Софонисба Ангвиссола: «известная», «забытая» или «великая»? Основные проблемы в историографии творчества

Авторы

  • Екатерина Сергеевна Новикова Российский государственный гуманитарный университет https://orcid.org/0009-0002-9944-4500

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.306

Аннотация

С каждым годом тема женского искусства становится все более актуальной: растет интерес как к творчеству художниц в целом, так и к отдельным личностям. Софонисба Ангвиссола — важная фигура для понимания общей проблематики женского творчества XVI в. благодаря множеству документальных свидетельств и довольно большому живописному наследию. В России художница малоизвестна, а информация о ней в отечественных работах в основном носит весьма обобщающий характер и часто содержит неточности и ошибки, что и определяет актуальность исследования. Целью статьи является анализ историографии творчества С. Ангвиссолы, которая позволит определить современное состояние дел в понимании темы, а также выявить проблемы и перспективы, связанные с рассмотрением ее искусства, которое по-разному оценивалось с момента первого упоминания в литературе. Биографы XVI–XVII вв. в основном отзывались о ней в довольно возвышенном тоне. Искусствоведы-знатоки, не умаляя ее мастерства, отмечали, что она слишком много заимствовала у других художников. С расцветом феминистского искусствоведения ракурс взгляда на творчество С. Ангвиссолы изменился в сторону большего восхваления. В современной литературе появляются научные работы, которые демонстрируют новые аспекты и подходы для исследования творчества художницы: фактор художественного образования в ее произведениях, степень влияния разных мастеров, особенности пребывания в Испании, художественная специфика автопортретов. Всестороннее изучение искусства С. Ангвиссолы позволяет не только выявить художественные особенности ее работ, но и рассмотреть социально-культурный контекст, в котором она жила и работала. В условиях развития современного искусствознания, которое отличается значительной популярностью гендерных исследований, взвешенность подхода к биографии и творчеству художницы оказывается необходимым качеством ученого для корректного осмысления ее места в истории искусства.

Ключевые слова:

Софонисба Ангвиссола, историография, Ренессанс, Италия, XVI век, женское искусство, портретная живопись, автопортрет

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература/References

1. Opimakh, Irina. Artists, muses, philanthropists. Moscow: Lomonosov” Publ., 2021. (In Russian)

2. Vida, Marco Girolamo. Cremonensium orationes III. Aduersus Papienses in controuersia principatus. S. l.: [s. n.], 1550.

3. Cole, Michael. Sofonisba’s Lesson: A Renaissance Artist and Her Work. Princeton: Princeton University Press, 2020.

4. Woods-Marsden, Joanna. Renaissance Self-Portraiture: The Visual Construction of Identity and the Social Status of the Artist. New Haven: Yale University Press, 1998.

5. Vasari, Giorgio. Lives of the Most Excellent Painters, Sculptors, and Architects. Rus. ed. Transl. by Aleksandr Gabrichevskii and Aleksandr Venediktov. Moscow: Al’fa-kniga Publ., 2019. (In Russian)

6. Zaist, Giovanni Battista. Notizie istoriche de’ pittori, scultori, ed architetti cremonesi (1584). 2 vols. Cremona: Nella stamperìa di Pietro Ricchini, 1774, vol. 2.

7. Campi, Antonio. Cremona fedelissima citta et nobilissima colonia de Romani. Cremona: in casa dell’auttore, 1585.

8. Ribera, Pietro Paolo di. Le Glorie immortali de’ trionfi, et heroiche imprese d’ottocento quarantacinque donne illustri antiche, e moderne, dotate di conditioni, e scienze segnalate. Venice: Evangelista Deuchino, 1609.

9. Soprani, Raffaele. Le vite de’ pittori, scultori, et architetti genovesi. Genova: Nella Stamperia Casamara, Dalle Cinque Lampadi., 1768.

10. Ostrowski, Jan. “Studi su Raffaele Soprani”. Artibus et Historiae 13, no. 26 (1992): 177–89.

11. Aglio, Giuseppe. Le pitture e le sculture della cittá di Cremona. Cremona: Giuseppe Feraboli, 1794. https://doi.org/10.11588/diglit.26536

12. Lancetti, Vincenzo. “Sofonisba Anguissola, 1535?–1625”. In Biografia cremonese, 250–60. Milano: Borsani, 1819.

13. Sacchi, Federico. Notizie pittoriche cremonesi. Cremona: Tipografia Ronzi e Signori, 1872.

14. Berenson, Bernard. North Italian Paintings of the Renaissance. New York; London: G. P. Putnam’s Sons, 1907.

15. [Morelli, Giovanni] Lermolieff, Ivan. Kunstkritische Studien uber italienische Malerei: Die Galerien Borghese und Doria Panfili in Rom. Leipzig: F. A. Brockhaus, 1890. https://doi.org/10.11588/diglit.2151

16. Venturi, Adolfo. Il museo e la galleria Borghese. Roma: Società laziale, 1893.

17. Longhi, Roberto. Precisioni nelle gallerie italiane, I: Galleria Borghese. Rome: Pinacotheca, 1928.

18. Fournier-Sarlovèze, Joseph Raymond. “Sofonisba Anguissola et ses soeurs”. La Revue de l’art ancienne et moderne, no. 5–6 (1899): 2–28.

19. Fournier-Sarlovèze, Joseph Raymond. Artistes oubliés: Claude Lulier, Sofonisba Anguissola, Pierre de Franqueville, Lebrun et Michel Anguier à Vaux-le-Vicomte, Lampi, Ferdinand de Meÿs, Costa de Beauregard, le général Lejeune, Massimo d’Azeglio. Paris: P. Ollendorff, 1902.

20. Holmes, Charles John. “Sofonisba Anguissola and Philip II”. The Burlington Magazine for Connoisseurs 26, no. 143 (1915): 181–7.

21. Cook, Herbert. “More Portraits by Sofonisba Anguissola”. The Burlington Magazine for Connoisseurs 26, no. 144 (1915): 228–36.

22. Longhi, Roberto. “Antologia di artisti: Indicazioni per Sofonisba Anguissola”. Paragone Arte 14, no. 196 (1963): 50–2.

23. Haraszti-Takács, Marianne. “Nouvelles données relatives a la vie et a l’oeuvre de Sofonisba Anguissola”. Bulletin du Musée Hongrois des Beaux Arts, no. 31 (1968): 53–67.

24. Simon, Robert. “The Identity of Sofonisba Anguissola’s ‘Young Man’”. The Journal of the Walters Art Gallery, no. 44 (1986): 117–22.

25. Tolnay, Charles de. “Sofonisba Anguissola and Her Relations with Michelangelo”. The Journal of the Walters Art Gallery, no. 4 (1941): 114–9.

26. Perlingieri, Ilya Sandra. “Sofonisba Anguissola’s Early Sketches”. Woman’s Art Journal 9, no. 2 (1988): 10–4. https://doi.org/10.2307/1358314

27. Glenn, Sharlee Mullins. “Sofonisba Anuissola: History’s forgotten prodigy”. Women’s Studies: An interdisciplinary journal, no. 18 (1990): 295–308. https://doi.org/10.1080/00497878.1990.9978837

28. Kusche, María. “Sofosnisba Аnguissola en España”. Archivo español de arte 62, no. 248 (1989): 391–420.

29. Kusche, María. “Sofonisba Anguissola: vuelta a Italia; continuación de sus relaciónes con la corte española”. Paragone Arte 43, no. 513 (1992): 10–35.

30. Kusche, María. “Sofonisba Anguissola retratista de la corte española”. Paragone Arte 34–35, no. 509–511 (1992): 3–34.

31. Kusche, María. “La antigua galería de retratos del Pardo”. Archivio español de arte 65, no. 257 (1992): 1–36.

32. Kusche, María. “El retrato de D. Carlos por Sofonisba Anguissola”. Archivio español de arte 73, no. 292 (2000): 385–94.

33. Kusche, María. “Más retratos de Sofonisba Anguissola”. In sapientia libertas: Escritos en homenaje al profesor Alfonso E. Pérez Sánchez (2007): 182–90.

34. Kusche, María. “Comentarios sobre las atribuciones a Sofonisba Anguissola por el Doctor Alfio Nicotra”. Archivio español de arte 82, no. 327 (2009): 285–95.

35. Gamberini, Cecilia. “Sofonisba Anguissola at the Court of Philip II”. In Women artists in Early Modern Italy: Careers, Fame, and Collectors. Ed. by Sheila Barkes, 29–38. Turnhout: Brepols, 2016.

36. Tufts, Eleanor. Our Hidden Heritage: Five Centuries of Women Artists. New York: Paddington Press, 1974.

37. Caroli, Flavio. Sofonisba Anguissola e le sue sorelle. Milan: Mondadori, 1987.

38. Perlingieri, Ilya Sandra. Sofonisba Anguissola: The First Great Woman Artist of the Renaissance. New York: Rizzoli, 1992.

39. Kusche, María. Retratos y retratadores: Alonso Sánchez Coello y sus competidores Sofonisba Anguissola, Jorge de la Rúa y Rolán Moys. Madrid: Fundación de Apoyo a la Historia del arte Hispánico, 2003.

40. Harris Ann Sutherland, Linda Nochlin. Women Artists: 1550–1950. New York: Los Angeles County Museum of Art; Knopf, 1976.

41. Gregori, Mina. I Campi e la cultura artistica cremonese del Cinquecento. Milano: Electa, 1985.

42. Gregori, Mina. Sofonisba Anguissola e le sue sorelle. Milan: Leonardo Arte, 1994.

43. Pagden, Sylvia Ferino. Sofonisba Anguissola: die Malerin der Renaissance (um 1535–1625); Cremona, Madrid, Genua, Palermo; la prima donna pittrice. Wien: Kunsthistorisches Museum, 1995.

44. Ferino-Pagden, Sylvia, and María Kusche. Sofonisba Anguissola: A Renaissance Woman. Washington D. C.: National Museum of Women in the Arts, 1995.

45. Fortunati, Vera, Jordana Pomeroy, and Claudio Strinati. Italian Women Artists from Renaissance to Baroque. Washington D. C.: National Museum of Women in the Arts, 2007.

46. Gómez, Leticia Ruiz. A Tale of Two Women Painters: Sofonisba Anguissola and Lavinia Fontana. Madrid: Museo Nacional del Prado, 2019.

47. Karberg, Andrea Rygg, Giorgio Vasari, and Leticia Ruiz Gómez. Sofonisba — Historiens glemte mirakel. Danmark: Nivaagaards Malerisamling, 2022.

48. Vries, Nelleke de. Sofonisba Anguissola — Portrettist van de renaissance, ed. by Menno Jonker. Zwolle: Waanders Uitgevers, 2023.

49. Jacobs, Frederika. “Woman’s Capacity to Create: The Unusual Case of Sofonisba Anguissola”. Renaissance Quarterly 47, no. 1 (1994): 74–101. https://doi.org/10.2307/2863112

50. Garrard, Mary. “Here’s Looking at Me: Sofonisba Anguissola and the Problem of the Woman Artist”. Renaissance Quarterly 47, no. 3 (1994): 556–622. https://doi.org/10.2307/2863021

51. Tinagli, Paola. Women in Italian Renaissance Art: Gender, Representation, and Identity. Manchester; New York: Manchester University Press, 1997.

52. Gaze, Delia. Dictionary of Women Artists. 2 vols. London; Chicago: Fitzroy Dearborn Publishers, 1997, vol. 2.

53. King, Catherine. “Looking a Sight: Sixteenth-Century Portraits of Woman Artists”. Zeitschrift für Kunstgeschichte 58, no. 3 (1995): 381–406. https://doi.org/10.2307/1482820

54. Borzello, Frances. Seeing Ourselves: Women’s Self-portraits. London: Thames & Hudson, 2016.

55. Richard, Paul. “The lady-no-longer-in-waiting”. The Washington Post (1995). Accessed November 23, 2023. https://www.washingtonpost.com/archive/lifestyle/style/1995/04/16/the-lady-no-longer-in-waiting/93856d06-e4cc-4743-952f-b29555646024/.

Загрузки

Опубликован

29.08.2024

Как цитировать

Новикова, Е. С. (2024). Софонисба Ангвиссола: «известная», «забытая» или «великая»? Основные проблемы в историографии творчества. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 14(3), 543–560. https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.306

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство