“Expressive line” in the history of German and Russian graphics: From past to present

Авторы

  • Ирина Сергеевна Голикова Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л.Штиглица; Санкт-Петербургский государственный университет https://orcid.org/0000-0003-0749-5790

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2018.104

Аннотация

В статье, поводом к которой стало проведение выставки Ансельма Кифера в Эрмитаже, анализируются параллельные тенденции в немецкой и русской графике XX в. Уточняется роль немецкого экспрессионизма в истории графического искусства. Проводится сравнительный анализ произведений немецких и русских художников 1910–1920-х годов, работавших с печатной графикой. Приводятся выдержки из статей ведущих отечественных художественных критиков данного периода, подтверждающие важность теоретического осмысления понятия «графика» для российского искусствознания. Роль Ансельма Кифера в европейском искусстве последней четверти XX в. рассматривается с позиции концептуализации им художественной техники и, в частности, соединения в его работах живописи и печатной графики. Итоговые выводы статьи связаны с обоснованием дальнейшего исследования феномена «параллельной взаимосвязи» русской и немецкой графики.

Ключевые слова:

графика, русское искусство, немецкое искусство, искусство XX в., Ансельм Кифер

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Ирина Сергеевна Голикова, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л.Штиглица; Санкт-Петербургский государственный университет

аспирантка

Библиографические ссылки

References

1. Sarab’ianov D. V. Russkaia zhivopis’ XIX veka sredi evropeiskikh shkol: opyt sravnitel’nogo issledovaniia [Russian painting of the XIX century among European schools: the experience of comparative research]. Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1980, 264 p. (In Russian)

2. Golomstock I. N. Totalitarnoe iskusstvo [Totalitarian Art]. Moscow, Galart Publ., 1994. 296 p. (In Russian)

3. Tugendkhol’d Ia. A. Germanskoe iskusstvo [German Art]. Ia. A. Tugendkhol’d. Iz istorii zapadnoevropeiskogo, russkogo i sovetskogo iskusstva [From the History of Western European, Russian and Soviet Art]. Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1987, pp. 130–137. (In Russian)

4. Gerchuk Iu. Ia. Istoriia grafiki i iskusstva knigi [History of graphics and art of the book]. Moscow, Aspect Press Publ., 2000, 320 p. (In Russian)

5. Tugendkhol’d Ia. A. Graviura i grafika [Engraving and Graphics]. Ia. A. Tugendkhol’d. Iz istorii zapadnoevropeiskogo, russkogo i sovetskogo iskusstva [From the History of Western European, Russian and Soviet Art]. Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., pp. 246–257. (In Russian)

6. Radlov N. E. Po povodu vystavki risunkov i estampov [About the exhibition of drawings and prints]. Apollon [Apollo], 1913, no. 1, pp. 53–55. (In Russian)

7. Efros A. M. V. Favorskii i sovremennaia ksilografiia [Favorsky and modern woodcut]. Russkoe iskusstvo [Russian Art], 1923, issue 1, pp. 37–54. (In Russian)

8. Gollerbakh E. F. Istoriia graviury i litografii v Rossii [History of engraving and lithography in Russia]. Moscow, Petrograd, Gosudarstvennoye izdatel’stvo [State Publ. House], 1923, 240 p. (In Russian)

9. Vipper B. R. Vvedenie v istoricheskoe izuchenie iskusstva [Introduction to the historical study of art], 3rd ed. Moscow, V. Shevchuk Publ., 2010, 368 p. (In Russian)

10. MoMA Highlights: 350 works from the Museum of Modern Art. 2nd ed. New York, The Museum of Modern Art, 2004, 380 p.

Загрузки

Опубликован

23.03.2018

Как цитировать

Голикова, И. С. (2018). “Expressive line” in the history of German and Russian graphics: From past to present. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 8(1), 52–63. https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2018.104

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство