Образ святого сквозь призму земного мира: о композиционной роли святого в иконах с житийными сценами в среднике второй половины XVII в.

Авторы

  • Софья Николаевна Аитова Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева https://orcid.org/0000-0002-0296-8176

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.403

Аннотация

Поднимается проблема композиционной и семантической роли образа святого в русских иконах нового типа с житийными сценами в среднике, появившихся во второй половине XVII в. (например, икона Иоанна Предтечи Ангела пустыни из иконостаса церкви Илии Пророка в Ярославле, начало 1660-х годов). Подобная постановка вопроса не предпринималась ранее, за исключением работы А. С. Преображенского. Поэтому статья актуальна не только благодаря тому, что открывает слабоизученный материал с новых сторон. Она также имеет междисциплинарный характер, поднимая проблему нарратива образа, имманентно присущего христианскому искусству, а также связи иконописи и социокультурных тенденций в переходную эпоху позднего Средневековья в России. Исследование дает основание рассматривать иконы не только как явление древнерусского искусства, но и как проявление общих закономерностей функционирования образа, его композиционной структуры и риторики. Внимание к фигуре святого, представленного как «портрет» вне времени и пространства, обусловлено в этих иконах тем, что повествование соседствует с образом святого в среднике — оба элемента расположены в одном пространственном поле. В традиционной житийной иконе святой в этой же семантической роли представлен в центре на нейтральном фоне, а житийная история располагается на периферии, в клеймах. Образ святого, как следствие, воспринимается в изучаемых произведениях сквозь призму земной жизни в среднике. В христианской образности «портрет» святого часто представлен в некоем подразумеваемом повествовании, даже если отсутствует сюжет. В изучаемых произведениях этот эффект еще более усилен вследствие внимания к земному миру, занимающему почти всю высоту доски, а также использования «живоподобной» техники. Кроме того, образ святого рассматривается как преемник строгановских икон с фигурой святого в молении Богу в контексте проявления тенденций личностного сознания человека.

Ключевые слова:

XVII в., житийная икона, агиографический цикл, образ святого, Иоанн Предтеча, личностное сознание, строгановская иконопись, фон в иконе

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Алпатов, Михаил. “Проблема барокко в русской иконописи”. В изд. Барокко в России: сборник статей, ред. Алексей Некрасов, 81–92. М.: Гос. Академия художественных наук, 1926. (Труды Секции пространственных искусств, 1).

2. Жидков, Герман. “К постановке проблемы о русском барокко”. В изд. Барокко в России: сборник статей, ред. Алексей Некрасов, 93–117. М.: Гос. Академия художественных наук, 1926. (Труды Секции пространственных искусств, 1).

3. Масленицын, Станислав. Ярославская иконопись. 2-е изд. М.: Искусство, 1983.

4. Комашко, Наталья, и Елена Саенкова. Русская житийная икона. М.: Книги WAM, 2007.

5. Саенкова, Елена. “Житийная икона”. В изд. Православная энциклопедия, общ. ред. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, т. 19: 273–83. М.: Православная энциклопедия, 2009.

6. Бусева-Давыдова, Ирина, и Тамара Рутман. Церковь Ильи Пророка в Ярославле. М.: Северный паломник, 2002. (Памятники художественной культуры Древней Руси).

7. Преображенский, Александр. “Иконы с житийными сценами в среднике. О типологии некоторых произведений мастеров Оружейной палаты и других художественных центров”. В изд. Труды Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева: сборник научных статей, ред. Наталья Комашко, 247–74. М.: Изд-во Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, 2020. (Труды Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, 17).

8. Брюсова, Вера. Федор Зубов. М.: Изобразительное искусство, 1985.

9. Казакевич, Татьяна. “Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера”. В изд. Памятники русской архитектуры и монументального искусства: материалы и исследования, отв. ред. Всеволод Выголов, 13–63. М.: Наука, 1980.

10. Антонова, Валентина, и Надежда Мнева. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. 2 тома. М.: Искусство, 1963, т. 2: XVI — начало XVIII века.

11. Казакевич, Татьяна. “Иконографическая программа Толчковской паперти и русский театр XVII — начала XVIII в.”. В изд. Труды Отдела древнерусской литературы, отв. ред. Олег Творогов, т. 54: 651–67. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003.

12. Комашко, Наталья, ред. Дорогами святой Руси. Иконы русских святых из собрания Николая Паниткова: каталог выставки. М.: Изд-во Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, 2020.

13. Брюсова, Вера. Гурий Никитин. М.: Изобразительное искусство, 1982.

14. Комашко, Наталья, сост. Костромская икона XIII–XIX веков: свод русской иконописи. Вступ. ст. Н. Комашко, С. Каткова, авт. ст. Н. Бекенева и др., предисл. Г. Вздорнова. М.: Гранд-Холдинг, 2004.

