Оноре Домье: тема уличного театра в контексте размышлений о судьбе художника

Авторы

  • Ирена Алексеевна Мозолевская Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

В статье рассматривается ряд произведений графики и живописи знаменитого мастера XIX века Оноре Домье, посвященных бродячим актерам, акробатам и музыкантам. Несмотря на свою популярность в исследовательской среде, не только политическая карикатура заслуживает внимания в его творчестве. На сегодняшний день живописные работы, акварели и рисунки Домье, созданные не под заказ и не получившие оценки современников, открывают еще немало направлений для изучения, а также актуализируют вопрос о взаимодействии его графики и живописи. Проблема «жизнь—театр» в самых разных своих проявлениях всегда занимала важное место в творчестве Домье от ранних произведений до самых последних. Автор статьи подчеркивает особую ценность работ, посвященных уличному театру, анализируя их как с художественной, так и с содержательной стороны, не оставляя в стороне их связи культурологической и социальной сферами. Предпринимаются попытки интерпретировать работы, в которых заключена огромная личная трагедия мастера и проблема взаимоотношений творческой личности и общества. В статье проводятся параллели между творчеством Домье и прозой Ш. Бодлера, а также подчеркивается преемственность Домье искусству XVIII века, в котором театр занимал особое место. Автор не обходит стороной и тот факт, что творчество Домье оказало значительное влияние на последующие поколения мастеров, в том числе и на Пабло Пикассо.

Ключевые слова:

Франция, искусство XIX века, О. Домье, графика, живопись, уличный театр, проблема «жизнь—театр», Ш. Бодлер

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Ирена Алексеевна Мозолевская, Санкт-Петербургский государственный университет

искусствовед

Библиографические ссылки

Литература

1. Калитина Н. Н. Оноре Домье. М.: Искусство, 1955. 259 с.

2. Герман М. Ю. Ватто. Л.: Искусство, 1984. 208 с.

3. Borowitz H. O. Painted smiles: Sad clowns in french art and literature // The Bulletin of the Cleveland Museum of Art. Cleveland. 1984. Vol. 71, N 1. P. 23–25.

4. Бодлер Ш. Стихотворения в прозе (Парижский сплин). Фанфарло. Дневники. СПб.: Наука, 2011. 249 с.

5. Alexandre A. H. Daumier, l’homme et l’oeuvre. Paris: H. Laurens, 1888. 383 р.

6. Флекель М. И. Великие мастера рисунка. Рембрандт. Гойя. Домье. М.: Искусство, 1974. 271 с.

7. Loyrette H., Pantazzi M., Melot M. Daumier. Paris: Réunion des musées nationaux, 1999. 600 р.

8. Герман М. Ю. Домье. М.: Молодая гвардия, 1962. 268 с.

9. Тугендхольд Я. А. Художественная культура Запада. М.; Л.: Государственное издательство, 1928. 191 с.

10. Larkin O. W. Daumier: The Later Phase // The Massachusetts Review. Massachusetts, 1965. Vol. 6, N 4. P. 805–828.

11. Lassaigne G. Daumier. Paris: The Hyperion Press, 1938. 168 p.

12. Borowitz H. O. Three guitars: Reflections of Italian comedy in Watteau, Daumier, and Picasso // The Bulletin of the Cleveland Museum of Art. Cleveland, 1984. Vol. 71, N 4. P. 116–129.

13. Пассерон Р. Домье. Свидетель своей эпохи. М.: Изобразительное искусство, 1984. 295 с.

14. Бодлер Ш. Об искусстве. М.: Искусство, 1986. 422 с.

15. Duplessis G. Gavarni. Paris: Rapilly, 1876. 80 p.

16. Melot M. Daumier. L’art et la République. Paris: Les Belles Lettres: Archimbaud, 2008. 280 p.

17. Бенуа А. Н. Александр Бенуа размышляет… М.: Советский художник, 1968. 749 с.

References

1. Kalitina N. N. Onore Dom'e. M.: Iskusstvo, 1955. 259 p.

2. German M. Iu. Vatto. L.: Iskusstvo, 1984. 208 p.

3. Borowitz H. O. Painted smiles: Sad clowns in french art and literature, The Bulletin of the Cleveland Museum of Art. Cleveland. 1984. Vol. 71, N 1. P. 23–25.

4. Bodler Sh. Stikhotvoreniia v proze (Parizhskii splin). Fanfarlo. Dnevniki. SPb.: Nauka, 2011. 249 p.

5. Alexandre A. H. Daumier, l’homme et l’oeuvre. Paris: H. Laurens, 1888. 383 p.

6. Flekel' M. I. Velikie mastera risunka. Rembrandt. Goiia. Dom'e. M.: Iskusstvo, 1974. 271 p.

7. Loyrette H., Pantazzi M., Melot M. Daumier. Paris: Réunion des musées nationaux, 1999. 600 p.

8. German M. Iu. Dom'e. M.: Molodaia gvardiia, 1962. 268 p.

9. Tugendkhol'd Ia. A. Khudozhestvennaia kul'tura Zapada. M.; L.: Gosudarstvennoe izdatel'stvo, 1928. 191 p.

10. Larkin O. W. Daumier: The Later Phase, The Massachusetts Review. Massachusetts, 1965. Vol. 6, N 4. P. 805–828.

11. Lassaigne G. Daumier. Paris: The Hyperion Press, 1938. 168 p.

12. Borowitz H. O. Three guitars: Reflections of Italian comedy in Watteau, Daumier, and Picasso, The Bulletin of the Cleveland Museum of Art. Cleveland, 1984. Vol. 71, N 4. P. 116–129.

13. Passeron R. Dom'e. Svidetel' svoei epokhi. M.: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1984. 295 p.

14. Bodler Sh. Ob iskusstve. M.: Iskusstvo, 1986. 422 p.

15. Duplessis G. Gavarni. Paris: Rapilly, 1876. 80 p.

16. Melot M. Daumier. L’art et la République. Paris: Les Belles Lettres: Archimbaud, 2008. 280 p.

17. Benua A. N. Aleksandr Benua razmyshliaet… M.: Sovetskii khudozhnik, 1968. 749 p.

Загрузки

Опубликован

11.03.2015

Как цитировать

Мозолевская, И. А. (2015). Оноре Домье: тема уличного театра в контексте размышлений о судьбе художника. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 5(1), 72–84. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/2291

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство