К вопросу о содержании и реставрации мебели Елагиноостровского дворца. Опыт осмысления архивных источников
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.209Аннотация
На основании анализа архивных документов рассматриваются методы сохранения предметов мебельного убранства Елагиноостровского дворца при его эксплуатации на протяжении XIX в. Описан процесс отбора мастеров на основе торгов для производства работ по сохранению мебели в надлежащем состоянии. Дается краткое описание условий проведения торгов. Выявлены основная методика и частота производства работ по реставрации полировки. Среди предметов мебельного убранства встречаются предметы с отделкой под «вызженную водку», которую иначе называли крепкой водкой. Этот очень распространенный прием обработки поверхностей мебели раствором азотной кислоты с последующим нагревом поверхности довольно часто использовался в изготовлении мебели первой половины XIX в. Также приводятся документы, позволяющие увидеть отношение к обивкам и обивочным материалам. В числе приемов реставрации обивки встречаются замена обивочной ткани, использование для лицевой поверхности тыльной стороны старой ткани, раскрой старых, местами выгоревших занавесок для обивки мебели и наводка муара при перекрашивании тканей. Интерьеры дворца не перестраивались на протяжении XIX в., однако мебель требовала постоянного ремонта и введения по необходимости новых предметов. Приведенные документы показывают, каким образом велась комплектация интерьеров мебелью, которая поступала от мебельных мастеров или складов мебели. Систематизация и анализ архивных источников по теме раскрывают картину очень непростой жизни предмета во времени, а также вводят в научный оборот документы, позволяющие делать уточнения при атрибуции предметов мебельного убранства.
Ключевые слова:
Елагиноостровский дворец, мебель, полировка, «вызженная водкой» мебель, обивка, мебельные мастера, торги
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.