Рафаэль и Пирро Лигорио — историко-филологические описания, археологические исследования архитектуры древнего Рима в XVI в.
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.207Аннотация
Сложность постижения художественной терминологии в эпоху Возрождения связана с деятельностью филологов-гуманистов и ученых антикваров. Дискуссии на тему итальянской и латинской грамматики имели мировоззренческий аспект, который влиял на видение истории. Интерес к античности был присущ художникам и архитекторам. Вокруг археологической работы Рафаэля и Лигорио были организованы объединения ученых гуманистов, которые сопровождали их археологические изыскания филологическими уточнениями. Функции археологии сочетались с необходимостью проверки терминов, при помощи наглядного, графически реконструированного памятника, как правило дошедшего с утратами. В связи с этим ученые должны были использовать свою эрудицию, изобретательность, чтобы отобразить руинированный памятник целиком. Научные исследования древности сочетались с игрой воображения и графическими реконструкциями. Примером такой сферы деятельности становится печатная графика, позволяющая изображать памятники и сопровождать иллюстрациями альбомы древностей, тиражировать изображения отдельных произведений искусства. Такова была направленность печатной мастерской товарища Рафаэля Маркантонио Раймонди. Ряд произведений Маркантонио, как и гравюры Агостино Венециано и Марко Денте, были выполнены по рисункам Рафаэля. Некоторые рисунки связаны с археологическими интересами Рафаэля, например гравюра с изображением группы «Лаокоон» (1519), выполненная Марко Денте. В среде филологов после выхода трактата П. Бембо «Рассуждения в прозе о народном языке» (1525), где во второй части автор предлагал неукоснительно следовать стилю Петрарки и Боккаччо, разгорелась полемика о литературном языке, так как гуманисты придерживались различных точек зрения на термин «volgare» («народный»). Отражением дискуссий на эту тему стало объединение гуманистов Accademia degli Sdegnati (1541–1545), к которой примкнул и Пирро Лигорио. Он так же как и Рафаэль, сопровождал свои исследования этимологическими уточнениями, графическими репрезентациями и археологическими картами.
Ключевые слова:
графика, реконструкции, античность, художественные, термины, гуманизм, филология, археология
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.