Гюстав Доре — художник книги: иллюстрации к поэме «Божественная комедия» Данте Алигьери. «Ад» — трагедия как лейтмотив графики

Авторы

  • Ольга Сергеевна Челбогашева Санкт-Петербургский государственный академический Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2017.205

Аннотация

Статья посвящена проблеме интерпретации литературной идеи «Ада» - первой части «Божественной комедии» Данте Алигьери (1265-1321) в иллюстративной серии французского гравера, живописца и мастера искусства книги XIX в. – Гюстава Доре (1832-1883). Автор проводит образно-стилистический анализ графического решения художника. Основной задачей является исследование синтеза изобразительного и концептуального плана «Комедии». Особое внимание уделяется специфике творческого метода мастера и его связи с тенденциями романтического искусства Каспара Давида Фридриха (1774-1840), Эжена Делакруа (1798-1863), Уильема Блейка (1757-1827), группы немецких и австрийских художников - «назарейцев». Графический язык Доре обнаруживает сильное влияние иллюстраций Джона Мартина (1789-1854) к «Потерянному Раю» Мильтона (1608-1674). Изобразительный комментарий к «Аду» открывает новые эстетические достоинства поэмы и воплощает одну из характерных форм ее пластического видения на современном этапе.

Ключевые слова:

Гюстав Доре, «Божественная комедия» Данте, графическая интерпретация в искусстве 19 века, художник книги, иллюстрации

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Ольга Сергеевна Челбогашева, Санкт-Петербургский государственный академический Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина

аспирантка

Библиографические ссылки

Литература

1. Симондс Д. А. Данте, его время, его произведение, его гений. СПб.: А. С. Суворин, 1893. 362 с.

2. Данте А. Божественная комедия. Ад / пер. М. Лозинского; авт. вступ. ст. А. К. Дживелегов, коммент. А. И. Белецкого. М.: Гослитиздат, 1940. 336 с.

3. Голенищев-Кутузов И. Н. Творчество Данте и мировая культура. М.: Наука, 1971. 551 с.

4. Дьяков Л. А. Гюстав Доре. М.: Искусство, 1983. 135 с.

5. Петрова О. Н. Данте Алигьери в истолковании художников: «Божественная комедия» в изо-бразительном искусстве XIV–XX вв.: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М.: Ин-т истории искусств, 1974. 33 с.

6. Сутуева Т. О. Данте Алигьери. К 700-летию со дня рождения. М.: Знание, 1965. 32 с.

7. Данте и всемирная литература: Сб. статей / под ред. Н. И. Балашова и др. М.: Наука, 1967. 259 с.

References

1. Simonds D. A. Dante, ego vremia, ego proizvedenie, ego genii [Dante, his time, his work, his genius]. St. Petersburg, A. S. Suvorin Publ., 1893. 362 p. (In Russian)

2. Dante A. Bozhestvennaia komediia. Ad [The Divine Comedy. Inferno]. Transl. M. Lozinskogy, auto. introd A. K. Dzhivelegov, komment. A. I. Beletsky. Moscow, Goslitizdat, 1940. 336 p. (In Russian)

3. Golenishchev-Kutuzov I. N. Tvorchestvo Dante i mirovaia kul’tura [Creativity Dante and world culture]. Moscow, Nauka Publ., 1971. 551 p. (In Russian)

4. D’iakov L. A. Giustav Dore [Gustave Doré]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1983. 135 p. (In Russian)

5. Petrova O. N. Dante Alig’eri v istolkovanii khudozhnikov: «Bozhestvennaia komediia» v izobrazitel’nom iskusstve XIV–XX vv. Authoref. dis. … kand. iskusstvovedeniia [Dante Alighieri in the interpretation of artists: The «Divine Comedy» in the art of XIV-XX centuries. Thesis of PhD]. Moscow, In-t istorii iskusstv Publ., 1974. 33 p. (In Russian)

6. Sutueva T. O. Dante Alig’eri. K 700-letiiu so dnia rozhdeniia [Dante Alighieri. By the 700-th anniversary]. Moscow, Znanie Publ., 1965. 32 p. (In Russian)

7. Dante i vsemirnaia literatura: Sb. statei [Dante and world literature: Coll. Articles]. Ed. by N. I. Balashova i dr. Moscow, Nauka Publ., 1967. 259 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

14.06.2017

Как цитировать

Челбогашева, О. С. (2017). Гюстав Доре — художник книги: иллюстрации к поэме «Божественная комедия» Данте Алигьери. «Ад» — трагедия как лейтмотив графики. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 7(2), 203–222. https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2017.205

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство