Монашеские подвиги покаяния, описанные в пятом слове «Лествицы» Иоанна Синайского, в русском искусстве XVI в.

Авторы

  • Георгий Викторович Титов Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта https://orcid.org/0009-0005-8170-8565

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.205

Аннотация

В русском искусстве позднего Средневековья выделяется группа разрозненных произведений, объединенных иконографией «подвигов покаяния святых осужденников» — различных способов добровольного умерщвления плоти, описанных в пятом слове «Лествицы» Иоанна Синайского. Этот фрагмент текста переписывался не только в составе всего сочинения, но и по отдельности, а также лег в основу разветвленной иконографической традиции, известной сначала в Византии, а с XVI в. и на Руси. Изображаемые монахи совершают разнообразные аскетические подвиги для очищения от грехов и страстей. В статье систематизированы примеры обращения к этой иконографии в русском искусстве XVI в., а для двух из них предложены новые атрибуции: для лицевой рукописи «Лествицы», происходящей из ризницы Троице-Сергиевой лавры, и для житийной иконы Иоанна Синайского из Рыбинского музея-заповедника. Путем их рассмотрения в соответствующем художественном контексте аргументировано их предположительно новгородское происхождение. Мы также предлагаем новую более раннюю датировку около середины XVI в. для иконы Иоанна Лествичника из Рыбинского музея-заповедника, отождествляя ее с конкретным образом, упомянутым в описи новгородского Антониева монастыря. Кроме того, в статье предложена интерпретация выбора сюжета аскетических подвигов для галерей Благовещенского собора Московского Кремля, заново расписанных после пожара 1547 г. Проведенное исследование позволяет заключить, что развитие и распространение иконографии подвигов покаяния в древнерусском искусстве следует в большой мере связывать с Новгородом и процессами, протекавшими в новгородской художественной среде в макарьевскую эпоху или немного позднее. Таким образом, именно новгородское искусство сыграло первостепенную роль в разработке художественного воплощения пятого слова «Лествицы», одного из наиболее ярких и оставивших глубокий след в славянской книжности текстов.

Ключевые слова:

Иоанн Лествичник, иконография «Лествицы», монашеские подвиги, монашеские темы в искусстве, иконография монахов, святые осужденники, древнерусское искусство, искусство Новгорода, Благовещенский собор Московского Кремля, искусство грозненского времени

Скачивания

 

Библиографические ссылки

Литература

1. Каширина, Варвара. “История подготовки к изданию ‘Лествицы’ в переводе Оптиной пустыни”. Богословский вестник 31, no. 4 (2018): 239–60. https://doi.org/10.31802/2500-1450-2018-31-4-239-260

2. Лествичник, Иоанн. Лествица. СПб.: Наука, 2008.

3. Ware, Kallistos. “Preface. Introduction”. In Saint John Climacus. The Ladder of Divine Ascent, transl. by Luibheid Cold and Russell Norman, 1–70. New York: Paulist Press, 1982.

4. Zecher, Jonathan. The Role of Death in the Ladder of Divine Ascent and the Greek Ascetic Tradition. Oxford: Oxford University Press, 2015.

5. Прохоров, Гелиан. “‘Лествица’ Иоанна Синайского”. В изд. Словарь книжников и книжности Древней Руси, ред. Дмитрий Лихачев, 9–17. 3 вып. Л.: Наука, 1989, вып. 2: Вторая половина XIV — XVI в., ч. 2: Л–Я.

6. Попова, Татьяна. “Славяно-русская рукописная традиция Лествицы Иоанна Синайского”. Дис. д-ра филол. наук, Московский городской педагогический университет, 2011.

7. Barber, Charles. “Icons, Prayer, and Vision in the Eleventh Century”. In Byzantine Christianity, ed. by Krueger Derek, 160–3. Minneapolis, 2006.

8. Binning, Ravinder. “The Memory Prison. Carceral and Sacred Space in an Ekphrasis by John Climacus”. Dumbarton Oaks Papers, no. 76 (2022): 9–30.

9. Аверинцев, Сергей. “Византийская литература. Ранневизантийский период”. В изд. История Всемирной литературы, 339–48. 8 томов. М.: Наука, 1984, т. 2.

10. Подковырова, Вера, и Татьяна Попова. “‘Слово о покаянии’ Иоанна Лествичника: зримое слово и воплотившийся образ”. Palaeoslavica XX, no. 1 (2012): 16–82.

11. Νέσσερης, Hλίας. “Δύο άγνωστες πραγματείες του Νικ. Μουζάλωνος στον κώδ. Vat. gr. 394”. In Λόγιοι και Λογιοσύνη στο Βυζάντιο. Επιστημονικό Συμπόσιο προς τιμήν του καθηγητή Κώστα Ν. Κωνσταντινίδη, επιμ. Παναγιώτης Αντωνόπουλος, Ηλίας Γιαρένης, Δημήτριος Αγορίτσας, 77–109. Θεσσαλονίκη: University Studio Press, 2019. (На греч. яз.)

12. Martin, John. The Illustration of the Heavenly Ladder of John Climacus. Princeton: Princeton University Press, 1954.

13. Toumpouri, Marina. “L’illustration du ‘Roman de Barlaam et Joasaph’ reconsidérée: Le cas du Hagion Oros, Monè Ibèron, 463”. In Barlaam und Josaphat: Neue Perspektiven auf ein europäisches Phänomen, hrsg. von Constanza Cordoni und Matthias Meyer, 389–416. Berlin: De Gruyter, 2015.

14. Попова, Татьяна. “Христианские монастыри Востока VI–VII вв. в ‘священном пространстве’ Лествицы Иоанна Синайского”. Имагология и компаративистика, no. 17 (2022): 122–42. https://doi.org/10.17223/24099554/17/7

15. Perrone, Lorenzo. “Prayer in Prison: The Redeeming Inferno of John Climacus”. In Between Sea and Desert: On Kings, Nomads, Cities and Monks. Essays in Honor of Joseph Patrich, eds Orit Peleg-Barkat, Uzi Leibner, Mordechai Aviam and Rina Talgam, 245–72. Jerusalem, 2019.

16. Kotzabassi, Sofia, and Nancy Ševčenko. Greek manuscripts at Princeton, sixth to nineteenth century: A descriptive catalogue. Princeton: Princeton University Press, 2010.

17. Виноградов, Андрей, и Михаил Желтов. “‘Завещание’ митрополита Константина I Киевского и канон ‘на исход души’”. Slovĕne 3, no. 1 (2014): 43–71.

18. Avner, Tamara. “The Recovery of an Illustrated Byzantine Manuscript of the Early 12th Century”. Byzantion, no. 54 (1984): 5–25.

19. Подковырова, Вера. “Статья Димитрия Богдановича о Покаянном каноне и особенности иллюстрирования Лествицы Иоанна Синайского на Руси”. В изд. Византия — Балканы — Русь: перекрестки культурных путей: м-лы междунар. научн. конф. «Одиннадцатые Загребинские чтения» (Санкт-Петербург, 4–5 октября 2016 г.), 151–5. СПб.: Рос. нац. б-ка, 2017.

20. Герасименко, Наталья, и Ирина Орецкая. “Иконография Иоанна Лествичника”. В изд. Православная энциклопедия, общ. ред. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, 425–31. М.: Православная энциклопедия, 2010, т. 24.

21. Адашинская, Анна, и Елена Виноградова. “Новооткрытые фрески у монастыря Сумела в Понте: датировка, иконографические параллели и стиль”. В изд. Между Востоком и Западом. Святой Александр Невский, его эпоха и образ в искусстве: сб. ст. по м-лам междунар. конф. (Москва, 15–18 сентября 2021 г.), 366–403, 644–9. М.: Гос. ин-т искусствознания; Центр. музей др.-рус. культ. и иск. им. А. Рублева, 2023.

22. Atlante delle Tebaidi e dei temi figurativi, a cura di A. Malquori con M. De Giorgi e L. Fenelli. Firenze: Centro Di della Edifimi srl, 2013.

23. Бузыкина, Юлия. “Святая гора Синай и монастырь святой Екатерины: образы духовного восхождения и священного пространства в иконографии Лествицы”. В изд. Иеротопия Святой горы в христианской культуре, 272–90. М.: Феория, 2019.

24. Попов, Геннадий. “Дионисий”. В изд. Православная энциклопедия, общ. ред. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, 272–81. М.: Православная энциклопедия, 2007, т. 15.

25. Силин, Игорь. “О результатах архитектурных исследований на западной и северной галереях Благовещенского собора Московского Кремля в 1973–1984 гг.”. В изд. Русская художественная культура XV–XVI веков: тезисы докл. всесоюз. науч. конф. (Москва, 14–16 мая 1990 г.), 44–8. М.: [б. и.], 1990.

26. Подобедова, Ольга. Московская школа живописи при Иване IV: работы в Московском Кремле 40-х — 70-х годов XVI в. М.: Наука, 1972.

27. Качалова, Ирина, Наталья Маясова, и Людмила Щенникова. Благовещенский собор Московского Кремля. К 500-летию уникального памятника русской культуры. М.: Искусство, 1990.

28. Бушуева, Наталья. “Композиция ‘Подвиги монастырских затворников’ в Благовещенском соборе Московского Кремля: культурные истоки и семиотика”. В изд. Проблемы изучения памятников духовной и материальной культуры: тезисы докладов науч. конф. (Москва, 10–12 мая 2000 г.), 80–2. М.: Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Московский Кремль», 2000.

29. Соколова, Г. “К вопросу о первоначальной росписи галерей Благовещенского собора Московского Кремля”. В изд. Искусство Москвы периода формирования Русского централизованного государства, 106–37. М.: Искусство, 1980. (Государственные музеи Московского Кремля: материалы и исследования, 3).

30. Качалова, Ирина. “Стенопись галерей Благовещенского собора Московского Кремля”. В изд. Древнерусское искусство. Балканы. Русь, 411–36. СПб.: Дмитрий Буланин, 1995.

31. Чумичева, Ольга. “‘Что есть аллегория?’. Смена культурной парадигмы в репрезентации верховной власти в Москве в первой половине XVI в.”. В изд. Русь, Россия: Средневековье и Новое время, 130–3. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2019, вып. 6: Шестые чтения памяти академика РАН Л. В. Милова: м-лы междунар. науч. конф. (Москва, 21–22 ноября 2019 г.). (Труды исторического факультета МГУ, 163).

32. Шалина, Ирина. “Икона ‘Благословенно воинство Небесного Царя…’. Из Успенского собора Московского Кремля — программный памятник эпохи Василия III”. В изд. Искусство христианского мира: сб. ст., гл. ред. Ариадна Воронова, отв. ред. Александр Салтыков, 175–94. М.: Изд-во Православ. Св.-Тихон. богослов. ин-та, 2021, вып. 15.

33. Подковырова, Вера. “Изображения монашеского подвига по ‘Лествице’ преп. Иоанна Синайского в лицевых рукописях БАН. К вопросу об источниках и типах иконографии”. В изд. Современные проблемы археографии, 269–86. СПб.: Б-ка Акад. наук, 2011.

34. Гордиенко, Элиса, Светлана Семячко, и Михаил Шибаев. Миниатюра и текст: К истории Следованной Псалтири из собрания РНБ. F. I. 738. СПб.: Изд-во Пушкинского Дома, 2011.

35. Преображенский, Александр. “Образ Богоматери ‘Моление о народе’ в русском искусстве позднего Средневековья”. В изд. Труды Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева: сб. науч. ст., 51–89. М.: Индрик, 2008, вып. 3.

36. Преображенский, Александр. Ктиторские портреты средневековой Руси. XI — начало XVI века. М.: Северный паломник, 2012.

37. Серебрякова, Елена. “О миниатюрах христианской топографии Козьмы Индикоплова в Великих Минеях Четьих митрополита Макария”. В изд. Рукописные собрания церковного происхождения в библиотеках и музеях России: сб. докл. конф. (Москва, 17–21 ноября 1998 г.), 129–43. М.: Синод. б-ка Московского Патриархата, 1999.

38. Попов, Геннадий. “Иллюстрации ‘Хождения апостола Иоанна Богослова’ в миниатюре и станковой живописи конца XV в.”. В изд. Труды Отдела древнерусской литературы, отв. ред. Олег Творогов, 208–21. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1966, т. 22.

39. Popova, Tatiana. Die Leiter zum Paradies des Johannes Klimakos. Katalog der slavischen Handschriften. Köln; Weimar; Wien: Böhlau, 2012.

40. Крутова, Марина. “№ 20. Лествица”. В изд. Фонд № 304/III. Собрание Ризницы Троице-Сергиевой Лавры (XII–XIX вв.). Описание (№ 1–8, 10–12, 15, 16, 18–21, 25–31), 60–4. М.: Рос. гос. б-ка. Отдел рукописей, 2021.

41. Ухова, Татьяна, и Сократ Клепиков. “Каталог миниатюр, орнамента и гравюр собраний Троице-Сергиевой лавры и Московской Духовной академии”. В изд. Записки Отдела рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, 74–194. М.: Книга, 1960, вып. 22.

42. Леонид (Кавелин), архим. Славянские рукописи, хранящиеся в ризнице Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М.: Общество истории и древностей российских, 1881.

43. Олсуфьев, Юрий. Опись миниатюр и орнамента в рукописях Троицкой лавры. Сергиев Посад: [б. и.], 1921.

44. Квливлидзе, Нина. “Иллюстрации ‘Лествицы’ Иоанна Лествичника в росписи Благовещенского собора Московского Кремля и проблемы поствизантийского искусства”. В изд. Византия и византийское наследие в России: тезисы докл. XX Всерос. науч. сессии византинистов, 120–5. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2013.

45. Владимиров, Михаил, и Григорий Георгиевский. Древнерусская миниатюра: 100 листов миниатюр с описанием и статьями. М.: Academia, 1933.

46. Шалина, Ирина. “Новгородские иконописцы и ‘хитрецы’ эпохи владыки Макария”. В изд. Искусство Великого Новгорода. Эпоха святителя Макария, 5–163. СПб.: Palace Editions, 2016.

47. Хохлова, Ирина. “Изображение подвигов покаяния в ‘Лествице’ и в житийной иконе Иоанна Синайского”. В изд. Герменевтика древнерусской литературы, 495–514. М.: Ин-т мир. лит. им. А. М. Горького РАН, 2022, вып. 21. https://doi.org/10.22455/HORL.1607-6192-2022-21-495-513

48. Шалина, Ирина. “Макарьевская школа живописи в Новгороде”. В изд. Государственный Русский музей. Страницы истории отечественного искусства: сборник научных трудов, ред. Ирина Самцова, 5–26. СПб.: Palace Editions, 2005, вып. 11: XVI–XXI века.

49. Шалина, Ирина. “Произведения иконописи Рождественского собора Антониева монастыря”. В изд. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде. К 900-летию основания, 249–353. Великий Новгород: Новгород. гос. объедин. музей-заповедник, 2019.

50. Бабуха, Ирина. “Художественное оформление Апостола 1545 года из РНБ”. В изд. Искусство Древней Руси и стран византийского мира: м-лы науч. конф., посвящ. 70-летию со дня рождения В. А. Булкина (3–4 декабря 2007 г.), 129–36. СПб.; М.: Северный паломник, 2007.

51. XVI век. Эпоха митрополита Макария. Отв. ред. Елена Юхименко. М.: Гос. ист. музей, 2019.

52. Самойлова, Татьяна. “К вопросу о богословско-дидактических иконах эпохи митрополита Макария”. Вестник церковного искусства и археологии 1, no. 5 (2021): 13–30.

53. Серебрякова, Елена. “Об орнаментальном убранстве рукописей макариевской книгописной мастерской”. В изд. Древнерусское искусство. Русское искусство Позднего Средневековья. XVI век, 426–39. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003.

54. Шалина, Ирина. “Иконы Новгородского Антониева монастыря второй четверти — середины XVI века в собрании Русского музея”. В изд. Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация, 194–220. Великий Новгород: Новгород. гос. объедин. музей-заповедник, 2011, вып. 4.

55. Янин, Валентин. “Забытый памятник русской книжности: ‘Летописчик’ Евангелия 1534 г.”. В изд. Археографический ежегодник за 1979 г., 49–55. М.: Наука, 1981.

56. Суслов, Владимир. “Благовещенский собор в Московском Кремле”. В изд. Памятники древнерусского искусства, 11–26. СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1910, вып. 3.

57. Комашко, Наталья, и Елена Саенкова. Русская житийная икона. М.: Книги WAM, 2007.

58. Хохлова, Ирина. “‘Лествица’ преподобного Иоанна в живописи Древней Руси. Обзор основных произведений”. Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова, no. 3 (2007): 242–7.

59. Успенский, Александр. Стенопись Благовещенского собора в Москве (по поводу реставрации 1884 года). М.: Тип. Об-ва распространения полезных книг, преемник В. И. Воронов, 1909.

60. Лифшиц, Лев. История русского искусства. 2 тома. М.: Белый город, 2007, т. 1: Русское искусство X–XVII веков.

61. Самойлова, Татьяна. “Тема царской и княжеской святости в росписях Благовещенского собора”. В изд. Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле, 24–38. М.: Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Московский Кремль», 2003.

62. Качалова, Ирина. “Царский храм”. В изд. Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле, 8–23. М.: Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Московский Кремль», 2003.

63. Скрынников, Руслан. Царство террора. СПб.: Наука, 1992.

64. Курукин, Игорь. Жизнь и труды Сильвестра, наставника царя Ивана Грозного. М.: Квадрига, 2015.

65. Курбский, Андрей. “История о великом князе Московском”. В изд. Библиотека литературы Древней Руси, ред. Дмитрий Лихачев, подгот. текста и коммент. Александра Цехановича, пер. Анатолия Алексеева, 310–479, 659–68. 20 томов. СПб.: Наука, 2001, т. 11: XVI век.

66. Буланин, Дмитрий, и Владимир Колесов. “Сильвестр (в иноках Спиридон)”. В изд. Словарь книжников и книжности Древней Руси, ред. Дмитрий Лихачев, 323–33. 3 вып. Л.: Наука, 1989, вып. 2: Вторая половина XIV–XVI в., ч. 2: Л–Я.

67. Сарабьянов, Владимир. “Символико-аллегорические иконы Благовещенского собора и их влияние на искусство XVI века”. В изд. Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования, 164–217. М.: Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Московский Кремль», 1999.

68. Денисов, Дионисий, и Георгий Титов. “Лествица Иоанна Синаита с подвигами святых осужденников в росписи церкви Николы Надеина и позднесредневековая русская иконография Страшного суда”. В изд. XVIII Научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944–1995), 79–104. Ярославль: Яросл. художеств. музей, 2024.

69. Никитина, Татьяна. Церковь Воскресения Христова в Ростове Великом. М.: Северный паломник, 2002.

70. Переписные книги вологодских монастырей XVI–XVIII вв.: исследование и тексты, авт.-сост. и отв. ред. Марина Черкасова. Вологда: Древности Севера, 2011.

71. Макарий (Миролюбов). Памятники церковных древностей: Нижегородская губерния. СПб.: Археол. о-во 1857.

72. Хохлова, Ирина. “‘Лествица’ преподобного Иоанна в изобразительном искусстве Древней Руси. Обзор некоторых памятников”. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Научные труды, no. 8 (2009): 25–39.

73. Хохлова, Ирина. “Житие преподобного Иоанна Лествичника с подвигами покаяния в иконе из собрания Рыбинского музея. О соотношении образа и слова”. В сб. История и культура Ростовской земли. 2007: м-лы конф., 204–13. Ростов: Рост.-Яросл. архитектур.-художеств. музей-заповедник, 2008.

74. Дмитрий, еп. Рязанский, подг. “Опись Антониева монастыря за 1696 год”. В изд. Труды XV Археологического съезда в Новгороде 1911 г., 250–82. 2 тома. М.: Тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1914, т. 1.

75. Дмитрий, еп. Рязанский. “О внутреннем устройстве и убранстве храмов Новгородского Антониева монастыря в XVII веке по сравнению с настоящим их состоянием”. В изд. Труды XV Археологического съезда в Новгороде 1911 г., 230–49. 2 тома. М.: Тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1914, т. 1.

76. Шалина, Ирина. “Житийные клейма иконы святого Георгия из собрания Государственного Русского музея и живопись Новгорода второй четверти XVI века”. В изд. Искусство христианского мира: сборник статей, гл. ред. Ариадна Воронова, отв. ред. Александр Салтыков, 336–58. М.: Изд-во Православ. Св.-Тихон. богослов. ин-та, 2009, вып. 9.

77. Серебрякова, Елена. “Лицевые Индикопловы Исторического музея (опыт классификации)”. В изд. Забелинские научные чтения, 1993. Исторический музей — энциклопедия отечественной истории и культуры, отв. ред. Вадим Егоров, 142–54. М.: Гос. ист. музей, 1995, вып. 87.

Источники

I. Лествица и Главизны Максима Исповедника о любви [Ватикан. Апостольская библиотека. Собрание греческих рукописей. Cod. № 394]. Индекс в базе данных Pinakes: 67025.

II. Лествица [США. Принстон. Университетская библиотека. Коллекция Р. Гаррета (Garrett). Cod. 16]. Индекс в базе данных Pinakes: 55623.

III.Лествица [Ватикан. Апостольская библиотека. Собрание рукописей Rossiana. Cod. № 251]. Индекс в базе данных Pinakes: 66422.

IV. Конволют: «Покаянный канон», «Лествица с прибавлениями» и «Похвала Богородице» [Египет. Синай. Монастырь Св. Екатерины. Собрание греческих рукописей. Cod. 427]. Индекс в базе данных Pinakes: 58802.

V. Конволют: Покаянный канон и Алфавитная синтагма Матфея Властаря [Греция. Афины. Национальная библиотека Греции. Основное собрание рукописей. Сod. № 1395]. Индекс в базе данных Pinakes: 3691.

VI. Лествица и Покаянный канон [Италия. Венеция. Библиотека Марчиана. Собрание греческих рукописей. Cod. II 44 (coll. 0952)]. Индекс в базе данных Pinakes: 70206.

VII. Лествица [Ватикан. Апостольская библиотека. Собрание греческих рукописей. Cod. № 2147]. Индекс в базе данных Pinakes: 68777.

VIII. Псалтирь с восследованием [Россия. Санкт-Петербург. Российская национальная библиотека. Отдел рукописей. Ф. 550 (Основное собрание рукописной книги). F. I. 738].

IX. Христианская топография Козьмы Индикоплова [Россия. Санкт-Петербург. Российская национальная библиотека. Отдел рукописей. Ф. 351 (Кирилло-Белозерский монастырь). № 64/1141].

X. Христианская топография Козьмы Индикоплова в составе сборника [Россия. Москва. Государственный исторический музей. Собр. А. С. Уварова № 566-1°].

XI. Лествица c толкованиями и Слово св. Нила о восьми злых помыслах [Россия. Москва. Российская государственная библиотека. Ф. 304/III (Собрание ризницы Троице-Сергиевой лавры). № 20].

XII. Евангелие Боровское [Россия. Москва. Государственный исторический музей. Инв. 64090. Музейское собрание. № 3878].

XIII. Апостол тетр [Россия. Санкт-Петербург. Российская национальная библиотека. Отдел рукописей. Ф. 728 (Собрание новгородского Софийского собора). № 45].

XIV. Евангелие апракос [Россия. Москва. Государственный Исторический музей. Инв. 20737. Музейское собрание. № 352].

XV. Апостол [Россия. Санкт-Петербург. Библиотека Российской академии наук. Основное собрание. 32.11.13].

XVI. Христианская топография Козьмы Индикоплова [Россия. Москва. Российская государственная библиотека. Ф. 173/I (Собрание Московской духовной академии, фундаментальное). № 102].

XVII. Христианская топография Козьмы Индикоплова [Россия. Москва. Российский государственный архив древних актов. Ф. 201 (Собрание М. А. Оболенского). Оп. 1. Д. 161].

References

1. Kashirina, Varvara. “The history of the preparation for publication of ‘The Ladder’ in the translation of Optina Pustyn”. Bogoslovskii vestnik 31, no. 4 (2018): 239–60. https://doi.org/10.31802/2500-1450-2018-31-4-239-260 (In Russian)

2. Lestvichnik, Ioann. The Ladder of Divine Ascent. St. Petersburg: Nauka Publ., 2008. (In Russian)

3. Ware, Kallistos. “Preface. Introduction”. In Saint John Climacus. The Ladder of Divine Ascent, transl. by Luibheid Cold and Russell Norman, 1–70. New York: Paulist Press, 1982.

4. Zecher, Jonathan. The Role of Death in the Ladder of Divine Ascent and the Greek Ascetic Tradition. Oxford: Oxford University Press, 2015.

5. Prokhorov, Gelian. “The Ladder of John Climacus”. In Slovar’ knizhnikov i knizhnosti Drevnei Rusi, ed. by Dmitrii Likhachev, 9–17. 3 issues. Leningrad: Nauka Publ., 1989, iss. 2: Vtoraia polovina XIV — XVI v., pt 2: L–Ia. (In Russian)

6. Popova, Tatiana. “Slavonic-Russian Handwriting Tradition of Scala Paradisi of Johannes Climacus”. PhD diss., Moskovskii gorodskoi pedagogicheskii universitet Publ., 2011. (In Russian)

7. Barber, Charles. “Icons, Prayer, and Vision in the Eleventh Century”. In Byzantine Christianity, ed. by Krueger Derek, 160–3. Minneapolis, 2006.

8. Binning, Ravinder. “The Memory Prison. Carceral and Sacred Space in an Ekphrasis by John Climacus”. Dumbarton Oaks Papers, no. 76 (2022): 9–30.

9. Averintsev, Sergei. “Byzantine literature. Early Byzantine period”. In Istoriia Vsemirnoi literatury, 339–48. 8 vols. Moscow: Nauka Publ., 1984, vol. 2. (In Russian)

10. Podkovyrova, Vera, and Tatiana Popova. “‘The Sermon of Repentance’ by John of the Ladder: The Visible Word and the Incarnate Image”. Palaeoslavica XX, no. 1 (2012): 16–82. (In Russian)

11. Νέσσερης, Hλίας. “Δύο άγνωστες πραγματείες του Νικ. Μουζάλωνος στον κώδ. Vat. gr. 394”. In Λόγιοι και Λογιοσύνη στο Βυζάντιο. Επιστημονικό Συμπόσιο προς τιμήν του καθηγητή Κώστα Ν. Κωνσταντινίδη, επιμ. Παναγιώτης Αντωνόπουλος, Ηλίας Γιαρένης, Δημήτριος Αγορίτσας, 77–109. Θεσσαλονίκη: University Studio Press, 2019. (In Greek)

12. Martin, John. The Illustration of the Heavenly Ladder of John Climacus. Princeton: Princeton University Press, 1954.

13. Toumpouri, Marina. “L’illustration du ‘Roman de Barlaam et Joasaph’ reconsidérée : Le cas du Hagion Oros, Monè Ibèron, 463”. In Barlaam und Josaphat: Neue Perspektiven auf ein europäisches Phänomen, hrsg. von Constanza Cordoni und Matthias Meyer, 389–416. Berlin: De Gruyter, 2015.

14. Popova, Tatiana. “Christian Monasteries of the East of the 6th–7th Centuries in the ‘Sacred Space’ of the Ladder of Divine Ascent by John Climacus”. Imagologiia i komparativistika, no. 17 (2022): 122–42. https://doi.org/10.17223/24099554/17/7 (In Russian)

15. Perrone, Lorenzo. “Prayer in Prison: The Redeeming Inferno of John Climacus”. In Between Sea and Desert: On Kings, Nomads, Cities and Monks. Essays in Honor of Joseph Patrich, eds Orit Peleg-Barkat, Uzi Leibner, Mordechai Aviam and Rina Talgam, 245–72. Jerusalem, 2019.

16. Kotzabassi, Sofia, and Nancy Ševčenko. Greek manuscripts at Princeton, sixth to nineteenth century: A descriptive catalogue. Princeton: Princeton University Press, 2010.

17. Vinogradov, Andrei, and Mikhail Zheltov. “‘Testament’ of Metropolitan Constantine I of Kiev and the canon ‘for the exodus of the soul’”. Slovĕne 3, no. 1 (2014): 43–71. (In Russian)

18. Avner, Tamara. “The Recovery of an Illustrated Byzantine Manuscript of the Early 12th Century”. Byzantion, no. 54 (1984): 5–25.

19. Podkovyrova, Vera. “Dmitry Bogdanovich’s Article on The Penitential Canon and The Features of Illustration of ‘The Ladder of John Climacus in Rus’”. In Vizantiia — Balkany — Rus’: perekrestki kul’turnykh putei: materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii “Odinnadtsatye Zagrebinskie chteniia” (Sankt-Peterburg, 4–5 oktiabria 2016 g.), 151–5. St. Petersburg: Rossiiskaia natsional’naia biblioteka Publ., 2017. (In Russian)

20. Gerasimenko, Natal’ia, and Irina Oretskaia. “Iconography of John Climacus”. In Pravoslavnaia entsiklopediia, gen. ed. by Patriarch of Moscow and All Russia Aleksii II, 425–31. Moscow: Pravoslavnaia entsiklopediia Publ., 2010, vol. 24. (In Russian)

21. Adashinskaya, Anna, and Elena Vinogradova. “Newly Discovered Murals of Sumela Monastery in Pontos: Dating, Iconography and Style”. In Mezhdu Vostokom i Zapadom. Sviatoi Aleksandr Nevskii, ego epokha i obraz v iskusstve: sbornik statei po materialam mezhdunarodnoi konferentsii (Moskva, 15–18 sentiabria 2021 g.), 366–403, 644–9. Moscow: Gosudarstvennyi institut iskusstvoznaniia Publ.; Tsentral’nyi muzei drevnerusskoi kul’tury i iskusstva imeni Andreia Rubleva Publ., 2023. (In Russian)

22. Atlante delle Tebaidi e dei temi figurativi, a cura di A. Malquori con M. De Giorgi e L. Fenelli. Firenze: Centro Di della Edifimi srl, 2013.

23. Buzykina, Iuliia. “The Holy Mountain Sinai as Monastery and Prison: Images of Spiritual Ascent and Sacred Space in the Iconography of the Holy Ladder”. In Ierotopiia Sviatoi gory v khristianskoi kul’ture, 272–90. Moscow: Feoriia Publ., 2019. (In Russian)

24. Popov, Gennadii. “Dionisius”. In Pravoslavnaia entsiklopediia, gen. ed. by Patriarch of Moscow and аll Russia Aleksii II, 272–81. Moscow: Pravoslavnaia entsiklopediia Publ., 2007, vol. 15. (In Russian)

25. Silin, Igor’. “On the Results of the Architectural Research on the Western and Northern Galleries of the Annunciation Cathedral in the Moscow Kremlin in 1973–1984”. In Russkaia khudozhestvennaia kul’tura XV–XVI vekov: tezisy dokladov vsesoiuznoi nauchnoi konferentsii (Moskva, 14–16 maia 1990 g.), 44–8. Moscow: [s. n.], 1990. (In Russian)

26. Podobedova, Ol’ga. Moscow School of Painting under Ivan IV. Art Works in Moscow Kremlin in 1540–1570s. Moscow: Nauka Publ., 1972. (In Russian)

27. Kachalova, Irina, Natal’ia Maiasova, and Liudmila Shchennikova. The Annunciation Cathedral in Moscow Kremlin. To the 500th Anniversary of the Unique Monument of Russian Culture. Moscow: Iskusstvo Publ., 1990. (In Russian)

28. Bushueva, Natal’ia. “The Composition ‘Faits of Monastic Recluses’ in the Annunciation Cathedral in Moscow Kremlin: Cultural Origins and Semiotics”. In Problemy izucheniia pamiatnikov dukhovnoi i material’noi kul’tury: tezisy dokladov nauchnoi konferentsii (Moskva, 10–12 maia 2000 g.), 80–2. Moscow: Gosudarstvennyi istoriko-kul’turnyi muzei-zapovednik “Moskovskii Kreml’” Publ., 2000. (In Russian)

29. Sokolova, G. “On the Original Murals of the Galleries of the Annunciation Cathedral in the Moscow Kremlin”. In Iskusstvo Moskvy perioda formirovaniia Russkogo tsentralizovannogo gosudarstva, 106–37. Moscow: Iskusstvo Publ., 1980. (Gosudarstvennye muzei Moskovskogo Kremlia: materialy i issledovaniia, 3). (In Russian)

30. Kachalova, Irina. “Wall Paintings of the Galleries of the Annunciation Cathedral in the Moscow Kremlin”. In Drevnerusskoe iskusstvo. Balkany. Rus’, 411–36. St. Petersburg: Dmitrii Bulanin Publ., 1995. (In Russian)

31. Chumicheva, Ol’ga. “‘What is an allegory?’ The Change of the Cultural Paradigm in the Representation of the Supreme Power in Moscow in the First Half of the 16th Century”. In Rus’, Rossiia: Srednevekov’e i Novoe vremia, 130–3. Moscow: Izdatel’stvo Moskovskogo universiteta, 2019, iss. 6: Shestye chteniia pamiati akademika RAN L. V. Milova: materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (Moskva, 21–22 noiabria 2019 g.). (Trudy istoricheskogo fakul’teta Moskovskogo gosudarstvennogo univesiteta, 163). (In Russian)

32. Shalina, Irina. “The Icon ‘Blessed is the Host of the Heavenly King’ from the Assumption Cathedral of the Moscow Kremlin — a Programmatic Monument from the Time of Grand Prince Vasily III”. In Iskusstvo khristianskogo mira: sbornik statei, chief ed. Ariadna Voronova, exec. ed. Aleksandr Saltykov, 175–94. Moscow: Izdatel’stvo Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo bogoslovskogo instituta Publ., 2021, iss. 15. (In Russian)

33. Podkovyrova, Vera. “Images of the Monastic Feat from the ‘Ladder’ of John Climacus in the Illuminated Manuscripts from the Library of the Russian Academy of Sciences. On the Question of the Sources and Types of the Iconography”. In Sovremennye problemy arkheografii, 269–86. St. Petersburg: Biblioteka Akademii nauk Publ., 2011. (In Russian)

34. Gordienko, Elisa, Svetlana Semiachko, and Mikhail Shibaev. Miniature and Text: On the History of the Sledovannaya Psaltyr from the Collection of the Russian National Library. F. I. 738. St. Petersburg: Izdatel’stvo Pushkinskogo Doma Publ., 2011. (In Russian)

35. Preobrazhenskii, Aleksandr. “Image of the Virgin Praying for the People in Russian Late Medieval Art”. In Trudy Tsentral’nogo muzeia drevnerusskoi kul’tury i iskusstva imeni Andreia Rubleva: sbornik nauchnykh statei, 51–89. Moscow: Indrik Publ., 2008, iss. 3. (In Russian)

36. Preobrazhenskii, Aleksandr. Donor Portraits of Medieval Russia. 11th — Early 16th Centuries. Moscow: Severnyi palomnik Publ., 2012. (In Russian)

37. Serebriakova, Elena. “On the illustrations of сhristian topography of Kosmas Indikopleustes in the Great Menaion Reader of Macarius, Metropolitan of Moscow”. In Rukopisnye sobraniia tserkovnogo proiskhozhdeniia v bibliotekakh i muzeiakh Rossii: sbornik dokladov konferentsii (Moskva, 17–21 noiabria 1998 g.), 129–43. Moscow: Sinodal’naia biblioteka Moskovskogo Patriarkhata Publ., 1999. (In Russian)

38. Popov, Gennadii. “The Illustrations of ‘Purgatory of John, the Apostle’ in Miniature and Easel Painting of the Late 15th Century”. In Trudy Otdela drevnerusskoi literatury, exec. ed. Oleg Tvorogov, 208–21. Moscow; Leningrad: Izdatel’stvo Akademii nauk SSSR Publ., 1966, vol. 22. (In Russian)

39. Popova, Tat’iana. Die Leiter zum Paradies des Johannes Klimakos. Katalog der slavischen Handschriften. Köln; Weimar; Wien: Böhlau, 2012.

40. Krutova, Marina. “No. 20. The Ladder”. In Fond no. 304/III. Collection of the Riznitsa of Trinity Lavra of St. Sergius (XII–XIX cc.). Description (No. 1–8, 10–12, 15, 16, 18–21, 25–31), 60–4. Moscow: Rossiiskaia gosudarstvennaia biblioteka, Otdel rukopisei, 2021. (In Russian)

41. Ukhova, Tat’iana, and Sokrat Klepikov. “Catalogue of miniatures, ornaments and engravings in the collections of the Trinity Lavra of St. Sergius and the Moscow Theological Academy”. In Zapiski Otdela rukopisei Gosudarstvennoi biblioteki SSSR im. V. I. Lenina, 74–194. Moscow: Kniga Publ., 1960, iss. 22. (In Russian)

42. Leonid (Kavelin), Archimandrite. Slavonic manuscripts in the manuscript bank of the Holy Trinity Laura of St. Sergius. Moscow: Obshchestvo istorii i drevnostei rossiiskikh Publ., 1881. (In Russian)

43. Olsuf ’ev, Iurii. Inventory of Miniatures and Ornaments in the Manuscripts of the Trinity Lavra. Sergiev Posad: [s. n.], 1921. (In Russian)

44. Kvlivlidze, Nina. “Illustrations of the ‘Ladder’ of John Clinacus in the wall painting of the Annunciation Cathedral in the Moscow Kremlin and the problems of post-Byzantine art”. In Vizantiia i vizantiiskoe nasledie v Rossii: tezisy dokladov XX Vserossiiskoi nauchnoi sessii vizantinistov, 120–5. Moscow: Izdatel’stvo Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta Publ. 2013. (In Russian)

45. Vladimirov, Mikhail, and Grigorii Georgievskii. Old Russian Miniature: 100 Sheets with Descriptions and Articles. Moscow: Academia Publ., 1933. (In Russian)

46. Shalina, Irina. “Novgorod Icon Painters and Masters in the Age of St. Macarius”. In Iskusstvo Velikogo Novgoroda. Epokha sviatitelia Makariia, 5–163. St. Petersburg: Palace Editions Publ., 2016. (In Russian)

47. Khokhlova, Irina. “Image of Feats of Repentance in the Ladder and in the Hagiographic Icon of John Climacus”. In Germenevtika drevnerusskoi literatury, 495–514. Moscow: Institut mirovoi literatury imeni A. M. Gor’kogo Rossiiskoi akademii nauk, 2022, iss. 21. https://doi.org/10.22455/HORL.1607-6192-2022-21-495-513 (In Russian)

48. Shalina, Irina. “The school of painting of Macarius, Metropolitan of Moscow, in Novgorod”. In Gosudarstvennyi Russkii muzei. Stranitsy istorii otechestvennogo iskusstva: sbornik nauchnykh trudov, ed. by Irina Samtsova, 5–26. St. Petersburg: Palace Editions Publ., 2005, iss. 11. (In Russian)

49. Shalina, Irina. “Pieces of Icon Painting from the Nativity Cathedral of the Antoniev Monastery”. In Sobor Rozhdestva Bogoroditsy Antonieva monastyria v Velikom Novgorode. K 900-letiiu osnovaniia, 249–353. Velikii Novgorod: Novgorodskii gosudarstvennyi ob”edinennyi muzei-zapovednik Publ., 2019. (In Russian)

50. Babukha, Irina. “Decoration of the Apostle of 1545 from the National Library of Russia”. In Iskusstvo Drevnei Rusi i stran vizantiiskogo mira: materialy nauchnoi konferentsii, posviashchennoi 70-letiiu so dnia rozhdeniia V. A. Bulkina. 3–4 dekabria 2007 goda, 129–36. St. Petersburg; Moscow: Severnyi palomnik Publ., 2007. (In Russian)

51. 16th century. The era of Metropolitan Macarius. Ed. by Elena Iukhimenko. Moscow: Gosudarstvennyi Istoricheskii muzei Publ., 2019. (In Russian)

52. Samoilova, Tat’iana. “On the Issue of Theological and Didactic Icons of the Metropolitan Macarius’s Era”. Vestnik tserkovnogo iskusstva i arkheologii, no. 1/5 (2021): 13–30. (In Russian)

53. Serebriakova, Elena. “About the Ornamental Decoration of the Manuscripts of the Book-Writing Workshop of St. Macarius”. In Drevnerusskoe iskusstvo. Russkoe iskusstvo Pozdnego Srednevekov’ia. XVI vek, 426–39. St. Petersburg: Dmitrii Bulanin Publ., 2003. (In Russian)

54. Shalina, Irina. “Icons of Novgorod Antoniev Monastery of the Second Quarter — Mid 16th Century from Collection of the Russian State Museum”. In Novgorod i Novgorodskaia zemlia. Iskusstvo i restavratsiia, vol. 4: 194–220. Velikii Novgorod: Novgorodskii gosudarstvennyi ob”edinennyi muzei-zapovednik Publ., 2011. (In Russian)

55. Ianin, Valentin. “The Forgotten Monument of Russian Literacy: ‘Letopischik’ in the Gospel of 1534”. In Arkheograficheskii ezhegodnik za 1979 god, 49–55. Мoscow: Nauka Publ., 1981. (In Russian)

56. Suslov, Vladimir. “The Annunciation Cathedral in the Moscow Kremlin”. In Pamiatniki drevnerusskogo iskusstva, 11–26. St. Petersburg: Tovarishchestvo R. Golike i A. Vil’borg Publ., 1910, iss. 3. (In Russian)

57. Komashko, Natal’ia, and Elena Saenkova. The Russian Vita Icons. Moscow: Knigi WAM Publ., 2007. (In Russian)

58. Khokhlova, Irina. “‘The Ladder’ of St. John in the painting of Old Russia. Overview of the Main Works”. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N. A. Nekrasova, no. 3 (2007): 242–7. (In Russian)

59. Uspenskii, Aleksandr. Wall painting of the Annunciation Cathedral in Moscow (about the restoration of 1884). Moscow: Tipografiia Obshchestva rasprostraneniia poleznykh knig, preemnik V. I. Voronov Publ., 1909. (In Russian)

60. Lifshits, Lev. History of Russian Art. 2 vols. Moscow: Belyi gorod Publ., 2007, vol. 1: Russkoe iskusstvo X–XVII vekov. (In Russian)

61. Samoilova, Tat’iana. “The theme of royal and princely holiness in the paintings of the Annunciation Cathedral”. In Tsarskii khram: Sviatyni Blagoveshchenskogo sobora v Kremle, 24–38. Moscow: Gosudarstvennyi istoriko-kul’turnyi muzei-zapovednik “Moskovskii Kreml’” Publ., 2003. (In Russian)

62. Kachalova, Irina. “The Tsar’s Church”. In Tsarskii khram: Sviatyni Blagoveshchenskogo sobora v Kremle, 8–23. Moscow: Gosudarstvennyi istoriko-kul’turnyi muzei-zapovednik “Moskovskii Kreml’” Publ., 2003. (In Russian)

63. Skrynnikov, Ruslan. The Reign of Terror. St. Petersburg: Nauka Publ., 1992. (In Russian)

64. Kurukin, Igor’. The Life and Work of Sylvester, the tutor of Ivan the Terrible. Moscow: Kvadriga Publ., 2015. (In Russian)

65. Kurbskii, Andrei. “History of the Grand Prince of Moscow”. In Biblioteka literatury Drevnei Rusi, ed. by Dmitrii Likhachev, text ed. and comment. Aleksandr Tsekhanovich, transl. by Anatolii Alekseev, 310–479, 659–68. 20 vols. St Petersburg: Nauka Publ., 1997, vol. 11: XVI vek. (In Russian)

66. Bulanin, Dmitrii, and Vladimir Kolesov. “Sil’vestr (as a monk Spiridon)”. In Slovar’ knizhnikov i knizhnosti Drevnei Rusi, ed. by Dmitrii Likhachev, 323–33. 3 issues. Leningrad: Nauka Publ., 1989, iss. 2: Vtoraia polovina XIV–XVI v., pt 2: L–Ia. (In Russian)

67. Sarab’ianov Vladimir. “Symbolic and Allegorical Icons of the Annunciation Cathedral and their Influence on Art of the 16th Century”. In Blagoveshchenskii sobor Moskovskogo Kremlia: Materialy i issledovaniia, 164–217. Moscow: Gosudarstvennyi istoriko-kul’turnyi muzei-zapovednik “Moskovskii Kreml” Publ., 1999. (In Russian)

68. Denisov, Dionisii, and Georgii Titov. “The Ladder of John Climacus and the Monastic Feats of the Holy Convicts in the wall painting of the Church of Nikola Nadein in Yaroslavl and the Late Medieval Russian iconography of the Last Judgement”. In XVIII Nauchnye chteniia pamiati Iriny Petrovny Bolottsevoi (1944–1995), 79–104. Yaroslavl: Iaroslavskii khudozhestvennyi muzei Publ., 2024 (In Russian)

69. Nikitina, Tat’iana. Church of the Resurrection of Christ in Rostov Veliky. Moscow: Severnyi palomnik Publ., 2002. (In Russian)

70. The Census Books of the Vologda Monasteries of the 16th–18th Centuries: The Research and Texts, comp. by. Marina Cherkasova. Vologda: Drevnosti Severa Publ., 2011. (In Russian)