15. Тарасов, Олег. Рама и образ. Риторика обрамления в русском искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2007.

16. Chatterjee, Paroma. The Living Icon in Byzantium and Italy. The Vita Image, Eleventh to Thirteenth Centuries. Cambridge: Cambridge University Press, 2014. https://doi.org/10.1017/CBO9781139542401

17. Бельтинг, Ханс. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. Пер. К. Пиганович. М.: Прогресс-Традиция, 2002.

18. Преображенский, Александр. “Иконы святителя Николая Чудотворца в собрании Михаила Де Буара (Елизаветина)”. В изд. Добрый кормчий: почитание Святителя Николая в христианском мире: сборник статей, сост. Александр Бугаевский, 484–521. М.: Скиния, 2010.

19. Восточнохристианское искусство от истоков до наших дней: каталог собрания. Сост. Николай Задорожный и др., авт. кат. Ирина Шалина и др., вступ. ст. Михаил Абрамов и др. М.: Музей русской иконы, 2010, т. 1: Памятники античного, раннехристианского, византийского и древнерусского искусства III–XVII вв.

20. Onasch, Konrad. Icons. New York: A. S. Barnes, 1963.

21. Бусева-Давыдова, Ирина. “Образ мира в иконах строгановской школы”. В изд. Древнерусское искусство: исследования и реставрация. Сборник научных трудов Памяти Николая Николаевича Померанцева, 120–2. М.: ВХНРЦ им. акад. И. Э. Грабаря, 2001.

22. Плюханова, Мария. “О некоторых чертах личностного сознания в России XVII в.”. В изд. Художественный язык Средневековья, отв. ред. Владимир Карпушин, 184–200. М.: Наука, 1982.

23. Ковтырева, Людмила. “Никита Павловец — иконописец Оружейной палаты”. В изд. Искусство христианского мира: сборник статей, гл. ред. Ариадна Воронова, отв. ред. Александр Салтыков, вып. 8: 283–91. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 2004.

24. Успенский, Борис. “О семиотике иконы”. В изд. Труды по знаковым системам, отв. ред. Юрий Лотман, вып. V: 178–222. Тарту: тип. им. Ханса Хейдеманна, 1971. (Ученые записки Тартуского государственного университета, 284).

References

1. Alpatov, Mikhail. “The Problem of Baroque in the Russian Icon Painting”. In Barokko v Rossii: sbornik statei, ed. by Aleksei Nekrasov, 81–92. Moscow: Gosudarstvennaia Akademiia khudozhestvennykh nauk Publ., 1926. (Trudy Sektsii prostranstvennykh iskusstv, 1). (In Russian)

2. Zhidkov, German. “By the Problem’s Statement of the Russian Baroque”. In Barokko v Rossii: sbornik statei, ed. by Aleksei Nekrasov, 93–117. Moscow: Gosudarstvennaia Akademiia khudozhestvennykh nauk Publ., 1926. (Trudy Sektsii prostranstvennykh iskusstv, 1). (In Russian)

3. Maslenitsyn, Stanislav. Yaroslavl Icons. 2nd ed. Moscow: Iskusstvo Publ., 1983. (In Russian)

4. Komashko, Natal’ia, and Elena Saenkova. The Russian Vita Icons. Moscow: KnigiWAM Publ., 2007. (In Russian)

5. Saenkova, Elena. “Vita Icon”. In Pravoslavnaia entsiklopediia, general ed. by Patriarch of Moscow and All Russia Aleksii II, vol. 19: 273–83. Moscow: Pravoslavnaia entsiklopediia Publ., 2009. (In Russian)

6. Buseva-Davydova, Irina, and Tamara Rutman. The Church of Elijah the Prophet in Yaroslavl. Moscow: Severnyi palomnik Publ., 2002. (Pamiatniki khudozhestvennoi kul’tury Drevnei Rusi). (In Russian)

7. Preobrazhenskii, Aleksandr. “Vita Icons with the Saints’ Scenes Placed in the Icon’s Center (“Srednik”). The Typology of Some Kremlin Armoury Icons and Icons of Other Art Centers”. In Trudy Tsentral’nogo muzeia drevnerusskoi kul’tury i iskusstva imeni Andreia Rubleva: sbornik nauchnykh statei, ed. by Natal’ia Komashko, 247–74. Moscow: Tsentral’nyi muzei drevnerusskoi kul’tury i iskusstva imeni Andreia Rubleva Publ., 2020. (Trudy Tsentral’nogo muzeia drevnerusskoi kul’tury i iskusstva imeni Andreia Rubleva, 17). (In Russian)

8. Briusova, Vera. Fedor Zubov. Moscow: Izobrazitel’noe iskusstvo Publ., 1985. (In Russian)

9. Kazakevich, Tat’iana. “The Iconostasis of the Prophet Elijah in Yaroslavl and Its Artists”. In Pamiatniki russkoi arkhitektury i monumental’nogo iskusstva: materialy i issledovaniia, executive ed. Vsevolod Vygolov, 13–63. Moscow: Nauka Publ., 1980. (In Russian)

10. Antonova, Valentina, and Nadezhda Mneva. Catalogue of the Ancient Russian Painting. Practice of the Historic and Artistic Classification. 2 vols. Moscow: Iskusstvo Publ., 1963, vol. 2: XVI — nachalo XVIII veka. (In Russian)

11. Kazakevich, Tat’iana. “The Iconographic Program in Tolchkov Exonarthex and the Russian Theatre of the 17th — Early 18th Centuries”. In Trudy Otdela drevnerusskoi literatury, executive ed. Oleg Tvorogov, vol. 54: 651–67. St Petersburg: Dmitrii Bulanin Publ., 2003. (In Russian)

12. Komashko, Natal’ia, ed. Along the Roads of Holy Russia. Icons of Russian Saints from the Collection of Nikolay Panitkov: Catalog. Moscow: Tsentral’nyi muzei drevnerusskoi kul’tury i iskusstva imeni Andreia Rubleva Publ., 2020. (In Russian)

13. Briusova, Vera. Gurii Nikitin. Moscow: Izobrazitel’noe iskusstvo Publ., 1982. (In Russian)

14. Komashko, Natal’ia, comp. Kostroma Icons of the 13th–19th Centuries: a corpus of Russian icon-painting. Introd. article by N. Komashko, S. Katkova, authors N. Bekeneva et al., foreword by G. Vzdornova. Moscow: Grand-Kholding Publ., 2004. (In Russian)

15. Tarasov, Oleg. Frame and Image. The Rhetoric of Framing in the Russian Art. Moscow: Progress-Traditsiia Publ., 2007. (In Russian)

16. Chatterjee, Paroma. The Living Icon in Byzantium and Italy. The Vita Image, Eleventh to Thirteenth Centuries. Cambridge: Cambridge University Press, 2014. https://doi.org/10.1017/CBO9781139542401

17. Belting, Hans. Likeness and Presence: A History of the Image Before the Era of Art. Rus. ed. Transl. by K. Piganovich. Moscow: Progress-Traditsiia Publ., 2002. (In Russian)

18. Preobrazhenskii, Aleksandr. “Icons of St Nicholas the Wonderworker in Michael de Boire (Elizavetin)’s collection”. In Dobryi kormchii: pochitanie Sviatitelia Nikolaia v khristianskom mire: sbornik statei, comp. by Aleksandr Bugaevskii, 484–521. Moscow: Skiniia Publ., 2010. (In Russian)

19. Eastern Christian art from its origin to the present day: catalog. Comp. By Nikolai Zadorozhnyi et al., authors Irina Shalina et al., introd. article Mikhail Abramov et al. Moscow: Muzei russkoi ikony Publ., 2010, vol. 1: Pamiatniki antichnogo, rannekhristianskogo, vizantiiskogo i drevnerusskogo iskusstva III–XVII vv. (In Russian)

20. Onasch, Konrad. Icons. New York: A. S. Barnes, 1963.

21. Buseva-Davydova, Irina. “The Image of the Peace in the Stroganov School Icons”. In Drevnerusskoe iskusstvo: issledovaniia i restavratsiia. Sbornik nauchnykh trudov Pamiati Nikolaia Nikolaevicha Pomerantseva, 120–2. Moscow: Vserossijskij hudozhestvennyj nauchno-restavracionnyj centr imeni akademika I. E. Grabarya Publ., 2001. (In Russian)

22. Pliukhanova, Mariia. “Some Aspects of the Self-Consciousness in Russia in the 17th Century”. In Khudozhestvennyi iazyk Srednevekov’ia, executive ed. Vladimir Karpushin, 184–200. Moscow: Nauka Publ., 1982. (In Russian)

23. Kovtyreva, Liudmila. “Nikita Pavlovets — Icon Painter of the Armoury”. In Iskusstvo khristianskogo mira: sbornik statei, chief ed. Ariadna Voronova, executive ed. Aleksandr Saltykov, iss. 8: 283–91. Moscow: Pravoslavnyi Sviato-Tikhonovskii Bogoslovskogii institut Publ., 2004. (In Russian)

24. Uspenskii, Boris. “On the Semiotics of the Icons”. In Trudy po znakovym sistemam, executive ed. Iurii Lotman, iss. V: 178–222. Tartu: Khans Kheidemann Print House., 1971. (Uchionye zapiski Tartuskogo gosudarstvennogo universiteta, 284).

Загрузки

Опубликован

30.12.2022

Как цитировать

Аитова, С. Н. (2022). Образ святого сквозь призму земного мира: о композиционной роли святого в иконах с житийными сценами в среднике второй половины XVII в. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 12(4), 612–627. https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.403

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство