О новых формах синтеза искусств в современном музыкальном театре

Авторы

  • Александра Владимировна Крылова Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова https://orcid.org/0000-0003-3718-0810

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.203

Аннотация

Рассматриваются процессы развития современного музыкального театра, активизированные воздействием новых технологий, которые существенно расширили возможности синтеза искусств, исконно свойственные музыкально-театральным жанрам. Апробированные в рамках разного рода культурных практик — перформансов, инсталляций, шоу и прочего, компьютерные ресурсы звукового синтеза, новые технические средства и 3D-технологии безгранично расширяют возможности работы со звуком, светом, цветом, словом и пластикой, вовлекая в процесс создания музыкально-театрального произведения не только композитора, но и дизайнеров и инженеров. Возникает проблема авторства, которое уже не является исключительным правом композитора, а принадлежит целому творческому коллективу. Следствием этих процессов становится ряд существенных изменений в соотношении художественных составляющих спектакля: отказ от главенства музыки, равноправная смысловая значимость всех выразительных компонентов, образующих полифоническое многоканальное смысловое поле, которое позволяет говорить о «театре смешанных средств». Несовпадение логического движения и смыслового наполнения вербального, визуального, аудиального начал приводит к ограничению нарратива и возрастанию суггестии, заставляющей зрителя, оттолкнувшись от авторского посыла и личного жизненного опыта, искать свое понимание, предполагающее множественность трактовок. Поиск новой эстетики приводит к проектному подходу при создании музыкально-театрального сочинения, обладающего в каждом конкретном случае рядом глубоко индивидуальных пространственно-временных особенностей, а также к существенной трансформации общей коммуникативной ситуации, в которой зритель становится соучастником происходящего. Статья содержит аналитические наблюдения над произведениями современных авторов — Х. Гёббельса, М. Сквилланте, а также над работами, созданными творческой группой «Lemieux Pilon 4D Art».

Ключевые слова:

синтез искусств, цифровые технологии, интерактивность, экспериментальный театр, театр смешанных средств, перформанс, инсталляция

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Александра Владимировна Крылова, Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

доктор культурологии, кандидат искусствоведения, профессор, проректор по научной работе

Библиографические ссылки

Литература

1. Jameson, Fredric. “Postmodernism, Or the Cultural Logic of Late Capitalism”. New Left Review, no. 1/146 (1984). Дата обращения сентябрь 01, 2019. https://newleftreview.org/issues/I146/articles/fredric-jameson-postmodernism-or-the-cultural-logic-of-late-capitalism.

2. Краусс, Розалинд. “Путешествие по северному морю”: искусство в эпоху постмедиальности. Пер. Алексей Шестаков. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017.

3. Novak, Jelena. Postopera: Reinventing the Voice-Body. London: Routledge, 2015.

4. Тейлор, Брендон. Art Today. Актуальное искусство 1970–2005. Пер. Эвелина Меленевская. М.: Слово, 2006.

5. Тарнопольский, Владислав. “Феномен Нового музыкального театра”. Журнал Общества теории музыки, no. 4/12 (2015): 25–34. http://journal-otmroo.ru/sites/journal-otmroo.ru/files/2015_4%20%2812%29_3_Тарнопольский%20В.%20В.%20%28final%29_0.pdf.

6. Salzman, Eric, and Thomas Desi. The New Music Theater: Seeing the Voice, Hearing the Body. New York: Oxford University Press, 2008.

7. Лисин, Дмитрий. “О чем невозможно говорить, о том следует молчать. [Интервью с Вл. Мартыновым]”. Журнал для пассажиров (Март, 2019): 74–8.

8. Бирюкова, Екатерина. “‘Я отказываюсь показывать очевидное’. Хайнер Гёббельс готовится к своей первой постановке в России”. COLTA. Дата обращения сентябрь 01, 2019. https://www.colta.ru/articles/music_classic/5353-ya-otkazyvayus-pokazyvat-ochevidnoe.

9. Ouellette, Fernand. Edgard Varèse. Paris: Seghers, 1966.

10. “Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой”. Электротеатр: Станиславский. Дата обращения сентябрь 01, 2019. https://electrotheatre.ru/repertoire/spectacle.htm?id=81.

11. Nyffeler, Max. “Sound — Space — Choreography: A Profile of Composer Heiner Goebbels”. Ballett International / Tanz Aktuell (October, 1996): 46–50.

12. Шендерова, Алла. “Логика Хайнера Гёббельса”. Театр, no. 21–22 (2015). Дата обращения сентябрь 01, 2019. http://oteatre.info/logika-hajnera-gyobbelsa/.

13. Kostelanetz, Richard. The Theatre of Mixed-Means: An Introduction to Happening, Kinetic Environments and Other Mixed-Means Presentations. 1968. Reprint, New York: RK Editions, 1980.

14. Coombs, Daniel. “Maurizio Squillante: The Wings of Daedalus — ZKM Institute for Music and Acoustics / Maurizio Squillante — Wergo 2073-2, 74:40, (8/18/17)**: Stretching the Definition of ‘Opera’…”. Дата обращения сентябрь 01, 2019. https://www.audaud.com/maurizio-squillante-the-wings-of-daedalus-zkm-institute-for-music-and-acousticsmaurizio-squillante-wergo/.

15. Гёббельс, Хайнер. Эстетика Отсутствия. Тексты о музыке и театре. Пер. Ольга Федянина. М., 2015. (Театр и его дневник).

16. Полубояринова, Лариса. “Позднее творчество А. Штифтера”. Автореф. дис. … канд. филол. наук. Ленинградский государственный университет, 1990.

17. “Stifters Dinge. Heiner Goebbels”. FRINGEARTS. Дата обращения сентябрь 01, 2019. https://fringearts.com/event/stifters-dinge/.

18. Макарова, Ая. “Эстетика опоздания. Хайнер Геббельс ‘Эстетика Отсутствия. Тексты о музыке и театре’”. Музыкальное обозрение. Дата обращения сентябрь 01, 2019.
https:muzobozrenie.ru/estetika-opozdaniya-hajner-gebbel-s-e-stetika-otsutstviya-teksty-o-muzy-ke-i-teatre/.

19. Борисова, Александра. “‘Некоторые зрители говорили мне, что видели Бога’: В Новом пространстве Театра Наций открыты инсталяции Хайнера Гёббельса”. Газета.ru. Дата обращения сентябрь 01, 2019. https:www.gazeta.ru/culture/2017/03/24/a_10591517.shtml.

20. Денисов, Андрей. “Сюжет и жанр в опере XX века — парадигмы изучения”. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, no. 7/21–1 (2006): 128–37.


References

1. Jameson, Fredric. “Postmodernism, Or the Cultural Logic of Late Capitalism”. New Left Review, no. 1/146 (1984). Accessed September 01, 2019. https://newleftreview.org/issues/I146/articles/fredricjameson-postmodernism-or-the-cultural-logic-of-late-capitalism.

2. Krauss, Rosalind. “A Voyage on the North Sea”: Art in the Post-Median Era. Rus. ed. Transl. by Alexey Shestakov. Moscow: Ad Marginem Press, 2017. (In Russian)

3. Novak, Jelena. Postopera: Reinventing the Voice-Body. London: Routledge, 2015.

4. Taylor, Brandon. Art Today. Actual Art 1970–2005. Rus. ed. Transl. by Evelina Melenevskaia. Moscow: Slovo Publ., 2006. (In Russian)

5. Tarnopol’skii, Vladislav. “The Phenomenon of New Musical Theater”. Zhurnal Obshchestva teorii muzyki, no. 4/12 (2015): 25–34. Accessed September 01, 2019. http://journal-otmroo.ru/sites/journal-otmroo.ru/files/2015_4%20%2812%29_3_Tarnopol’skii%20V.%20V.%20%28final%29_0.pdf. (In Russian)

6. Salzman, Eric, and Thomas Desi. The New Music Theater: Seeing the Voice, Hearing the Body. New York: Oxford University Press, 2008.

7. Lisin, Dmitrii. “What is Impossible to Talk About, Should be Silent. [Interview with Vl. Martynov]”. Zhurnal dlia passazhirov (Mart, 2019): 74–8. (In Russian)

8. Biriukova, Ekaterina. “‘I Refuse to Show the Obvious’. Heiner Goebbels Prepares for his First Production in Russia”. COLTA. Accessed September 01, 2019. https://www.colta.ru/articles/music_classic/5353-ya-otkazyvayus-pokazyvat-ochevidnoe. (In Russian)

9. Ouellette, Fernand. Edgard Varèse. Paris: Seghers, 1966.

10. “Max Black or 62 Ways of Supporting the Head with a Hand”. Elektroteatr: Stanislavskii. Accessed September 01, 2019. https://electrotheatre.ru/repertoire/spectacle.htm?id=81. (In Russian)

11. Nyffeler, Max. “Sound — Space — Choreography: A Profile of Composer Heiner Goebbels”. Ballett International / Tanz Aktuell (October, 1996): 46–50.

12. Shenderova, Alla. “Heiner Goebbels Logic”. Teatr, no. 21–22 (2015). Accessed September 01, 2019. http://oteatre.info/logika-hajnera-gyobbelsa/. (In Russian)

13. Kostelanetz, Richard. The Theatre of Mixed-Means: An Introduction to Happening, Kinetic Environments and Other Mixed-Means Presentations. 1968. Reprint, New York: RK Editions, 1980.

14. Coombs, Daniel. “Maurizio Squillante: The Wings of Daedalus — ZKM Institute for Music and Acoustics / Maurizio Squillante — Wergo 2073-2, 74:40, (8/18/17)**: Stretching the Definition of ‘Opera’…”. Accessed September 01, 2019. https://www.audaud.com/maurizio-squillante-the-wings-of-daedalus-zkm-institute-for-music-and-acousticsmaurizio-squillante-wergo/.

15. Goebbels, Heiner. Aesthetics of Absence. Texts About Music and Theater. Rus. ed. Transl. by Ol’ga Fedianina. Moscow, 2015. (Teatr i ego dnevnik). (In Russian)

16. Poluboiarinova, Larisa. “Later Works by A. Stifter”. Theses of PhD diss. Leningradskii gosudarstvennyi universitet Publ., 1990. (In Russian)

17. “Stifters Dinge. Heiner Goebbels”. FRINGEARTS. Accessed September 01, 2019. https://fringearts.com/event/stifters-dinge/.

18. Makarova, Aia. “The Aesthetics of Delay. Heiner Goebbels’s ‘Aesthetics of Absence. Texts About Music and Theater”. Muzykal’noe obozrenie. Accessed September 01, 2019. https:muzobozrenie.ru/e-stetikaopozdaniya-hajner-gebbel-s-e-stetika-otsutstviya-teksty-o-muzy-ke-i-teatre/.

19. Borisova, Aleksandra. “Some Viewers Told me that They Saw God’: Heiner Goebbels Installations are Open in the New Space of the Theater of Nations”. Gazeta.ru. Accessed September 01, 2019. https:www.gazeta.ru/culture/2017/03/24/a_10591517.shtml.

20. Denisov, Andrei. “The Plot and Genre of Opera of the 20th Century — Paradigms of Studies”. Izvestiia Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena, no. 7/21–1 (2006): 128–37.

Загрузки

Опубликован

16.06.2020

Как цитировать

Крылова, А. В. (2020). О новых формах синтеза искусств в современном музыкальном театре. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 10(2), 230–247. https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.203

Выпуск

Раздел

Музыка