Эстетика сценического ритуала в постдраматическом театральном дискурсе

Авторы

  • Виктория Николаевна Алесенкова Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова https://orcid.org/0000-0002-3768-7024

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.303

Аннотация

Предпосылкой изучения ритуала в постдраматическом театральном дискурсе послужила тенденция смещения сценического действия от вербальной формы к церемониалу — невербальному действию, опирающемуся на язык мифа и сновидения. В центре научного интереса — ментальные образы и принципы образования смысла в спектакле на основе ритуала. Театральный опыт Е. Гротовского, который привел режиссера к идее спектакля как акта жертвоприношения и «просветления» актера, выявляет утраченную взаимосвязь ритуала с древней мистерией. Ритуальность выражается с этой точки зрения в сценическом воплощении процесса внутренней трансформации души, целью которой является умерщвление низшей человеческой природы и возрождение ее божественного аспекта. Важным для образования смысла становится предмет мимесиса (прообраз, которому подражает актер), поскольку он может апеллировать как к «божественному архетипу», так и к инфернальному образцу. Являясь осью ритуала, предмет подражания репрезентирует понятие души и проецирует на нее свои свойства. Таким образом, невидимое (метафизическое) становится видимым в спектакле и часто имеет смысловую связь с древними языческими и христианскими обрядами. В концептуальной линии «театра смерти» Ж. Жене и Т. Кантора ритуал приобретает форму воплощенного сновидения, апеллируя к архетипам бессознательного. Внеязыковое (символическое) осмысление ритуала в так называемых постдраматических спектаклях Е. Гротовского, Т. Кантора, Э. Някрошюса, А. Васильева, А. Жолдака, Р. Уилсона, Р. Лепажа и других позволяет прийти к заключению, что сценический ритуал отражает два сценария трансформации души: позитивный — возрождение Бога, обретение связей и переход в духовную сферу; негативный — намеренное искажение или смерть Бога, обрыв связей, в том числе смысловых, способствующий декодированию ментального пространства.

Ключевые слова:

сценический ритуал, постдраматический театр, мистерия, символ, миф, обряд, символическое действие, ментальный образ, предмет мимесиса

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Виктория Николаевна Алесенкова, Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова

кандидат искусствоведения, доцент кафедры мастерства актера Театрального института

Библиографические ссылки

Литература

1. Леман, Ханс-Тис. Постдраматический театр. Предисл. Анатолий Васильев, пер., вступ. ст., коммент. Наталья Исаева. М.: ABCdesign, 2013.

2. Фромм, Эрих. “Психоанализ и религия”. В сб. Сумерки богов, сост. и ред. А. Яковлев, 143–221. М.: Политиздат, 1990.

3. Гротовский, Ежи. К бедному театру. Пер. Л. Мельникова. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2009.

4. Гребенюк, Елена. “Ритуал перехода и психотерапия”. Консультативная психология и психотерапия 24, no. 1 (2016): 97–108.

5. Меррелл-Вольф, Франклин. Пути в иные измерения: личная запись преображения сознания. Пер. анонимный, перераб. И. Старых, отв. ред. Ю. Смирнов. Киев: София, 1993.

6. Гротовский, Ежи. “Театр и ритуал”. В кн. Искусство режиссуры, ХХ век, сост. Сергей Никулин, Ламара Пичхадзе, 546–64. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2018.

7. Холл, Мэнли Палмер. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии <…>. Пер. Виталий Целищев. Новосибирск: Наука, 1992.

8. Шмаков, Владимир. Священная книга Тота. Великие арканы Таро. Абсолютные начала синтетической философии эзотеризма. М.: Московская городская типография, 1916.

9. Пави, Патрис. Словарь театра. Пер. Л. Баженова, И. Бахта, О. Васильева, А. Горячев, С. Иванов, Е. Разлогова и В. Стариков, ред. К. Разлогов. М.: Прогресс, 1991.

10. Брук, Питер. Пустое пространство. Секретов нет. Пер. Ю. Ройтман, И. Цимбал, М. Стронин, С. Волынец и И. Кузнецова. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2003.

11. Блаватская, Елена. Тайная доктрина. Синтез науки, религии и философии. 3 тома. Новосибирск: Наука, 1993, т. 3.

12. Элиаде, Мирча. “Миф о вечном возвращении”. В кн. Элиаде, Мирча. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении; Образы и символы; Священное и мирское. Пер. А. Васильева и др., науч. ред. В. Калыгин и И. Шептунова, 23–126. М.: Ладомир, 2000.

13. Афанасьев, Александр. Поэтические воззрения славян на природу. 3 тома. 1865, т. 3. Репринт, М.: Индрик, 1994.

14. Потебня, Александр. Слово и миф. Сост., подгот. и примеч. Андрей Топорков. М.: Правда, 1989.

15. Жене, Жан. “Это странное слово”. В сб. Как всегда — об авангарде: Антология французского театрального авангарда, сост., пер. и коммент. Сергей Исаев, 140–9. М.: ТПФ “Союзтеатр” ГИТИС, 1992.

16. Березкин, Виктор. Польский театр художника: Кантор, Шайна, Мондик. М.: Аграф, 2004.

17. Ильин, Евгений. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009.

18. Бартошевич, Алексей. Для кого написан «Гамлет»: Шекспир в театре. XIX, XX, XXI… М.: ГИТИС, 2014.

19. Котович, Татьяна. Режиссура ритуала. Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2009.

20. Топоров, Владимир. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: избранное. Ред. Вадим Руднев. М.: Прогресс; Культура, [1994–1995].

References

1. Lehmann, Hans-Thies. Postdramatic Theatre. Rus. ed. Introd. by Anatolii Vasil’ev, transl., introd. art., comment. by Natal’ia Isaeva. Moscow: ABCdesign Publ., 2013.

2. Fromm, Erich. “Psychoanalysis and Religion”. In Sumerki bogov, comp. and ed. by A. Iakovlev, 143–221. Moscow: Politizdat Publ., 1990. (In Russian)

3. Grotowski, Jerzy. Towards a Poor Theatre. Rus. ed. Transl. by L. Mel’nikova. Moscow: Artist. Rezhisser. Teatr Publ., 2009.

4. Grebeniuk, Elena. “Rite of Passage and Psychotherapy”. Konsultativnaia psihologiia i psihoterapiia 24, no. 1 (2016): 97–108. (In Russian)

5. Merrell-Wolff, Franklin. Pathways Throught to Space: The Intimate Record of Transformation in Consciousness. Rus. ed. Transl. by anon., reworked by I. Staryh. Kiev: Sofiia Publ., 1993.

6. Grotowski, Jerzy. “Theatre and Ritual”. In Iskusstvo rezhissury, XX vek, comp. by Sergei Nikulin, Lamara Pichkhadze, 546–64. Moscow: Artist. Rezhisser. Teatr Publ., 2018. (In Russian)

7. Hall, Manly Palmer. An Encyclopedic Outline of Masonic, Germetic, Qabbalistic and Rosicrucian Symbolical Philosophy. Rus. ed. Transl. by Vitalii Tselishchev. Novosibirsk: Nauka Publ., 1992.

8. Shmakov, Vladimir. Holy Book of Thoth. The Great Arcana of Taro. The Absolute Principles of the Synthetic Philosophy of Esotericism. Moscow: Moskovskaia gorodskaia tipogtafiia Publ., 1916. (In Russian)

9. Pavis, Patrice. Theatre Dictionary. Rus. ed. Transl. by L. Bazhenova, I. Bakhta, O. Vasil’eva, A. Goriachev, S. Ivanov, E. Razlogova and V. Starikov, ed. by K. Razlogov. Moscow: Progress Publ., 1991.

10. Bruk, Piter. The Empty Space. There are no Secrets. Rus. ed. Transl. by Iu. Roitman, I. Tsymbal, M. Stronin, S. Volynets and I. Kuznetsova. Moscow: Artist. Rezhisser. Teatr Publ., 2003.

11. Blavatskaia, Elena. The Secret Doctrine, the Synthesis of Science, Religion and Philosophy. 3 vols. Novosibirsk: Nauka Publ., 1993, vol. 3. (In Russian)

12. Eliade, Mircea. “Cosmos and History: The Myth of the Eternal Return”. Rus. ed. In Eliade, Mircha. Izbrannye sochineniia: Mif o vechnom vozvrashchenii; Obrazy i simvoly; Sviashchennoe i mirskoe. Transl. by A. Vasil’eva et al., science ed. by V. Kalygin and I. Sheptunova, 23–126. Moscow: Ladomir Publ., 2000.

13. Afanas’ev, Aleksandr. Poetic Views of the Slavs on Nature. 3 vols. 1865, vol. 3. Reprint, Moscow: Indrik Publ., 1994. (In Russian)

14. Potebnia, Aleksandr. The Word and the Myth. Comp., prepared and comment. by Andrei Toporkov. Moscow: Pravda Publ., 1989. (In Russian)

15. Genet, Jean. “It’s a Strange Word”. In Kak vsegda — ob avangarde: Antologiia frantsuzskogo teatral’nogo avangarda, comp., transl. and comment. by Sergei Isaev, 140–9. Moscow: TPF “Soiuzteatr” GITIS Publ., 1992. (In Russian)

16. Berezkin, Viktor. Polish Artist’s Theater: Cantor, Shayna, Mondik. Moscow: Agraf Publ., 2004. (In Russian)

17. Il’in, Evgenii. Psychology of Oeuvre, Creativity, Giftedness. St. Petersburg: Piter Publ., 2009. (In Russian)

18. Bartoshevich, Aleksei. For Whom it is Written “Hamlet”: Shakespeare in the Theatre. XIX, XX, XXI… Moscow: GITIS Publ., 2014. (In Russian)

19. Kotovich, Tat’iana. Directing of the Ritual. Vitebsk: VGU im. P. M. Masherova Publ., 2009. (In Russian)

20. Toporov, Vladimir. Myth. Ritual. Symbol. Image: Research in the Field of Mythopoetic: Selected. Ed. by Vadim Rudnev. Moscow: Progress, Kul’tura Publ., [1994–1995]. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

26.09.2019

Как цитировать

Алесенкова, В. Н. (2019). Эстетика сценического ритуала в постдраматическом театральном дискурсе. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 9(3), 482–494. https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.303

Выпуск

Раздел

Театр