К истории художественных имитационных отделок русской мебели XIX в.

Авторы

  • Владимир Сергеевич Торбик Санкт-Петербургский государственный университет
  • Наталия Александровна Казанкова

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.307

Аннотация

Во второй половине XIX в. в отделке мебели большой популярностью пользовалась имитация дешевых пород дерева под дорогие. Рассматриваются технологии и сфера применения самого распространенного приема имитации — разделка под орех. В рассматриваемый период эта отделка получила повсеместное распространение. Она использовалась в изготовлении как дворцовой, так и обиходной мебели для разных социальных слоев общества. Многочисленные пособия и руководства, которые стали появляться в то время, публикуют рецепты и технологии производства работ по имитации дорогих материалов. Проведенный анализ рецептов, опубликованных в рецептурных справочниках, выявил их частую повторяемость. Экспериментальные работы дали возможность отбора оригинальных рецептов, уточнения характеристик наиболее популярных материалов и способов их применения. Особого внимания заслуживают сведения о технологиях разделок мебели второго рококо по отделочному слою. Такой разделке подвергалась не только новая мебель в формах рококо, но и старая мебель периода классицизма, которая вводилась в обстановочные комплексы эклектичных интерьеров. Мебель рассматриваемого периода, как и архитектура, долгое время считалась искусством второго сорта. Это мнение небезосновательно, однако следует произвести качественную оценку мебели этого периода и по достоинству оценить художественные качества той ее части, которая отражает эволюцию эстетических воззрений своего времени. Основную массу мебели с имитационными отделками составляют предметы, воплотившие формы и декор стилистических веяний своего времени. Характер имитационных отделок, как и самой эклектики, претерпевал изменения во времени. На начальной ее фазе это повальное увлечение разделками под орех, в 1880-е годы — под черное дерево, в начале XX в. — под красное дерево. При этом разделки под орех сопровождали изготовление мебели до начала XX в. Внимание авторов сфокусировано на анализе методов именно такого приема. Проблема современного этапа реставрации состоит в том, что при реконструкции предметов с подобной отделкой вследствие отсутствия знаний о ней имитационные отделки снимаются вместе с отделочным слоем. Их сохранение и восстановление — неотложная задача для реставраторов.

Ключевые слова:

мебель, мастер, рококо, орех, разделка под орех, реставрация, эклектика, интерьер

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биографии авторов

Владимир Сергеевич Торбик, Санкт-Петербургский государственный университет

кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой реставрации факультета искусств

Наталия Александровна Казанкова

независимый исследователь

Библиографические ссылки

Литература

1. Описание Первой публичной выставки Российских мануфактурных изделий, бывшей в Санкт.-Петербурге в 1829 году. СПб.: тип. Экспедиции заготовления гос. бумаг, 1829.

2. Исаев, Андрей. Промыслы Московской губернии. 3 вып. М.: Московская губернская земская управа, 1876, вып. 1: Мебельный промысел.

3. Мильчевский, Октавий. Технолог-практик. Книга фабричных, заводских, ремесленных, художественных и других промышленных производств. 7 частей. М.: тип. С. Орлова, 1868.

4. Сюзев, Александр, сост. Приготовление протрав для дерева и подделка простых пород дерева под благородные. 2-е изд. М.: “Ремесленная газета” К. А. Казначеева, 1892.

5. Шатров, Михаил. Руководство по шлифовке, протравам, лакировке и полировке столярно-токарных и резных изделий. М.: Изд. К. Тихомирова, 1908. (Библиотека руководств по сельским постройкам, ремеслам и производствам. В изд. К. Тихомирова).

6. Андес, Луи Эдгар. Мастер окончательной отделки деревянных и других работ. Заграничные способы, приемы и секреты шлифования, вытравки, окраски, полирования, лакирования и золочения всевозможных изделий из дерева, кости и т. п.: практическая ручная книга для мебельщиков, столяров, токарей, маляров, лакировщиков, картонажников, вывесочников, позолотчиков и др. Пер. и доп. Н. Нарвский. М.: тип. И. И. Смирнова, 1887.

7. Богомолов, Борис. Протравы для подделки простых пород дерева и подделка простых пород под благородные. СПб.: Изд. А. Ф. Сухова, 1908.

8. Максимович, А. Обозрение Выставки российских мануфактурных изделий в Санкт-Петербурге в 1849 году. СПб.: тип. Департамента внешней торговли, 1850.

9. Нетыкса, Михаил. Практический курс столярного искусства: пособие для г. г. преподавателей технических и художественных школ и любителей. 2-е изд. М.: типолит. т-ва «И. Н. Кушнарев и Ко», 1901.

10. Ленцынг, Г., сост. Столярное искусство. 3-е изд. СПб.: Изд. Ю. А. Юнгмейстера, 1898.

11. Шмидт, Вильгельм. Полирование, шлифовка и художественная отделка дерева. Сохранение природной или искусственно приобретенной окраски дерева и украшение его матовой отделкой под воск, шлифованием, полированием и т. д.: руководство для мастерских и школ. Ред. К. Маркграф, пер. В. Анцов. 2-е изд. СПб.: Изд. А. Ф. Сухова, 1911.

12. Рудольф, Эдуард. Опытный мастер окончательной художественной отделки деревянных работ (плотничных, столярных, токарных и др.). Заграничные способы, приемы и секреты шлифования, окраски, полирования <…>: необходимое руководство для столяров, токарей, мебельщиков, лакировщиков и других ремесленников. Пер. анон. М.: Г. Т. Бриллиантов, 1902.

13. Хатавнер, Иоанн. Окончательная отделка деревянных изделий. Сост. по “Bau, Kunst und Möbelschreiner” — Stöckel технологом-механиком И. А. Хатавнером. Двинск: тип. И. В. Глускина, 1897.

14. Бродерсен, Густав. Производственная техно-химическая рецептура: справочная книга для техников, химиков и кустарей. Ред. А. Калачев. 3-е изд. М.; Л.: Государственное издательство, 1931.

15. Воронихина, Анна. Виды залов Эрмитаж и зимнего дворца в акварелях и рисунках художников середины XIX века. М.: Искусство. 1983. (Из собрания Эрмитажа).

16. Федоров, Александр. Фразеологический словарь русского литературного языка: около 13 000 фразеологических единиц. 3-е изд. М.: АСТ; Астрель, 2008.

17. Андреев, Е., П. Васильев, А. Шерер, Ф. Арнольд, Г. Федченко, и В. Шмидт. Обзор различных отраслей мануфактурной промышленности России. 3 т. СПб.: тип. Иосафата Огризко, 1862, т. 1.

18. Емельянов, М., сост. Лучшая школа для самообучения плотничной, столярной, токарной, резной и мебельной работам <…>. [М. ]: С. И. Леухин, 1882.

Источники

I. РГИА. Ф. 491. Оп. 2. Д. 101.

II. Ремесленная газета, no. 10, 1886.

III. РГИА. Ф. 491. Оп. 3. Д. 20.

IV. РГИА. Ф. 491. Оп. 2. Д. 214.

V. РГИА. Ф. 491. Оп. 2. Д. 194.

References

1. Description of the First Public Exhibition of Russian Manufactured Products, Which was in St. Petersburg in 1829. St. Petersburg: Printing house. State procurement expeditions Papers, 1829. (In Russian)

2. Isaev, Andrei. Professions of Moscow Province. 3 iss. Moscow: Moskovskaia gubernskaia zemskaia uprava Publ., 1876, iss. 1: Mebel’nyi promysel. (In Russian)

3. Mil’chevskii, Oktavii. Technologist-Practician: Book of Factory, Plant, Craft, Art and Other Industrial Productions. 7 pts. Moscow: tip. S. Orlova Publ., 1868. (In Russian)

4. Siuzev, Aleksandr, comp. Preparation of Wood Stains for Wood and Imitation of Simple Wood Species for Noble Ones. 2nd ed. Moscow: “Remeslennaia gazeta” K. A. Kaznacheeva Publ., 1892. (In Russian)

5. Shatrov, Mikhail. Guide to Grinding, Mordant, Varnishing and Polishing of Woodworking and Turning and Carved Products. Moscow: K. Tikhomirov Publ., 1908. (Biblioteka rukovodstv po sel’skim postroikam, remeslam i proizvodstvam. V izd. K. Tikhomirova). (In Russian)

6. Andes, Louis Edgar. Master of Finishing Wooden and Other Works. Foreign Methods, Techniques and Secrets of Grinding, Etching, Painting, Polishing, Varnishing and Gilding of All Kinds of Wood Products, Bones, etc.: A Practical Manual Book for Furniture Makers, Joiners, Turners, Painters, Cartoners, Signboards, Gilders, etc. Transl. and addition by. N. Narvskii. Moscow: tip. I. I. Smirnova Publ., 1887. (In Russian)

7. Bogomolov, Boris. Protractions for Imitation of Simple Sorts of Wood and Imitation of Simple Sorts of Wood for Noble Ones. St. Petersburg: A. F. Sukhov Publ., 1908. (In Russian)

8. Maksimovich, A. Review of the Exhibition of Russian Manufactory Products in Saint Petersburg in 1849. St. Petersburg: tip. Departamenta vneshnei torgovli Publ., 1850. (In Russian)

9. Netyksa, Mikhail. Practical Course in Carpentry: Allowance for Teachers of Technical and Art Schools and Amateurs. 2nd ed. Moscow: tipolit. t-va “I. N. Kushnarev i Ko” Publ., 1901.

10. Lentsyng, G., comp. Carpenter’s Art. 3rd ed. St. Petersburg: Iu. A. Iungmeister Publ., 1898. (In Russian)

11. Shmidt, Vil’gel’m. Polishing, Grinding and Artistic Wood Finishing. Preservation of Natural or Artificially Acquired Wood Color and Decorating It with a Matte Finish for Wax, Grinding, Polishing, etc.: A Guide for Workshops and Schools. Rus. ed. Ed. by K. Markgraf, transl. by V. Antsov. 2nd ed. St. Petersburg: A. F. Sukhov Publ., 1911. (In Russian)

12. Rudolph, Edward. Experienced Master of the Final Artistic Finishing of Wooden Works (Carpentry, Carpentry, Lathes, etc.) Foreign Methods, Techniques and Secrets of Grinding, Painting, Polishing <…>: A Necessary Guide for Joiners, Turners, Furniture Makers, Painters and Other Artisans. Rus. ed. Transl. by Anonym. Moscow: G. T. Brilliantov Publ., 1902. (In Russian)

13. Khatavner, Ioann. Final Finishing of Wooden Products. Comp. on “Bau, Kunst und Möbelschreiner” — Stöckel by Technologist and Mechanic I. A. Khatavner. Dvinsk: tip. I. V. Gluskin Publ., 1897. (In Russian)

14. Brodersen, Gustav. Production Technical and Chemical Compounding: A Reference Book for Technicians, Chemists and Handicraftsmen. Ed. by A. Kalachev. 3rd ed. Moscow; Leningrad: Gosudarstvennoe izdatel’stvo Publ., 1931. (In Russian)

15. Voronikhina, Anna. Types of Hermitage and the Winter Palace Halls in Watercolors and Drawings of Artists of the Mid of 19th Century. Moscow: Iskusstvo Publ., 1983. (Iz sobraniia Ermitazha). (In Russian)

16. Fedorov, Aleksandr. Phraseological Dictionary of the Russian Literary Language: About 13,000 Phraseological Units. 3rd ed. Moscow: AST Publ.; Astrel’ Publ., 2008. (In Russian)

17. Andreev, E., Vasil’ev, P., Sherer, A., Arnol’d, F., Fedchenko, G., and Shmidt, V. Overview of Various Branches of the Manufactory Industry of Russia. 3 vols. St. Petersburg: tip. Iofafata Ogrizko Publ., 1862, vol. 1. (In Russian)

18. Emelyanov, M., comp. The Best School for Self-Education Carpentry, Turning, Carving and Furniture <…>. Moscow: S. I. Leukhin Publ., 1882. (In Russian)

Sources

I. RGIA. F. 491. Op. 2. D. 101 [Russian State Historical Archive. Stock 491. Inventory 2. Dossier 101]. (In Russian)

II. Craft Newspaper, no. 10, 1886. (In Russian)

III. RGIA. F. 491. Op. 3. D. 20 [Russian State Historical Archive. Stock 491. Inventory 3. Dossier 20]. (In Russian)

IV. RGIA. F. 491. Op. 2. D. 214 [Russian State Historical Archive. Stock 491. Inventory 2. Dossier 214]. (In Russian)

V. RGIA. F. 491. Op. 2. D. 194 [Russian State Historical Archive. Stock 491. Inventory 2. Dossier 194]. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

22.09.2020

Как цитировать

Торбик, В. С., & Казанкова, Н. А. (2020). К истории художественных имитационных отделок русской мебели XIX в. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 10(3), 488–506. https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.307

Выпуск

Раздел

Реставрация