71. Makarii (Miroliubov). Monuments of Church antiquities: Nizhny Novgorod Province. St. Petersburg: Arkheologicheskoe obshchestvo Publ., 1857. (In Russian)

72. Khokhlova, Irina. “The Heavenly Ladder of John Climacus in the Fine Arts of Old Russia. Review of Some Monuments”. Sankt-Peterburgskii gosudarstvennyi akademicheskii institut zhivopisi, skul’ptury i arkhitektury imeni I. E. Repina. Nauchnye trudy, no. 8 (2009): 25–39. (In Russian)

73. Khokhlova, Irina. “The Life of St. John of the Ladder with the Feats of Repentance in an Icon from the Collection of the Rybinsk Museum. About the Relationship of the Word and the Image”. In Istoriia i kul’tura Rostovskoi zemli. 2007: materialy konferentsii, 204–13. Rostov: Rostovo-Iaroslavskii arkhitekturno-khudozhestvennyi muzei-zapovednik Publ., 2008. (In Russian)

74. Dmitrii, Bishop of Ryazan, ed. “The inventory of the Antoniev Monastery for 1696”. In Trudy XV Vserossiiskogo Arkheologicheskogo s”ezda v Novgorode 1911 goda, 250–82. 2 vols. Moscow: Tipografiia G. Lissnera i D. Sobko Publ., 1914, vol. 1. (In Russian)

75. Dmitrii, Bishop of Ryazan. “On the Internal Structure and Decoration of the Churches of the Novgorod Antoniev Monastery in the 17th Century in Comparison with their Present State”. In Trudy XV Vserossiiskogo Arkheologicheskogo s”ezda v Novgorode 1911 goda, 230–49. 2 vols. Moscow: Tipografiia G. Lissnera i D. Sobko Publ., 1914, vol. 1. (In Russian)

76. Shalina, Irina. “Vita icon of St. George from the Russian Museum and the art of Novgorod the second quarter of the 16th century”. In Iskusstvo khristianskogo mira: sbornik statei, chief ed. Ariadna Voronova, exec. ed. Aleksandr Saltykov, 336–58. Moscow: Izdatel’stvo Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo bogoslovskogo instituta Publ., 2009, iss. 9. (In Russian)

77. Serebriakova, Elena. “Illuminated Copies of the Christian Topography of Kosmas Indikopleustes from the collection of the State Historical Museum (an attempt of classification)”. In Zabelinskie nauchnye chteniia, 1993. Istoricheskii muzei — entsiklopediia otechestvennoi istorii i kul’tury, exec. ed. Vadim Egorov, 142–54. Moscow: Gosudarstvennyi istoricheskii muzei Publ., 1995, iss. 87. (In Russian)

Sources

I. The Ladder of Divine Ascent and Chapters on Love by St. Maximus the Confessor [Vatican. Biblioteca Apostolica Vaticana. Graeci collection. Cod. no. 394]. Pinakes: 67025. (In Greek)

II. The Ladder of Divine Ascent [USA. Princeton. University Library. Garrett manuscripts. Cod. 16]. Pinakes: 55623. (In Greek)

III. The Ladder of Divine Ascent [Vatican. Biblioteca Apostolica Vaticana. Rossiani collection. Cod. no. 251]. Pinakes: 66422. (In Greek)

IV. Sammelband with the Penitential canon, the Ladder of Divine Ascent with Additions and Praise to the Mother of God [Egypt. Sinai. Saint Catherine’s Monastery. Collection of Greek manuscripts. Cod. 427]. Pinakes: 58802. (In Greek)

V. Sammelband with the Penitential canon and Syntagma Canonum by Matthew Blastares [Greece. Athens. The National Library of Greece. The main collection. Сod. no. 1395]. Pinakes: 3691. (In Greek)

VI. The Ladder of Divine Ascent and The Penitential canon [Italy. Venice. The Marciana Library. Сollection Graeci Appendici. Cod. II 44 (coll. 0952)]. Pinakes: 70206. (In Greek)

VII. The Ladder of Divine Ascent [Vatican. Biblioteca Apostolica Vaticana. Graeci collection. Cod. no. 2147]. Pinakes: 68777. (In Greek)

VIII. Psaltir’ s vossledovaniem [Russia. St. Petersburg. National Library of Russia. Manuscripts Department. Stock 550 (Osnovnoe sobranie rukopisnoi knigi). F. I. 738]. (In Church Slavonic)

IX. The Christian Topography of Kosmas Indikopleustes [Russia. St. Petersburg. National Library of Russia. Manuscripts Department. Stock 351 (Biblioteka Kirillo-Belozerskogo monastyria). No. 64/1141]. (In Church Slavonic)

X. The Christian Topography of Kosmas Indikopleustes, part of the miscellany [Russia. Moscow. State Historical Museum. A. S. Uvarov’s collection. No. 566-1°]. (In Church Slavonic)

XI. The Ladder of Divine Ascent and the Word about Eight Fundamental Temptations of Nil Sorsky [Russia. Moscow. Russian State Library. Stock 304/III (Sobranie riznitsy Troitse-Sergievoi lavry). No. 20]. (In Church Slavonic)

XII. The Gospel of Borovsk [Russia. Moscow. State Historical Museum. Inv. 64090. Muzeiskoe sobranie. No. 3878]. (In Church Slavonic)

XIII. Apostle [Russia. St. Petersburg. National Library of Russia. Manuscripts Department. Stock 728 (Biblioteka Novgorodskogo Sofiiskogo sobora). No. 45]. (In Church Slavonic)

XIV. Gospel Aprakos [Russia. Moscow. State Historical Museum. Inv. 20737. Muzeiskoe sobranie. No. 352]. (In Church Slavonic)

XV. Apostle [Russia. St. Petersburg. Library of the Russian Academy of Sciences. The main collection. 32.11.13]. (In Church Slavonic)

XVI. The Christian Topography of Kosmas Indikopleustes [Russia. Moscow. Russian State Library. Stock 173/I (Sobranie Moskovskoi dukhovnoi akademii, fundamental’noe). No. 102]. (In Church Slavonic)

XVII. The Christian Topography of Kosmas Indikopleustes [Russia. Moscow. Russian State Archive of Early Acts. Stock 201 (Sobranie M. A. Obolenskogo). Inventory 1. Record 161]. (In Church Slavonic)

Загрузки

Опубликован

29.08.2024

Как цитировать

Титов, Г. В. (2024). Монашеские подвиги покаяния, описанные в пятом слове «Лествицы» Иоанна Синайского, в русском искусстве XVI в. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 14(2), 309–335. https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.205

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство