Санкт-Петербургские галереи: итальянские мотивы на берегах Невы
Аннотация
Становление и развитие Санкт-Петербурга принесло много новаций в архитектуру России. В частности, здесь впервые на фасадный строй городских улиц вышли открытые галереи, которые до того были принадлежностью внутриквартальных, дворовых пространств (например «торговых дворов»). Начало этому положил Д. Трезини (1720-е, комплекс Двенадцати коллегий и Гостиный двор на Васильевском острове). Ф. Б. Растрелли развил идею, предложив использовать двухъярусные галереи в концепции Большого Гостиного двора на Невском проспекте (середина XVIII в.), а Дж. Кваренги стал ведущим зодчим беспрецедентно массового строительства галерейных торговых рядов и гостиных дворов в Санкт-Петербурге на границе XVIII и XIX столетий. Впоследствии вклад в развитие этого процесса внесли В. П. Стасов и К. Росси и многочисленные безымянные зодчие. Петербургский опыт был использован во многих городах России, и пейзаж с аркадной галереей, дополненной пожарной каланчой, стал хрестоматийным олицетворением русского провинциального центра первой половины XIX столетия.
Ключевые слова:
архитектура Санкт-Петербурга, взаимодействие культур, торговые ряды на улицах итальянских городов, российские гостиные дворы
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.