Ярусная композиция предстоящих святых юродивых

Аннотация

В XVI в. Каргополь ввиду своего географического положения стал крупным, активно застраивающимся торговым посадом и центром обмена. Он был интересен охотникам, рыболовам, купцам, мореплавателям. Появились ремесленники. Стали развиваться хозяйства и культура. Приглашенные из Великого Новгорода мастера делились своими художественными секретами, и вскоре в Каргополе были отстроены храмы (сохранившийся до сих пор ― собор Рождества Христова /1552–1562/), в которых были иконы новгородско-каргопольского письма с изображением местных святых покровителей. С середины XVI в. обострилось внимание к юродивым Христа ради, которое в религиозном почитании выразилось в строительстве церквей во имя этих святых, а в искусстве — в создании их изображений. Особую группу икон указанного времени с образами юродивых представляют сохранившиеся образцы северного региона, в частности икона «Избранные святые» из Каргополя. На ней юродивые расположены ярусно, что представляет важную композиционную особенность северных икон. Аналогии такой композиции находим в меднолитых складнях и других изобразительных источниках. В настоящее время Русский Север можно рассматривать как регион, в котором сохранились архитектурные постройки и их внутренние росписи. Иконы из многих храмах были вывезены и поступили в столичные мастерские для реставрации, что и позволило углубленно их изучать. Сегодня существует налаженная научная связь между столицей и городами русского Северо-Востока, учеными которых отмечается обособленность развития северного региона в общей эволюции древнерусского искусства. Приверженность местных иконописцев к изображению юродивых ― одна из своеобразных черт. Было организовано несколько собирательных экспедиций. Например, в 1950-е годы был проведен ряд экспедиций, в результате которых музеи Каргополя, Санкт-Петербурга, Москвы, Архангельска, Вологды пополнились новыми приобретениями и дали возможность для научных открытий.

Ключевые слова:

каргопольские иконы с образами юродивых, Христорождественский собор в Каргополе, ярусная композиция, меднолитые складни, экспедиции

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Ольга Анатольевна Туминская, Государственный Русский Музей

доктор искусствоведения, заведующая сектором эстетического воспитания Методического отдела

Литература

Литература

1. Пивоварова, Надежда. “Древнерусская живопись и скульптура”. В кн. Государственный Русский музей. Народное искусство Каргополя, сост. и науч. ред. Ирина Богуславская, 9–25. СПб.: Palace Editions, 2006.

2. Щенникова, Людмила. “Иконы каргопольских мастеров в Соловецком монастыре XVI века”. В сб. Каргополь. Историческое и культурное наследие, науч. ред. и сост. Николай Решетников, 193–201. Каргополь: Каргоп. ист.-архит. и худож. музей-заповедник, 1996.

3. Дурасов, Геннадий. Каргополье. Художественные традиции, предисл. Татьяна Николаева. М.: Сов. Россия, 1984.

4. Глебова, Ангелина, Сергей Маймасов, и Татьяна Петрова, авт.-сост. Древнерусское искусство в собрании Вологодского музея-заповедника. Путеводитель по экспозиции. М.: Северный паломник, 2004.

5. Государственный Русский музей. Русские монастыри: искусство и традиции. Подгот. Алла Родина, Елена Федорова СПб.: Palace Editions, 1997.

6. Смирнова, Энгелина. Живопись Обонежья XIV–XVI веков. М.: Наука, 1967.

7. Рыбаков, Александр. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII–XVIII веков. М.: Искусство, 1995.

8. Вилинбахова, Татьяна, и Ирина Сосновцева. Святые земли Русской. 330 произведений из фондов Русского музея./ Альбом. Авт.-сост. Арина Бурыкина и др. СПб.: Palace Editions, 2010.

9. Смирнова, Энгелина, Вера Лаурина, и Элиса Гордиенко. Живопись Великого Новгорода. XV век. М.: Наука, 1982.

10. Реформатская, Мария. Северные письма. М.: Искусство, 1968.

11. Косцова, Александра. “Беломорская и северодвинская экспедиции”. В сб. Сообщения Государственного Эрмитажа, ред. Виталий Суслов, 74–7. Л.: Искусство, 1960, вып. 17.

12. Преображенский, Александр. “Инок и юродивый: сопоставление двух типов святости в русской иконографии позднего Средневековья”. В кн. Государственный институт искусствознания, Архангельское государственное музейное объединение “Художественная культура Русского Севера”. Иконы Русского Севера. Двинская земля, Онега, Каргополье, Поморье. Статьи и материалы, ред.-сост. Энгелина Смирнова, 170–204. М.: Северный паломник, 2005.

13. Иванов, Сергей. Византийское юродство. М.: Международные отношения, 1994.

14. Пуцко, Василий. “Иконы Каргополья: фольклорные варианты адаптации византийского художественного наследия”. В сб. Христианство и Север. По материалам VI Каргопольской научной конференции, науч. ред. и сост. Николай Решетников, ред. Мария Крючкова, 132–5. М.: Демиург-арт, 2002.

15. Винокурова, Энгелина. “Модель меднолитого складня ‘Двунадесятые праздники’ конца XVII —начала XVIII в.”. В сб. Академия художеств СССР, НИИ теории и истории изобразительных искусств. Древнерусская скульптура. Проблемы и атрибуции, ред.-сост. Анна Рындина, ред. Федор Гринберг, 143–70. М.: Академия художеств СССР, 1991, вып. 1.

16. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева. Русское медное литье. Ред.-сост. Светлана Гнутова. М.: Сол Систем, 1993, вып. 2.

17. Дружинин, Василий. “К истории крестьянского искусства XVIII–XIX веков в Олонецкой губернии (Художественное наследие Выгорецкой поморской обители)”. Известия Академии наук СССР. Сер. 6, no. 15/17 (1926): 1483–6.

18. Вахрина, Вера. Иконы Ростова Великого. М.: Северный паломник, 2003.

19. Бедник, Наталья, сост. Икона Древней Руси XI–XVI вв. Альбом. СПб.: Художник России, 1993.

20. Кольцова, Татьяна. Иконы Каргополя. Из собрания Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея. М.: [б. и.], 2014.

21. Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Вологодская областная картинная галерея. Иконы Вологды XIV–XVI веков. Гл. ред. Левон Нерсесян. М.: Северный паломник, 2007.

22. Шалина, Ирина. “Художественные особенности праздничных икон погоста Лядины”. В кн. Государственный институт искусствознания, Архангельское государственное музейное объединение “Художественная культура Русского Севера”. Иконы Русского Севера. Двинская земля, Онега, Каргополье, Поморье. Статьи и материалы, ред.-сост. Энгелина Смирнова, 70–92. М.: Северный паломник, 2005.


Источники

I. ОРК РНБ. II. 3. 12 а. Инв. № 626. Требник. 1639 г. М., 1639.

II. НИОР БАН. Собр. Друж. 747 (731).


References

1. Pivovarova, Nadezhda. “Drevnerusskaia zhivopis’ i skulptura”. In Gosudarstvennyi Russkii muzei. Narodnoe iskusstvo Kargopolya, compiled and edited by Irina Boguslavskaia, 9–25. St. Petersburg: Palace Editions, 2006. (In Russian)

2. Shchennikova, Liudmila. “Ikony kargopol’skikh masterov v Solovetskom monastyre XVI veka”. In Kargopol’, istoricheskoe i kulturnoe nasledie, compiled and edited by Nikolai Reshetnikov, 193–201. Kargopol’: Kargop. ist.-arkhit. i khudozh. muzei-zapovednik, 1996. (In Russian)

3. Durasov, Gennadii. Kargopl’e. Khudozhestvennye traditsii, preface by Tat’iana Nikolaeva. Moscow: Sov. Rossiia, 1984. (In Russian)

4. Glebova, Angelina, Sergei Maimasov, Tat’iana Petrova, authors and compilers. Drevnerusskoe iskusstvo v sobranii Vologodskogo muzeia-zapovednika. Putevoditel’ po ekspozitsii. Moscow: Severnyi palomnik, 2004. (In Russian)

5. Gosudarstvennyi Russkii muzei. Russkie monastyri: iskusstvo i traditsii. Prepared by Alla Rodina, Elena Fedorova. St. Petersburg: Palace Editions, 1997. (In Russian)

6. Smirnova, Engelina. Zhivopis’ Obonezh’ia XIV–XVI vekov. Moscow: Nauka, 1967. (In Russian)

7. Rybakov, Aleksandr. Vologodskaia ikona. Tsentry khudozhestvennoi kultury zemli Vologodskoi XIII–XVIII vekov. Moscow: Iskusstvo, 1995. (In Russian)

8. Vilinbakhova, Tat’iana, and Irina Sosnovtseva. Sviatye zemli Russkoi. 330 proizvedenii iz fondov Russkogo muzeia. Al’bom. Compiled by Arina Burykina et al. St. Petersburg: Palace Editions, 2010. (In Russian)

9. Smirnova, Engelina, Vera Laurina, and Elisa Gordienko. Zhivopis’ Velikogo Novgoroda. XV vek. Moscow: Nauka, 1982.

10. Reformatskaia, Mariia. Severnye pis’ma. Moscow: Iskusstvo, 1968. (In Russian)

11. Kostsova, Aleksandra. “Belomorskaia i severodvinskaia ekspeditsii”. In Soobshcheniia Gosudarstvennogo Ermitazha, edited by Vitalii Suslov, 74–7. Leningrad: Iskusstvo, 1960, iss. 17. (In Russian)

12. Preobrazhenskii, Aleksandr. “Inok i iurodivyi: sopostavlenie dvukh tipov sviatosti v russkoi ikonografii Pozdnego Srednevekov’ia”. In Gosudarstvennyi institut iskusstvoznaniia, Arhangel’skoe gosudarstvennoe muzeinoe ob’’edinenie “Khudozhestvennaya kultura Russkogo Severa”. Ikony Russkogo Severa. Dvinskaia zemlia, Onega, Kargopol’e, Pomor’e. Stat’i i materialy [Icons of Northern Russia], compiled and edited by Engelina Smirnova, 170–204. Moscow: Severnyi palomnik, 2005. (In Russian)

13. Ivanov, Sergei. Vizantiiskoe iurodstvo. Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniia, 1994. (In Russian)

14. Putsko, Vasilii. “Ikony Kargopol’ia: folklornye varianty adaptatsii vizantiiskogo khudozhestvennogo naslediia”. In Khristianstvo i Sever. Po materialam VI Kargopol’skoi nauchnoi konferentsii, compiled and edited by Nikolai Reshetnikov, edited by Mariia Kriuchkova, 132–5. Moscow: Demiurg-art, 2002. (In Russian)

15. Vinokurova, Engelina. “Model’ mednolitogo skladnia ‘Dvunadesiatye prazdniki’ kontsa XVII — nachala XVIII v.”. In Akademiia khudozhestv SSSR, NII teorii i istorii izobrazitelnykh iskusstv. Drevnerusskaia skul’ptura. Problemy i atributsii, compiled and edited by Anna Ryndina, edited by Fedor Grinberg, 143–70. Moscow: Akademiia khudozhestv SSSR, 1991, iss. 1. (In Russian)

16. Tsentralnyi muzei drevnerusskoi kul’tury i iskusstva im. A. Rubleva. Russkoe mednoe lit’e. Compiled and edited by Svetlana Gnutova. Moscow: Sol Sistem, 1993, iss. 2. (In Russian)

17. Druzhinin, Vasilii. “K istorii krest’ianskogo iskusstva XVIII–XIX vekov v Olonetskoi gubernii (Khudozhestvennoe nasledie Vygoretskoi pomorskoi obiteli)”. Izvestiia Akademii nauk SSSR. Ser. 6, no. 15/17 (1926): 1483–6. (In Russian)

18. Vakhrina, Vera. Ikony Rostova Velikogo. Moscow: Severnyi palomnik, 2003. (In Russian)

19. Bednik, Natal’ia, comp. Ikona Drevnei Rusi XI–XVI vv. Al’bom. St. Petersburg: Khudozhnik Rossii, 1993. (In Russian)

20. Kol’tsova, Tat’iana. Ikony Kargopolia. Iz sobraniia Kargopol’skogo istoriko-arkhitekturnogo i khudozhestvennogo muzeia. Moscow, 2014. (In Russian)

21. Vologodskii gosudarstvennyi istoriko-arkhitekturnyi i khudozhestvennyi muzei-zapovednik, Vologodskaia oblastnaia kartinnaia galereia. Ikony Vologdy XIV–XVI vekov. Edited by Levon Nersesyan. Moscow: Severnyi palomnik, 2007. (In Russian)

22. Shalina, Irina. “Khudozhestvennye osobennosti prazdnichnykh ikon pogosta Liadiny”. In Gosudarstvennyi institut iskusstvoznaniia, Arkhangel’skoe gosudarstvennoe muzeinoe ob’’edinenie “Khudozhestvennaia kul’tura Russkogo Severa”. Ikony Russkogo Severa. Dvinskaya zemlya, Onega, Kargopol’e, Pomor’e. Stat’i i materialy, compiled and edited by Engelina Smirnova, 70–92. Moscow: Severnyi palomnik, 2005. (In Russian)


Sources

I. ORK RNB. II. 3. 12 a. Inv. № 626. [Russian National Library. Department of Rare Books. II. 3. 12 a. Inventory Number 626]. Trebnik. 1639 g. Moscow, 1639. (In Russian)

II. NIOR BAN. Sobranie Druzh. 747 (731) [Library of the Academy of Sciences. Manuscript Department. Coll. Druz. 747 (731)]. (In Russian)

Опубликован
2018-12-11
Как цитировать
Туминская, О. А. (2018). Ярусная композиция предстоящих святых юродивых. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 8(4), 666-682. https://doi.org/10.21638/spbu15.2018.408
Раздел
Изобразительное искусство