Невзятые вершины «национального музыкального строительства»

Авторы

  • Александр Львович Маклыгин Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова https://orcid.org/0000-0002-1643-4597

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.401

Аннотация

Статья посвящена процессу становления национальных профессиональных музыкальных практик в отечественной культуре 1920–1940-х годов на примере создания первых опер. Инициированный государственной политикой форсированный подъем академического искусства в новых советских республиках привел к разным художественным результатам, когда наряду с успешным решением поставленных задач соседствовали творческие неудачи. Особенно это проявилось в работе над оперой как самым сложным и иерархически высшим жанром европейской музыки, где отчетливо обнажились проблемные стороны ускоренного завоевания академических художественных задач в национальных республиках: отсутствие необходимой социокультурной инфраструктуры, слабый уровень музыкально-исполнительских кадров и творческая неподготовленность композиторов-первопроходцев для решения оперных драматургических задач. «Фольклорное мышление» первых оперных авторов столкнулось с рядом жанровых проблем, преодоление которых выразилось во всевозможных национальных интерпретациях, направленных на микширование строгих европейских канонов (например, феномен так называемой «тюркской оперы»). Наиболее распространенным в национальных республиках оказалось явление «незаконченных опер», демонстрировавших определенный антагонизм фольклорного мышления композитора и необходимых жанровых нормативов. Сохранившиеся эскизы многих несостоявшихся оперных «первенцев» представляют собой в основном экспозиционные участки самой крупной музыкально-сценической формы — арии, хоры и своего рода танцевальные дивертисменты, построенные на народно-песенном материале. Непреодолимым препятствием оказались развивающе-разработочные разделы формы, а также оркестровка. К концу 1940-х годов в советской музыке сложился уже целый корпус «несостоявшихся опер», каждая из которых по-своему репрезентирует драматичные страницы истории советской музыки как многонационального искусства. Без внимания к этой «непобедной» и часто латентной части художественного наследия не может быть раскрыта полнота завоеваний советского «национального музыкального строительства».

Ключевые слова:

советская опера, национальная академическая музыка, композиторское творчество, творческая неудача, сталинская культурная политика, адаптация европейских жанров, региональные музыкальные практики

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Александр Львович Маклыгин, Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова

доктор искусствоведения, профессор

Библиографические ссылки

Литература

1. Маклыгин, Александр. “Султан Габяши: с ‘мечтой’ о семиступенности”. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, no. 4 (2018): 103–8.

2. Васина-Гроссман, В., М. Тараканов, Ю. Келдыш, и др. История музыки народов СССР. Отв. ред. Юрий Келдыш. 2-е изд. 5 томов. М.: Советский композитор, 1970, т. 1.

3. Bullock, Philip Ross. “Staging Stalinism: The Search for Soviet Opera in the 1930s”. Cambridge Opera Journal 18, no. 1 (2006): 83–108. https://doi.org/10.1017/S0954586706002114.

4. Максименков, Леонид, сост. Музыка вместо сумбура: композиторы и музыканты в Стране Советов, 1917–1991. М.: МФД, 2013. (Россия. XX век. Документы).

5. Кондратьев, Михаил. “Композиторское искусство как феномен национальной художественной культуры”. В изд. Искусство композиторов Чувашии: история и современность, науч. ред. Михаил Кондратьев, 11–25. Чебоксары: Чувашский государственный институт гуманитарных наук, 2012.

6. Маклыгин, Александр. “Марийская музыка в киноотражении начала 30-х годов”. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, no. 4 (2017): 91–6.

7. Шомина, Валентина, и А. Фёдоров, сост. Культурное строительство в Марийской АССР: сборник документов. Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во, 1983.

8. Эшпай, Андрей. Непрошедшее время: беседы разных лет. М.: Композитор, 2005.

9. Карелина, Екатерина. История тувинской музыки от падения династии Цин и до наших дней. М.: Композитор, 2009.

10. Сабинина М., М. Комиссарская, Н. Туманина, и др. История музыки народов СССР. Отв. ред. Юрий Келдыш. 2-е изд. 5 томов. М.: Советский композитор, 1970, т. 2.

11. Бушуева, Любовь, и Юрий Илюхин. Композиторы Чувашии: биобиблиографический справочник. Предисл. М. Кондратьев. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 2014.

12. Давыдова, Эльмира. “Башкирская опера”. В изд. Музыка композиторов Башкирской АССР (СССР) и округа Галле (ГДР), сост. Гуидо Бимберг и Нелля Ахметжанова, 37–42. Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1990.

13. Яхина, Лилия. История башкирской музыки: учебно-методические материалы. Стерлитамак: Редакционно-издательский отдел Стерлитамакской государственной педагогической академии, 2011.

14. Бояркин, Николай. Становление мордовской профессиональной музыки: (композитор и фольклор). Саранск: Мордовское книжное изд-во, 1986.

15. Григорьева, Алла, ред.-сост. Г. И. Литинский. Жизнь, творчество, педагогика: сборник статей, воспоминаний, документов. М.: Композитор, 2001.

Источники

I. Челяпов, Николай. “Музыкальный фронт к ХVII партсъезду”. Советская музыка, no. 1/7 (1934): 8–13.

II. Черёмухин, Михаил. “К вопросу о путях советской музыки (в дискуссионном порядке)”. Советская музыка, no. 5 (1933): 23–30.

III. Челяпов, Николай. “Основные вопросы советского музыкального творчества”. Советская музыка, no. 2/20 (1935): 3–9.

IV. Шавердян, А. “Путь советского оперного театра”. Советская музыка, no. 3/32 (1936): 61–9.

V. “Группа музыки народов СССР”. Советская музыка, no. 1/30 (1936): 85–6.

VI. Центральный государственный архив Республики Марий Эл. Р-425. Оп. 1. Д. 54.

VII. Центральный государственный архив Республики Марий Эл. Р-425. Оп. 1. Д. 89.

VIII. Центральный государственный архив Республики Марий Эл. Р-425. Оп. 2. Д. 4.

IX. Фонд Марийского института языка и литературы. Оп. 4. Д. 2.

X. Душский, Михаил, и Борис Трошин. “Месяц в Мордовии”. Советская музыка, no. 12/41 (1936): 53–4.

XI. Душский, Михаил, и Борис Трошин. “Наша работа над мордовской оперой”. Красная Мордовия, 14 мая, 1937.

XII. Терегулова, Х. “‘Качкын’ — первая татарская опера”. Советская музыка, no. 8/71 (1939): 9–17.

XIII. Альтерман, И. “Первая чувашская опера”, Красная Чувашия, 22 июня, 1940.

References

1. Maklygin, Alexandr. “Sultan Gabiashi: The Dream of the Seven-Tone Diatonic”. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv, no. 4 (2018): 103–8. (In Russian)

2. Vasina-Grossman, V., M. Tarakanov, Iu. Keldysh, et al. History of Music of the Peoples of the USSR. Ed. by Iurii Keldysh. 2nd ed. 5 vols. Moscow: Sovetskii kompozitor Publ., 1970, vol. 1. (In Russian)

3. Bullock, Philip Ross. “Staging Stalinism: The Search for Soviet Opera in the 1930s”. Cambridge Opera Journal 18, no. 1 (2006): 83–108. https://doi.org/10.1017/S0954586706002114.

4. Maksimenkov, Leonid, comp. Music Instead of Confusion: Composers and Musicians in the Land of the Soviets, 1917–1991. Moscow: MFD Publ., 2013. (Rossiia. XX vek. Dokumenty). (In Russian)

5. Kondrat’ev, Mikhail. “Сomposing Art as a Phenomenon of National Art Culture”. In Iskusstvo kompozitorov Chuvashii: istoriia i sovremennost’, science ed. by Mikhail Kondrat’ev, 11–25. Cheboksary: Chuvashskii gosudarstvennyi institut gumanitarnykh nauk Publ., 2012. (In Russian)

6. Maklygin, Alexandr. “Mari Music in the Cinema of the Early 30s”. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv, no. 4 (2017): 91–6. (In Russian)

7. Shomina, Valentina, and A. Fedorov, comp. Cultural Construction in the Mari ASSR: Collection of Documents. Ioshkar-Ola: Mariiskoe knizhnoe izd-vo Publ., 1983. (In Russian)

8. Eshpai, Andrei. Unspent Time: Conversations of Different Years. Moscow: Kompozitor Publ., 2005. (In Russian)

9. Karelina, Ekaterina. History of Tuvan Music From the Fall of the Dynasty Tsin to the Present Day. Moscow: Kompozitor Publ., 2009. (In Russian)

10. Sabinina M., M. Komissarskaia, N. Tumanina, et al. History of Music of the Peoples of the USSR. Ed. by Iurii Keldysh. 2nd ed. 5 vols. Moscow: Sovetskii kompozitor Publ., 1970, vol. 2. (In Russian)

11. Bushueva, Liubov’, and Iurii Iliukhin. Composers of Chuvashia: A Bibliographic Guide. Foreword by M. Kondrat’ev. Cheboksary: Chuvashskoe knizhnoe izd-vo Publ., 2014. (In Russian)

12. Davydova, El’mira. “Bashkir Opera”. In Muzyka kompozitorov Bashkirskoi ASSR (SSSR) i okruga Galle (GDR), comp. by Guido Bimberg and Nellia Akhmetzhanova, 37–42. Ufa: Bashkirskoe knizhnoe izd-vo Publ., 1990. (In Russian)

13. Iakhina, Liliia. History of the Bashkir Opera: Educational Material. Sterlitamak: Redaktsionno-izdatel’skii otdel Sterlitamakskoi gosudarstvennoi pedagogicheskoi akademii Publ., 2011. (In Russian)

14. Boiarkin, Nikolai. The Formation of the Mordovian Professional Music: (Composer and Folklore). Saransk: Mordovskoe knizhnoe izd-vo Publ., 1986. (In Russian)

15. Grigor’eva, Alla, ed. and comp. G. I. Litinskii. Life, Creativity, Pedagogy: Collection of Articles, Memoirs, Documents. Moscow: Kompozitor Publ., 2001. (In Russian)

Sources

I. Cheliapov, Nikolai. “Musical Front for the XVII Party Congress”. Sovetskaia muzyka, no. 1/7 (1934): 8–13. (In Russian)

II. Cheremukhin, Mikhail. “On the Question of Ways of Soviet Music (In the Discussion Order)”. Sovetskaia muzyka, no. 5 (1933): 23–30. (In Russian)

III. Cheliapov, Nikolai. “The Main Issues of Soviet Musical Creativity”. Sovetskaia muzyka, no. 2/20 (1935): 3–9. (In Russian)

IV. Shaverdian, A. “The Way of the Soviet Opera”. Sovetskaia muzyka, no. 3/32 (1936): 61–9. (In Russian)

V. “Group of Music of the Peoples of the USS”. Sovetskaia muzyka, no. 1/30 (1936): 85–6. (In Russian)

VI. Central State Archive of the Republic of Mari El. R-425. Inventory 1. Dossier 54. (In Russian)

VII. Central State Archive of the Republic of Mari El. R-425. Inventory 1. Dossier 89. (In Russian)

VIII. Central State Archive of the Republic of Mari El. R-425. Inventory 2. Dossier 4. (In Russian)

IX. Foundation of the Mari Institute of Language and Literature. Inventory 4. Dossier 2. (In Russian)

X. Dushskii, Mikhail, and Boris Troshin. “A Month in Mordovia”. Sovetskaia muzyka, no. 12/41 (1936): 53–4. (In Russian)

XI. Dushskii, Mikhail, and Boris Troshin. “Our Work on the Mordovian Opera”. Krasnaia Mordoviia, May 14, 1937. (In Russian)

XII. Teregulova, Kh. “Kachkyn’ — the First Tatar Opera”. Sovetskaia muzyka, no. 8/71 (1939): 9–17. (In Russian)

XIII. Al’terman, I. “The First Chuvash Opera”, Krasnaia Chuvashiia, June 22, 1940. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

15.12.2020

Как цитировать

Маклыгин, А. Л. . (2020). Невзятые вершины «национального музыкального строительства». Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 10(4), 539–559. https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.401

Выпуск

Раздел

Музыка