Курт Бадт. Утрата середины (к вопросу о модерне и антимодерне в немецком искусствоведении середины XX в.)
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.309Аннотация
На примере деятельности немецкого историка искусства Курта Бадта раскрыты сложности взаимоотношений Современного искусства с современным искусствознанием. Яркая и, очевидно, недооцененная фигура ученого, на протяжении своей долгой жизни готового противостоять буквально всей остальной науке и не желавшего становиться частью университетской системы, какой-либо школы или течения, всем своим творчеством воплощала ту самую идею свободы, за которую боролись художники-модернисты и сочувствующие им художественные критики. Благодаря доступности англоязычных версий текстов ученого о мастерах, близких Современному искусству, — Делакруа, Констебле, Сезанне — его позиция в споре о модернизме представляется более или менее однозначной. Задача настоящего текста — показать, что это далеко не так, обнаружив точки соприкосновения Бадта со многими его коллегами, заслужившими репутацию безусловных консерваторов. Прежде всего речь здесь должна идти об австрийце Хансе Зедльмайре, интерес к личности которого, особенно в последнее время, предопределен распространенными представлениями о принципиальной несовместимости академического искусствознания с попытками непредвзятого рассмотрения истории Современного искусства. Более того, о глубинном родстве такой науки с самыми реакционными политическими идеями, чему, надо отметить, выдающийся критик культуры Нового времени Зедльмайр дал немало поводов. Тем не менее его столкновение с Бадтом, полемика, имевшая место в 1950–1960-е годы, в центре которой творчество отнюдь не Сезанна, но Вермеера Дельфтского, может быть рассмотрено с точки зрения отношения двух ученых к явлениям, менее отдаленным во времени, что позволяет поставить вопрос о парадоксальной близости воззрений этих двух авторов со столь различной творческой и человеческой судьбой.
Ключевые слова:
модернизм, консерватизм, историография, К.Бадт, Х.Зедльмайр
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.