Ожившая картина Теодора Жерико «Плот “Медузы”» в театральной сценографии: визуальный опыт эпохи романтизма

Авторы

  • Лариса Викторовна Никифорова Академия русского балета им. А. Я. Вагановой, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0001-9811-2411
  • Анна Максимовна Зиновьева Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.403

Аннотация

Статья демонстрирует связи между изобразительным искусством и театральной мизансценой, ставит вопрос о включении в театральный нарратив живой картины как формы интерпретации станковой живописи и, наконец, представляет разнообразие визуального опыта эпохи, в котором статичные образы соседствовали с движущимися. Впервые картина Теодора Жерико ожила на сцене уже через год после экспонирования полотна Жерико в парижском Салоне (мелодрама У. Т. Монкрифа «Гибель “Медузы”, или роковой плот», Лондон, 1820). В 1839 г. в Париже в драме Ш. Денуайе в театре «Амбигю-комик» и в опере Ф. Флоттова на либретто братьев Коньяр в театре «Ренессанс». Драма Денуайе оказалась наиболее пригодна для переноса на иные сцены, и в ней с 1847 по 1876 г. картина Жерико «оживала» на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге, а на других российских сценах — вплоть до 1914-го. Насколько нам известно, никто из российских исследователей творчества Жерико и историков театра не обратил внимание на сценическое воплощение картины. В сводных трудах по истории русского театра спектакль Денуайе упоминается, но не более. Напротив, зарубежные исследователи искусства XIX в., в том числе такие классики визуальных исследований, как П. Вирильо и Дж. Крери, к взаимодействию живописи, театра, новых оптических зрелищ в едином поле визуального опыта проявляют большой интерес. Но ни названные, ни другие авторы не касались российского материала. Статья восполняет существующую в российском искусствоведении лакуну и представляет анализ исследовательских контекстов, в которых оказался востребован сюжет об оживлении картины Жерико на сцене; с привлечением архивных источников прослеживает историю переноса картины Жерико на российскую сцену.

Ключевые слова:

Плот «Медузы», Теодор Жерико, живая картина, сценография, мелодрама, визуальный опыт

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Huhtamo, Erkki. Illusions in Motion: Media Archaeology of the Moving Panorama and Related Spectacles. Cambridge: MIT Press, 2013.

2. Прокофьев, Виктор. Теодор Жерико. 1791–1824. М.: Искусство, 1963.

3. Турчин, Валерий. Теодор Жерико. М.: Изобразительное искусство, 1982.

4. Eitner, Lorenz. Géricault, his life and work. London: Orbis Pub, 1983.

5. Bazin, Germain. Théodore Géricault: Étude critique, documents et catalogue raisonné. Volume VI: Génie et Folie, Le Radeau de la Méduse et les monomanes. Paris: La Bibliothèque des Arts; Wildenstein Institute, 1994.

6. Boase, Thomas Sherrer Ross. “Shipwrecks in English Romantic Painting”. Journal of the Warburg and Courtauld Institutes 22, no. 3/4 (1959): 332–46.

7. Dymkowski, Christine, ed. The Tempest. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. https://doi.org/10.1017/9780511819827

8. Meisel, Martin. Realizations: narrative, pictorial, and theatrical arts in nineteenth-century England. New Jersey: Princeton University Press, 1983.

9. Schmidt, Arnold. British nautical melodramas, 1820–1850. 3 vols. London: Routledge, 2019, vol. 1. Accessed May 22, 2022. https://clck.ru/NcVEi.

10. Pettitt, Clare. Serial Forms: The Unfinished Project of Modernity, 1815–1848. Oxford: Oxford University Press, 2020.

11. Crary, Jonathan. “Géricault, the Panorama, and Sites of Reality in the Earle Nineteenth century”. Grey Room, no. 9 (2002): 5–25.

12. Riding, Christine. “Staging The Raft of the Medusa”. Visual culture in Britain, no. 2 (2004): 1–26.

13. Jonson, Lee. “The ‘Raft of the Medusa’ in Great Britain”. The Burlington Magazine 96, no. 617 (1954): 249–54.

14. Oettermann, Stephan. Panorama: History of Mass Medium. New York: Zone Books, 1997.

15. Hibberd, Sarah. “Le Naufrage de la Méduse and Operatic Spectacle in 1830s Paris”. 19th-Century Music 36, no. 3 (2013): 248–63.

16. Coltrin, Christopher James. “Apocalyptic Progress: The Politics of Catastrophe in the Art of John Martin, Francis Danby, and David Roberts”. PhD diss., The University of Michigan, 2011. Accessed August 30, 2021. https://deepblue.lib.umich.edu/handle/2027.42/84474.

17. Comment, Bernard. The Panorama. London: Reaktion Books, 1999.

18. Mirzoeff, Nicholas. An Introduction to Visual Culture. London: Routledge, 1999.

19. Вирильо, Поль. Машина зрения. СПб.: Наука, 2004.

20. Moncrieff, William. The Shipwreck of the Medusa, or the fatal raft. A drama in three acts… London: John Cumberland, [18??].

21. Riding, Christine. “Shipwreck, Self-preservation and the Sublime”. In The Art of the Sublime. Tate Research Publication, 2013. Accessed September 10, 2021. https://www.tate.org.uk/art/research-publications/the-sublime/christine-riding-shipwreck-self-preservation-and-the-sublime-r1133015.

22. McEvansoneya, Philip. “The Exhibition in Dublin of Géricault’s ‘Raft of the Medusa’”. The Burlington Magazine 150, no. 1262 (2008): 325–6.

23. Gillhoff, Gerd Aage. The Royal Dutch Theatre at the Hague 1804–1876. Hague: Springer, 1938.

24. Desnoyer, Charles. Le Naufrage de la Méduse: Drame en cinq actes. Paris, 1864. Accessed September 18, 2021. https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5400961r/f3.image.

25. Naufrage de la Meduse. Opera en quatre acte. Paroles de mm Cogniard Frères, Musique de mm Pilati et de Flotov. Dècors de MM Devoir et Pourchet, Représenté, pour la première fois, sur le Théâre de la Renaissance, le 31 Mai 1839. Accessed October 02, 2021. https://play.google.com/books/reader?id=O28_AAAAcAAJ&pg=GBS.PP2&hl=ru.

26. Théatre de l’Ambigu. Le Constitutionnel: Journal du commerce, politique et littéraire. 1839, no. 119. Accessed August 18, 2021. https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k664905f/f1.item.r=Le+Constitutionnel+1839+27.

27. Martin, Marie-Pauline, and Léonard Pouy. “Porté et vivifié par la scène Le Radeau de La Méduse: l’adaptation théâtrale du tableau en 1839 à Paris”. In Le Tableau vivant ou l’image performée, ed. by Julie Ramos, 179–96. Paris: Mare & Martin: Institut national d’histoire de l’art, 2014.

28. Le Naufrage de la Méduse, folie-vaudeville en un acte par mm. Auguste J***et Thiéry, representee pour la première fois, a Paris, sur le Théâre du Temple, le 18 mai 1839. Paris, 1839. Accessed October 01, 2021. https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k58131986/f2.item.

29. Жесткова, Ольга. “Французская большая опера как художественно-эстетическое и социально-политическое явление (1820–1830-е годы)”. Дис. д-ра иск., Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2017.

30. Palianti, L. “Relevés des mises en scène dramatiques de la Bibliothèque de l’Association de la régie théâtrale: pièces de M à Z: Le naufrage de la Méduse”. Revue et gazette des théâtres: 129–44. [Paris], [1880–1900].

31. “В Малом театре”. Московские ведомости, no. 156 (1847): 3.

32. “Драматургия”. Иллюстрация: Еженедельное издание всего полезного и изящного 3, no. 44 (1846): 704–5.

33. Вольф, Александр. Хроника Петербургских театров с конца 1826 до начала 1855 года. 3 части. СПб.: Тип. Р. Голике, 1877, ч. 1.

34. “Обзор литературный и художественный”. Иллюстрация: Еженедельное издание всего полезного и изящного 5, no. 121 (1847): 203–6.

35. “Театральная летопись”. Репертуар и пантеон, no. 10 (1847): 142–65.

36. Боярский, Яков, ред. Александринский театр — Театр госдрамы. Сто лет. Л.: Дирекция Ленинградских гос. театров, 1932.

37. “Театральная хроника”. Всемирная иллюстрация 9, no. 217 (1873): 142.

38. “Фельетонные наброски”. Модный магазин, no. 1 (1876): 14–5.

39. Петровская, Ирина. “Театры на Офицерской улице”. В кн. Театральный Петербург: Начало XVIII века — октябрь 1917 года: Обозрение-путеводитель, 225–43. СПб.: РИИИ, 1994.

40. “Афиша”. Сибирский вестник политики, литературы и общественной жизни, no. 48 (1897): 1.

41. Данилова, Людмила, и Вера Сомина. “Н. Ф. Сазонов и театры Попечительства о народной трезвости”. Петербургский театральный журнал, no. 32 (2003). Дата обращения январь 15, 2021. https://ptj.spb.ru/archive/32/historical-novel-32/n-f-sazonov-iteatry-popechitelstva-onarodnoj-trezvosti/.

42. Театр и жизнь, no. 320 (1914).

43. Вагнер, Николай. “Как я сделался писателем”. В кн. Вагнер, Николай. Сказки Кота-Мурлыки. М.: Правда, 1991. Дата обращения май 13, 2021. http://az.lib.ru/w/wagner_n_p/text_0080.shtml.

Источники

I. Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека. Отдел рукописей, редких книг, архивных и изобразительных материалов. Денуайе, Шарль. Гибель фрегата «Медузы». Рукопись. М., 1846.

II. РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 10977.

III. РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 1185.

IV. РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 11281.

V. РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 3057.

VI. РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 1791.

References

1. Huhtamo, Erkki. Illusions in Motion: Media Archaeology of the Moving Panorama and Related Spectacles. Cambridge: MIT Press, 2013.

2. Prokof’ev, Viktor. Theodore Géricault. 1791–1824. Mosсow: Iskusstvo Publ., 1963. (In Russian)

3. Turchin, Valerij. Theodore Géricault. Mosсow: Izobrazitel’noe iskusstvo Publ., 1982. (In Russian)

4. Eitner, Lorenz. Géricault, his life and work. London: Orbis Pub, 1983.

5. Bazin, Germain. Théodore Géricault: Étude critique, documents et catalogue raisonné. Volume VI: Génie et Folie, Le Radeau de la Méduse et les monomanes. Paris: La Bibliothèque des Arts; Wildenstein Institute, 1994.

6. Boase, Thomas Sherrer Ross. “Shipwrecks in English Romantic Painting”. Journal of the Warburg and Courtauld Institutes 22, no. 3/4 (1959): 332–46.

7. Dymkowski, Christine, ed. The Tempest. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. https://doi.org/10.1017/9780511819827

8. Meisel, Martin. Realizations: narrative, pictorial, and theatrical arts in nineteenth-century England. New Jersey: Princeton University Press, 1983.

9. Schmidt, Arnold. British nautical melodramas, 1820–1850. 3 vols. London: Routledge, 2019, vol. 1. Accessed May 22, 2022. https://clck.ru/NcVEi.

10. Pettitt, Clare. Serial Forms: The Unfinished Project of Modernity, 1815–1848. Oxford: Oxford University Press, 2020.

11. Crary, Jonathan. “Géricault, the Panorama, and Sites of Reality in the Earle Nineteenth century”. Grey Room, no. 9 (2002): 5–25.

12. Riding, Christine. “Staging The Raft of the Medusa”. Visual culture in Britain, no. 2 (2004): 1–26.

13. Jonson, Lee. “The ’Raft of the Medusa’ in Great Britain”. The Burlington Magazine 96, no. 617 (1954): 249–54.

14. Oettermann, Stephan. Panorama: History of Mass Medium. New York: Zone Books, 1997.

15. Hibberd, Sarah. “Le Naufrage de la Méduse and Operatic Spectacle in 1830s Paris”. 19th-Century Music 36, no. 3 (2013): 248–63.

16. Coltrin, Christopher James. “Apocalyptic Progress: The Politics of Catastrophe in the Art of John Martin, Francis Danby, and David Roberts”. PhD diss., The University of Michigan, 2011. Accessed August 30, 2021. https://deepblue.lib.umich.edu/handle/2027.42/84474.

17. Comment, Bernard. The Panorama. London: Reaktion Books, 1999.

18. Mirzoeff, Nicholas. An Introduction to Visual Culture. London: Routledge, 1999.

19. Viril’o, Pol’. Machine of Vision. St Petersburg: Nauka Publ., 2004. (In Russian)

20. Moncrieff, William. The Shipwreck of the Medusa, or the fatal raft. A drama in three acts… London: John Cumberland, [18??].

21. Riding, Christine. “Shipwreck, Self-preservation and the Sublime”. In The Art of the Sublime. Tate Research Publication, 2013. Accessed September 10, 2021. https://www.tate.org.uk/art/research-publications/the-sublime/christine-riding-shipwreck-self-preservation-and-the-sublime-r1133015.

22. McEvansoneya, Philip. “The Exhibition in Dublin of Géricault’s ‘Raft of the Medusa’”. The Burlington Magazine 150, no. 1262 (2008): 325–6.

23. Gillhoff, Gerd Aage. The Royal Dutch Theatre at the Hague 1804–1876. Hague: Springer, 1938.

24. Desnoyer, Charles. Le Naufrage de la Méduse: Drame en cinq actes. Paris, 1864. Accessed September 18, 2021. https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5400961r/f3.image.

25. Naufrage de la Meduse. Opera en quatre acte. Paroles de mm Cogniard Frères, Musique de mm Pilati et de Flotov. Dècors de MM Devoir et Pourchet, Représenté, pour la première fois, sur le Théâre de la Renaissance, le 31 Mai 1839. Accessed October 02, 2021. https://play.google.com/books/reader?id=O28_AAAAcAAJ&pg=GBS.PP2&hl=ru.

26. Théatre de l’Ambigu. Le Constitutionnel: Journal du commerce, politique et littéraire. 1839, no. 119. Accessed August 18, 2021. https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k664905f/f1.item.r=Le+Constitutionnel+1839+27.

27. Martin, Marie-Pauline, and Léonard Pouy. “Porté et vivifié par la scène Le Radeau de La Méduse: l’adaptation théâtrale du tableau en 1839 à Paris”. In Le Tableau vivant ou l’image performée, ed. by Julie Ramos, 179–96. Paris: Mare & Martin: Institut national d’histoire de l’art, 2014.

28. Le Naufrage de la Méduse, folie-vaudeville en un acte par mm. Auguste J***et Thiéry, representee pour la première fois, a Paris, sur le Théâre du Temple, le 18 mai 1839. Paris, 1839. Accessed October 01, 2021. https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k58131986/f2.item.

29. Zhestkova, Ol’ga. “Frantsuzskaya bol’shaya opera kak khudozhestvenno-esteticheskoe i sotsial’no-politicheskoe yavlenie (1820–1830-e gody)”. PhD diss., Moskovskaia gosudarstvennaia konservatoriia imeni P. I. Chaikovskogo, 2017. (In Russian)

30. Palianti, L. “Relevés des mises en scène dramatiques de la Bibliothèque de l’Association de la régie théâtrale: pièces de M à Z: Le naufrage de la Méduse”. Revue et gazette des théâtres: 129–44. [Paris], [1880–1900].

31. “At the Maly Theater ”. Moskovskie vedomosti, no. 156 (1847): 3. (In Russian)

32. “Playwrights”. Illyustraciya: Ezhenedel’noe izdanie vsego poleznogo i izyashchnogo 3, no. 44 (1846): 704–5. (In Russian)

33. Vol’f, Aleksandr. Chronicle of the Petersburg Theaters from the end of 1826 to the beginning of 1855. 3 vols. St Petersburg: Tip. R. Golike Publ., 1877, vol. 1. (In Russian)

34. “Literary and Artistic Review”. Illyustraciya: Ezhenedel’noe izdanie vsego poleznogo i izyashchnogo 5, no. 121 (1847): 203–6. (In Russian)

35. “Theater Annals ”. Repertuar i panteon, no. 10 (1847): 142–65. (In Russian)

36. Alexandrinsky Theatre — The State Drama Theatre. One Hundred Years. Leningrad: Direktsiia Leningradskikh gosudarstvennykh teatrov Publ., 1932. (In Russian)

37. “The Theatre Chronicle”. Vsemirnaia illiustratsiia 9, no. 217 (1873): 142. (In Russian)

38. “Feuilleton Sketches”. Modnyj magazin, no. 1 (1876): 14–5. (In Russian)

39. Petrovskaya, Ira. “The Theaters on Officers’ Street”. In Theatrical Petersburg: the Beginning of the 18th Century — October 1917. Review and Guide. St Petersburg: Russian Institute of Art History Publ., 1994. (In Russian)

40. “Afisha”. Sibirskii vestnik politiki, literatury i obshchestvennoi zhizni, no. 48 (1897): 1. (In Russian)

41. Danilova, Lyudmila, and Vera Somina. “N. F. Sazonov and theaters of the Trusteeship on Public Sobriety”. Peterburgskii teatral’nyi zhurnal, no. 32 (2003). Accessed January 15, 2021. https://ptj.spb.ru/archive/32/historical-novel-32/n-f-sazonov-iteatry-popechitelstva-onarodnoj-trezvosti/. (In Russian)

42. Teatr i zhizn’, no. 320 (1914). (In Russian)

43. Vagner, Nikolaj. “How I Became a Writer”. In Vagner, Nikolaj. Tales of the Cat-Murlyka. Moscow: Pravda Publ., 1991. Accessed May 13, 2021. http://az.lib.ru/w/wagner_n_p/text_0080.shtml. (In Russian)

Sources

I. Denuaje, Charles. The Wreck of the frigate “Medusa”. Manuscript. Moscow, 1846 [St Petersburg State Theater Library. Department of manuscripts, rare books, archival and visual materials]. (In Russian)

II. RGIA. F. 497. Op. 1. D 10977 [State Russian Archives of History. Fund 497. Inventory 1. Dossier 10977]. (In Russian)

III. RGIA. F. 497. Op. 4. D. 1185 [State Russian Archives of History. Fund 497. Inventory 4. Dossier 1185]. (In Russian)

IV. RGIA. F. 497. Op. 1. D. 11281 [State Russian Archives of History. Fund 497. Inventory 1. Dossier 11281]. (In Russian)

V. RGIA. F. 497. Op. 4. D. 3057 [State Russian Archives of History. Fund 497. Inventory 4. Dossier 3057]. (In Russian)

VI. RGIA. F. 497. Op. 4. D. 1791 [State Russian Archives of History. Fund 497. Inventory 4. Dossier 1791]. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

29.12.2023

Как цитировать

Никифорова, Л. В., & Зиновьева, А. М. (2023). Ожившая картина Теодора Жерико «Плот “Медузы”» в театральной сценографии: визуальный опыт эпохи романтизма. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 13(4), 639–663. https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.403

Выпуск

Раздел

Театр