Голландское искусство XVII в. в исследованиях Е.И.Ротенберга

Авторы

  • Сергей Сергеевич Акимов Школа искусств и ремесел им. А.С.Пушкина «Изограф» https://orcid.org/0009-0008-3806-2027

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.302

Аннотация

В статье рассматривается вклад Е.И.Ротенберга в изучение искусства Голландии XVII в. Художественная культура Голландии, в первую очередь живопись, занимала в его научных интересах одно из центральных мест. В данной работе освещается эволюция Ротенберга-нидерландиста с точки зрения тематики и методологии исследований, анализируются высказанные им концептуальные идеи о специфике голландского искусства, показываются их место в отечественной традиции изучения голландского искусства и значение для дальнейшего развития искусствознания. Профессиональная деятельность ученого началась с работ о голландской школе: дипломного сочинения о Яне Вермеере по окончании Московского университета и кандидатской диссертации о реализме в голландской живописи периода расцвета (1956). Определяющую роль в становлении молодого искусствоведа сыграл Б.Р.Виппер. В дальнейшем тематика исследований Ротенберга постоянно расширялась, включая в себя историко-художественные проблемы Ренессанса, барокко и классицизма, но голландской темы он не оставлял. Ему принадлежат работы о Рембрандте и Вермеере, общий очерк истории голландского искусства, включая архитектуру и художественные ремесла. Принципиально новым словом стало осмысление ученым голландской живописи в контексте созданных им двух фундаментальных концепций, объясняющих специфику западноевропейского искусства XVII в. с точки зрения стиля и внестилевой линии развития (1971) и в аспекте тематических изменений как фактора эволюции творческого метода и выразительных средств (1989). Идеи Ротенберга сохраняют свое значение для дальнейшего развития науки и заслуживают глубокого и всестороннего анализа.

Ключевые слова:

Е.И.Ротенберг, советское искусствоведение, Б.Р.Виппер, голландское искусство XVII в., методология, семантическая интерпретация, социальные факторы, стиль и внестилевая линия, тематические принципы в живописи XVII в., Рембрандт, Ян Вермеер

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Свидерская, Марина. “Е.И.Ротенберг — историк искусства”. В кн. Ротенберг, Евсей. Искусство Италии 16–17 веков. Микеланджело. Тициан. Караваджо. Избранные работы, 7–19. М.: Советский художник, 1989.

2. Свидерская, Марина. “Он человек был, человек во всем… (Памяти Е.И.Ротенберга)”. Искусствознание, no. 1–2 (2012): 8–27.

3. Ротенберг, Евсей. Искусство романской эпохи. Система художественных видов. М.: Индрик, 2007.

4. Ротенберг, Евсей. Искусство готической эпохи. Система художественных видов. М.: Искусство, 2001.

5. Чаковская, Лидия. “Беседы с Е.И.Ротенбергом”. Искусствознание, no. 1–2 (2012): 28–48.

6. Чаковская, Лидия. “Беседы с Е.И.Ротенбергом”. Искусствознание, no. 3–4 (2013): 492–524.

7. Акимов, Сергей. “Проблемы художественно-исторического процесса в западноевропейском искусстве XVII столетия в российской науке 1960–2010-х годов”. В сб. Национальное: характер, идея, культура и самоидентификация личности в историческом развитии. Тема отцов и детей в работе литературно-мемориальных музеев, 216–25. Н.Новгород: ИП Гладкова О.В., 2016.

8. Акимов, Сергей. “Рембрандт в исследованиях Е.И.Ротенберга”. В кн. Парадигмы культурной памяти и константы национальной идентичности. Коллективная монография, под ред. Татьяны Шарыпиной и др., 409–19. Н.Новгород: Нижегород. гос. ун-т, 2020.

9. Ротенберг, Евсей. Искусство Голландии XVII века. М.: Искусство, 1971.

10. Ротенберг, Евсей. Западноевропейская живопись 17 века. Тематические принципы. М.: Искусство, 1989.

11. Ротенберг, Евсей. “Картина Яна Вермера Делфтского ‘Искусство живописи’”. В сб. Из истории классического искусства Запада. Сборник статей по материалам конференции, приуроченной к 80-летию заведующего Отделом классического искусства Запада доктора искусствоведения Е.И.Ротенберга, под ред. Марины Свидерской, 96–133. М.: Эпифания, 2003.

12. Ротенберг, Евсей. Искусство Италии 16–17 веков. Микеланджело. Тициан. Караваджо. Избранные работы. М.: Советский художник, 1989.

13. Ротенберг, Евсей. “Реалистические основы голландского искусства эпохи расцвета: Рембрандт и мастера жанровой живописи”. Автореф. дис. канд. иск., Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, 1956.

14. Акимов, Сергей. “Рембрандт в публикациях советских искусствоведов 1930-х годов”. В сб. Ценностные приоритеты и гражданская активность: рефлексии и реализация в науке, литературе и искусстве — от эпохи Н.А.Добролюбова до современности, под ред. Галины Дмитриевской и Владимира Строгецкого, 159–70. Н.Новгород: Гладкова О.В., 2018.

15. Виппер, Борис. Становление реализма в голландской живописи XVII в. М.: Искусство, 1957.

16. Виппер, Борис. Очерки голландской живописи эпохи расцвета. М.: Искусство, 1962.

17. Виппер, Борис, ред. Выставка произведений Рембрандта и его школы в связи с 350-летием со дня рождения. Путеводитель. М.: Искусство, 1956.

18. Ротенберг, Евсей. “Проблема исторической картины в творчестве Рембрандта”. Искусство, no. 6 (1956): 42–50.

19. Ротенберг, Евсей. Рембрандт Гарменс ван Рейн. К 350-летию со дня рождения. М.: Советский художник, 1956.

20. Кравчунас, Мария. “Основные стилевые тенденции в голландской архитектуре конца XVI — XVII в.: на примере жилой застройки Амстердама”. Автореф. дис. канд. иск., Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2011.

21. Павлова, Юлия. “Национальное своеобразие интерьера голландского бюргерского дома XVII столетия”. Дис. канд. иск., Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, 2009.

22. Садков, Вадим, ред. Искусство жить. Интерьер бюргерского дома в Голландии эпохи расцвета. Каталог выставки. ГМИИ им. А.С.Пушкина. 10 октября 2016 — 10 января 2017. М.: ABCdesign, 2016.

23. Ротенберг, Евсей. Западноевропейское искусство XVII века. М.: Искусство, 1971.

24. Знамеровская, Татьяна. “К вопросу об особенностях и историческом месте XVII века в развитии западноевропейской культуры”. Вестник Ленинградского университета, Серия истории, языка и литературы, no. 20/4 (1966): 65–76.

25. Золотов, Юрий. “Парадоксы стиля в XVII веке”. Вопросы искусствознания, no. 2–3 (1994): 188–95.

26. Лазарев, Виктор. Ян Вермеер Дельфтский. М.: ОГИЗ; Гос. изд-во изобр. искусств, 1933.

27. Дмитриева, Анна. Ян Вермер и делфтская живопись середины — второй половины XVII века. М.: Квадрига, 2017.

28. Акимов, Сергей. “Искусство Голландии XVII столетия в советском искусствознании: динамика научных исследований”. В кн. Диалоги о культуре и искусстве. Материалы XII Всероссийской научно-практ. конф. (с международным участием). Пермь, 12–14 октября 2022 г., отв. ред. Анастасия Лисенкова, 55–63. Пермь, 2022.

References

1. Sviderskaia, Marina. “E.I.Rotenberg, the Art Historian”. In Rotenberg, Evsei. Iskusstvo Italii 16–17 vekov. Izbrannye raboty, 7–19. Moscow: Sovetsky khudozhnik Publ., 1989. (In Russian)

2. Sviderskaia, Marina. “He was a Man, a Man in Everything… (In Memory of E.I.Rotenberg)”. Iskusstvoznanie, no. 1–2 (2012): 8–27. (In Russian)

3. Rotenberg, Evsei. The Art of Romanesque Epoch. The System of Types of Art. Moscow: Indrik Publ., 2007. (In Russian)

4. Rotenberg, Evsei. The Art of Gothic Epoch. The System of Types of Art. Moscow: Iskusstvo Publ., 2001. (In Russian)

5. Chakovskaia, Lidia. “Conversations with E.I.Rotenberg”. Iskusstvoznanie, no. 1–2 (2012): 28–48. (In Russian)

6. Chakovskaia, Lidia. “Conversations with E.I.Rotenberg”. Iskusstvoznanie, no. 3–4 (2013): 492–524. (In Russian)

7. Akimov, Sergei. “Russian Science of 1960s–2010s on the Problems of Historical Process in the 17th Century West-European Art”. In Natsionalnoie: kharakter, ideia, kultura i samoidentifikatsiia lichnosti v istoricheskom razvitii. Tema otciov i detei v rabote literaturno-memorialnykh museev, 216–25. Nizhny Novgorod: IP Gladkova O.V., 2016. (In Russian)

8. Akimov, Sergei. “Rembrandt in E.I.Rotenberg’s studies”. In Paradigmy kulturnoi pamiaty i konstanty natsionalnoi identichnosti. Kollektivnaia monografiia, ed. by Tatiana Sharypina et al., 409–19. Nizhny Novgorod: Nizhegorodskii gosudarstvennyi universitet, 2020. (In Russian)

9. Rotenberg, Evsei. The Art of Holland in the 17th Century. Moscow: Iskusstvo Publ., 1971. (In Russian)

10. Rotenberg, Evsei. West-European Painting of the 17th Century. Thematic Principles. Moscow: Iskusstvo Publ., 1989. (In Russian)

11. Rotenberg, Evsei. “The Picture Art of Painting by Jan Vermeer of Delft”. In Iz istorii klassicheskogo iskusstva Zapada. Sbornik statei po materialam konferentsii, priurochennoi k 80-letiiu zaveduiushchego Otdelom klassicheskogo iskusstva Zapada doktora iskusstvovedeniia E.I.Rotenberga, ed. by Marina Sviderskaia, 96–133. Moscow: Epifania Publ., 2003. (In Russian)

12. Rotenberg, Evsei. The Art of Italy of the 16th–17th Centuries. Selected Works. Moscow: Sovetskii khudozhnik Publ., 1989. (In Russian)

13. Rotenberg, Evsei. “Realistic Bases of Dutch Art of the Period of Flourishing: Rembrandt and Masters of Genre Painting”. PhD thesis, Lomonosov Moscow State University, 1956. (In Russian)

14. Akimov, Sergei. “Rembrandt in publications by Soviet Art Historians in 1930s”. In Tsennostnye prioritety i grazhdanskaia aktivnost’: refleksii i realizatsiia v nauke, literature i iskusstve — ot epokhi N.A.Dobroliubova do sovremennosti, ed. by Galina Dmitrievskaia i Vladimir Strogetskii, 159–70. Nizhny Novgorod: Gladkova O.V.Publ., 2018. (In Russian)

15. Vipper, Boris. The Formation of Realism in the 17th Century Dutch Painting. Мoscow: Iskusstvo Publ., 1957. (In Russian)

16. Vipper, Boris. Essays on the Dutch Painting of the Period of Flourishing. Moscow: Iskusstvo Publ., 1962. (In Russian)

17. Vipper, Boris, ed. The Exhibition of Works by Rembrandt and his School in connection with 350th Anniversary. A Guide. Moscow: Iskusstvo Publ., 1956. (In Russian)

18. Rotenberg, Evsey. “The Problem of Historical Genre in Rembrandt’s Painting”. Iskusstvo, no. 6 (1956): 42–50. (In Russian)

19. Rotenberg, Evsei. Rembrandt Haermensz van Rijn. Moscow: Sovetskii khudozhnik Publ., 1956. (In Russian)

20. Kravchunas, Maria. “The Main Stylistic Tendencies in Dutch Architecture of the End of the 16th and of the 17th Centuries. Dwelling Building of Amsterdam”. PhD thesis abstract, Sankt-Peterburgskii gumanitarnyi universitet profsoiuzov, 2011 (In Russian).

21. Pavlova, Yulia. “National Specificity of Interior of Hollandish Burger House”. PhD diss., Rossiiskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet imeni A.I.Gertsena, 2009. (In Russian)

22. Sadkov, Vadim, ed. The Art of Living. Interior of Burger House in Holland of the Flourishing Epoch. Exhibition Catalogue. The Pushkin State Museum of Fine Arts. 10 October 2016 — 10 January 2017. Moscow: ABCdesign Publ., 2016. (In Russian)

23. Rotenberg, Evsei. The 17th Century West-European Art. Moscow: Iskusstvo Publ., 1971. (In Russian)

24. Znamerovskaia, Tatiana. “On the Question of Specificity and Historical Place of the 17th Century in the Development of West-European Culture”. Vestnik Leningradskogo universiteta. Seriia istorii, iazyka i literatury, no. 20/4 (1966): 65–76. (In Russian)

25. Zolotov, Iurii. “Paradoxes of Style in the 17th Century”. Voprosy iskusstvoznaniia, no. 2–3 (1994): 188–95. (In Russian)

26. Lazarev, Viktor. Jan Vermeer of Delft. Moscow: Gosudarstvennoe izdatelstvo izobrazitelnykh iskusstv Publ., 1933. (In Russian)

27. Dmitrieva, Anna. Jan Vermeer and the Painting in Delft of the Middle and the Second Half of the 17th Century. Moscow: Kvadriga Publ., 2017. (In Russian)

28. Akimov, Sergei. “The 17th Century Dutch Art in Soviet Science. Dinamics of Researches”. In Dialogi o kul’ture i iskusstve. Materialy XII Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (s mezhdunarodnym uchastiem). Perm’, 12–14 oktiabria 2022 g., ed. by Anastasia Lisenkova, 55–63. Perm, 2022. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

29.09.2023

Как цитировать

Акимов, С. С. (2023). Голландское искусство XVII в. в исследованиях Е.И.Ротенберга. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 13(3), 413–431. https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.302

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство