Джерри Уэлсман и современная цифровая фотография: юнгианские образы «крестного отца фотошопа»

Авторы

  • Ида Александровна Шик Российский государственный гуманитарный университет https://orcid.org/0000-0002-7953-6283

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.207

Аннотация

В статье впервые в российской историографии проведено комплексное исследование творчества американского фотографа Джерри Уэлсмана как своеобразной «предыстории» современного цифрового фотосюрреализма. Выявлена взаимосвязь работ Джерри Уэлсмана с американской фотографией эпохи модернизма, а также с исторической сюрреалистической фотографией. Автором проанализирована структура гибридных образов Джерри Уэлсмана в контексте идей аналитической психологии, а также обозначены темы и концепции, предложенные в произведениях фотографа, которые будут востребованы современным цифровым фотоискусством. Исследование показало, что Джерри Уэлсман продолжает традиции модернистской американской фотографии и одновременно открывает своими работами новый период в развитии фотоискусства в США, для которого будет характерно использование фотографии как инструмента самопознания и философского высказывания. С опытом исторического фотосюрреализма Джерри Уэлсмана сближает применение таких концепций, как конвульсивная красота, принцип «столкновения образов», сюрреальность, а также использование экспериментальных техник (негативная печать, соляризация, фотомонтаж) и стремление продемонстрировать безграничность творческих возможностей фотоискусства. Обращение к архетипическим образам придает творчеству Уэлсмана интеллектуальную доступность и внешнюю эффектность, которые способствуют популярности его работ и их колоссальному влиянию на развитие современной манипулятивной фотографии. Уэлсман задает своеобразный «стандарт» для фотосюрреализма конца XX–XXI в.: это технически безупречные фотомонтажи, которые требуют от художника высокого уровня профессиональных навыков и временны'х затрат. Многие мотивы и идеи Джерри Уэлсмана находят параллели в современном цифровом фотоискусстве. Среди их общих черт можно выделить концентрацию на внутреннем мире субъекта, интерес к архетипам и символам, стремление к поэтизации природы, привнесение в гибридные образы элементов массовой культуры.

Ключевые слова:

Джерри Уэлсман, сюрреализм, модернизм, постмодернизм, американская фотография, поствизуализация, фотоманипуляции, фотомонтаж, цифровая фотография, архетипы

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Полевой, Вадим. Искусство XX века. 1901–1945. М.: Искусство, 1991.

2. Uelsmann, Jerry N.“About”. The official web-site of Jerry N. Uelsmann. Accessed May 10, 2021. https://www.uelsmann.net/about.php.

3. Bunnell, Peter C. Jerry N. Uelsmann. Millerton, NY: Aperture, 1970.

4. Bunnell, Peter C. Jerry Uelsmann: Silver Meditations. New York: Morgan & Morgan, 1975.

5. Enyeart, James L. Jerry N.Uelsmann — Twenty-five Years: A Retrospective. Boston, MA: New York Graphic Society, 1982.

6. Uelsmann, Jerry N. Process and Perception. Gainesville, FL: University Press of Florida, 1985.

7. Coleman, Allan Douglass. Jerry Uelsmann: Photo Synthesis. Gainesville, FL: University Press of Florida, 1992.

8. Bunnell, Peter C., and Paul Karabanis. Jerry Uelsmann: Other Realities. New York, NY: Bullfinch Press, 2005.

9. Proger, Philipp. The Mind’s Eye: Photographs by Jerry Uelsmann. San Francisco, CA: Modernbook Editions, 2010.

10. Uelsmann, Jerry N. Dances with Negatives. Carmel, CA: Center for Photographic Art, 2011.

11. McCusker, Carol. Uelsmann Untitled: A Retrospective. Gainesville, FL: University Press of Florida, 2014.

12. Яснов, Михаил, сост. Поэзия французского сюрреализма: антология. СПб.: Амфора, 2003.

13. Никишенко, Никифор. “Фотомонтаж навеки. ‘Крестный отец’ Photoshop’a”. KIНТ. Дата обращения май 10, 2021. https://cont.ws/@niknik/417579/full.

14. Petersén, Moa. “Small Woods Where I Met Myself: Jerry Uelsmann’s departure from straight photography”. In Bild och natur: Tio konstvetenskapliga betraktelser, 41–65. Lund: Lund University Press, 2018.

15. Fineman, Mia. Faking It: Manipulated Photography before Photoshop. New York: Metropolitan Museum of Art; New Haven: Yale University Press, 2012.

16. Шик, Ида. “Сюрреалистическая фотография 1920-х — 1970-х гг.: ключевые концепции и проблемы”. Дис. канд. иск., Санкт-Петербургский государственный университет, 2018.

17. Goysdotter, Moa. Impure Vision: American Staged Photography of the 1970s. Lund: Nordic Academic Press, 2013.

18. Uelsmann, Jerry N.“Post-visualization”. The official web-site of Jerry N. Uelsmann. Accessed May 10, 2021. http://www.uelsmann.net/_img/writing/post-visualization.pdf.

19. Левашов, Владимир. Лекции по истории фотографии. М.: Тримедиа контент, 2012.

20. Hirsch, Robert. “Maker of Photographs: Jerry Uelsmann”. Photovision: Art & Technique. Accessed May 10, 2021. http://www.aesthetocracy.com/photovisionmagazine/articles/uelsmann.html.

21. Uelsmann, Jerry N. Referencing Art. Tucson, AZ: Nazraeli Press, 2004.

22. Garner, Grethen. Disappearing Witness: Change in Twentieth-Century American Photography. Baltimore; London: Johns Hopkins University Press, 2003.

23. Maher, Chris, and Larry Berman. “Jerry Uelsmann Interview”. Berman Graphic. Accessed May 10, 2021. http://bermangraphics.com/press/jerry-uelsmann.htm.

24. Юнг, К.Г., М.-Л.фон Франц, Дж.Л.Хендерсон, И.Якоби, и А.Яффе. Человек и его символы. Пер. Сергея Сидоренко и др. 5-е изд. М.: Медков С.Б.; Серебряные нити, 2016.

25. Feuеrstein, Georg. Tantra: The Path of Ecstasy. Boston; London: Shambala, 1998.

26. Элиаде, Мирча. Мефистофель и андрогин. Пер. Е.В.Баевской, О.В.Давтян, науч. ред. С.С.Тавашерния. СПб.: Алетейя, 1998.

27. Юнг, Карл Густав. Душа и миф: шесть архетипов. Пер. В.В.Наукманова под общ. ред. А.А.Юдина. Киев: Гос. б-ка Украины для юношества, 1996.

28. Юнг, Карл Густав. Символы трансформации. Пер. и предисл. Валерия Зеленского. М.: АСТ, 2008.

29. Юнг, Карл Густав. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. Предисл. Алексея Руткевича, послесл. Валерия Зеленского. М.: Мартис, 1995.

30. Деникин, Антон. Цифровая фотография и современное искусство. М.: Нестор-История, 2016.

31. Mitchell, William J. The Reconfigured Eye. Visual Truth in the Post-Photographic Era. Cambridge, MA; London: MIT Press, 1994.

32. Ritchin, Fred. After Photography. New York: W.W.Norton & Company Inc., 2009.

33. Руйе, Андре. Фотография. Между документом и современным искусством. СПб.: Клаудбери, 2014.

34. Batchen, Geoffrey. Each Wild Idea: Writing, Photography, History. Boston, MA: Massachusetts Institute of Technology, 2001.

35. Manovich, Lev. “The Paradoxes of Digital Photography”. In Photography after Photography. Exhibition catalog. Accessed May 10, 2021. http://manovich.net/index.php/projects/paradoxes-of-digital-photography.

36. Шик, Ида. “Современная ‘сюрреальная’ фотография как эстетический феномен”. В сб. Первый Российский эстетический конгресс, 17–19 октября 2018, Санкт-Петербург. Доклады и выступления, 454–63. СПб.: Российское эстетическое общество, 2018.

References

1. Polevoi, Vadim. Art of the 20th Century. 1901–1945. Moscow: Iskusstvo Publ., 1991. (In Russian)

2. Uelsmann, Jerry N.“About”. The official web-site of Jerry N. Uelsmann. Accessed May 10, 2021. https://www.uelsmann.net/about.php.

3. Bunnell, Peter C. Jerry N. Uelsmann. Millerton, NY: Aperture, 1970.

4. Bunnell, Peter C. Jerry Uelsmann: Silver Meditations. New York: Morgan & Morgan, 1975.

5. Enyeart, James L. Jerry N.Uelsmann — Twenty-five Years: A Retrospective. Boston, MA: New York Graphic Society, 1982.

6. Uelsmann, Jerry N. Process and Perception. Gainesville, FL: University Press of Florida, 1985.

7. Coleman, Allan Douglass. Jerry Uelsmann: Photo Synthesis. Gainesville, FL: University Press of Florida, 1992.

8. Bunnell, Peter C., and Paul Karabanis. Jerry Uelsmann: Other Realities. New York, NY: Bullfinch Press, 2005.

9. Proger, Philipp. The Mind’s Eye: Photographs by Jerry Uelsmann. San Francisco, CA: Modernbook Editions, 2010.

10. Uelsmann, Jerry N. Dances with Negatives. Carmel, CA: Center for Photographic Art, 2011.

11. McCusker, Carol. Uelsmann Untitled: A Retrospective. Gainesville, FL: University Press of Florida, 2014.

12. Iasnov, Mikhail, comp. Poetry of French Surrealism: Anthology. St Petersburg: Amfora Publ., 2003. (In Russian)

13. Nikishenko, Nikifor. “Photomontage Forever. ‘The Godfather’of Photoshop”. KIНТ.Accessed May 10, 2021. https://cont.ws/@niknik/417579/full. (In Russian)

14. Petersén, Moa. “Small Woods Where I Met Myself: Jerry Uelsmann’s departure from straight photography”. In Bild och natur: Tio konstvetenskapliga betraktelser, 41–65. Lund: Lund University Press, 2018.

