Pesaro”. OperaNews.ru. Дата обращения: ноябрь 16, 2020. https://www.operanews.ru/11032004.html.

27. Opera Chic. “Placidone’s Rigoletto in Mantua: First Impressions After Act I”. Opera Chic. Accessed: February 18, 2022. https://operachic.typepad.com/opera_chic/2010/09/placidones-rigoletto-in-mantua-first-impressions-after-act-i.html.

28. Morris, Christopher. “Digital Diva: Opera on Video”. The Opera Quarterly 26, no. 1 (2010): 96–119. https://doi.org/10.1093/oq/kbq002

29. Morris, Christopher. “The Mute Stones Sing: Rigoletto Live from Mantua”. The Drama Review 59, no. 4/228 (2015): 51–66. https://doi.org/10.1162/DRAM_a_00496

30. Бармак, Александр. “Режиссер, актер и слово в опере”. Театр. Живопись. Кино. Музыка, no. 4 (2013): 31–54. Дата обращения: сентябрь 14, 2020. https://cyberleninka.ru/article/n/rezhisser-akter-i-slovo-v-opere.

References

1. Citron, Marcia J. “Opera-Film as Television: Remediation in Tony Britten’s. Falstaff”. Journal of the American Musicological Society 70, no. 2 (2017): 475–522. https://doi.org/10.1525/jams.2017.70.2.475

2. Citron, Marcia J. “Subjectivity in the Opera Films of Jean-Pierre Ponnelle”. Journal of Musicology 22, no. 2 (2005): 203–40. https://doi.org/10.1525/jm.2005.22.2.203

3. Shi, Zhixuan. “Discussion on the Rudiment, Transformation and Fusion of Opera Music”. Journal of Educational Theory and Management, no. 1 (2017): 113–8. http://dx.doi.org/10.26549/jetm.v1i1.586

4. Mihelj, Sabina, Adrian Leguina, and John Downey. “Culture is Digital: Cultural Participation, Diversity and the Digital Divide”. New Media and Society 21, no. 7 (2019): 1465–85. https://doi.org/10.1177/1461444818822816

5. Ward-Griffin, Danielle. “As Seen on TV: Putting the NBC Opera on Stage”. Journal of the American Musicological Society 71, no. 3 (2018): 595–654. https://doi.org/10.1525/jams.2018.71.3.595

6. Il’ina, Mariia. “Films of Operas Based on the Classic Russian Repertoire in Soviet Cinematography: History, Genre Features, Interpretation of the Primary Source”. Master’s Thesis, St Petersburg State University, 2017. (In Russian)

7. Kropova, Dar’ia. “From Greek Tragedy to Opera-Film”. Vestnik VGIK 7, no. 2 (2015): 62–72. https://doi.org/10.17816/VGIK7262-72 (In Russian)

8. Shapinskaia, Ekaterina. “Cultural Heritage and Challenges of the Digital Age: Transformation of Cultural Forms and Aesthetic Values”. Bol’shaia Evraziia: razvitie, bezopasnost’, sotrudnichestvo, no. 2–2 (2019): 659–63. Accessed: November 29, 2020. https://cyberleninka.ru/article/n/kultur-noe-nasledie-i-vyzovy-tsifrovoy-epohi-transformatsiya-kulturnyh-form-i-esteticheskih-tsennostey. (In Russian)

9. Shapinskaia, Ekaterina, and Evgenii Tsodokov. “The Paradox of Opera: Cultural Meanings, Aesthetic Values, and Historical Destiny”. Kul’tura kul’tury, no. 4/8 (2015): 112–25. Accessed: October 28, 2020. https://cyberleninka.ru/article/n/paradoks-ob-opere-1-kulturnye-smysly-esteticheskie-tsennosti-i-is-toricheskaya-sudba. (In Russian)

10. Verdi, Giuseppe. Selected Letters. Rus. ed. Comp., transl., introd. article and notes by Aleksandr Bushen. Moscow: Muzgiz Publ., 1959. (In Russian)

11. Algernon St., John-Brenon. “Giuseppe Verdi”. Musical Quarterly 2, no. 1 (1916): 130–62.

12. Carini, Jaime. “The Operas of Giuseppe Verdi by Abramo Basevi”. Notes 72, no. 2 (2015): 358–60. https://doi.org/10.1353/not.2015.0140

13. Zicari, Massimo. “Giuseppe Verdi in Victorian London”. Studia UBB Musica LVII, no. 2 (2012): 153–62.

14. Weiss, Piero. “Verdi and the Fusion of Genres”. Journal of the American Musicological Society 35, no. 1: 138–56. https://doi.org/10.2307/831289

15. Williams, Simon. “Verdi in Performance by Alison Latham, Roger Parker; ‘Simon Boccanegra’ di Giuseppe Verdi by Marcello Conati, Natalia Grilli; ‘Otello’ di Giuseppe Verdi by James A. Hepokoski, Mercedes Viale Ferrero; ‘Mefistofele’ di Arrigo Boito by William Ashbrook, Gerardo Guccini; ‘Un ballo in maschera’ di Giuseppe Verdi by David Rosen, Marinella Pigozzi”. Cambridge Opera Journal 16, no. 3 (2004): 321–30.

16. Zakrasniana, Zhanna. “Development of Singer’s Vocal Skill (On the Example of Works of Giuseppe Verdi)”. Image of the Modern Pedagogue, no. 2/191 (2020): 101–4. https://doi.org/10.33272/2522-9729-2020-2(191)-101-104 (In Ukrainian)

17. Freitas, Roger. “Towards a Verdian Ideal of Singing: Emancipation from Modern Orthodoxy”. Journal of the Royal Musical Association 127, no. 2 (2002): 226–57.

18. Rybkina, Tat’iana. “New Aspects in the Form of a Great All-Time Character: Gesture and Speech Intonation as Expressive Features in Opera (160th Anniversary of the Creation and First Staging of ‘Rigoletto’ by G. Verdi”. Teatr. Zhivopis’. Kino. Muzyka, no. 4 (2011): 146–56. Accessed: October 11, 2020. https://cyberleninka.ru/article/n/novye-grani-velikogo-obraza-zhest-i-rechevaya-intonatsiya-kak-elementy-vyrazitelnosti-v-opere-k-160-letiyu-sozdaniya-i-postanovki-rigoletto. (In Russian)

19. Poluiakhtova, Inna. “The Category of the Tragic in the Greek Aesthetics and in Giuseppe Verdi’s Musical Drama”. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo, no. 6/1 (2013): 429–34. Accessed: September 24, 2020. https://cyberleninka.ru/article/n/kategoriya-tragicheskogo-v-drevnegrecheskoy-estetike-i-muzykalnoy-dramaturgii-dzhuzeppe-verdi. (In Russian)

20. Ashbrook, William. “Rigoletto. Giuseppe Verdi”. The Opera Quarterly 2, no. 2 (1984): 136–7.

21. Galatenko, Iuliia. “Giuseppe Verdi and Italomania on the Russian Stage in the Turn of the 19th and 20th Centuries”. Iskusstvo i obrazovanie, no. 5/79 (2012): 26–48. (In Russian)

22. Poluiakhtova, Inna. “Music and Word (To the 200th Anniversary of Giuseppe Verdi)”. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo, no. 2/1 (2013): 334–8. Accessed: September 24, 2020. https://cyberleninka.ru/article/n/muzyka-i-slovo-k-200-letiyu-dzhuzeppe-verdi. (In Russian)

23. Savitskaia, Liubov’. “‘La Traviata in Paris. Shooting in Violetta’s Boudoir”. Pravda.ru. Accessed: November 19, 2020. https://www.pravda.ru/sport/28-05-2005/51090-traviata-0/. (In Russian)

24. “Rigoletto a Mantova (2010 TV Movie)”. IMDb. Accessed: November 23, 2020. https://www.imdb.com/title/tt1687279/fullcredits.

25. Genna, Antonio. “Ieri e oggi in TV — 6 settembre 2010 (con i dati Auditel del 5/9)”. Antonio Genna Blog. Accessed: November 14, 2020. https://antoniogenna.com/2010/09/06/ieri-e-oggi-in-tv-6-settembre-2010-con-i-dati-auditel-del-59/.

26. Koriabin, Igor’. “‘Rigoletto’ a Mantova ma ‘Sigismondo’ a Pesaro”. OperaNews.ru. Accessed: November 16, 2020. https://www.operanews.ru/11032004.html. (In Russian)

27. Opera Chic. “Placidone’s Rigoletto in Mantua: First Impressions After Act I”. Opera Chic. Accessed: February 18, 2022. https://operachic.typepad.com/opera_chic/2010/09/placidones-rigoletto-in-mantua-first-impressions-after-act-i.html.

28. Morris, Christopher. “Digital Diva: Opera on Video”. The Opera Quarterly 26, no. 1 (2010): 96–119. https://doi.org/10.1093/oq/kbq002

29. Morris, Christopher. “The Mute Stones Sing: Rigoletto Live from Mantua”. The Drama Review 59, no. 4/228 (2015): 51–66. https://doi.org/10.1162/DRAM_a_00496

30. Barmak, Aleksandr. “Director, Actor and Word in the Opera”. Teatr. Zhivopis’. Kino. Muzyka, no. 4 (2013): 31–54. Accessed: September 14, 2020. https://cyberleninka.ru/article/n/rezhisser-akter-i-slovo-v-opere. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.06.2022

Как цитировать

Румянцева, А. В., & Малькова, Л. Ю. (2022). «Риголетто»: вариативность экранных форм и специфика постановочных решений классической оперы в кино и на телевидении. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 12(2), 259–274. https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.203

Выпуск

Раздел

Кино