Истоки «generative art» в европейском авангардном искусстве начала ХХ века

Авторы

  • Руслан Владимирович Лукичев Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

Аннотация

Статья посвящена проблеме истоков современного генеративного искусства, существующего на стыке творческой воли художника и действия неподвластных ему автономных систем. Эксперименты подобного рода характерны для целого поколения представителей русского авангарда 1910–1920-х годов, а также сюрреализма и дадаизма. В статье дается комплексный обзор художественных техник и приемов, основанных на принципе случайности (коллаж, фроттаж, декалькомания, булетизм, автоматическое письмо, «метод нарезок» и т. д.), на примере творческих поисков крупнейших отечественных и зарубежных мастеров, в том числе А. Кручёных, С. Шаршуна, Т. Тцара, С. Дали, М. Эрнста, Р. Варо. Автор проводит параллель между идейно-философской составляющей авангардного искусства и “generative art”, а также уделяет внимание значению и образно-смысловому аспекту «игры случая» как творческого метода, направленного на преодоление традиционной изобразительной системы.

Ключевые слова:

генеративное искусство, фактор случайности, художественный эксперимент, русский авангард, сюрреализм, дадаизм

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Руслан Владимирович Лукичев, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

аспирант

Библиографические ссылки

Литература

1. Levin G. Interview by Carlo Zanni for CIAC Magazine, 16 June 2004 // Flong. URL: http://www.flong.com/texts/interviews/interview_ciac/ (дата обращения: 09.08.2013).

2. Деготь Е. Ю. Русское искусство ХХ века. М.: Трилистник, 2002. 224 c.

3. Бобринская Е. А. Русский авангард: границы искусства. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 320 c.

4. Русский авангард. Манифесты, декларации, программные статьи (1908–1917) / авт.-сост. И. С. Воробьёв. СПб.: Композитор, 2008. 254 c.

5. Теория литературы: Стиховедение. Сдвиг // Лингвокультурологический тезаурус «Гуманитарная Россия» / под науч. ред. М. Л. Ремнёвой. URL: http://tezaurus.oc3.ru/docs/4/dictionary.php?label=%D1&word=%D1%E4%E2%E8%E3 (дата обращения: 05.10.2013).

6. Pearson M. A practical guide using processing // Manning Publications Co. URL: http://www.manning.com/pearson/GenArt-Sample-Intro.pdf (дата обращения: 06.10.2013).

7. Шаршун С. И. Орфей // Дадаизм / сост. и коммент. С. Шаргородского. Б. м.: Salamandra P. V. V., 2012. 115 c., илл. PDF. (Библиотека авангарда, Вып. VIII). URL: http://imwerden.de/pdf/sharshun_dadaizm_2012.pdf (дата обращения: 01.10.2013).

8. Кузьмин Д. «После чего дышится легче»: Сергей Шаршун // Сетевой журнал “Text only”. № 15 (1’06). URL: http://textonly.ru/case/?issue=15&article=5684 (дата обращения: 10.09.2013).

9. Русский авангард 1910–1920-х годов. Проблема коллажа / отв. ред. Г. Ф. Коваленко. М.: Наука, 2005. 430 с.

10. Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм / пер. с франц. С. Дубина. М.: НЛО, 2002. 416 c.

11. Дали С. Дневник одного гения // Библиотека Максима Мошкова. URL: http://lib.ru/CULTURE/DALI/dnewnik.txt (дата обращения: 10.09.2013).

12. Биография Ремедиос Варо // Дневник Александра. URL: http://lactoriacornuta.livejournal.com/16684.html (дата обращения: 08.05.2013).

References

1. Levin G. Interview by Carlo Zanni for CIAC Magazine, 16 June 2004, Flong. URL: http://www.flong.com/texts/interviews/interview_ciac/ (accessed: 09.08.2013).

2. Degot' E. Iu. Russkoe iskusstvo XX veka. M.: Trilistnik, 2002. 224 p.

3. Bobrinskaia E. A. Russkii avangard: granitsy iskusstva. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2006. 320 p.

4. Russkii avangard. Manifesty, deklaratsii, programmnye stat'i (1908–1917), avt.-sost. I. S. Vorob'ev. SPb.: Kompozitor, 2008. 254 p.

5. Teoriia literatury: Stikhovedenie. Sdvig, Lingvokul'turologicheskii tezaurus «Gumanitarnaia Rossiia», pod nauch. red. M. L. Remnevoi. URL: http://tezaurus.oc3.ru/docs/4/dictionary.php?label=%D1&word=%D1%E4%E2%E8%E3 (accessed: 05.10.2013).

6. Pearson M. A practical guide using processing, Manning Publications Co. URL: http://www.manning.com/pearson/GenArt-Sample-Intro.pdf (accessed: 06.10.2013).

7. Sharshun S. I. Orfei, Dadaizm, sost. i komment. S. Shargorodskogo. B. m.: Salamandra P. V. V., 2012. 115 c., ill. PDF. (Biblioteka avangarda, Vyp. VIII). URL: http://imwerden.de/pdf/sharshun_dadaizm_2012.pdf (accessed: 01.10.2013).

8. Kuz'min D. «Posle chego dyshitsia legche»: Sergei Sharshun, Setevoi zhurnal “Text only”. № 15 (1’06). URL: http://textonly.ru/case/?issue=15&article=5684 (accessed: 10.09.2013).

9. Russkii avangard 1910–1920-kh godov. Problema kollazha, otv. red. G. F. Kovalenko. M.: Nauka, 2005. 430 p.

10. Shen'e-Zhandron Zh. Siurrealizm, per. s frants. S. Dubina. M.: NLO, 2002. 416 p.

11. Dali S. Dnevnik odnogo geniia, Biblioteka Maksima Moshkova. URL: http://lib.ru/CULTURE/DALI/dnewnik.txt (accessed: 10.09.2013).

12. Biografiia Remedios Varo, Dnevnik Aleksandra. URL: http://lactoriacornuta.livejournal.com/16684.html (accessed: 08.05.2013).

Загрузки

Опубликован

15.08.2014

Как цитировать

Лукичев, Р. В. (2014). Истоки «generative art» в европейском авангардном искусстве начала ХХ века. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 4(3), 104–111. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/4514

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство