Современная китайская масляная живопись на «тибетские темы»

Авторы

  • Лу Цзаижань Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.203

Аннотация

Китайское изобразительное искусство претерпело долгую историю становления классической техники письма. Однако глобализационные процессы, затронувшие также сферы художественной деятельности, оказали влияние на тематику произведений, приемы и технику масляной живописи Китая. Между тем бытийный и религиозный колорит тибетской живописи, не тронутый мировыми тенденциями, сохранил в себе многие уникальные традиционные принципы экзистенциализма и концепты мировоззрения, впитавшие в себя девственность духовно-смысловой идентичности народа. Этот феномен привлек большое внимание профессиональных художников и коллекционеров предметов изобразительного искусства. При этом кладезь неповторимых буддийских ценностей и основ существования народа исторического Тибета стал привлекать исследователей и художников сравнительно недавно. А именно — с середины прошлого столетия именитые мастера кисти только открыли для себя эту «арт-резиденцию», мгновенно захватив рынок ценителей высокой культуры и любителей живописи своими трудами, снискав их любовь к тибетской хронописи, отраженной на современных китайских масляных картинах. Полотна представляют собой ценностный потенциал для историографии древнего народа, конгломерируя основы онтологических, этнических, региональных, национальных и религиозных традиций самобытного стиля, которые определяют семантическое ценностнообразующее ядро китайской культуры. Данный феномен способствует ее преемственности и самоидентичности, несмотря на влияние западных художников. Развитие китайской масляной живописи претерпело множество коллизий, начиная от вестернизации, русификации и последствий войны с Японией и заканчивая открытием ценностного потенциала мировоззренческой системы тибетского народа. Признание китайского суверенитета над Тибетом позволило Китаю интегрировать в свою «художественную мастерскую» духовные и социальные перспективы национальной идентичной тибетской культуры, которая покорила мир искусства самобытностью. В процессе становления масляной живописи художники подвергли ее национализации и китаизации, что, сквозь призму изображения реалий тибетской жизни, позволило сформировать оригинальный стиль создания произведений.

Ключевые слова:

изобразительное искусство, китайское тибетское искусство, техника масляной живописи, живопись на религиозную тематику, восточное искусство, обучение технике, духовная культура, Тибет

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Цао, Тиншу. “История развития китайской масляной живописи в период с 1900 по 1949 гг.”. Культура и искусство, no. 4 (2021): 94–103. https://doi.org/10.7256/2454-0625.2021.4.35528

2. Ли, Мэнде, и Галина Алексеева. “Тибетская тема лирического художника Ай Сюаня: визуальные образы и национальный дух”. Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение, no. 37 (2020): 137–45. https://doi.org/10.17223/22220836/37/15

3. Miller, Leigh Anne. “The ‘Look of Tibet’ Without Religion: A Case Study in Contemporary Tibetan Art in Lhasa”. Himalaya: The Journal of the Association for Nepal and Himalayan Studies 36, no. 1 (2016): 56–79. Дата обращения март 25, 2023. https://digitalcommons.macalester.edu/himalaya/vol36/iss1/11.

4. Egenhöfer, Caterina. “Contemporary Chinese Oil Painting Between Iconography and Iconology: A Case Study from the People’s Republic of China’s 60th Anniversary Exhibition”. Vienna Journal of East Asian Studies, no. 5 (2014): 1–22. https://doi.org/10.2478/vjeas-2014-0001

5. Hung, Chang-tai. “Oil Paintings and Politics: Weaving a Heroic Tale of the Chinese Communist Revolution”. Comparative Studies in Society and History 49, no. 4 (2007): 783–814. https://doi.org/10.1017/S001041750700076X

6. Ли, Мэнде. “Традиции Тибетского Нового года в китайской современной живописи: Пань Шисюнь и Е Синшэн”. Обсерватория культуры 17, no. 2 (2020): 214–23. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-2-214-223

7. 罗桑开珠. 藏族节日文化研究. 西北民族大学学报 (哲学社会科学版), no. 4 (2006): 51–6. [Ло, Сан Кайчжу. “Исследование тибетской фестивальной культуры”. Журнал Северо-Западного университета национальностей (издание философии и социальных наук), no. 4 (2006): 51–6]. (На кит. яз.)

8. Asian Art Museum of San Francisco. Sacred Arts of Tibet Art from the Roof of the World. An Educator Workshop presented by the Asian Art Museum Chong-Moon Lee Center for Asian Art and Culture April 21, 2001. Eds Deborah Clearwaters and Robert W. Clark. San Francisco: Chong-Moon Lee Center for Asian Art and Culture, 2001.

9. Norbu, Jamyang. “The Tractor in the Lotus: The Origins and Evolution of Contemporary Tibetan Art”. Дата обращения март 25, 2023. http://www.tibetanbuddhistencyclopedia.com/en/index.php?title=Norbu_Jamyang_NORBU_From_the_collection_SHADOW_TIBET.

10. 程希. 探讨对艾轩油画特色的理解//艺术空间. 2015年. no. 11. 192页. [Чэн, Си. “К вопросу о понимании особенностей масляных картин Ай Сюаня”. Арт-Пространство. no. 11 (2015): 192]. (На кит. яз.)

11. 朱宁宁. 艾轩油画中女性形象的忧郁美研究//河南师范大学. 2016 年. 5 页. [Чжу, Ниннин. “Исследование меланхолической красоты женских образов в картинах маслом Ай Сюаня”. Хэнаньский педагогический университет (2016): 5]. (На кит. яз.)

12. Ли, Мэнде. “Изображение культуры и символики Тибета в масляной живописи Китая”. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание, no. 12 (2019): 15–8.

13. Ли, Мэнде. “Художник Дун Сивэнь как певец культуры Тибета”. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение 222, no. 3 (2018): 244–9.

14. Ли, Мэнде. “Репрезентация национальной культуры Тибета в творчестве китайских художников 60-х годов XX века — начала XXI века”. Дис. канд. иск., Дальневосточный федеральный университет, 2019.

15. Tashi, Tsewang. “Modernism in Tibetan Art: The Creative Journey of Four Artists”. PhD diss., Norwegian University of Science and Technology, 2014.

16. Xiang, Xiaomin. “Re-examination of religion, philosophy and art in contemporary China’s oil paintings”. European Journal for Philosophy of Religion, November (2022). https://doi.org/10.24204/ejpr.2021.3906

17. Донец, Андрей, и Дулма Аюшеева. “Этика в тибетском буддизме”. Власть, no. 11 (2008): 66–9.

18. 尕藏才旦. 雪域气息的节日文化 — 兰州: 甘肃民族出版社. 2000 年. 190. [Га, Занг. Кайдань. Фестивальная культура со снежной атмосферой. Ланьчжоу: Этн. изд-во Ганьсу, 2000]. (На кит. яз.)

19. 王世伟. 文化人类学视野下的藏传佛教节日研究. 西藏民族学院. 陕西咸阳,2010 年 5 月,35 页. [Ван, Шивэй. “Исследование тибетских буддийских фестивалей с точки зрения культурной антропологии”. Тибетский институт национальностей, Сяньян, Шэньси, no. 5 (2010): 35]. (На кит. яз.)

20. Аюшеева, Дулма. “Уединение в тибетском буддизме”. Власть, no. 3 (2019): 180–4.

21. Юаньпэн, Хуан, Галина Алексеева и Цинь Тинтин. “Тибетская культура бассейна реки Хуанхэ в творчестве современных китайских художников”. Икони, no. 4 (2020): 25–37. https://doi.org/10.33779/2658-4824.2020.4.025-037

References

1. Tsao, Tinshu. “The history of development of Chinese oil painting in the period from 1900 to 1949”. Kul’tura i iskusstvo, no. 4 (2021): 94–103. https://doi.org/10.7256/2454-0625.2021.4.35528 (In Russian)

2. Li, Mende, and Galina Alekseeva. “Tibetan Theme of Lyric Artist Ai Xuan: Visual Images and the National Spirit”. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul’turologiia i iskusstvovedenie, no. 37 (2020): 137–45. https://doi.org/10.17223/22220836/37/15 (In Russian)

3. Miller, Leigh Anne. “The ‘Look of Tibet’ Without Religion: A Case Study in Contemporary Tibetan Art in Lhasa”. Himalaya: The Journal of the Association for Nepal and Himalayan Studies 36, no. 1 (2016): 56–79. Accessed March 25, 2023. https://digitalcommons.macalester.edu/himalaya/vol36/iss1/11.

4. Egenhöfer, Caterina. “Contemporary Chinese Oil Painting Between Iconography and Iconology: A Case Study from the People’s Republic of China’s 60th Anniversary Exhibition”. Vienna Journal of East Asian Studies, no. 5 (2014): 1–22. https://doi.org/10.2478/vjeas-2014-0001

5. Hung, Chang-tai. “Oil Paintings and Politics: Weaving a Heroic Tale of the Chinese Communist Revolution”. Comparative Studies in Society and History 49, no. 4 (2007): 783–814. https://doi.org/10.1017/S001041750700076X

6. Li, Mende. “Traditions of the Tibetan New Year’s Festival in Contemporary Chinese Painting: Pan Shixun and Ye Xingsheng”. Observatoriia kul’tury 17, no. 2 (2020): 214–23. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-2-214-223 (In Russian)

7. 罗桑开珠. 藏族节日文化研究. 西北民族大学学报 (哲学社会科学版), no. 4 (2006): 51–6. [Luo, San Kaizhu. “A Study of Tibetan Festival Culture”. Journal of Northwestern University of Nationalities (Philosophy and Social Sciences Press), no. 4 (2006): 51–6]. (In Chinese)

8. Asian Art Museum of San Francisco. Sacred Arts of Tibet Art from the Roof of the World. An Educator Workshop presented by the Asian Art Museum Chong-Moon Lee Center for Asian Art and Culture April 21, 2001. Eds Deborah Clearwaters and Robert W. Clark. San Francisco: Chong-Moon Lee Center for Asian Art and Culture, 2001.

9. Norbu, Jamyang. “The Tractor in the Lotus: The Origins and Evolution of Contemporary Tibetan Art”. Accessed March 25, 2023. http://www.tibetanbuddhistencyclopedia.com/en/index.php?title=Norbu_Jamyang_NORBU_From_the_collection_SHADOW_TIBET.

10. 程希. 探讨对艾轩油画特色的理解//艺术空间.2015年. no. 11. 192页. [Cheng, Xi. “On the question of understanding the features of Ai Xuan’s oil paintings”. Art-Space, no. 11 (2015): 192]. (In Chinese)

11. 朱宁宁. 艾轩油画中女性形象的忧郁美研究//河南师范大学. 2016 年. 5 页. [Zhu, Ningning. “Research on the melancholy beauty of female images in Ai Xuan’s oil paintings”. Henan Normal University (2016): 5]. (In Chinese)

12. Li, Mende. “Image of the Culture and Symbolism of Tibet in China Oil Painting”. Sovremennaia nauka: aktual’nye problemy teorii i praktiki. Seriia: Poznanie, no. 12 (2019): 15–8. (In Russian)

13. Li, Mende. “Artist Dong Xiwen as singer of Tibet”. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 2: Filologiia i iskusstvovedenie 222, no. 3 (2018): 244–9. (In Russian)

14. Li, Mende. “Representation of the national culture of Tibet in the works of Chinese artists of the 60s of the 20th century — the beginning of the 21st century”. PhD diss., Dal’nevostochnyi federal’nyi universitet Publ., 2019. (In Russian)

15. Tashi, Tsewang. “Modernism in Tibetan Art: The Creative Journey of Four Artists”. PhD diss., Norwegian University of Science and Technology, 2014.

16. Xiang, Xiaomin. “Re-examination of religion, philosophy and art in contemporary China’s oil paintings”. European Journal for Philosophy of Religion, November (2022). https://doi.org/10.24204/ejpr.2021.3906

17. Donets, Andrei, and Dulma Aiusheeva. “Ethics in Tibetan Buddhism”. Vlast’, no. 11 (2008): 66–9. (In Russian)

18. 尕藏才旦. 雪域气息的节日文化 — 兰州: 甘肃民族出版社. 2000 年. 190. [Ga, Zang. Kaidan. Festival Culture with Snowy Atmosphere. Lanzhou: Gansu Ethnic Publishing House, 2000]. (In Chinese)

19. 王世伟. 文化人类学视野下的藏传佛教节日研究. 西藏民族学院. 陕西咸阳,2010 年 5 月,35 页. [Wang, Shiwei. “A Study of Tibetan Buddhist Festivals from the Perspective of Cultural Anthropology”. Tibetan Institute of Nationalities, Xianyang, Shaanxi, no. 5 (2010): 35]. (In Chinese)

20. Aiusheeva, Dulma. “Retreat in Tibetan Buddhism”. Vlast’, no. 3 (2019): 180–4. (In Russian)

21. Iuan’pen, Khuan, Galina Alekseeva, and Tsin’ Tintin. “Tibetan Culture of the Yellow River Basin in the Work of Contemporary Chinese Artists”. Ikoni, no. 4 (2020): 25–37. https://doi.org/10.33779/2658-4824.2020.4.025-037 (In Russian)

Загрузки

Опубликован

29.08.2024

Как цитировать

Лу Цзаижань. (2024). Современная китайская масляная живопись на «тибетские темы». Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 14(2), 264–281. https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.203

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство