Петербургский текст в российском кино 1990-х годов

Авторы

  • Наталия Викторовна Братова Университет Лунда

Аннотация

Двумя отправными точками исследования современного российского кино в представленной статье являются петербургский миф, который характеризуется как амбивалентный и двусторонний, так как включает в себя космогонический и эсхатологический аспекты одновременно, а также петербургский текст русской литературы, описанный в работах Владимира Топорова. На протяжении ХХ века жизненность петербургского мифа неоднократно ставилась под сомнение в художественной литературе и в теоретических работах. В статье доказывается, что петербургский миф и текст остаются интересны для современного искусства, в частности, киноискусства. Миф получает переоценку в соответствии с меняющейся политической и социальной ситуацией в жизни города и его жителей и находит свое воплощение в фильмах 1990-х годов, что позволяет рассматривать их как гомогенный петербургский текст. В фильмах названного периода прослеживается наличие общих черт, так называемых «функциональных элементов». Ключевой идеей в визуализации кинематографического Петербурга 1990-х годов является карнавализация и хаотизация пространства города в соответствии с концепцией карнавализации, предложенной Михаилом Бахтиным. Кинематографический петербургский текст 1990-х годов снижает городское пространство до уровня хаоса. Автор приходит к выводу, что хаос, будучи ключевым элементом как космогонического, так и эсхатологического аспектов мифа, может быть в контексте мифа истолкован и как нулевая точка для отсчета возрождения и последующего развития города, и как символ окончательной его гибели.

Ключевые слова:

петербургский текст, петербургский миф, кинематографический город, В. Топоров, М. Бахтин, теория карнавализации

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Наталия Викторовна Братова, Университет Лунда

кандидат философских наук, научный сотрудник

Библиографические ссылки

Литература

1. Топоров В. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М.: Прогресс-Культура, 1995. 624 с.

2. Логачева Т. Е. Тексты русской рок-поэзии и петербургский миф: аспекты традиции в рамках нового поэтического жанра // Вопросы онтологической поэтики. Потаенная литература. Исследования и материалы. Иваново, 1998. С. 196–203.

3. Hutchings S. St. Petersburg 300: Television and the invention of a Russian (media) tradition // Television and New Media. January 2008. N 9 (1). Р. 3–23.

4. Муратов Л. Г. Экранный образ Петербурга — Петрограда — Ленинграда // Нева. 1978. № 1. С. 202–208.

5. Муратов Л. Г. Образ блокадного Ленинграда в советском кинематографе. Л.: Знание, 1986. 16 с.

6. Муратов Л. Г. Экран судьбы // Искусство Ленинграда. 1991. № 5. С. 68–78.

7. Муратов Л. Г. Петровский Петербург и кинематограф // Петербургские чтения: альманах. СПб.: Санкт-Петербургская ассоциация исследователей города, 1992. С. 73–75.

8. Муратов Л. Г. Город — время — экран // Петербургское «новое кино»: сб. ст. СПб.: МОЛ, 1996. С. 19–33.

9. Schöpflin G. The functions of myth and the taxonomy of myths // Myths and Nationhood / ed. G. Hosking, G. Schöpflin. London, 1997. Р. 19–35.

10. Clark K. Petersburg: Crucible of cultural revolution. MA: Harvard University Press, 1995. 389 р.

11. Bratova N. The Petersburg text of Russian cinema in the perestroika and post-perestroika. Eras; Lund: Lund University, 2013. 314 р.

12. Пропп В. Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998. 512 с.

13. Sorlin P. European cinemas, European societies: 1939–1990. Routledge, 1991. 256 р. (Studies in Film, Television and the Media.)

14. Анциферов Н. Душа Петербурга. Л.: Лира, 1990. 256 с.

15. Лотман Ю. М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Избранные статьи в 3 т. Таллинн, 1992. Т. 2. С. 9–21.

16. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. 543 с.

17. Коцюбинский Д. А. Новейшая история одного города. Очерки политической истории Санкт-Петербурга. 1989–2000. СПб.: Лимбус-Пресс, 2004. 200 с.

18. Eco U. The Aesthetics of Chaosmos: the Midde Ages of James Joyce. University of Tulsa, 1982. 96 с.

References

1. Toporov V. Mif. Ritual. Simvol. Obraz. Issledovaniia v oblasti mifopoeticheskogo. M.: Progress-Kul'tura, 1995. 624 s.

2. Logacheva T. E. Teksty russkoi rok-poezii i peterburgskii mif: aspekty traditsii v ramkakh novogo poeticheskogo zhanra, Voprosy ontologicheskoi poetiki. Potaennaia literatura. Issledovaniia i materialy. Ivanovo, 1998. p. 196–203.

3. Hutchings S. St. Petersburg 300: Television and the invention of a Russian (media) tradition, Television and New Media. January 2008. N 9 (1). p. 3–23.

4. Muratov L. G. Ekrannyi obraz Peterburga — Petrograda — Leningrada, Neva. 1978. № 1. p. 202–208.

5. Muratov L. G. Obraz blokadnogo Leningrada v sovetskom kinematografe. L.: Znanie, 1986. 16 p.

6. Muratov L. G. Ekran sud'by, Iskusstvo Leningrada. 1991. № 5. S. 68–78.

7. Muratov L. G. Petrovskii Peterburg i kinematograf, Peterburgskie chteniia: al'manakh. SPb.: Sankt-Peterburgskaia assotsiatsiia issledovatelei goroda, 1992. p. 73–75.

8. Muratov L. G. Gorod — vremia — ekran, Peterburgskoe «novoe kino»: sb. st. SPb.: MOL, 1996. p. 19–33.

9. Schöpflin G. The functions of myth and the taxonomy of myths, Myths and Nationhood, ed. G. Hosking, G. Schöpflin. London, 1997. p. 19–35.

10. Clark K. Petersburg: Crucible of cultural revolution. MA: Harvard University Press, 1995. 389 p.

11. Bratova N. The Petersburg text of Russian cinema in the perestroika and post-perestroika. Eras; Lund: Lund University, 2013. 314 p.

12. Propp V. Ia. Morfologiia «volshebnoi» skazki. Istoricheskie korni volshebnoi skazki. M.: Labirint, 1998. 512 p.

13. Sorlin P. European cinemas, European societies: 1939–1990. Routledge, 1991. 256 p. (Studies in Film, Television and the Media.)

14. Antsiferov N. Dusha Peterburga. L.: Lira, 1990. 256 p.

15. Lotman Iu. M. Simvolika Peterburga i problemy semiotiki goroda, Izbrannye stat'i v 3 t. Tallinn, 1992. T. 2. p. 9–21.

16. Bakhtin M. M. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaia kul'tura srednevekov'ia i Renessansa. M.: Khudozhestvennaia literatura, 1990. 543 p.

17. Kotsiubinskii D. A. Noveishaia istoriia odnogo goroda. Ocherki politicheskoi istorii Sankt-Peterburga. 1989–2000. SPb.: Limbus-Press, 2004. 200 p.

18. Eco U. The Aesthetics of Chaosmos: the Midde Ages of James Joyce. University of Tulsa, 1982. 96 p.

Загрузки

Опубликован

15.06.2015

Как цитировать

Братова, Н. В. (2015). Петербургский текст в российском кино 1990-х годов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 5(2), 135–148. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/2277

Выпуск

Раздел

Междисциплинарные исследования