Искусство гобелена в Бурятии: опыт и перспективы

Авторы

  • Туяна Иннокентьевна Жамбаева Восточно-Сибирский государственный институт культуры

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.208

Аннотация

В статье представлены основные этапы развития гобелена в Бурятии от становления данного вида искусства на основе ткачества безворсовых бурятских ковров таары в XIX–XX вв. до формирования школы гобелена в данном регионе. Рассмотрение искусства гобелена в Бурятии в контексте событий и тенденций декоративно-прикладного искусства Бурятии ХХ–XXI вв. связано с такими вопросами, как вхождение народных художественных традиций в систему соцреализма, процесс возрождения национального самосознания, авторское творчество в области гобеленного ткачества. Рассмотрение заявленной темы статьи позволило обобщить имеющиеся сведения и представить более цельную картину развития и современного состояния такого вида декоративно-прикладного искусства Бурятии, как гобелен, а также ввести новый материал о творчестве мастеров-гобеленщиц рубежа XX–XXI вв., рассмотреть значение искусства гобелена Бурятии в синтезе традиций и новаторства. Характерные черты региональной школы гобелена обусловлены спецификой тем и сюжетов, семантикой мотивов бурятского орнамента, своеобразной авторской манерой ткачества и передачей опыта ткачества из поколения в поколение. Также самобытность гобелена Бурятии связана с применением пряжи из конского, сарлычьего волоса в технике классического ткачества. При этом в процессе ткачества сохраняются натуральные оттенки волоса, которые наделяют тканое произведение тонкой цветовой палитрой. Уделяется внимание одному из первостепенных вопросов о передаче опыта ткачества из пряжи конского волоса молодому поколению. Приводятся в качестве примеров образовательные учреждения республики, в которых ведется дисциплина «Гобелен», отмечается роль образовательных учреждений в популяризации данного вида искусства.

Ключевые слова:

Бурятия, гобелен, декоративно-прикладное искусство, конский волос, национальное самосознание, ручное ткачество

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Уваров, Виктор. “Авторская таписсерия в контексте мирового художественного процесса”. Дис. д-ра иск., Московский государственный академический художественный институт им. В.И.Сурикова, 2000.

2. “Солбон Ринчинов”. www.soyol.ru. Дата обращения май 12, 2020. http://soyol.ru/personas/painters-and-sculptors/265/.

3. Худугуева, Юлия, “…огонь, мерцающий в сосуде”. Правда Бурятии, апрель 28, 1999.

4. Худугуева, Юлия. “Гобелены Бурятии: традиции и современность”. Байкал, no. 5 (2009): 171–8.

5. Некрасова, Мария. Народное искусство как часть культуры: теория и практика. М.: Изобразительное искусство, 1983.

6. Гаршин, Николай. “Наследники бурятских дарханов”. Советская женщина, no. 9 (1983): 28–9.

7. Крамаренко, Людмила. “Декоративное искусство России XX века: к проблеме формообразования и сложения стиля предметно-пространственной среды”. Дис. д-ра иск., Московский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г.Строганова, 2005.

8. Хангалов, Матвей. Собрание сочинений. 3 тома. Улан-Удэ: Республ. тип., 2004, т. 1.

9. Мэрдыгеев, Роман. Изделия из шерсти и волоса в Аларском аймаке. Улан-Удэ: Бурятоведение, 1928.

10. Попов, Андрей. “Плетение и ткачество у народов Сибири”. В сб. Музей антропологии и этнографии, под ред. Лидии Викторовой, т. XVI: 41–147. Л.: Акад. наук СССР, 1955.

11. Бардунаева, Елена. “Традиционный хозяйственно-бытовой уклад бурят в XIX в. в коллекциях и экспозициях Этнографического музея народов Забайкалья”. Дис. канд. ист. наук, Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств, 2005.

12. Худугуева, Юлия. “Возрождение народного промысла”. Байкал, no. 3 (1991): 118–21.

13. Дятловская, Ирина. Алла Цыбикова. Чита: Обществ. благотворит. экол. фонд «Байкал», 2006.

14. Светлана Ринчинова: каталог выставки. Сост. Лариса Константинова. М.: Союз художников РФ, 1992.

15. Худугуева, Юлия. “И рождается сказка”, Бурятия, февраль 26, 2004.

16. Кореняко, Владимир. “Альбина Цыбикова — художник и друг”. Вестник Евразии, no. 2 (21) (2003): 42–107.

17. Жуковская, Наталья. “Республика Бурятия: национальная религия и национальная идея (этапы взаимодействия)”. Вестник РГНФ, no. 1 (2000): 65–72.

18. Герасимова, Ксения. Вопросы методологии исследования культуры Центральной Азии. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006.

19. Бещева, Нина. “Гобелен в общественных интерьерах России 1970–1990-х годов (на примере творчества мастеров петербургской и московской школ)”. Дис. канд. иск., Московский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г.Строганова, 2004.

20. Fensom, Sarah E.“In Evry Fiber”. Art and Antiques magazine. Summer (2021): 70–7. Дата обращения октябрь 11, 2021. https://www.artandantiquesmag.com/in-every-fiber/.

21. Уваров, Виктор, и Анастасия Воякина “Таписсерия в общественных интерьерах на примере российских мастеров”. Вестник славянских культур, no. 54 (2019): 331–40.

22. В поисках пространства. IV-е Триеннале текстильного искусства и современный гобелен в ГМЗ «Царицыно», май — август, 2021. Дата обращения сентябрь 5, 2021. https://tsaritsyno-museum.ru/uploads/2019/12/IV-ya-Triennale-tekstilnogo-iskusstva.-Kontseptsiya-i-reglament.pdf.

References

1. Uvarov, Victor. “Author’s tapisseries in the context of the world artistic process”. Dr. Sci. thesis, Moskovskii gosudarstvennyi akademicheskii khudozhestvennyi institut im. V.I. Surikova, 2000. (In Russian)

2. “Solbon Rinchinov”. Soyol.ru. Accessed May 12, 2020. http://soyol.ru/personas/painters-and-sculptors/265/. (In Russian)

3. Khudugueva, Iulia. “…fire flickering in a vessel”. Pravda Buriatii, April 28, 1999. (In Russian)

4. Khudugueva, Iulia. “Tapestries of Buriatia: Tradition and Modernity”. Baikal, no. 5 (2009): 171–8. (In Russian)

5. Nekrasova, Maria. Folk art as part of culture: theory and practice. Moscow: Izobrazitel’noe iskusstvo Pabl., 1983. (In Russian)

6. Garshin, Nikolai. “The heirs of the Buryat darkhans”. Sovetskaia zhenshchina, no. 9 (1983): 28–9. (In Russian)

7. Kramarenko, Liudmila. “Decorative art of Russia of the 20th century: On the problem of shaping and adding the style of the subject-spatial environment”. Dr. Sci. thesis, Moskovskii gosudarstvennyi khudozhestvenno-promyshlennyi universitet im. S.G. Stroganova, 2005. (In Russian)

8. Khangalov, Matvei. Collected Works. 3 vols. Ulan-Ude: Respublikanskaia tipografiia Publ., 2004, vol. 1. (In Russian)

9. Merdygeev, Roman. Wool and hair products in Alar aimag. Ulan-Ude: Buriatovedenie Publ., 1928. (In Russian)

10. Popov, Andrei. “Weaving and weaving among the peoples of Siberia”. In Muzei antropologii i etnografii, ed. Lidiia Viktorova. Leningrad: Akademiia nauk SSSR Publ., 1955, vol. XVI: 41–147. (In Russian)

11. Bardunaeva, Elena. “The traditional household way of life of the Buryats in the 19th century in the collections and expositions of the Ethnographic Museum of the Peoples of Transbaikalia”. PhD thesis, Vostochno-Sibirskaia gosudarstvennaia akademiia kul’tury i iskusstv Publ., 2005. (In Russian)

12. Khudugueva, Iulia. “The revival of folk craft”. Baikal, no. 3 (1991): 118–21. (In Russian)

13. Diatlovskaia, Irina. Alla Tsybikova. Chita: Obshchestvennyi blagotvoritel’nyi ekologicheskii fond «Baikal» Publ., 2006. (In Russian)

14. Rinchinova, Svetlana. Exhibition Catalogue. Comp. by Larisa Konstantinova. Moscow: Soiuz khudozhnikov Rossiiskoi Federatsii, 1992. (In Russian)

15. Khudugueva, Julia. “…and a fairy tale is born”. Buriatia, February 26, 2004. (In Russian)

16. Koreniako, Vladimir. “Albina Tsybikova — artist and friend”. Vestnik Evrazii, no. 2/21 (2003): 42–107. (In Russian)

17. Zhukovskaia, Natalia. “Republic of Buryatia: national religion and national idea (stages of interaction)”. Vestnik RGNF, no. 1. (2000): 65–72. (In Russian)

18. Gerasimova, Ksenia. Questions of methodology for the study of the culture of Central Asia. Ulan-Ude: Izdatel’stvo Buriatskogo nauchnogo tsentra Sibirskogo otdeleniia Rossiiskoi akademii nauk Publ., 2006. (In Russian)

19. Bescheva, Nina. “Tapestry in the public interiors of Russia in the 1970–1990s (on the example of the art of the masters of the St Petersburg and Moscow schools)”. PhD thesis, Moskovskii gosudarstvennyi khudozhestvenno-promyshlennyi universitet im. S.G. Stroganova, 2004. (In Russian)

20. Fensom, Sarah E.“In Evry Fiber”. Art and Antiques magazine. Summer. (2021): 70–7. Accessed October 11, 2021. https://www.artandantiquesmag.com/in-every-fiber/.

21. Uvarov, Victor, and Anastasiia Voiakina. “Tapisseries in public interiors on the example of Russian craftsmen”. Vestnik slavianskikh kul’tur, no. 54 (2019): 331–40. (In Russian)

22. In search of space. IV Triennial of Textile Art and Contemporary Tapestry at the State Museum-Reserve “Tsaritsyno“ (May — August, 2021). Accessed September 5, 2021. https://tsaritsyno-museum.ru/uploads/2019/12/IV-ya-Triennale-tekstilnogo-iskusstva.-Kontseptsiya-i-reglament.pdf. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

29.06.2023

Как цитировать

Жамбаева, Т. И. (2023). Искусство гобелена в Бурятии: опыт и перспективы. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 13(2), 344–360. https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.208

Выпуск

Раздел

Декоративно-прикладное искусство