Эстетика сценического ритуала в постдраматическом театральном дискурсе
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.303Аннотация
Предпосылкой изучения ритуала в постдраматическом театральном дискурсе послужила тенденция смещения сценического действия от вербальной формы к церемониалу — невербальному действию, опирающемуся на язык мифа и сновидения. В центре научного интереса — ментальные образы и принципы образования смысла в спектакле на основе ритуала. Театральный опыт Е. Гротовского, который привел режиссера к идее спектакля как акта жертвоприношения и «просветления» актера, выявляет утраченную взаимосвязь ритуала с древней мистерией. Ритуальность выражается с этой точки зрения в сценическом воплощении процесса внутренней трансформации души, целью которой является умерщвление низшей человеческой природы и возрождение ее божественного аспекта. Важным для образования смысла становится предмет мимесиса (прообраз, которому подражает актер), поскольку он может апеллировать как к «божественному архетипу», так и к инфернальному образцу. Являясь осью ритуала, предмет подражания репрезентирует понятие души и проецирует на нее свои свойства. Таким образом, невидимое (метафизическое) становится видимым в спектакле и часто имеет смысловую связь с древними языческими и христианскими обрядами. В концептуальной линии «театра смерти» Ж. Жене и Т. Кантора ритуал приобретает форму воплощенного сновидения, апеллируя к архетипам бессознательного. Внеязыковое (символическое) осмысление ритуала в так называемых постдраматических спектаклях Е. Гротовского, Т. Кантора, Э. Някрошюса, А. Васильева, А. Жолдака, Р. Уилсона, Р. Лепажа и других позволяет прийти к заключению, что сценический ритуал отражает два сценария трансформации души: позитивный — возрождение Бога, обретение связей и переход в духовную сферу; негативный — намеренное искажение или смерть Бога, обрыв связей, в том числе смысловых, способствующий декодированию ментального пространства.
Ключевые слова:
сценический ритуал, постдраматический театр, мистерия, символ, миф, обряд, символическое действие, ментальный образ, предмет мимесиса
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.