Классическая традиция в творчестве П. П. Кончаловского

Авторы

  • Александр Михайлович Муратов Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

В статье впервые рассматривается связь с классическим наследием на протяжении всех этапов творчества Кончаловского. Первоначальное увлечение новейшими течениями французской школы и углубленная разработка сезанновского метода закономерно привели художника к интерпретации классики. Авангард начала ХХ в. стал важным этапом на пути к творческому освоению классического наследия. Многие произведения художника зрелого периода восходят к полотнам «старых мастеров», он обращается к мифологическому жанру. Идиллические мотивы преобладают в картинах позднего Кончаловского 1930–1950-х годов. Он опирается на классические образцы и воспроизводит фундаментальные  свойства традиционной пасторали. Стремление художника к классике — это проявление свободного творчества, даже своего рода оппонирование власти, а отнюдь не выполнение политического заказа. Прослеживается также преемственность по отношению к В. И. Сурикову и другим живописцам русской школы. Отмечается близость поисков русского художника творчеству его западноевропейских современников, реанимировавших классическую традицию в искусстве ХХ в.

Ключевые слова:

Петр Кончаловский, классическая традиция, неоклассицизм, сезаннизм, неоидеализм, Василий Суриков, Поль Сезанн, Эмиль Бернар, пастораль

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Александр Михайлович Муратов, Санкт-Петербургский государственный университет

кандидат искусствоведения, старший преподаватель

Библиографические ссылки

Литература

1. Муратов П. П. Петр Кончаловский. М.: Творчество, 1923. 86 с.

2. Никольский В. А. Петр Петрович Кончаловский. М.: Всекохудожник, 1936. 132 с.

3. Болотина И. С. Илья Машков. М.: Советский художник, 1977. 464 с.

4. Кончаловский П. Письма к И. И. Машкову / сост. Е. Б. Мурина // Панорама искусств 78. М.: Советский художник, 1979. 352 с. С. 184–211

5. Поспелов Г. Г. «Бубновый валет»: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. М.: Советский художник, 1990. 272 с.

6. Поспелов Г. Г. Русский сезаннизм начала ХХ века // Поль Сезанн и русский авангард начала ХХ века. СПб.: Славия, 1998. С. 158–168.

7. Вакар И. А. Русская художественная критика перед «проблемой Сезанна» (К истории определения «русские сезаннисты) // Поль Сезанн и русский авангард начала ХХ века. СПб.: Славия, 1998. С. 147–157.

8. Бернар Э. Поль Сезанн, его неизданные письма и воспоминания о нем / пер. с фр. П. П. Кончаловского. М.: Тип. Н. И. Гросман и Г. А. Вендельштейн, 1912. 80 с.

9. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи. Очерк основных методов. М.: Наука, 1980. 288 с.

10. Клюн И. В. Мой путь в искусстве. Воспоминания, статьи, дневники / сост., вступ. статья и коммент. А. Сарабьянова. М.: Литературно–художественное агентство Русский авангард, 1999. 559 с.

11. Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей / пер. Н. Б. Розенфельда, В. А. Фаворского. М.: Мусагетъ, 1914. 196 с.

12. Неизвестный Кончаловский. Живопись из собрания семьи художника, частных коллекций и ГМИИ им. А. С. Пушкина: к 125-летию со дня рождения художника. М.: ГМИИ им. А. С. Пушкина; AXIOM GRAPHIC, 2002. 296 с.

13. Луначарский А. В. Выставка в честь Красной Армии // А. В. Луначарский об искусстве: в 2 т. / сост. сборника, подготовка текста к печати и примеч. И. А. Саца и А. Ф. Ермакова. Т. 2. М.: Искусство, 1982. С. 228–233.

14. Хофман В. Основы современного искусства. Введение в его символические формы / пер с нем. А. Белобратова; ред. И. Чечот и А. Лепорк. СПб.: Академический проект, 2004. 560 с.

15. Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике / вступ. статья Н. А. Радзимовской, С. Н. Гольдштейн; сост. и комментарии С. Н. Гольдштейн. Л.: Искусство, 1977. 384 с.

16. Волошин M. A. В. И. Суриков. Л.: Художник РСФСР, 1985. 224 с.

17. Нестеров М. В. Письма. Избранное. Л.: Искусство, 1988. 536 с.

18. Кончаловский. Художественное наследие / вступ. статья А. Д. Чегодаева. М.: Искусство, 1964. 544 с.

19. Тугендхольд Я. А. Выставка картин. Заметки о современной живописи // Тугендхольд Я. А. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. М.: Советский художник, 1987. 320 с. С. 188–193.

20. Луначарский А. В. Выставка картин, организованная Красным Крестом // А. В. Луначарский об искусстве: в 2 т. / сост. сборника, подготовка текста к печати и примеч. И. А. Саца и А. Ф. Ермакова. Т. 2. М.: Искусство, 1982. С. 128–131.

21. Соколов М. Н. Принцип рая… М.: Прогресс-Традиция, 2011. 704 с.

References

1. Muratov P. P. Petr Konchalovskii. M.: Tvorchestvo, 1923. 86 p.

2. Nikol'skii V. A. Petr Petrovich Konchalovskii. M.: Vsekokhudozhnik, 1936. 132 p.

3. Bolotina I. S. Il'ia Mashkov. M.: Sovetskii khudozhnik, 1977. 464 p.

4. Konchalovskii P. Pis'ma k I. I. Mashkovu, sost. E. B. Murina Panorama iskusstv 78. M.: Sovetskii khudozhnik, 1979. 352 p.

5. Pospelov G. G. «Bubnovyi valet»: Primitiv i gorodskoi fol'klor v moskovskoi zhivopisi 1910-kh godov. M.: Sovetskii khudozhnik, 1990. 272 p.

6. Pospelov G. G. Russkii sezannizm nachala XX veka, Pol' Sezann i russkii avangard nachala XX veka. SPb.: Slaviia, 1998. p. 158–168.

7. Vakar I. A. Russkaia khudozhestvennaia kritika pered «problemoi Sezanna» (K istorii opredeleniia «russkie sezannisty), Pol' Sezann i russkii avangard nachala XX veka. SPb.: Slaviia, 1998. p. 147–157.

8. Bernar E. Pol' Sezann, ego neizdannye pis'ma i vospominaniia o nem, per. s fr. P. P. Konchalovskogo. M.: Tip. N. I. Grosman i G. A. Vendel'shtein, 1912. 80 p.

9. Raushenbakh B. V. Prostranstvennye postroeniia v zhivopisi. Ocherk osnovnykh metodov. M.: Nauka, 1980. 288 p.

10. Kliun I. V. Moi put' v iskusstve. Vospominaniia, stat'i, dnevniki, sost., vstup. stat'ia i komment. A. Sarab'ianova. M.: Literaturno–khudozhestvennoe agentstvo Russkii avangard, 1999. 559 p.

11. Gil'debrand A. Problema formy v izobrazitel'nom iskusstve i sobranie statei, per. N. B. Rozenfel'da, V. A. Favorskogo. M.: Musaget", 1914. 196 p.

12. Neizvestnyi Konchalovskii. Zhivopis' iz sobraniia sem'i khudozhnika, chastnykh kollektsii i GMII im. A. S. Pushkina: k 125-letiiu so dnia rozhdeniia khudozhnika. M.: GMII im. A. S. Pushkina; AXIOM GRAPHIC, 2002. 296 p.

13. Lunacharskii A. V. Vystavka v chest' Krasnoi Armii. A. V. Lunacharskii ob iskusstve: v 2 t., sost. sbornika, podgotovka teksta k pechati i primech. I. A. Satsa i A. F. Ermakova. T. 2. M.: Iskusstvo, 1982. p. 228–233.

14. Khofman V. Osnovy sovremennogo iskusstva. Vvedenie v ego simvolicheskie formy, per s nem. A. Belobratova; red. I. Chechot i A. Lepork. SPb.: Akademicheskii proekt, 2004. 560 p.

15. Vasilii Ivanovich Surikov. Pis'ma. Vospominaniia o khudozhnike, vstup. stat'ia N. A. Radzimovskoi, S. N. Gol'dshtein; sost. i kommentarii S. N. Gol'dshtein. L.: Iskusstvo, 1977. 384 p.

16. Voloshin M. A. V. I. Surikov. L.: Khudozhnik RSFSR, 1985. 224 p.

17. Nesterov M. V. Pis'ma. Izbrannoe. L.: Iskusstvo, 1988. 536 p.

18. Konchalovskii. Khudozhestvennoe nasledie, vstup. stat'ia A. D. Chegodaeva. M.: Iskusstvo, 1964. 544 p.

19. Tugendkhol'd Ia. A. Vystavka kartin. Zametki o sovremennoi zhivopisi, Tugendkhol'd Ia. A. Iz istorii zapadnoevropeiskogo, russkogo i sovetskogo iskusstva. M.: Sovetskii khudozhnik, 1987. 320 p.

20. Lunacharskii A. V. Vystavka kartin, organizovannaia Krasnym Krestom, A. V. Lunacharskii ob iskusstve: v 2 t., sost. sbornika, podgotovka teksta k pechati i primech. I. A. Satsa i A. F. Ermakova. T. 2. M.: Iskusstvo, 1982. p. 128–131.

21. Sokolov M. N. Printsip raia… M.: Progress-Traditsiia, 2011. 704 p.

Загрузки

Опубликован

16.07.2013

Как цитировать

Муратов, А. М. (2013). Классическая традиция в творчестве П. П. Кончаловского. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 3(3), 80–92. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/2397

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство