Студийно-театральные новации Вс. Э. Мейерхольда и С. Э. Радлова начала XX в.

  • Александр Евгеньевич Ганелин Российский государственный институт сценических искусств; Санкт-Петербургский академический драматический театр им. В.Ф.Комиссаржевской https://orcid.org/0000-0001-9007-0800

Аннотация

Опыт педагогической работы студии Вс.Э.Мейерхольда на Бородинской улице (1914–1917) в большой мере можно считать одним из важных истоков методико-педагогической модели, присущей современной ленинградской — петербургской театральной школе. Принципы воспитания синтетического актера и режиссера, разработанные в стенах студии, сочетали новации в работе педагогов и их учеников как на отдельных этапах педагогического процесса, так и на пути строительства «нового» театра в широком понимании этого явления культурной жизни начала XX в. Уникальная театральная школа-студия становилась автономной художественной структурой, не зависящей от кадровых и финансовых нужд репертуарных и частных театров, при которых обычно в то время существовали подобные студии. Особое внимание Мейерхольд и педагоги студии, особенно В.Н.Соловьёв, уделили реконструкции сценической техники commedia dell’arte. Учебные спектакли студии в полной мере отражали несомненные успехи и, что естественно, уязвимые места, свойственные подобным новаторским поискам. Анализ этих постановок широко представлен в театральной критике того времени. В 1918 г. после значительной переработки программа студии была включена в «Проект Положения о Школе актерского мастерства», составленный Л.С.Вивьеном совместно с Мейерхольдом. Анализируется подробный перечень стилевых, мизансценических и декорационных постановочных решений, предлагаемых Вс.Э.Мейерхольдом и Ю.М.Бонди, возможность импровизировать в заранее подготовленном режиссерском замысле. С.Э.Радлов, участник студии на Бородинской, продолжил творческие поиски в предложенном Мейерхольдом подходе к развитию импровизационного синтетического театра. Режиссерская и педагогическая работа Радлова в студиях Курмасцепа, «Народной комедии», в Институте (позднее Техникуме) сценических искусств заслуживает пристального внимания в плане научного анализа эволюции его новаторских взглядов начала века и их взаимосвязи с традиционными подходами к театральному образованию и сценической практике тех лет.

Ключевые слова:

Вс.Э.Мейерхольд, В.Н.Соловьёв, С.Э.Радлов, «Алинур», студия на Бородинской, учебный спектакль, театральная школа, синтетический актер, импровизация

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Литература

1. Гладков, Александр. Мейерхольд. Сост. и подгот. В. Забродин, вступ. ст. Ц. Кин. 2 тома. М.: СТД РСФСР, 1990.

2. Рудницкий, Константин. Мейерхольд. М.: Искусство, 1981. (Жизнь в искусстве).

3. Красовский, Юрий. “Из опыта театральной педагогики В. Э. Мейерхольда, 1905–1919 гг.”. Дис. канд. искусствоведения, ЛГИТМиК, 1980.

4. Мейерхольд: к истории творческого метода. Публикации. Статьи. Ред.-сост. Николай Песочинский, отв. ред. Елена Кухта. СПб.: КультИнформПресс, 1998.

5. Золотницкий, Давид. Сергей Радлов: Режиссура судьбы. СПб.: РИИИ, 1999.

6. Сенилов, Владимир, и др. “Хроника”. Театр и искусство, no. 41 (1908): 702–5.

7. Мейерхольд, Всеволод, ред. “Студия Вс. Мейерхольда (1916–1917)”. Любовь к трем апельсинам. Журнал Доктора Дапертутто, no. 2–3 (1916): 144–50.

8. Мейерхольд, Всеволод, ред. “Студия”. Любовь к трем апельсинам. Журнал Доктора Дапертутто, no. 6–7 (1914): 105–15.

9. Г-жа(ин) Арн, “Школа и студия”, Биржевые Ведомости, март 01, 1915.

