Профессиональные мастера музыкальных инструментов в России XVIII в.
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.104Аннотация
Сомнения отечественных музыковедов XX в. в профессионализме первых российских мастеров музыкальных инструментов вызваны бедностью исторических материалов, лежащих в основе их исследований. Привлечение дополнительных источников позволяет установить, что создание законодательной базы и предоставляемые правительством льготы привлекли в Россию десятки европейских музыкально-инструментальных мастеров, которые смогли органично интегрироваться в городское общество Петербурга, Москвы и других крупных городов. Благодаря их деятельности профессиональное ремесленное производство музыкальных инструментов в России началось во втором десятилетии XVIII в., а уже в начале 1740-х годов в Петербурге изготавливались фортепиано. В период 1710–1780-х годов многие музыкально-инструментальные мастера имели широкую специализацию и умели делать практически все виды музыкальных инструментов. Но даже несмотря на это, ввиду небольшого спроса на европейские музыкальные инструменты часть мастеров была вынуждена подрабатывать, служа либо в государственных учреждениях, либо музыкантами в придворном театре или органистами в церквях. Такое двойственное положение музыкальных мастеров вводило в заблуждение предыдущих исследователей, ошибочно считавших их музыкантами, освоившими профессию музыкального мастера. С 1770-х годов, когда спрос на клавишные инструменты значительно увеличился, мастера клавишных инструментов занялись более специализированным производством — изготовлением только фортепиано и клавесинов либо фортепиано и органов или их гибридов. Особое распространение в России получили комбинированные инструменты — «организованные фортепиано», а искусство их изготовителей стало известным и в Европе. Анализ печатных источников и экспертиза сохранившихся инструментов показывают, что представление о музыкальных мастерах как о «временных» или «кустарных» не соответствует действительности. Большинство иностранных музыкально-инструментальных мастеров на десятилетия оседали в России, открывали мастерские, работали на придворный театр, готовили учеников и создавали российскую школу музыкального инструментостроения.
Ключевые слова:
мастера музыкальных инструментов, фортепианные мастера, инструментоведение, Фёрстер, Даммат, Вильде, Габран, Киршник, Россия, XVIII в.
Скачивания
Библиографические ссылки
Источники
References
Sources
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.