Студийно-театральные новации Вс. Э. Мейерхольда и С. Э. Радлова начала XX в.
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.303Аннотация
Опыт педагогической работы студии Вс.Э.Мейерхольда на Бородинской улице (1914–1917) в большой мере можно считать одним из важных истоков методико-педагогической модели, присущей современной ленинградской — петербургской театральной школе. Принципы воспитания синтетического актера и режиссера, разработанные в стенах студии, сочетали новации в работе педагогов и их учеников как на отдельных этапах педагогического процесса, так и на пути строительства «нового» театра в широком понимании этого явления культурной жизни начала XX в. Уникальная театральная школа-студия становилась автономной художественной структурой, не зависящей от кадровых и финансовых нужд репертуарных и частных театров, при которых обычно в то время существовали подобные студии. Особое внимание Мейерхольд и педагоги студии, особенно В.Н.Соловьёв, уделили реконструкции сценической техники commedia dell’arte. Учебные спектакли студии в полной мере отражали несомненные успехи и, что естественно, уязвимые места, свойственные подобным новаторским поискам. Анализ этих постановок широко представлен в театральной критике того времени. В 1918 г. после значительной переработки программа студии была включена в «Проект Положения о Школе актерского мастерства», составленный Л.С.Вивьеном совместно с Мейерхольдом. Анализируется подробный перечень стилевых, мизансценических и декорационных постановочных решений, предлагаемых Вс.Э.Мейерхольдом и Ю.М.Бонди, возможность импровизировать в заранее подготовленном режиссерском замысле. С.Э.Радлов, участник студии на Бородинской, продолжил творческие поиски в предложенном Мейерхольдом подходе к развитию импровизационного синтетического театра. Режиссерская и педагогическая работа Радлова в студиях Курмасцепа, «Народной комедии», в Институте (позднее Техникуме) сценических искусств заслуживает пристального внимания в плане научного анализа эволюции его новаторских взглядов начала века и их взаимосвязи с традиционными подходами к театральному образованию и сценической практике тех лет.
Ключевые слова:
Вс.Э.Мейерхольд, В.Н.Соловьёв, С.Э.Радлов, «Алинур», студия на Бородинской, учебный спектакль, театральная школа, синтетический актер, импровизация
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.