Типовые блоки в миниатюрах рукописи МДА 20 из Российской государственной библиотеки

Авторы

  • Денис Владимирович Хлебников

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.307

Аннотация

Предлагаемая статья обращена к феномену типовых графических элементов, использовавшихся в русской позднесредневековой изобразительности; исследование проводится на материале миниатюр известной лицевой рукописи «Толковых пророков» из собрания Московской духовной академии. Ранее сравнение рисунка бумажных иконных образцов, а позднее — и самих икон XV–XVI вв. привело к выводу, что в них широко используется набор одних и тех же систематически повторяющихся элементов. Их можно увидеть практически в любой иконе, в различном количестве и сочетании, в самых непохожих изображениях и вне зависимости от того, кто или что изображено, независимо от позы, жестов и типов одеяний изображенных лиц. Используются эти элементы постоянно, хотя число и набор их различаются от случая к случаю. Графика их варьируется: изменяются пропорции внутри такого элемента и его относительные размеры; прямые линии изгибаются или наоборот; часть типового блока может быть замаскирована другой деталью или, напротив, показана два или более раз; иногда часть его перевернута, сдвинута или редуцирована, но общая структура его всегда останется одна и та же. Данное наблюдение существенно уточняет представления о методах работы иконописца XV–XVII вв.: рисунок, например, человеческой фигуры и ее одеяний не копировался буквально с иконы на икону, но и не изобретался каждый раз совершенно заново; либо изображение в большей или меньшей степени «конструировалось» из уже имеющихся готовых блоков в прямом смысле, либо заполнялась уже готовая общая композиционная схема или ее часть, которая сама иногда может рассматриваться как блок более высокого порядка. Миниатюры рукописи МДА 20 служат наглядным примером использования типовых блоков в московской иллюминованной книге XV в. В статье впервые проводится сравнение большого числа деисусных и пророческих изображений.

Ключевые слова:

русская иконопись, иконография, книжная миниатюра, прорись, типовые блоки, сравнение рисунка, «Толковые пророки», РГБ, МДА 20

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Леонид, архим. [Кавелин, Лев]. Сведение о славянских рукописях, поступивших из книгохранилища Св. Троицкой Сергиевой лавры в библиотеку Троицкой духовной семинарии в 1747 году (ныне находящихся в библиотеке Московской Духовной академии). Вып. 2. М.: Унив. тип., 1887.

2. Ухова, Татьяна, и Сократ Клепиков. “Каталог миниатюр, орнамента и гравюр собраний Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии”. В кн. Государственная библиотека им. В. И. Ленина. Записки Отдела рукописей. Вып. 22, 74–193. М.: ГБЛ, 1960.

3. Гладышева, Екатерина, ред. Дионисий «живописец пресловущий»: к 500-летию росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Выставка произведений древнерусского искусства XV–XVI вв. из собраний музеев и библиотек России. М.: Северный паломник, 2002.

4. Маханько, Мария, ред., и Лариса Алёхина, сост. Книги пророков. Лицевая рукопись 1489 года. М.: ЦМИАР, 2020.

5. Кучкин, Владимир, и Геннадий Попов. “Государев дьяк Василий Мамырев и лицевая Книга пророков 1489 года”. В кн. Древнерусское искусство. Рукописная книга. Сборник второй, ред.-сост. Ольга Подобедова, 107–44. М.: Наука, 1974.

6. Попов, Геннадий. Рукописная книга Москвы. Миниатюра и орнамент второй половины XV–XVI столетия. М.: Индрик, 2009.

7. Морозова, Екатерина. “Еще раз о миниатюрах Книги Пророков 1489 г.”. Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства, no. 31 (2018): 32–52.

8. Шибаев, Михаил. “Дьяк Василий Мамырев — московский книжник второй половины XV в.”. В изд. Российское дворянство (XII — начало XX в.): Актуальные проблемы исторического исследования: сборник материалов конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Санкт-Петербург, 3–5 мая 2007 г., отв. ред. Андрей Дворниченко, 14–9. СПб.: Новая альтернативная полиграфия, 2008.

9. Маркелов, Глеб. “Иконные прориси в древлехранилище ИРЛИ”. В изд. Труды Отдела древнерусской литературы, 480–525. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996, т. 49.

10. Маркелов, Глеб. Книга иконных образцов. 500 подлинных прорисей и переводов с русских икон XV–XIX веков. 2 тома. СПб.: Изд. Ивана Лимбаха, 2001, т. 1.

11. Хлебников, Денис. “Типовые блоки в русском ростовом деисусе XV–XVI вв.”. Вестник Московского университета. Серия 8: История, no. 3 (2020): 181–200.

12. Попов, Геннадий, и Анна Рындина. Живопись и прикладное искусство Твери XIV–XVI вв. М.: Наука, 1979.

13. Петрова, Людмила, Наталья Петрова, и Елена Щурина. Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника. М.: Северный паломник, 2005.

14. Попов, Геннадий, ред. Иконы XIII–XVI вв. в собрании музея имени Андрея Рублёва. М.: Северный паломник, 2007.

15. Логвин, Григорiй, Лада Мiляєва, и Вiра Свєнцицька. Український середньовiчний живопис. Київ: Мистецтво, 1976.

16. Нерсесян, Левон, ред. Иконы Великого Новгорода XI — начала XVI веков. М.: Северный паломник, 2008.

17. Гиппенрейтер, Вадим. Гармония вечного. Древнее искусство Карелии, текст Владимира Платонова. Петрозаводск: Карпован сизарексет, 1994.

18. Антонова, Валентина, и Надежда Мнёва. Государственная Третьяковская галерея: каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII века. 2 тома. М.: Искусство, 1963, т. 1.

19. Нерсесян, Левон, ред. Иконы Вологды XIV–XVI вв. М.: Северный паломник, 2007.

20. Miliaуeva, Lada. The Ukrainian Icon. St Petersburg: Aurora Art Publishers, 1996.

21. Вахрина, Вера. Иконы Ростова Великого. М.: Северный паломник, 2006.

22. Рыбаков, Александр. Вологодская икона. М.: Галарт, 1995.

23. Кондаков, Никодим. Иконы. М.: БММ, 2009.

24. Лифшиц, Лев, ред. София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII–XIX вв. из собраний музеев России. М.: Радуница, 2000.

25. Лихачёв, Николай. Материалы для истории русского иконописания. СПб.: Эксп. загот. гос. бумаг, 1906.

26. Косцова, Александра. Древнерусская живопись в собрании Эрмитажа. СПб.: Искусство-СПБ, 1992.

27. Васильева, Ольга. Иконы Пскова. М.: Северный паломник, 2006.

28. Смирнова, Энгелина, Вера Лаурина, и Элиса Гордиенко. Живопись Великого Новгорода. XV в. М.: Наука, 1982.

29. Лаурина, Вера, и Василий Пушкарев, сост. Новгородская икона XII–XVII веков: Альбом. Л.: Аврора, 1983.

30. Петрова, Евгения, ред. Иисус Христос в христианском искусстве и культуре XIV–XX веков. СПб.: Palace Editions, 2000.

31. Pucko, Marina, and Vasilii Pucko. “Zwei Denkmäler der rostover Ikonenmalerei”. Forschungen zur osteuropäischen Geschichte, no. 21, 7–16. Berlin: Harrassowitz, 1975.

32. Хотеенкова, Ирина. Иконы XIV–XIX веков из собрания Государственного Исторического музея. 3 тома. М.: Северный паломник, 2008, т. 1.

33. Рындина, Анна, ред. 1000-летие русской художественной культуры. Каталог выставки, авт.-сост. В. Д. Белецкий и др. М.: [б. и.], 1988.

34. Гусарова, Елена, ред. Сохраненные святыни Соловецкого монастыря: каталог выставки. М.: Белый берег, 2001.

35. Шалина, Ирина. Иконостас придела Рождества Богородицы Софийского собора. [Б. м.]: ИП СИВ, 2011.

36. Шалина, Ирина. “Новгородские иконописцы и ‘хитрецы’ эпохи владыки Макария (1526–1542)”. В изд. Искусство Великого Новгорода. Эпоха святителя Макария: каталог выставки, ред.-сост. Ирина Шалина, 5–159. СПб.: Palace Editions, 2016.

37. Нерсесян, Левон, гл. ред. Иконы Ярославля 13–16 веков. М.: Северный паломник, 2002.

38. Куликова, Ольга. Древние лики Русского Севера. Из музейного собрания икон XIV–XIX веков города Череповца. М.: Гранд-Холдинг, 2009.

39. Маясова, Наталия. Древнерусское лицевое шитьё. Каталог. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». М.: Красная площадь, 2004.

40. Kłosińska, Janina. Icons from Poland. Warsaw: Arkady, 1989.

Источники

I. ОР РГБ. Ф. 173.I. Ед. хр. 20.

References

1. Leonid, archimandrite [Kavelin, Lev]. Information about Slavic manuscripts received from the book depository of St. Trinity Sergius Lavra to the library of the Trinity Theological Seminary in 1747 (now located in the library of the Moscow Theological Academy). Iss. 2. Moscow: Universitetskaia tipografiia Publ., 1887. (In Russian)

2. Ukhova, Tatiana, and Sokrat Klepikov. “Catalogue of miniatures, ornaments and engravings in Trinity Lavra of St. Sergius and Moscow Theological Academy collections”. In Lenin State Library. Writings of the Manuscript Department. Iss. 22, 74–193. Moscow: GBL Publ., 1960. (In Russian)

3. Gladysheva, Ekaterina, ed. Dionysius “zhivopisets preslovushchii”. On the occasion of the 500th anniversary of the painting of Dionysius in the Cathedral of the Nativity of the Virgin of Ferapontov Monastery. Exhibition of works of ancient Russian art of 15th–16th centuries from collections of museums and libraries of Russia. Moscow: Severnyi palomnik Publ., 2002. (In Russian)

4. Makhanko, Maria, ed. Books of the Prophets: An illuminated manuscript from 1489, comp. Larisa Alekhina, articles by Larisa Alekhina, Gennadii Popov. Moscow: TsMIAR Publ., 2020. (In Russian)

5. Kuchkin, Vladimir, and Gennadii Popov. “Grand Duke’s clerk Vasily Mamyrev and the illuminated Prophet book of 1489”. In Old-Russian art: Handwritten book. Iss. 2, ed. and comp. Olga Podobedova, 107–44. Moscow: Nauka Publ., 1974. (In Russian)

6. Popov, Gennadii. The art of hand-written book in Moscow. Miniature and ornametal pattern of the latter half of the 15th–16th century. Moscow: Indrik Publ., 2009. (In Russian)

7. Morozova, Ekaterina. “Revisiting the miniatures of the prophet book dated back to 1489”. In Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva, no. 31 (2018): 32–52. (In Russian)

8. Shibaev, Mikhail. “Clerc Vasily Mamyrev as а Moscow bookman of the second half of the XV century”. In Russian nobility (the 12th — beginning of the 20th century): Actual problems of historical research, exec. ed. Andrei Dvornichenko, 14–9. St Petersburg: Novaia alternativnaia poligrafiia Publ., 2008. (In Russian)

9. Markelov, Gleb. “Icon drawings in the ancient storehouse of IRLI”. In Proceedings of the Department of Ancient Russian Literature, 480–525. St Petersburg: Dmitrii Bulanin Publ., 1996, vol. 49. (In Russian)

10. Markelov, Gleb. Russian icon designs. A compendium of 500 canonical imprints and transfers of the fifteenth to nineteenth centuries. 2 vols. St Petersburg: Ivan Limbakh Publishing House, 2001, vol. 1. (In Russian)

11. Khlebnikov, Denis. “Standard units in the Russian 15th–16th-centuries full-length Deesis”. Moscow University Bulletin. Series 8: History, no. 3 (2020): 181–200. (In Russian)

12. Popov, Gennadii, and Anna Ryndina. Painting and applied art of Tver of the 14th–16th centuries. Moscow: Nauka Publ., 1979. (In Russian)

13. Petrova, Liudmila, Natalia Petrova, and Elena Schurina. Icons of Kirillo-Belozerski museum. Moscow: Severnyi palomnik Publ., 2005. (In Russian)

14. Popov, Gennadii, ed. Icons of the 13th–16th centuries in the collection of Andrei Rublev museum. Moscow: Severnyi palomnik Publ., 2007. (In Russian)

15. Logvin, Grigorіi, Lada Miliaуeva, and Vіra Sventsіtska. Ukrainian medieval painting. Kyiv: Mystetstvo Publ., 1976. (In Ukrainian)

16. Nersesian, Levon, ed. Novgorod the Great icons of 11th — early 16th century. Moscow: Severnyi palomnik Publ., 2008. (In Russian)

17. Gippenreiter, Vadim. The harmony of the eternal. Ancient art of Karelia, text by Vladimir Platonov. Petrozavodsk: Karpovan sizarekset, 1994. (In Russian)

18. Antonova, Valentina, and Nadezhda Mniova. The State Tretyakov Gallery: Catalog of ancient Russian painting of the 11th — beginning of the 18th century. 2 vols. Moscow: Iskusstvo Publ., 1963, vol. 1. (In Russian)

19. Nersesian, Levon, ed. Vologda icons of 14th–16th centuries. Moscow: Severnyi palomnik Publ., 2007. (In Russian)

20. Miliaуeva, Lada. The Ukrainian Icon. St Petersburg: Aurora Art Publishers, 1996.

21. Vahrina, Vera. Rostov Veliky Ikons. Moscow: Severnyi palomnik Publ., 2006. (In Russian)

22. Rybakov, Aleksandr. Icons of Vologda. Moscow: Galart Publ., 1995. (In Russian)

23. Kondakov, Nikodim. Icons. Moscow: BMM Publ., 2009. (In Russian)

24. Lifshits, Lev, ed. Sophia the Wisdom of God. Exhibition of Russian icon painting of the 13th–19th centuries from the collections of museums in Russia. Moscow: Radunitsa Publ., 2000. (In Russian)

25. Likhachev, Nikolai. Materials for the history of Russian icon painting. Atlas. St Petersburg: Ekspeditsii zagotovleniia gosudarstvennykh bumag Publ., 1906. (In Russian)

26. Koscova, Aleksandra. Old-Russian painting in the collection of the Hermitage. St Petersburg: Iskusstvo-SPB Publ., 1992. (In Russian)

27. Vasilieva, Olga. Pskov icons. Moscow: Severnyi palomnik Publ., 2006. (In Russian)

28. Smirnova, Yengelina, Vera Laurina, and Yelisa Gordienko. Novgorod the Great painting. The 15th century. Moscow: Nauka Publ., 1982. (In Russian)

29. Laurina, Vera, and Vasily Pushkarev, comp. Novgorod icon of the 12th–17th centuries: Album. Leningrad: Aurora Publ., 1983. (In Russian)

30. Petrova, Evgeniia, ed. Jesus Christ in Christian Art and Culture of the 14th–20th Centuries. St Petersburg: Palace Editions Publ., 2000. (In Russian)

31. Pucko, Marina, and Vasilii Pucko. “Zwei Denkmäler der rostover Ikonenmalerei”. Forschungen zur osteuropäischen Geschichte, no. 21, 7–16. Berlin: Harrassowitz, 1975.

32. Khoteenkova, Irina. Icons 14th–19th centuries in the collection of the Historical museum. 3 vols. Moscow: Severnyi palomnik Publ., 2008, vol. 1. (In Russian)

33. Ryndina, Anna, ed. 1000th anniversary of Russian artistic culture. Exhibition catalog, author-comp. V. D. Beletsky et al. Moscow: [s. e.], 1988. (In Russian)

34. Gusarova, Elena, ed. Preserved Shrines of the Solovetsky Monastery: Exhibition Catalogue. Moscow: Belyi bereg Publ., 2001. (In Russian)

35. Shalina, Irina. Iconostasis of the Chapel of the Nativity of the Theotokos of St Sophia Cathedral. [s. l.]: IP SIV Publ., 2011.

36. Shalina, Irina. “Novgorod icon painters and ‘skilfuls’ of the epoch of Archbishop Makarios (1526–1542)”. In The Art of Novgorod the Great in the Time of Prelate Macarius: Exhibition Catalogue, ed. and comp. by Irina Shalina, 5–159. St Petersburg: Palace Editions Publ., 2016. (In Russian)

37. Nersesian, Levon, chief ed. Yaroslavl icons of the 13th–16th centuries. Moscow: Severnyi palomnik Publ., 2002. (In Russian)

38. Kulikova, Olga. Ancient faces of the Russian North. From the museum collection of icons of the 14th–19th centuries of the city of Cherepovets. Moscow: Grand holding Publ., 2009. (In Russian)

39. Mayasova, Nataliia. Old-Russian pictorial embroidery. Catalogue. The State Historical and Cultural Museum-Reserve “Moscow Kremlin”. Moscow: Krasnaia ploshchad Publ., 2004. (In Russian)

40. Kłosińska, Janina. Icons from Poland. Warsaw: Arkady, 1989.

Sources

I. RSL. F. 173.I. Ed. khr. 20 [Russia. Moscow. Russian State Library. Stock 173.I. Record 20]. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

29.09.2023

Как цитировать

Хлебников, Д. В. (2023). Типовые блоки в миниатюрах рукописи МДА 20 из Российской государственной библиотеки. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 13(3), 508–534. https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.307

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство