От Леду до Ле Корбюзье… и обратно: к историографии революционной архитектуры
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.406Аннотация
Рассматривается один из важнейших аспектов изучения архитектуры времен Великой французской революции — ее предполагаемая связь с основными течениями и представителями модернизма (современной архитектуры XX в.). Некогда безоговорочно постулированное влияние или по крайней мере внутренняя близость радикальных течений конца XVIII и начала XX в. на поверку оказывается чередой случайных совпадений, где всякая жестко установленная взаимосвязь чревата насилием над исторической действительностью. Возможно, имеет смысл попытаться пересмотреть некоторые принятые подходы, обнаружив неожиданную близость там, где ее менее всего надеялись найти. К примеру, выражаясь современным языком, в рамках как постмодерна, так и антимодерна — в архитектуре пресловутых тоталитарных режимов. Очевидно, что на яркое наследие визионерских проектов времен Французской революции свои претензии могли заявлять самые разные течения и творческие группировки на протяжении всего XX в. Вероятно, правильный вывод должен заключаться в том, что архитектура определенного периода принадлежит только своей эпохе — и никакой другой. Хорошей иллюстрацией тому могут послужить разнообразные споры, происходившие на протяжении минувшего столетия вокруг наследия зодчества рубежа XVIII–XIX вв. Отталкиваясь от (произвольно выбранного) названия одного из первых исследований архитектуры второй половины XVIII в., книги австрийского ученого Э. Кауфманна, автор показывает, как на протяжении всего XX в. менялось отношение к так называемой революционной архитектуре, а равным образом и к представлению о ее значимости для настоящего и будущего культуры Запада.
Ключевые слова:
революционная архитектура, модернизм, К.-Н. Леду, Э. Кауфманн, Франция, Ле Корбюзье
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Andrei Ikonnikov, 143–8. Moscow: Iskusstvo Publ., 1972.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.