Творчество Николая Эстиса в контексте беспредметной живописи в СССР 1950–1980-х годов

Авторы

  • Сорин Брут Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.404

Аннотация

Творчество художника-абстракциониста Николая Эстиса впервые рассматривается в контексте советского варианта абстрактного экспрессионизма, который начал формироваться в период хрущевской оттепели. Анализируются условия, причины и источники, повлиявшие на возникновение интереса к абстракционизму у ряда советских художников в конце 1950-х годов, а также особенности складывания абстрактной манеры Эстиса. Впервые проводится сравнительный анализ концептуальных оснований и формальных решений произведений художника и других представителей советского абстрактного экспрессионизма, таких как Владимир Немухин, Лидия Мастеркова, Лев Кропивницкий, Евгений Михнов-Войтенко. Творчество Эстиса также сопоставляется с созвучными ему работами Джексона Поллока. Процесс формирования Николая Эстиса как абстракциониста существенно отличался от складывания беспредметной манеры у его старших современников. Художник шел к абстракции постепенно и первые полностью беспредметные работы написал уже в 1970-е годы. Соответственно, смыслы абстракции, связанные с периодом хрущевской оттепели, затронули его живопись лишь отчасти. Работы Эстиса этого периода оказываются наиболее близкими к абстракциям Владимира Немухина и Льва Кропивницкого рубежа 1950–1960-х годов, однако имеют и существенные отличия. В 1980-е годы стиль художника меняется и становятся ближе к некоторым ранним произведениям Евгения Михнова-Войтенко и живописи Джексона Поллока. В то же время работы московского абстракциониста остаются самобытными. При этом идейные основания творчества Эстиса и рассматриваемых советских художников во многом близки. Они связаны с попыткой уйти от повседневной точки зрения и отобразить скрытое устройство реальности. Исследование показывает, что творчество Николая Эстиса вписывается в общую линию развития советского варианта абстрактного экспрессионизма. В то же время в русле этого направления живописцу удалось выработать индивидуальную манеру.

Ключевые слова:

Николай Эстис, искусство ХХ века, советское неофициальное искусство, беспредметная живопись, абстрактный экспрессионизм, лирическая абстракция, автоматическое письмо, хрущевская оттепель, формально-стилистический анализ, концептуальный анализ

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Павловской, Никита. “Абстракции Николая Эстиса в искусстве ХХ века”. Дипломная работа бакалавра искусствоведения. МГУ им. М. В. Ломоносова, 2017.

2. Ельшевская, Галина. “На смену птицам”. Московский художник, no. 31 (1994). Дата обращения февраль 8, 2021. https://nikolai.estis.de/ru/artist/citate.

3. Жукова, Елена. “О художнике”. В кн. Николай Эстис, ред. Елена Жукова, 3–8. М.: ИМА-ПРЕСС, 1991: 3–8.

4. Аннинский, Лев. “Хаос, Космос, Эстис”. Арт-Фонарь, no. 6 (1994). Дата обращения февраль 8, 2021. http://nikolai.estis.de/ru/artist/publications/aninskiy.

5. Андреева, Екатерина. Угол несоответствия. Школы нонконформизма. Москва–Ленинград 1946–1991. М.: Искусство XXI век, 2012.

6. Флорковская, Анна. “Художники «другого искусства» и Живопись действия Дж. Поллока”. Вестник славянских культур, no. 2 (2013): 81–94.

7. Балаховская, Фаина. “В просторах покроя”. В кн. Лидия Мастеркова. Лирическая абстракция, ред.-сост. Андрей Ерофеев, 18–31. М.: ММОМА, 2015.

8. Валяева, Мария. Морфология русской беспредметности. Набросок исследования. М.: Виртуальная галерея, 2003.

9. Колодзей, Наталья. “Американская выставка 1959 года в Москве”. Пинакотека, no. 22–23 (2006): 78–83.

10. Андреева, Екатерина. Все и ничто: символические фигуры в искусстве второй половины ХХ века. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2011.

11. Боровский, Александр. “Замри, умри, воскресни. Абстрактное искусство в России”. В кн. Абстракция в России. ХХ век, под ред. Анны Лакс, 7–16. 2 тома. СПб.: Palace Edition, 2001, т. 2.

12. Кашук, Лариса. “Абстрактное искусство Москвы 1950-х — 2000.” В кн. Абстракция в России. ХХ век, под ред. Анны Лакс, 17–26. 2 тома. СПб.: Palace Edition, 2001, т. 2.

13. Брут, Сорин. Интервью с Николаем Эстисом, записанное в 2020 году (не публиковалось).

14. Эстис, Николай. “Тунеядцы и вожди”. Независимая газета (2013). Дата обращения февраль 21, 2021. https://www.ng.ru/style/2013-07-30/8_artist.html.

15. Шклярская, Яна, В. Шпенглер, и О. Шарина, сост. Валентин Окороков. Предмет и вне предмета: 1920е–1970e. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2008.

16. Роуз, Барбара. Американская живопись. Двадцатый век. Лозанна: Editionsd’Art Albert Skira, 1995.

17. Бретон, Андре. “Манифест сюрреализма”. В кн. Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западно-европейской литературы XX века, под ред. Леонида Андреева, 40–73. М.: Прогресс, 1986.

18. Эмерлинг, Леонард. Джексон Поллок. Пер. с англ. Елены Погосян. М.: Арт-родник, 2011.

19. Аймермахер, Карл. От единства к многообразию. Разыскания в области «другого» искусства 1950-х — 1980-х годов. М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 2004.

20. Ерофеев, Андрей. “От лирической абстракции к визионерскому искусству”. В кн. Лидия Мастеркова. Лирическая абстракция, ред.-сост. Андрей Ерофеев, 6–17. М.: ММОМА, 2015.

21. Талочкин, Леонид, и Ирина Алпатова, сост. Другое искусство: Москва, 1956–76. 2 тома. М.: Худож. галерея «Московская коллекция»: СП «Интербук», 1991, т. 1.

22. Сорокина, Евгения. “Его завещание. «Благодарю судьбу за то…»”. В кн. Михнов и о Михнове, сост. Евгения Сорокина, 135–64. СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова, 2006.

23. Михнов-Войтенко, Евгений. “Записи 1961–1969.” В кн. Михнов и о Михнове, сост. Евгения Сорокина, 9–27. СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова, 2006.

References

1. Pavlovskoi, Nikita. “Abstract paintings of Nikolai Estis in the art of the twentieth century”. Bachelors of Art Diploma. Lomonosov Moscow State University, 2017. (In Russian)

2. Yelshevskaya, Galina. “To replace the birds”. Moskovskii khudozhnik, no. 31 (1994): Accessed February 8, 2021. https://nikolai.estis.de/ru/artist/citate. (In Russian)

3. Zhukova, Elena. “About the artist”. In Nikolai Estis, ed. Elena Zhukova, 3–8. Moscow: IMA-PRESS Publ., 1991. (In Russian)

4. Anninsky, Lev. “Chaos, Space, Estis”. Art-Fonar’, no. 6 (1994). Accessed February 8, 2021. http://nikolai.estis.de/ru/artist/publications/aninskiy. (In Russian)

5. Andreeva, Ekaterina. The angle of discrepancy. Schools of Nonconformist art. Moscow-Leningrad 1946–1991. Moscow: Iskusstvo XXI vek Publ., 2012. (In Russian)

6. Florkovskaya, Anna. “The artists of the ‘Nonconformist art’ and the ‘Action painting’ of J. Pollock”. Vestnik slavianskikh kul’tur, no. 2 (2013): 81–94. (In Russian)

7. Balakhovskaya, Faina. “In the vastness of the cut”. In Lydia Masterkova. Lyrical abstract art, ed. and comp. by Andrey Erofeev, 18–31. Moscow: MMOMA Publ., 2015. (In Russian)

8. Valyaeva, Maria. Morphology of Russian abstract art. Sketch of the research. Moscow: Virtual’naia galereia Publ., 2003 (In Russian)

9. Kolodzey, Natalia. “The American Exhibition of 1959 in Moscow”. Pinakoteka, no. 22–23 (2006): 78–83. (In Russian)

10. Andreeva, Ekaterina. Everything and nothing: symbolic figures in the art of the second half of the twentieth century. St Petersburg: Izdatel’stvo Ivana Limbakha Publ., 2011. (In Russian)

11. Borovsky, Alexander. “Freeze, die, rise again. Abstract art in Russia”. In Abstraktsiia v Rossii. XX vek. ed. by Anna Lax, 7–16. 2 vols. St Petersburg: Palace Edition, 2001, vol. 2. (In Russian)

12. Kashuk, Larisa. “Abstract art of Moscow in the 1950s–2000” In Abstraktsiia v Rossii. XX vek. 2 vols, ed. Anna Lax, 17–26. St Petersburg: Palace Edition, 2001, vol. 2. (In Russian)

13. Brut, Sorin. Interview with Nikolai Estis, recorded in 2020. (not published) (In Russian)

14. Estis, Nikolai. “Parasites and leaders”. Nezavisimaya Gazeta (2013). Accessed February 21, 2021. https://www.ng.ru/style/2013-07-30/8_artist.html. (In Russian)

15. Shklyarskaya Yana, V. Spengler, and O. Sharina, comp. Valentin Okorokov. The subject and outside of the subject. 1920s–1970s. Moscow: Gosudarstvennaia Tret’iakovskaia galereia Publ., 2008. (In Russian)

16. Rose, Barbara. American painting. The twentieth century. Lausanne: Editions d’art Albert Skira, 1995. (In Russian)

17. Breton, Andre. “Manifesto of Surrealism”. In Nazyvat’ veshchi svoimi imenami. Programmnye vystupleniia masterov zapadno-evropeiskoi literatury XX veka, ed. by Leonid Andreeva, 40–73. Moscow: Progress Publ., 1986. (In Russian)

18. Emerling, Leonard. Jackson Pollock. Rus. ed. Transl. by Eleny Pogosian. Moscow: Art-rodnik Publ., 2011. (In Russian)

19. Aimermacher, Karl. From unity to diversity. Research in the field of Nonconfomist art of the 1950s–1980s. Moscow: Rossiiskii gosudarstvennyi gumanitarnyi universitet Publ., 2004. (In Russian)

20. Erofeev, Andrey. “From lyrical abstract art to visionary art”. In Lidiia Masterkova. Liricheskaia abstraktsiia, ed. and comp. by Andrey Erofeev, 6–17. Moscow: MMOMA Publ., 2015. (In Russian)

21. Talochkin, Leonid, and Irina Alpatova, comp. Other Art, Moscow, 1956–76. 2 vols. Moscow: Khudozhestvennaia galereia “Moskovskaia kollektsiia: SP “Interbuk” Publ., 1991, vol. 1. (In Russian)

22. Sorokina, Evgenia. “His will. ‘I thank fate for that… ’” In Mikhnov i o Mikhnove, comp. by Evgenia Sorokina, 135–64. St Petersburg: Izdatel’stvo imeni N. I. Novikova Publ., 2006. (In Russian)

23. Mikhnov-Voitenko, Evgeny “Records 1961–1969” In Mikhnov i o Mikhnove, comp. Evgenia Sorokina, 9–27. St Petersburg: Izdatel’stvo imeni N. I. Novikova Publ., 2006. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

29.12.2023

Как цитировать

Брут, С. (2023). Творчество Николая Эстиса в контексте беспредметной живописи в СССР 1950–1980-х годов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 13(4), 664–684. https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.404

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство