О новых формах синтеза искусств в современном музыкальном театре
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.203Аннотация
Рассматриваются процессы развития современного музыкального театра, активизированные воздействием новых технологий, которые существенно расширили возможности синтеза искусств, исконно свойственные музыкально-театральным жанрам. Апробированные в рамках разного рода культурных практик — перформансов, инсталляций, шоу и прочего, компьютерные ресурсы звукового синтеза, новые технические средства и 3D-технологии безгранично расширяют возможности работы со звуком, светом, цветом, словом и пластикой, вовлекая в процесс создания музыкально-театрального произведения не только композитора, но и дизайнеров и инженеров. Возникает проблема авторства, которое уже не является исключительным правом композитора, а принадлежит целому творческому коллективу. Следствием этих процессов становится ряд существенных изменений в соотношении художественных составляющих спектакля: отказ от главенства музыки, равноправная смысловая значимость всех выразительных компонентов, образующих полифоническое многоканальное смысловое поле, которое позволяет говорить о «театре смешанных средств». Несовпадение логического движения и смыслового наполнения вербального, визуального, аудиального начал приводит к ограничению нарратива и возрастанию суггестии, заставляющей зрителя, оттолкнувшись от авторского посыла и личного жизненного опыта, искать свое понимание, предполагающее множественность трактовок. Поиск новой эстетики приводит к проектному подходу при создании музыкально-театрального сочинения, обладающего в каждом конкретном случае рядом глубоко индивидуальных пространственно-временных особенностей, а также к существенной трансформации общей коммуникативной ситуации, в которой зритель становится соучастником происходящего. Статья содержит аналитические наблюдения над произведениями современных авторов — Х. Гёббельса, М. Сквилланте, а также над работами, созданными творческой группой «Lemieux Pilon 4D Art».
Ключевые слова:
синтез искусств, цифровые технологии, интерактивность, экспериментальный театр, театр смешанных средств, перформанс, инсталляция
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.