Особенности репетиционной работы над стихотворной пьесой

Авторы

  • Марина Егоровна Коленова Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

Аннотация

Статья посвящена исследованию проблемы сценической реализации стихотворной драматургии. Среди популярных драматических произведений значительное по объему место занимают пьесы, написанные в стихотворной форме, это касается как зарубежной, так и русской драматургии. Классические трагедии, драмы, комедии, созданные много лет тому назад, сегодня активно присутствуют в репертуаре русских театров. Работа над постановкой стиховой драмы имеет специфические особенности, которые надо учитывать. Исследованием этой проблемы занимались как известные великие мастера русского театра, так и многие режиссеры, актеры, стиховеды и литературоведы. В настоящей статье убедительно показано, что действие, которое заключено в стихе, — это суть стихотворной драматургии. Как действие, так и поступки героев в стихотворной пьесе находятся в тесной взаимосвязи с ритмической структурой пьесы. В стиховой драме действие проявляется не столько в логическом «анализе текста», сколько в актерском понимании темпо-ритма стиха. Пластика в стихотворном спектакле существенно иная, чем в прозаическом спектакле.

Ключевые слова:

стихотворная драматургия, стиховая драма, спектакль, темпо-ритм, театр, действие, пластика, актер, репетиция

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Марина Егоровна Коленова, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

старший преподаватель

Библиографические ссылки

Литература

1. Мультатули В. М. О педагогике Л. Ф. Макарьева // Леонид Макарьев. М.: ВТО, 1985. С. 150–156.

2. Топорков В. О. К. С. Станиславский на репетиции. М.: Искусство, 1950. 250 с.

3. Вл. И. Немирович-Данченко. Репетиции «Горя от ума» 1937–1938 гг. Стенографические записи // «Горе от ума» на сцене МХТ. Опыт четырех редакций 1906, 1914, 1925, 1938. М.: ВТО, 1979. 268 с.

4. Шуберт А. И. Михаил Семенович Щепкин // Михаил Семенович Щепкин. Записки. Письма. Современники о М. С. Щепкине. М.: Искусство, 1952. С. 334.

5. Юрьев Ю. М. Записки. Л.-М.: Искусство, 1963. Т. 2. 510 с.

6. Пашенная В. Н. Искусство актрисы. М.: Искусство, 1954. 268 с.

7. Качалов В. И. Анкета государственной академии художественных наук по психологии актерского творчества (1924) // Качалов В. И. Сборник статей, воспоминаний, писем. М.: Искусство, 1954. С. 637–648.

8. Станиславский К. С. Работа актера над собой. Часть 2. Работа актера над собой в творческом процессе воплощения // Станиславский К. С. Собр. соч.: в 8 т. М.: Искусство, 1955. Т. 3. 502 с.

9. Яхонтов В. Н. Театр одного актера. М.: ВТО: Искусство, 1958. 451 с.

10. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве // Станиславский К. С. Собр. соч.: в 8 т. М.: Искусство, 1954. Т. 1. 514 с.

11. Виноградская И. Н. Жизнь и творчество Станиславского. Летопись в 4 т. М.: ВТО, 1976. Т. 4. 583 с.

12. Томашевский Б. В. Стих «Горя от ума» // Томашевский Б. В. Стих и язык. М.; Л.: Худож. лит-ра, 1959. С. 132–201.

13. Кристи Г. В. Работа Станиславского в оперном театре. М.: Искусство, 1952. 282 с.

14. Маяковский В. В. Как делать стихи? // Маяковский В. В. Полн. собр. соч.: в 12 т. М.: Худож. лит-ра, 1941. Т. 10. С. 211–248.

15. Cавкова З. В. Воспоминания // Меркурьев-Мейерхольд П. В. Сначала я был маленьким. М.: Алгоритм, 2001. С. 311–318.

16. Топорков В. О. О технике актера. М.: Искусство, 1954. 124 с.

17. Томашевский Б. В. Стих и язык // Томашевский Б. В. Стих и язык: филологические очерки. М.; Л.: Худож. лит-ра, 1959. С. 9–68.

18. Кушнер Б. А. О звуковой стороне поэтической речи // Сборники по теории поэтического языка. I. Петроград, 1916. C. 42–49.

19. Холшевников В. Е. Основы стиховедения / изд. 2-е, перераб. Л.: Ленинградский Университет, 1972. 168 с.

20. Томашевский Б. В. Строфика Пушкина // Томашевский Б. В. Стих и язык. М.; Л.: Худож. лит-ра, 1959. С. 202–324.

21. Жирмунский В. М. Теория стиха. Л., 1975. 664 с.

22. Grammont M. Le vers français, ses moyens d’expression, son harmonie. Quatrième édition revue et corrigée. Paris, 1937. 508 р.

23. Лихачев Д. С. Смеховой мир Древней Руси // Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в древней Руси. Л.: Наука, 1984. С. 7–25.

24. Леонидов Л. М. К. С. Станиславский // Леонидов Л. М. Воспоминания, статьи, беседы, переписка, записные книжки. М.: Искусство, 1960. С. 201–208.

25. Станиславский К. С. Из письма к В. С. Алексееву и З. С. Соколовой // Станиславский К. С. Собр. соч.: в 8 т. М.: Искусство, 1961. Т. 8. С. 62.

26. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. 160 с.

References

1. Mul'tatuli V. M. O pedagogike L. F. Makar'eva, Leonid Makar'ev. M.: VTO, 1985. p. 150–156.

2. Toporkov V. O. K. S. Stanislavskii na repetitsii. M.: Iskusstvo, 1950. 250 p.

3. Vl. I. Nemirovich-Danchenko. Repetitsii «Goria ot uma» 1937–1938 gg. Stenograficheskie zapisi, «Gore ot uma» na stsene MKhT. Opyt chetyrekh redaktsii 1906, 1914, 1925, 1938. M.: VTO, 1979. 268 p.

4. Shubert A. I. Mikhail Semenovich Shchepkin, Mikhail Semenovich Shchepkin. Zapiski. Pis'ma. Sovremenniki o M. S. Shchepkine. M.: Iskusstvo, 1952. p. 334.

5. Iur'ev Iu. M. Zapiski. L.-M.: Iskusstvo, 1963. T. 2. 510 p.

6. Pashennaia V. N. Iskusstvo aktrisy. M.: Iskusstvo, 1954. 268 p.

7. Kachalov V. I. Anketa gosudarstvennoi akademii khudozhestvennykh nauk po psikhologii akterskogo tvorchestva (1924), Kachalov V. I. Sbornik statei, vospominanii, pisem. M.: Iskusstvo, 1954. p. 637–648.

8. Stanislavskii K. S. Rabota aktera nad soboi. Chast' 2. Rabota aktera nad soboi v tvorcheskom protsesse voploshcheniia, Stanislavskii K. S. Sobr. soch.: v 8 t. M.: Iskusstvo, 1955. T. 3. 502 s.

9. Iakhontov V. N. Teatr odnogo aktera. M.: VTO: Iskusstvo, 1958. 451 s.

10. Stanislavskii K. S. Moia zhizn' v iskusstve. Stanislavskii K. S. Sobr. soch.: v 8 t. M.: Iskusstvo, 1954. T. 1. 514 s.

11. Vinogradskaia I. N. Zhizn' i tvorchestvo Stanislavskogo. Letopis' v 4 t. M.: VTO, 1976. T. 4. 583 p.

12. Tomashevskii B. V. Stikh «Goria ot uma». Tomashevskii B. V. Stikh i iazyk. M.; L.: Khudozh. lit-ra, 1959. p. 132–201.

13. Kristi G. V. Rabota Stanislavskogo v opernom teatre. M.: Iskusstvo, 1952. 282 p.

14. Maiakovskii V. V. Kak delat' stikhi? Maiakovskii V. V. Poln. sobr. soch.: v 12 t. M.: Khudozh. lit-ra, 1941. T. 10. S. 211–248.

15. Cavkova Z. V. Vospominaniia. Merkur'ev-Meierkhol'd P. V. Snachala ia byl malen'kim. M.: Algoritm, 2001. p. 311–318.

16. Toporkov V. O. O tekhnike aktera. M.: Iskusstvo, 1954. 124 p.

17. Tomashevskii B. V. Stikh i iazyk. Tomashevskii B. V. Stikh i iazyk: filologicheskie ocherki. M.; L.: Khudozh. lit-ra, 1959. p. 9–68.

18. Kushner B. A. O zvukovoi storone poeticheskoi rechi, Sborniki po teorii poeticheskogo iazyka. I. Petrograd, 1916. p. 42–49.

19. Kholshevnikov V. E. Osnovy stikhovedeniia, izd. 2-e, pererab. L.: Leningradskii Universitet, 1972. 168 p.

20. Tomashevskii B. V. Strofika Pushkina. Tomashevskii B. V. Stikh i iazyk. M.; L.: Khudozh. lit-ra, 1959. p. 202–324.

21. Zhirmunskii V. M. Teoriia stikha. L., 1975. 664 p.

22. Grammont M. Le vers français, ses moyens d’expression, son harmonie. Quatrième édition revue et corrigée. Paris, 1937. 508 p.

23. Likhachev D. S. Smekhovoi mir Drevnei Rusi. Likhachev D. S., Panchenko A. M., Ponyrko N. V. Smekh v drevnei Rusi. L.: Nauka, 1984. p. 7–25.

24. Leonidov L. M. K. S. Stanislavskii. Leonidov L. M. Vospominaniia, stat'i, besedy, perepiska, zapisnye knizhki. M.: Iskusstvo, 1960. p. 201–208.

25. Stanislavskii K. S. Iz pis'ma k V. S. Alekseevu i Z. S. Sokolovoi. Stanislavskii K. S. Sobr. soch.: v 8 t. M.: Iskusstvo, 1961. T. 8. p. 62.

26. Zhinkin N. I. Rech' kak provodnik informatsii. M.: Nauka, 1982. 160 p.

Загрузки

Опубликован

15.08.2014

Как цитировать

Коленова, М. Е. (2014). Особенности репетиционной работы над стихотворной пьесой. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 4(3), 25–43. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/4508

Выпуск

Раздел

Театр