Обходя суть проблемы

Авторы

  • Сергей Михайлович Мальцев Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова

Аннотация

В немецком учении о такте XVII–XVIII веков (В. К. Принц, И. Г. Вальтер) в основу музыкальной пульсации были положены произношение латинских слов согласно квантитативной латинской просодии соотношением длинного и короткого слогов 2 : 1 и скандирование стоп немецкого стиха, в котором удлинение одних слогов делается за счет укорочения других приблизительно с тем же, что и в латыни, соотношением. Это типовое произнесение ритмического сочетания длинных и коротких слогов стиха выполняло функцию своего рода идеальной агогической модели, с которой соотносились длительности отдельных, равных по написанию, нот. Музыкальный такт был всегда в определенной степени ориентирован на скандирование метрически упорядоченных стиховых стоп, а потому и сегодня имплицирует для нас это скандирование, являясь его преображенным музыкальным эквивалентом (аналогом). Поскольку абстрактно-арифметическое двоичное подразделение нотных стоимостей в нотации обычно не до конца соответствовало агогике нотных длительностей в живом исполнении, возникала типовая ситуация, когда в нотах написано было одно, а звучало заметно другое. Чтобы осмыслить это ощутимое различие, было введено принципиально важное для учения о такте различение внешней и внутренней стоимости ноты, заимствованное из учения о метрике стиха. Внешняя стоимость ноты представляла собой абстрактный арифметический счет, согласно которому каждая четверть в нотации равна любой другой четверти, каждая восьмая — любой другой восьмой, любые две восьмые — четверти и т. д. вне зависимости от местоположения этих нот в музыкальной ткани. Внутренняя стоимость ноты представляла собой реальные музыкальные длительности, приобретаемые нотами в исполнении; здесь длительности нот уже зависели не только от внешней стоимости нот, но и от местоположения в такте, и им окончательно определялись. Система внешних стоимостей нот в нотации служила для исполнителя как бы первичным грубым ориентиром в определении метроритма, а обозначенная тактом система внутренних стоимостей нот представляла собой алгоритм упорядоченных исполнительских поправок к прямолинейной арифметической системе внешних стоимостей нот. Тем самым в исполнительском восприятии возникала запланированная композитором агогическая неровность исполнения, при которой акцентированными и более длинными в двухдольном (прямом) такте становились нечетные доли и ноты, а безударными и более короткими — четные. Поскольку неравенство длительности слогов в письменности обычно внешне не визуализировано, а вытекает из знания просодии, в целом эта картина была аналогична прочтению любого вербального текста: читатель, знакомясь сейчас с данным текстом, привычно произносит его про себя с различной длительностью слогов, хотя визуально эта разница в письменности никак не выявлена. Ввиду того что учение о такте сформировалось в первую очередь для вокальной музыки, агогическое удлинение длинных нот и укорочение коротких никак не могло пониматься чисто артикуляционно (с возникновением маленькой паузы после короткой ноты), ибо артикуляционное укорочение нот принципиально невозможно для певца, исполняющего длинный распев или колоратуру внутри слова.

Ключевые слова:

внешняя стоимость ноты, внутренняя стоимость ноты, внутритактовая агогика, артикуляция, немецкое учение о такте XVII–XVIII веков, В. К. Принц, И. Г. Вальтер, критика Ф. Ноймана, длительность слогов, латинская и немецкая просодия

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Сергей Михайлович Мальцев, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова

доктор искусствоведения, профессор кафедры музыкальной критики музыковедческого факультета

Библиографические ссылки

Источники и литература

1. Мальцев С. М. Внутритактовая агогика в немецком учении и такте XVII–XVIII веков. СПб.: СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова, 2010.

2. Панов А. А., Розанов И. В. Внутритактовая агогика, альтерация ритма и артикуляция: новая концепция или старые заблуждения? // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 15. Искусствоведение. 2011. Вып. 2. С. 92–99.

3. Odenkomposition, metrische // Riemann-Musiklexikon. Sachteil. Mainz: Schott, 1967. Bd. 3.

4. Printz W. C. …Phrynis Mitilenæus oder Satyrischer Componist: … Dresden; Leipzig: Johann Riedel, 1696.

5. Wolf J. Handbuch der Notationskunde. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1913. 1. Teil.

6. Marpurg Fr. W. …Anleitung zur Musik überhaupt, und zur Singkunst besonders… Berlin: Arnold Wever, 1763.

7. Marpurg Fr. W. Kritische Briefe über die Tonkunst… 2 Bde. Berlin: Friedrich Wilhelm Birnstiel, 1760–1763.

8. Kirnberger J. Ph. Die Kunst des reinen Satzes in der Musik… Erster Theil. 2 Bde. Berlin; Königsberg: G. J. Decker und G. L. Hartung, 1776.

9. Hiller J. A. Anweisung zum musikalisch-richtigen Gesänge… Leipzig: Johann Friedrich Junius, 1774.

10. Hiller J. A. Kurze und erleichterte Anweisung zum Singen, für Schulen in Städten und Dörfer. Leipzig: Johann Friedrich Junius, 1792.

11. Löhlein G. S. Clavier-Schule. Leipzig & Züllichau: Auf Kosten der Weissenhaus- und Frommannischen Buchhandlung, 1781–1782.

12. Koch H. Chr. Versuch einer Anleitung zur Composition. 3 Theile. Leipzig: Adam Friedrich Böhme; Rudolstadt: Löwisch, 1782, 1787, 1793.

13. Литературная энциклопедия / отв. ред. В. М. Фриче. М., 1934. Т. 7.

14. Жирмунский В. М. Теория стиха. Л.: Сов. писатель, 1975.

15. Попов А. Н., Шендяпин П. М. Латинский язык. М.: Издательство литературы на иностранных языках, 1956.

16. Козлова Г. Г. Учебник латинского языка для студентов-заочников нефилологических факультетов университетов. М., 1980.

17. Gradus ad Parnassum: s. novus synonymorum epithetorum… thesaurus, 1687; 1698; 1699; 1719; 1733.

18. Schottelius J. G. …Teutsche Vers- oder Reimkunst Darinnen unsere Teutsche Muttersprache so weit dero süßeste Poesis betrift in eine richtige Form der Kunst zum ersten male gebracht worden und Redekunst… Frankfurt am Mayn: in Verlegung Michael Cübachs Buch in Lüneburg, 1656. Nachdruck: Hildesheim: Olms, 1976.

19. Gottsched J. Ch. Versuch einer critischen Dichtkunst… Dritte und vermehrte Auflage… Leipzig: Bernhard Christoph Breitkopf, 1742 // Ausgewählte Werke. Berlin; New York: De Gruyter, 1973. VI/1.

20. Zedler J. H., Ludovici C. G., Ludevig J. P. von. Grosses vollständiges Universal-Lexicon Aller Wissenschaften und Künste… 68 Bdе. Leipzig; Halle: Johann Heinrich Zedler, 1732–1754.

21. Voss J. H. Zeitmessung der deutschen Sprache. Königsberg: Friedrich Nicolovius, 1802.

22. Marpurg Fr. W. Kritische Briefe über die Tonkunst… 2 Bde. Berlin: Friedrich Wilhelm Birnstiel, 1760–1763.

23. Walther J. G. Praecepta der musicalischen Composition // Jenaer Beiträge zur Musikforschung / Hrsg. P. Benary. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1955. Bd. 2.

24. Houle G. Meter in Music, 1600–1800. Performance, Perception, and Notation. Bloomington; Indianapolis: Indiana University Press, 1987.

25. Maier S. Studien zur Theorie des Taktes in der ersten Hälfte des 18. Jahrhunderts. / Frankfurter Beiträge zur Musikwissenschaft (Bd. 16). Tutzing: H. Schneider, 1984.

26. Walther J. G. Musicalisches Lexicon Oder Musicalische Bibliothec… Leipzig: Wolfgang Deer, 1732.

27. Mersenne M. Harmonie universelle… Paris: Sebastien Cramolsy, 1636–1637.

28. Kircher A. … Musurgia universalis… Romae: Ex Typographia Francisci Corbelletti, 1650. Tomus II.

29. Mattheson J. Der vollkommene Capellmeister… Hamburg: Christian Herold, 1739.

30. Spieß M. Tractatus musicus compositorio-practicus. Augsburg: Johann Jacob Lotter, 1745.

31. Koch H. Chr. Musikalisches Lexikon… Offenbach a. M.: Johann André, 1802.

32. Reicha A. Vollständiges Lehrbuch der musikalischen Komposition. Wien: Diabelli, 1834. Bd. 4.

33. Printz W. C. Compendium Musicæ In quo Breviter ac succinctè explicantur & traduntur omnia ea, quæ ad Oden artificiosè componendam requiruntur… Gubenæ: Chr. Gruber, 1668.

34. Buelow G. J. Printz, Wolfgang Сaspar // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. New York: Oxford University Press, 2001.

35. Мальцев С. М. Внутритактовая агогика и акцентуация в немецком учении о такте В. К. Принца и И. Г. Вальтера // Музыкальное образование в современном мире: диалог времен. СПб: Российский Государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, 2011. Ч. 2. C. 87–109.

36. Klopstock F. Ueber Sprache und Dichtkunst. Hamburg: Christian Herold: Altona: J. D. A. Eckhardt, 1779.

37. Mattheson J. Critica musica. Hamburg: Auf Unkosten des Autoris, 1722–1725.

38. Adlung J. …Anleitung zur Musicalischen Gelahrtheit… Erfurt: J. D. Jungnicol, 1758.

39. Hiller J. A. Anweisung zum musikalisch-zierlichen Gesänge… Leipzig: Johann Friedrich Junius, 1780.

40. Quantz J. J. …Versuch einer Anweisung, die Flöte traversiere zu spielen… Berlin: J. F. Voss, 1752.

41. Mozart L. …Versuch einer gründlichen Violinschule… 3. verm. Aufl. Augsburg: Johann Jacob Lotter, 1787.

42. Мальцев С. М. О музыкально-риторических фигурах анафора и эпифора. // Критика. Публицистика. Страницы истории / сост. А. Б. Шнитке, М. П. Мищенко; общ. ред. Л. Г. Данько. СПб.: СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова, 2006. С. 266–297.

43. Neumann F. The French “Inégales”, Quantz, and Bach // Journal of the American Musicological Society. 1965. Vol. 18, N 3. P. 313–358.

44. Petri J. S. Anleitung zur Practischen Musik… Lauban: 1767.

45. Hudson R. Stolen Tempo. The History of Tempo Rubato. Oxford: Clarendon Press, 1994.

46. Scheibe J. A. Ueber die musikalische Composition. Leipzig: Schwickert, 1773. Reprint: Kassel: Bärenreiter, 2006.

47. Meister H. Musikalische Rhetorik und ihre Bedeutung für das Verständnis barocker Musik, besonders der Musik J. S. Bachs. Regensburg: Feuchtinger & Gleichauf, 1995.

48. Lohmann L. Studien zu Artikulationsproblemen bei den Tasteninstrumenten des 16.-18. Jahrhunderts / Kölner Beiträge zur Musikforschung (Bd. 125). Regensburg: Bosse, 1986.

49. Penninger A. Die Akzentuierung auf Tasteninstrumenten vom 16. bis zum 18. Jahrhundert. Linz, 2007.

50. Розанов И. В., Панов А. А. Альтерация ритма пунктирных фигур в инструментальной музыке Германии второй половины XVIII столетия. Л.: Ленинградская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, 1991.

51. Rosanoff I., Panov A. Essays on Problems of Rhythm in Germany in the XVIII-th Century: Overdotting and the so-called Taktenlehre (a research of sources). Heilbronn: Musik-Edition Lucie Galland, 1996.

52. Панов А. А. Альтерация ритма или артикуляция? В. К. Принц о долгих и коротких нотах // Музыковедение. 2006. № 5. С. 61–65.

53. Panov A. A., Rosanoff I. V. Notes Inégales: “Revised” or Confused? Музыка, текст, перевод: материалы секции XXXIX Международной филологической конференции 15–20 марта 2010 г. (Санкт-Петербург, СПбГУ, филол. ф-т) / отв. ред. А. В. Бояркина. СПб., 2010. С. 56–67.

54. Панов А. А., Розанов И. В. Об исполнении ритмических фигур в немецкой музыке XVIII века // От барокко к романтизму. Музыкальные эпохи и стили: эстетика, поэтика, исполнительская интерпретация. Сб. ст. / отв. ред. С. В. Грохотов. (Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 65, вып. 1.) М., 2011. С. 261–305.

55. Друскин М. С. Собр. соч.: в 7 т. СПб.: Композитор, 2007. Т. 1. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI–XVIII вв.

56. Гастев Ю. А. Омонимия // Большая советская энциклопедия. М., 1981.

57. Браудо И. А. Артикуляция: о произношении мелодии / под ред. Х. С. Кушнарева. [2-е изд.]. Л.: Музыка, 1973.

58. Printz W. C. Compendium musicae signatoriae et modulatoriae vocalis… Dresden; Leipzig: J. Ch. Mieth, 1714.

59. Printz W. C. Musica modulatoria vocalis oder manierliche und zierliche Sing-Kunst…Schweidnitz: Cristian Okels, 1678.

60. Heinichen J. D. Der General-Bass in der Composition,… Dreßden: bey dem Autore zu finden [Freiberg: Christoph Matthaeus], 1728.

61. Bach C. Ph. E. Versuch über die wahre Art, das Clavier zu spielen. Zweiter Teil. / Faksimile-Nachdruck der 1. Auflage, Berlin, 1753 und 1762. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1961.

62. Мальцев С. М. Инструмент и педаль у Бетховена. СПб: СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова, 2010.

63. Mozart L. A treatise on the Fundamental Principles of Violin Playing / transl. by E. Knoker. New York, 1948; 2 ed.: Oxford: Oxford University Press, 1985.

64. Adelung J. Chr. Grammatisch-kritisches Wörterbuch der Hochdeutschen Mundart. 2., verm. u. verb. Ausg. Leipzig: Breitkopf, 1793–1801.

65. Wörterbuch der deutschen Gegenwartssprache. / Hrsg. von R. Klappenbach und W. Steinitz. 10., bearb. Aufl. Berlin: Akad.-Verl., 1980.

66. Уорф Б. Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Новое в лингвистике. 1960. Вып. 1.

67. Сепир Э. Лингвистика и логика // Новое в лингвистике. 1960. Вып. l.

68. Вальтер Иоганн Готфрид. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 10.04.2012).

69. Scheibe J. A. …Critischer Musikus. Neue, vermehrte und verbesserte Auflage. Leipzig: Bernhard Christoph Breitkopf, 1745.

70. Jacobi E. Notes inégales // Riemann-Musiklexikon. Mainz: Schott, 1967. Bd. 3. Sachteil.

71. Harras M. H. Notes inégales // Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Sachteil / 2. neubearb. Ausg. / hrsg. v. L. Finscher. Stuttgart; Weimar: Metzler, 1998.

72. Fuller D. Notes inégales // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2001.

73. Heftling S. E. Rhytmic Alteration in Seventeenth- and Eighteenth-Century Music. Notes Inégales and Overdotting. New York: Schirmer Books, 1993.

74. Rеilly E. R., Giger A. Quantz, Johann Joachim // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2001.

75. Babitz S. “Notes Inégales”: a communication // Journal of the American Musicological Society. 1967. Vol. 2, N 3. P. 473–476.

76. Byrt J. “Notes Inégales”: Some Misconceptions? // Journal of the American Musicological Society. 1967. Vol. 2, N 3. P. 476–480.

77. Babitz S. A problem of rhythm in Baroque music // The Musical Quarterly. 1952. Vol. XXXVIII. 4 October. P. 533–565.

78. Collins M. A Reconsideration of French Overdotting // Music&Letters. 1969. Vol. 50, N 1. P. 111–123.

79. Fuller D. Dotting, the ‘French Style’ and Frederick Neumann’s Counter-Reformation // Early Music. 1977. Vol. 5, N 4. P. 517–543.

80. Черни К. О правильном исполнении всех фортепианных сочинений Бетховена / науч. ред., пер. и коммент. С. М. Мальцева. СПб: СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова, 2010.

81. Czerny C. Vollständige theoretisch-praktische Pianoforte-Schule, op. 500. Wien: Diabelli, 1839. Bd. 3.

82. Czerny C. Briefe über den Unterricht auf dem Pianoforte vom Anfange bis zur Ausbildung. Wien: Diabelli [u. a.] [o. J.].

83. Tempo rubato // Riemann-Musiklexikon. Mainz: Schott, 1967. Bd. 3. Sachteil.

84. Мальцев С. М. О темпе исполнения бетховенских сочинений // Черни К. О правильном исполнении всех фортепианных сочинений Бетховена / науч. ред., пер., коммент. С. М. Мальцева. СПб., 2010. С. 188–193.

85. Cramer J. B. 21 Etüden für Klavier nebst Fingerübungen von Beethoven. Nach dem Handexemplar Ludwig van Beethovens hrsg. von H. Kann. Wien: Universal Edition UE 13353.

86. Goldschmidt H. Beethovens Anweisungen zum Spiel der Cramer-Etüden // Bericht über den Internationalen Beethoven-Kongress. Berlin: Verl. Neue Musik, 1971. S. 545–557.

87. Фишман Н. Л. Из педагогических советов Бетховена // Методические записки по вопросам музыкального образования. М., 1966.

88. Türk D. G. Klavierschule… Leipzig; Halle: in Komission bey Schwickert in Leipzig und bey Hemmerde und Schwetschke in Halle, 1789.

89. Bartel D. Handbuch der musikalischen Figurenlehre. Laaber: Laaber Verlag, 2007.

90. Мальцев С. М. О двух музыкально-риторических фигурах повтора. Анафора и эпифора // От барокко к романтизму. Музыкальные эпохи и стили: эстетика, поэтика, исполнительская интерпретация. Сб. ст. / отв. ред. С. В. Грохотов. (Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 65, вып. 1). М., 2011. С. 231–260.

91. Майстер Х. Музыкальная риторика: ключ к интерпретации произведений И. С. Баха. М.: Классика-XXI, 2009.

92. Sulzer J. G., Schulz J. A. P., Kirnberger J. Ph. Allgemeine Theorie der Schönen Künste… Neue vermehrte zweyte Auflage. 10 Bde. Leipzig: M. G. Weidmann, 1792–1799.

93. Schwindt-Gross N. Einfache, zusammengesetzte und doppelt notierte Takte: ein Aspekt der Takttheorie des 18. Jh. // Musiktheorie. 1989. Jh. 4. S. 203–222.

94. Fallows D. Metronome // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2001.


References

1. Mal'tsev S. M. Vnutritaktovaia agogika v nemetskom uchenii i takte XVII–XVIII vekov. St. Petersburg, SPbGK im. N. A. Rimskogo-Korsakova Press, 2010. (In Russian)

2. Panov A. A., Rozanov I. V. Vnutritaktovaia agogika, al'teratsiia ritma i artikuliatsiia: novaia kontseptsiia ili starye zabluzhdeniia? Vestn. S.-Peterb. un-ta. Ser. 15. Iskusstvovedenie, 2011, iss. 2, pp. 92–99. (In Russian)

3. Odenkomposition, metrische, Riemann-Musiklexikon. Sachteil. Mainz, Schott, 1967, Bd. 3.

4. Printz W. C. …Phrynis Mitilenæus oder Satyrischer Componist: … Dresden; Leipzig, Johann Riedel, 1696.

5. Wolf J. Handbuch der Notationskunde. Leipzig, Breitkopf & Härtel, 1913, 1 Teil.

6. Marpurg Fr. W. …Anleitung zur Musik überhaupt, und zur Singkunst besonders… Berlin, Arnold Wever, 1763.

7. Marpurg Fr. W. Kritische Briefe über die Tonkunst… 2 Bde. Berlin, Friedrich Wilhelm Birnstiel, 1760–1763.

8. Kirnberger J. Ph. Die Kunst des reinen Satzes in der Musik… Erster Theil, 2 Bde. Berlin; Königsberg, G. J. Decker und G. L. Hartung, 1776.

9. Hiller J. A. Anweisung zum musikalisch-richtigen Gesänge… Leipzig, Johann Friedrich Junius, 1774.

10. Hiller J. A. Kurze und erleichterte Anweisung zum Singen, für Schulen in Städten und Dörfer. Leipzig, Johann Friedrich Junius, 1792.

11. Löhlein G. S. Clavier-Schule. Leipzig & Züllichau, Auf Kosten der Weissenhaus- und Frommannischen Buchhandlung, 1781–1782.

12. Koch H. Chr. Versuch einer Anleitung zur Composition. 3 Theile. Leipzig, Adam Friedrich Böhme; Rudolstadt, Löwisch, 1782, 1787, 1793.

13. Literaturnaia entsiklopediia. Ed. by V. M. Friche. Moscow, 1934, vol. 7. (In Russian)

14. Zhirmunskii V. M. Teoriia stikha. Leningrad, Sov. pisatel' Publ., 1975. (In Russian)

15. Popov A. N., Shendiapin P. M. Latinskii iazyk. Moscow, Izdatel'stvo literatury na inostrannykh iazykakh, 1956 (In Russian).

16. Kozlova G. G. Uchebnik latinskogo iazyka dlia studentov-zaochnikov nefilologicheskikh fakul'tetov universitetov. Moscow, 1980. (In Russian)

17. Gradus ad Parnassum: s. novus synonymorum epithetorum… thesaurus, 1687; 1698; 1699; 1719; 1733.

18. Schottelius J. G. …Teutsche Vers- oder Reimkunst Darinnen unsere Teutsche Muttersprache so weit dero süßeste Poesis betrift in eine richtige Form der Kunst zum ersten male gebracht worden und Redekunst… Frankfurt am Mayn, in Verlegung Michael Cübachs Buch in Lüneburg, 1656; Nachdruck, Hildesheim, Olms, 1976.

19. Gottsched J. Ch. Versuch einer critischen Dichtkunst… Dritte und vermehrte Auflage… Leipzig, Bernhard Christoph Breitkopf, 1742; Ausgewählte Werke. Berlin; New York: De Gruyter, 1973. VI/1.

20. Zedler J. H., Ludovici C. G., Ludevig J. P. von. Grosses vollständiges Universal-Lexicon Aller Wissenschaften und Künste… 68 Bde. Leipzig; Halle, Johann Heinrich Zedler, 1732–1754.

21. Voss J. H. Zeitmessung der deutschen Sprache. Königsberg, Friedrich Nicolovius, 1802.

22. Marpurg Fr. W. Kritische Briefe über die Tonkunst… 2 Bde. Berlin, Friedrich Wilhelm Birnstiel, 1760–1763.

23. Walther J. G. Praecepta der musicalischen Composition, Jenaer Beiträge zur Musikforschung. Hrsg. P. Benary. Leipzig, Breitkopf & Härtel, 1955, Bd. 2.

24. Houle G. Meter in Music, 1600–1800. Performance, Perception, and Notation. Bloomington; Indianapolis, Indiana University Press, 1987.

25. Maier S. Studien zur Theorie des Taktes in der ersten Hälfte des 18. Jahrhunderts. Frankfurter Beiträge zur Musikwissenschaft (Bd. 16). Tutzing, H. Schneider, 1984.

26. Walther J. G. Musicalisches Lexicon Oder Musicalische Bibliothec… Leipzig, Wolfgang Deer, 1732.

27. Mersenne M. Harmonie universelle… Paris, Sebastien Cramolsy, 1636–1637.

28. Kircher A. … Musurgia universalis… Romae, Ex Typographia Francisci Corbelletti, 1650. Tomus II.

29. Mattheson J. Der vollkommene Capellmeister… Hamburg, Christian Herold, 1739.

30. Spieß M. Tractatus musicus compositorio-practicus. Augsburg, Johann Jacob Lotter, 1745.

31. Koch H. Chr. Musikalisches Lexikon… Offenbach a. M., Johann André, 1802.

32. Reicha A. Vollständiges Lehrbuch der musikalischen Komposition. Wien, Diabelli, 1834, Bd. 4.

33. Printz W. C. Compendium Musicæ In quo Breviter ac succinctè explicantur & traduntur omnia ea, quæ ad Oden artificiosè componendam requiruntur… Gubenæ, Chr. Gruber, 1668.

34. Buelow G. J. Printz, Wolfgang Saspar, The New Grove Dictionary of Music and Musicians. New York, Oxford University Press, 2001.

35. Mal'tsev S. M. Vnutritaktovaia agogika i aktsentuatsiia v nemetskom uchenii o takte V. K. Printsa i I. G. Val'tera, Muzykal'noe obrazovanie v sovremennom mire: dialog vremen. St. Petersburg, Rossiiskii Gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet imeni A. I. Gertsena, 2011, pt. 2, pp. 87–109. (In Russian)

36. Klopstock F. Ueber Sprache und Dichtkunst. Hamburg, Christian Herold, Altona, J. D. A. Eckhardt, 1779.

37. Mattheson J. Critica musica. Hamburg: Auf Unkosten des Autoris, 1722–1725.

38. Adlung J. …Anleitung zur Musicalischen Gelahrtheit… Erfurt, J. D. Jungnicol, 1758.

39. Hiller J. A. Anweisung zum musikalisch-zierlichen Gesänge… Leipzig, Johann Friedrich Junius, 1780.

40. Quantz J. J. …Versuch einer Anweisung, die Flöte traversiere zu spielen… Berlin, J. F. Voss, 1752.

41. Mozart L. …Versuch einer gründlichen Violinschule… 3. verm. Aufl. Augsburg, Johann Jacob Lotter, 1787.

42. Mal'tsev S. M. O muzykal'no-ritoricheskikh figurakh anafora i epifora. Kritika. Publitsistika. Stranitsy istorii. Comp. by A. B. Shnitke, M. P. Mishchenko; ed. by L. G. Dan'ko. St. Petersburg, SPbGK im. N. A. Rimskogo-Korsakova Press, 2006, pp. 266–297. (In Russian)

43. Neumann F. The French "Inégales", Quantz, and Bach, Journal of the American Musicological Society, 1965, vol. 18, no. 3, pp. 313–358.

44. Petri J. S. Anleitung zur Practischen Musik… Lauban, 1767.

45. Hudson R. Stolen Tempo. The History of Tempo Rubato. Oxford, Clarendon Press, 1994.

46. Scheibe J. A. Ueber die musikalische Composition. Leipzig, Schwickert, 1773. Reprint: Kassel, Bärenreiter, 2006.

47. Meister H. Musikalische Rhetorik und ihre Bedeutung für das Verständnis barocker Musik, besonders der Musik J. S. Bachs. Regensburg, Feuchtinger & Gleichauf, 1995.

48. Lohmann L. Studien zu Artikulationsproblemen bei den Tasteninstrumenten des 16.-18. Jahrhunderts, Kölner Beiträge zur Musikforschung (Bd. 125). Regensburg, Bosse, 1986.

49. Penninger A. Die Akzentuierung auf Tasteninstrumenten vom 16. bis zum 18. Jahrhundert. Linz, 2007.

50. Rozanov I. V., Panov A. A. Al'teratsiia ritma punktirnykh figur v instrumental'noi muzyke Germanii vtoroi poloviny XVIII stoletiia. Leningrad, Leningradskaia gosudarstvennaia konservatoriia im. N. A. Rimskogo-Korsakova Press, 1991. (In Russian)

51. Rosanoff I., Panov A. Essays on Problems of Rhythm in Germany in the XVIII-th Century: Overdotting and the so-called Taktenlehre (a research of sources). Heilbronn, Musik-Edition Lucie Galland, 1996.

52. Panov A. A. Al'teratsiia ritma ili artikuliatsiia? V. K. Prints o dolgikh i korotkikh notakh, Muzykovedenie, 2006, no. 5, pp. 61–65. (In Russian)

53. Panov A. A., Rosanoff I. V. Notes Inégales: “Revised” or Confused? Muzyka, tekst, perevod: materialy sektsii XXXIX Mezhdunarodnoi filologicheskoi konferentsii 15–20 marta 2010 g. (Sankt-Peterburg, SPbGU, filol. f-t). Ed. by A. V. Boiarkina. St. Petersburg, 2010, pp. 56–67. (In Russian)

54. Panov A. A., Rozanov I. V. Ob ispolnenii ritmicheskikh figur v nemetskoi muzyke XVIII veka. Ot barokko k romantizmu. Muzykal'nye epokhi i stili: estetika, poetika, ispolnitel'skaia interpretatsiia. Sb. st. Ed. by S. V. Grokhotov. (Nauchnye trudy Moskovskoi gosudarstvennoi konservatorii im. P. I. Chaikovskogo. Sb. 65, vyp. 1.) M, 2011. S. 261–305. (In Russian)

55. Druskin M. S. Sobr. soch. 7 vols. St. Petersburg, Kompozitor Publ., 2007, vol. 1. Klavirnaia muzyka Ispanii, Anglii, Niderlandov, Frantsii, Italii, Germanii XVI–XVIII vv. (In Russian)

56. Gastev Iu. A. Omonimiia. Bol'shaia sovetskaia entsiklopediia, Moscow, 1981. (In Russian)

57. Braudo I. A. Artikuliatsiia: o proiznoshenii melodii. Ed. by Kh. S. Kushnarev. [2nd ed.]. Leningrad, Muzyka Publ., 1973. (In Russian)

58. Printz W. C. Compendium musicae signatoriae et modulatoriae vocalis… Dresden; Leipzig, J. Ch. Mieth, 1714.

59. Printz W. C. Musica modulatoria vocalis oder manierliche und zierliche Sing-Kunst… Schweidnitz, Cristian Okels, 1678.

60. Heinichen J. D. Der General-Bass in der Composition,… Dreßden: bey dem Autore zu finden [Freiberg, Christoph Matthaeus], 1728.

61. Bach C. Ph. E. Versuch über die wahre Art, das Clavier zu spielen. Zweiter Teil. Faksimile-Nachdruck der 1. Auflage, Berlin, 1753 und 1762. Leipzig, Breitkopf & Härtel, 1961.

62. Mal'tsev S. M. Instrument i pedal' u Betkhovena. St. Petersburg, SPbGK im. N. A. Rimskogo-Korsakova Press, 2010. (In Russian)

63. Mozart L. A treatise on the Fundamental Principles of Violin Playing. Transl. by E. Knoker. New York, 1948; 2nd ed. Oxford, Oxford University Press, 1985.

64. Adelung J. Chr. Grammatisch-kritisches Wörterbuch der Hochdeutschen Mundart. 2., verm. u. verb. Ausg. Leipzig, Breitkopf, 1793–1801.

65. Wörterbuch der deutschen Gegenwartssprache. Hrsg. von R. Klappenbach und W. Steinitz. 10., bearb. Aufl. Berlin, Akad.-Verl., 1980.

66. Uorf B. L. Otnoshenie norm povedeniia i myshleniia k iazyku. Novoe v lingvistike, 1960, iss. 1.

67. Sepir E. Lingvistika i logika. Novoe v lingvistike, 1960, iss. l. (In Russian)

68. Val'ter Iogann Gotfrid. Available at: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (accessed: 10.04.2012). (In Russian)

69. Scheibe J. A. …Critischer Musikus. Neue, vermehrte und verbesserte Auflage. Leipzig, Bernhard Christoph Breitkopf, 1745. (In Russian)

70. Jacobi E. Notes inégales. Riemann-Musiklexikon. Mainz, Schott, 1967, Bd. 3. Sachteil.

71. Harras M. H. Notes inégales. Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Sachteil. 2. neubearb. Ausg. Hrsg. v. L. Finscher. Stuttgart; Weimar, Metzler, 1998.

72. Fuller D. Notes inégales. The New Grove Dictionary of Music and Musicians, 2001.

73. Heftling S. E. Rhytmic Alteration in Seventeenth- and Eighteenth-Century Music. Notes Inégales and Overdotting. New York, Schirmer Books, 1993.

74. Reilly E. R., Giger A. Quantz, Johann Joachim. The New Grove Dictionary of Music and Musicians, 2001.

75. Babitz S. “Notes Inégales”: a communication. Journal of the American Musicological Society, 1967, vol. 2, no. 3, pp. 473–476.

76. Byrt J. “Notes Inégales”: Some Misconceptions? Journal of the American Musicological Society, 1967, vol. 2, no. 3, pp. 476–480.

77. Babitz S. A problem of rhythm in Baroque music. The Musical Quarterly, 1952, vol. XXXVIII, 4 October, pp. 533–565.

78. Collins M. A Reconsideration of French Overdotting. Music&Letters, 1969, vol. 50, no. 1, pp. 111–123.

79. Fuller D. Dotting, the ‘French Style’ and Frederick Neumann’s Counter-Reformation. Early Music, 1977, vol. 5, no. 4, pp. 517–543.

80. Cherni K. O pravil'nom ispolnenii vsekh fortepiannykh sochinenii Betkhovena. Ed. and transl. by S. M. Mal'tsev. St. Petersburg, SPbGK im. N. A. Rimskogo-Korsakova Press, 2010. (In Russian)

81. Czerny C. Vollständige theoretisch-praktische Pianoforte-Schule, op. 500. Wien, Diabelli, 1839, Bd. 3.

82. Czerny C. Briefe über den Unterricht auf dem Pianoforte vom Anfange bis zur Ausbildung. Wien, Diabelli [u. a.] [o. J.].

83. Tempo rubato, Riemann-Musiklexikon. Mainz, Schott, 1967, Bd. 3. Sachteil.

84. Mal'tsev S. M. O tempe ispolneniia betkhovenskikh sochinenii. Cherni K. O pravil'nom ispolnenii vsekh fortepiannykh sochinenii Betkhovena. Ed., transl. and comment. by S. M. Mal'tsev. St. Petersburg, 2010, pp. 188–193. (In Russian)

85. Cramer J. B. 21 Etüden für Klavier nebst Fingerübungen von Beethoven. Nach dem Handexemplar Ludwig van Beethovens hrsg. von H. Kann. Wien, Universal Edition UE 13353.

86. Goldschmidt H. Beethovens Anweisungen zum Spiel der Cramer-Etüden. Bericht über den Internationalen Beethoven-Kongress. Berlin, Verl. Neue Musik, 1971, pp. 545–557.

87. Fishman N. L. Iz pedagogicheskikh sovetov Betkhovena. Metodicheskie zapiski po voprosam muzykal'nogo obrazovaniia. Moscow, 1966. (In Russian)

88. Türk D. G. Klavierschule… Leipzig; Halle, in Komission bey Schwickert in Leipzig und bey Hemmerde und Schwetschke in Halle, 1789.

89. Bartel D. Handbuch der musikalischen Figurenlehre. Laaber, Laaber Verlag, 2007.

90. Mal'tsev S. M. O dvukh muzykal'no-ritoricheskikh figurakh povtora. Anafora i epifora. Ot barokko k romantizmu. Muzykal'nye epokhi i stili: estetika, poetika, ispolnitel'skaia interpretatsiia. Sb. st. Ed. by S. V. Grokhotov. (Nauchnye trudy Moskovskoi gosudarstvennoi konservatorii im. P. I. Chaikovskogo. Sb. 65, vyp. 1). Moscow, 2011, pp. 231–260. (In Russian)

91. Maister Kh. Muzykal'naia ritorika: kliuch k interpretatsii proizvedenii I. S. Bakha. Moscow, Klassika-XXI Publ., 2009. (In Russian)

92. Sulzer J. G., Schulz J. A. P., Kirnberger J. Ph. Allgemeine Theorie der Schönen Künste… Neue vermehrte zweyte Auflage. 10 Bde. Leipzig, M. G. Weidmann, 1792–1799.

93. Schwindt-Gross N. Einfache, zusammengesetzte und doppelt notierte Takte: ein Aspekt der Takttheorie des 18. Jh. Musiktheorie, 1989, Jh. 4, S. 203–222.

94. Fallows D. Metronome. The New Grove Dictionary of Music and Musicians, 2001.

Загрузки

Опубликован

15.06.2012

Как цитировать

Мальцев, С. М. (2012). Обходя суть проблемы. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 2(2), 21–63. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/1508

Выпуск

Раздел

Музыка