15. Fineman, Mia. Faking It: Manipulated Photography before Photoshop. New York: Metropolitan Museum of Art; New Haven: Yale University Press, 2012.

16. Shik, Ida. “Surrealist Photography of the 1920s — 1970s: the Key Concepts and Problems”. PhD thesis, St Petersburg State University, 2018. (In Russian and English)

17. Goysdotter, Moa. Impure Vision: American Staged Photography of the 1970s. Lund: Nordic Academic Press, 2013.

18. Uelsmann, Jerry N.“Post-visualization”. The official web-site of Jerry N. Uelsmann. Accessed May 10, 2021. http://www.uelsmann.net/_img/writing/post-visualization.pdf.

19. Levashov, Vladimir. Lectures on History of Photography. Moscow, Trimedia-kontent Publ., 2012. (In Russian)

20. Hirsch, Robert. “Maker of Photographs: Jerry Uelsmann”. Photovision: Art & Technique. Accessed May 10, 2021. http://www.aesthetocracy.com/photovisionmagazine/articles/uelsmann.html.

21. Uelsmann, Jerry N. Referencing Art. Tucson, AZ: Nazraeli Press, 2004.

22. Garner, Grethen. Disappearing Witness: Change in Twentieth-Century American Photography. Baltimore; London: Johns Hopkins University Press, 2003.

23. Maher, Chris, and Larry Berman. “Jerry Uelsmann Interview”. Berman Graphic. Accessed May 10, 2021. http://bermangraphics.com/press/jerry-uelsmann.htm.

24. Jung, C.G., M.-L.von Franz, J.L.Henderson, J.Jacobi, and A.Jaffé. Man and His Symbols. Rus. ed. Transl. by Sergei Sidorenko et al. 5th ed. Moscow: Medkov S.B. Publ.; Serebrianye niti Publ., 2016. (In Russian)

25. Feuеrstein, Georg. Tantra: The Path of Ecstasy. Boston; London: Shambala, 1998.

26. Eliade, Mircea. Mephistopheles and the Androgyne. Rus. ed. Transl. by E.V.Baevskaiia, O.V.Davtian, sci. ed. S. S.Tavasherniia. St Petersburg, Aleteiia Publ., 1998. (In Russian)

27. Jung, Carl Gustav. Soul and Myth: Six Archetypes. Rus. ed. Transl. by V.V.Naukmanov under general ed. by A.A.Iudin. Kiev: Gosudarstvennaia biblioteka Ukrainy dlia iunoshestva, 1996. (In Russian)

28. Jung, Carl Gustav. Symbols of Transformation. Rus. ed. Transl. and introd. by Valerii Zelenskii. Moscow: AST Publ., 2008. (In Russian)

29. Jung, Carl Gustav. Analytical Psychology: Past and Present. Rus. ed. Introd. by Aleksei Rutkevich, afterword by Valerii Zelenskii. Moscow: Martis Publ., 1995. (In Russian)

30. Denikin, Anton. Digital Photography and Contemporary Art. Moscow: Nestor-Istoriia Publ., 2016. (In Russian)

31. Mitchell, William J. The Reconfigured Eye. Visual Truth in the Post-Photographic Era. Cambridge, MA; London: MIT Press, 1994.

32. Ritchin, Fred. After Photography. New York: W.W.Norton & Company Inc., 2009.

33. Rouillé, André. Photography: Between Document and Contemporary Art. Rus. ed. Transl. by Marina Mikhailova. St Petersburg: Klaudberi Publ., 2014. (In Russian)

34. Batchen, Geoffrey. Each Wild Idea: Writing, Photography, History. Boston, MA: Massachusetts Institute of Technology, 2001.

35. Manovich, Lev. “The Paradoxes of Digital Photography”. In Photography after Photography. Exhibition catalog. Accessed May 10, 2021. http://manovich.net/index.php/projects/paradoxes-of-digital-photography.

36. Shik, Ida. “Contemporary ‘Surreal’ Photography as Aesthetical Phenomenon”. In First Russian Aesthetic Congress, October 17–19, 2018, St Petersburg. Reports and speeches, 454–63. St Petersburg: Rossiiskoe esteticheskoe obshchestvo Publ., 2018. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.06.2023

Как цитировать

Шик, И. А. (2023). Джерри Уэлсман и современная цифровая фотография: юнгианские образы «крестного отца фотошопа». Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 13(2), 326–343. https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.207

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство