Обходя суть проблемы
Аннотация
В немецком учении о такте XVII–XVIII веков (В. К. Принц, И. Г. Вальтер) в основу музыкальной пульсации были положены произношение латинских слов согласно квантитативной латинской просодии соотношением длинного и короткого слогов 2 : 1 и скандирование стоп немецкого стиха, в котором удлинение одних слогов делается за счет укорочения других приблизительно с тем же, что и в латыни, соотношением. Это типовое произнесение ритмического сочетания длинных и коротких слогов стиха выполняло функцию своего рода идеальной агогической модели, с которой соотносились длительности отдельных, равных по написанию, нот. Музыкальный такт был всегда в определенной степени ориентирован на скандирование метрически упорядоченных стиховых стоп, а потому и сегодня имплицирует для нас это скандирование, являясь его преображенным музыкальным эквивалентом (аналогом). Поскольку абстрактно-арифметическое двоичное подразделение нотных стоимостей в нотации обычно не до конца соответствовало агогике нотных длительностей в живом исполнении, возникала типовая ситуация, когда в нотах написано было одно, а звучало заметно другое. Чтобы осмыслить это ощутимое различие, было введено принципиально важное для учения о такте различение внешней и внутренней стоимости ноты, заимствованное из учения о метрике стиха. Внешняя стоимость ноты представляла собой абстрактный арифметический счет, согласно которому каждая четверть в нотации равна любой другой четверти, каждая восьмая — любой другой восьмой, любые две восьмые — четверти и т. д. вне зависимости от местоположения этих нот в музыкальной ткани. Внутренняя стоимость ноты представляла собой реальные музыкальные длительности, приобретаемые нотами в исполнении; здесь длительности нот уже зависели не только от внешней стоимости нот, но и от местоположения в такте, и им окончательно определялись. Система внешних стоимостей нот в нотации служила для исполнителя как бы первичным грубым ориентиром в определении метроритма, а обозначенная тактом система внутренних стоимостей нот представляла собой алгоритм упорядоченных исполнительских поправок к прямолинейной арифметической системе внешних стоимостей нот. Тем самым в исполнительском восприятии возникала запланированная композитором агогическая неровность исполнения, при которой акцентированными и более длинными в двухдольном (прямом) такте становились нечетные доли и ноты, а безударными и более короткими — четные. Поскольку неравенство длительности слогов в письменности обычно внешне не визуализировано, а вытекает из знания просодии, в целом эта картина была аналогична прочтению любого вербального текста: читатель, знакомясь сейчас с данным текстом, привычно произносит его про себя с различной длительностью слогов, хотя визуально эта разница в письменности никак не выявлена. Ввиду того что учение о такте сформировалось в первую очередь для вокальной музыки, агогическое удлинение длинных нот и укорочение коротких никак не могло пониматься чисто артикуляционно (с возникновением маленькой паузы после короткой ноты), ибо артикуляционное укорочение нот принципиально невозможно для певца, исполняющего длинный распев или колоратуру внутри слова.
Ключевые слова:
внешняя стоимость ноты, внутренняя стоимость ноты, внутритактовая агогика, артикуляция, немецкое учение о такте XVII–XVIII веков, В. К. Принц, И. Г. Вальтер, критика Ф. Ноймана, длительность слогов, латинская и немецкая просодия
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.