10. Мейерхольд, Всеволод, ред. “К 1-му Вечеру Студии Вс. Э. Мейерхольда 12 февраля 1915 г. (Отзывы ежедневной прессы и замечания редакции Журнала Доктора Дапертутто)”. Любовь к трем апельсинам. Журнал Доктора Дапертутто, no. 1–3 (1915): 132–49.

11. Соловьёв, Владимир. “К истории сценической техники commedia dell’arte”. Любовь к трем апельсинам. Журнал Доктора Дапертутто, no. 1 (1914): 10–4.

12. Мейерхольд, Всеволод, ред. “Студия”. Любовь к трем апельсинам. Журнал Доктора Дапертутто, no. 4–5 (1914): 90–9.

13. Мейерхольд, Всеволод, ред. “Студия”. Любовь к трем апельсинам. Журнал Доктора Дапертутто, no. 1 (1914): 60–2.

14. Мейерхольд, Всеволод. Статьи. Письма. Речи. Беседы. Сост., ред. и коммент. Александр Февральский. 2 части. М.: Искусство, 1968, ч. 1: 1891–1917.

15. Мейерхольд, Всеволод, и Юрий Бонди. “Алинур”. В изд. Игра: непериодическое издание, посвященное воспитанию посредством игры, 1–25. Пг.; М.: Театральный отдел Наркомпроса, 1918, no. 2, ч. 2.

16. Всеволодский-Гернгросс, Всеволод. “О преподавании искусств в общей школе”. В изд. Игра: непериодическое издание, посвященное воспитанию посредством игры, 3–4. Пг.; М.: Театральный отдела Наркомпроса, 1918, no. 2, ч. 1.

17. Мейерхольд, Всеволод. “В приемах импровизации”. В изд. Игра: непериодическое издание, посвященное воспитанию посредством игры, 29–30. Пг.; М.: Театральный отдел Наркомпроса, 1918, no. 2, ч. 2.

18. Бонди, Юрий. “Описание рисунков к Алинуру”. В изд. Игра: непериодическое издание, посвященное воспитанию посредством игры, 31–2. Пг.; М.: Театральный отдел Наркомпроса, 1918, no. 2, ч. 2.

19. Блок, Алекcандр. “В. Мейерхольд и Ю. Бонди. ‘Алинур’”. В изд. Репертуар: сборник материалов, 8–9. Пг.; М.: Театральный отдел Наркомпроса, 1919.

20. “Алинур”. Театр МТЮЗ. Дата обращения март 18, 2020. http://moscowtyz.ru/alinur.

21. Грипич, Алексей. “Учитель сцены”. В изд. Встречи с Мейерхольдом: сборник воспоминаний, ред.-сост. Любовь Вендровская, 114–45. М.: ВТО, 1967.

22. Ходасевич, Валентина. Портреты словами: очерки. М.: Галарт, 1995. (Memento vivere: Жизнь художника. Мемуары).

23. Державин, Константин. “Искусство цирка в сценической композиции”, Жизнь искусства, апрель 01, 1920.

24. Радлов, Сергей. “Воспоминания о театре Народной комедии”. Публ. П. Дмитриева. В изд. Минувшее. Исторический альманах, гл. ред. Владимир Аллой, 80–101. 25 выпусков. М.; СПб.: Atheneum; Феникс, 1994, вып. 16.

25. Чирков, Борис. Азорские острова. М.: Советская Россия, 1978.

26. Головинская, Елизавета. “На пути к единому методу. Очерк по истории преподавания актерского мастерства в Ленинградском театральном институте”. В изд. Записки ленинградского театрального института, ред. Стефан Мокульский, 52–85. Л. ; М.: Искусство, 1941, т. 1.

27. Радлов, Сергей. Десять лет в театре. Предисл. Стефан Мокульский. Л.: Прибой, 1929.

28. Гвоздев, Алексей. “Молодой актер и современность”. Жизнь искусства, no. 16 (1925): 6–7.

29. Тверской, Константин. “Смена идет… По студиям и школам”. Рабочий и театр, no. 25 (1925): 7.

30. Верховский, Николай. “К речевому театру, ‘Женитьба Бальзаминова’ в Доме искусств”, Ленинградская правда, апрель 15, 1926.

31. Пиотровский, Адриан. “Островский на пении”, Красная газета, Веч. вып., ноябрь 02, 1926.

32. Радлов, Сергей. “Воспитание актера”. Жизнь искусства, no. 3 (1929): 15.

References

1. Gladkov, Aleksandr. Meyerhold. Comp. and prepared by V. Zabrodin, introd. article by Ts. Kin. 2 vols. Moscow: STD RSFSR Publ., 1990. (In Russian)

2. Rudnitskii, Konstantin. Meyerhold. Moscow: Iskusstvo Publ., 1981. (Zhizn’ v iskusstve). (In Russian)

3. Krasovskii, Iurii. “From the Experience of Theatrical Pedagogy of V. Meyerhold, 1905–1919”. PhD diss., GITMiK Publ., 1980. (In Russian)

4. Meyerhold: On the History of Creative Method. Publications. Articles. Ed. and comp. by Nikolay Pesochinskii, executive ed. Elena Kukhta. St. Petersburg: Kul’tInformPress Publ., 1998. (In Russian)

5. Zolotnitskii, David. Sergei Radlov: Directing of Fate. St. Petersburg: RIII Publ., 1999. (In Russian)

6. Senilov, Vladimir, et al. “Chronicle”. Teatr i iskusstvo, no. 41 (1908): 702–5. (In Russian)

7. Meyerhold, Vsevolod, ed. “Vsevolod Meyerhold Studio (1916–1917)”. Lyubov’ k trem apel’sinam. Zhurnal Doktora Dapertutto, no. 2–3 (1916): 144–50. (In Russian)

8. Meyerhold, Vsevolod, ed. “Studio”. Lyubov’ k trem apel’sinam. Zhurnal Doktora Dapertutto, no. 6–7 (1914): 105–15. (In Russian)

9. Mr (Mrs) Arn, “School and Studio”, Birzhevye Vedomosti, Мarch 01, 1915. (In Russian)

10. Meyerhold, Vsevolod, ed. “By the First Evening of the Vs. Meyerhold Studio. February 12, 1915 (Reviews of the Daily Press and Comments by the Editors of the Journal of Dr. Dapertutto)”. Liubov’ k trem apel’sinam. Zhurnal Doktora Dapertutto, no. 1–3 (1915): 132–49. (In Russian)

11. Solov’ev, Vladimir. “On the History of Stage Technology of commedia dell’arte”. Lyubov’ k trem apel’sinam. Zhurnal Doktora Dapertutto, no. 1 (1914): 10–4. (In Russian)

12. Meyerhold, Vsevolod, ed. “Studio”. Lyubov’ k trem apel’sinam. Zhurnal Doktora Dapertutto, no. 4–5 (1914): 90–9. (In Russian)

13. Meyerhold, Vsevolod, ed. “Studio”. Lyubov’ k trem apel’sinam. Zhurnal Doktora Dapertutto, no. 1 (1914): 60–2. (In Russian)

14. Meyerhold, Vsevolod. Articles. Letters. Speeches. Conversations. Comp., ed. and comment. by Aleksandr Fevral’skii. 2 parts. Moscow: Iskusstvo Publ., 1968, pt. 1: 1891–1917. (In Russian)

15. Meyerhold, Vsevolod, and Iurii Bondi. “Alinur”. In Igra: neperiodicheskoe izdanie, posviashchennoe vospitaniiu posredstvom igry, 1–25. Petrograd; Moscow: Teatral’nyi otdel Narkomprosa Publ., 1918, no. 2, pt. 2. (In Russian)

16. Vsevolodskii-Gerngross, Vsevolod. “About Teaching Arts in a General School”. In Igra: neperiodicheskoe izdanie, posviashchennoe vospitaniiu posredstvom igry, 3–4. Petrograd; Moscow: Teatral’nyi otdel Narkomprosa Publ., 1918, no. 2, pt. 2. (In Russian)

17. Meyerhold, Vsevolod. “In Improvisation Techniques”. In Igra: neperiodicheskoe izdanie, posviashchennoe vospitaniiu posredstvom igry, 29–30. Petrograd; Moscow: Teatral’nyi otdel Narkomprosa Publ., 1918, no. 2, pt. 2. (In Russian)

18. Bondi, Iurii. “Description of the Drawings for Alinur”. In Igra: neperiodicheskoe izdanie, posviashchennoe vospitaniiu posredstvom igry, 31–2. Petrograd; Moscow: Teatral’nyi otdel Narkomprosa Publ., 1918, no. 2, pt. 2. (In Russian)

19. Blok, Aleksandr. “V. Meyerhold and Iu. Bondi. ‘Alinur’”. In Repertuar: sbornik materialov, 8–9. Petrograd; Moscow: Teatral’nyi otdel Narkomprosa Publ., 1919. (In Russian)

20. “Alinur”. Teatr MTIuZ. Accessed March 18, 2020. http://moscowtyz.ru/alinur. (In Russian)

21. Gripich, Aleksei. “Teacher of the Stage”. In Vstrechi s Meierkhol’dom: sbornik vospominanii, ed. and comp. by Liubov’ Vendrovskaia, 114–45. Moscow: VTO Publ., 1967. (In Russian)

22. Khodasevich, Valentina. Portraits by Words: Essays. Moscow: Galart Publ., 1995. (Memento vivere: Zhizn’ khudozhnika. Memuary). (In Russian)

23. Derzhavin, Konstantin, “Circus Art in Stage Composition”, Zhizn’ iskusstva, April 01, 1920. (In Russian)

24. Radlov, Sergei. “The Reminiscences about the People Comedy Theatre”. Ed. by P. Dmitriev. In Minuvshee. Istoricheskii al’manakh, general ed. Vladimir Alloi, 80–101. 25 issues. Moscow; St. Petersburg: Atheneum Publ.; Feniks Publ., 1994, iss. 16. (In Russian)

25. Chirkov, Boris. Azores. Moscow: Sovetskaia Rossiia Publ., 1978. (In Russian)

26. Golovinskaia, Elizaveta. “On the Way to a Single Method. Essay on the History of Teaching Acting at the Leningrad Theater Institute”. In Zapiski leningradskogo teatral’nogo instituta, ed. by Stefan Mokul’skii, 52–85. Leningrad; Moscow: Iskusstvo Publ., 1941, vol. 1. (In Russian)

27. Radlov, Sergei. Ten Years in the Theater. Foreword by Stefan Mokul’skii. Leningrad: Priboi Publ., 1929. (In Russian)

28. Gvozdev, Aleksei. “Young Actor and Modernity”. Zhizn’ iskusstva, no. 16 (1925): 6–7. (In Russian)

29. Tverskoi, Konstantin. “The Change is in Progress … In Studios and Schools”. Rabochii i teatr, no. 25 (1925): 7. (In Russian)

30. Verkhovskii, Nikolai, “To the Speech Theater, ‘Marriage of Balzaminov’ in the House of Arts”. Leningradskaia pravda, April 15, 1926. (In Russian)

31. Piotrovskii, Adrian, “Ostrovsky on a Singing”, Krasnaia gazeta, evening issue, November 02, 1926. (In Russian)

32. Radlov, Sergei. “Actor’s Upbringing”, Zhizn’ iskusstva, no. 3 (1929): 15. (In Russian)

Опубликован
2021-10-02
Как цитировать
Ганелин, А. Е. (2021). Студийно-театральные новации Вс. Э. Мейерхольда и С. Э. Радлова начала XX в. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 11(3), 393-409. https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.303
Раздел
Театр