Теоретический кодекс середины XVII в. как феномен церковно-певческого искусства

Авторы

  • Зивар Махмудовна Гусейнова Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова https://orcid.org/0000-0001-8940-6485

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.402

Аннотация

Первые музыкально-теоретические руководства Древней Руси появились в XV в. Они представляли собой небольшие по объему и содержащейся информации документы и носили преимущественно учебный характер. Изменения, отмечаемые учеными в системе пения на протяжении нескольких столетий, находили отражение в новых типах руководств, передающих особенности певческого искусства своего времени. К середине XVII столетия в рукописях, содержащих памятники русского богослужебного пения, значительное место стали занимать музыкально-теоретические кодексы — масштабные сводные документы, содержащие подборку относительно самостоятельных руководств, каждое из которых раскрывало отдельный аспект в теории знаменного пения, осуществлявшегося по особым нотным знакам (крюкам). Традиция рукописного копирования документов способствовала тому, что каждый тип теоретического руководства существовал одновременно во множестве списков, созданных разными авторами в многочисленных русских скрипториях. Списки любого типа руководства никогда не совпадали между собой по тексту с абсолютной точностью и всегда содержали разночтения. Рассматриваемый в настоящей статье кодекс в рукописи середины XVII в. собрания В. Ф. Одоевского № 1, хранящийся в Российской государственной библиотеке, представляет собой свод многочисленных списков разных типов теоретических руководств, сформировавшихся к этому времени. К ним относятся знаменные азбуки, объясняющие отдельные невмы; кокизники и фитники, излагающие принципы формульного пения; руководства, раскрывающие систему указания звуковысотности; а также содержательный пласт авторских комментариев, осмысливающих и обобщающих материал в учебных целях.

Ключевые слова:

древнерусская теория музыки, знаменный распев, нотация, кодекс, теоретическое руководство, азбука, кокизник, фитник

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Зивар Махмудовна Гусейнова, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова

доктор искусствоведения, профессор

Библиографические ссылки

Литература

1. Шевцова, Ольга. “Архивные материалы В. Ф. Одоевского. Общий обзор. Ф. 210 и 380 РГБ”. Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства, вып. 31 (2018): 126–35.

2. Вишневская, Евгения. “Рукописное собрание В. Ф. Одоевского как источник по изучению теории древнерусского пения”. Два века русской классики. Научный филологический журнал Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН 1, no. 2 (2019): 62–77. https://doi.org/10.22455/2686-7494-2019-1-2-62-77.

3. Министерство культуры РСФСР, Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина, Отдел рукописей. Собрания Д. В. Разумовского и В. Ф. Одоевского; Архив Д. В. Разумовского: описания. Ред. И. Кудрявцев. М.: Изд-во ГПБ, 1960.

4. Myers, Gregory. A Historical, Liturgical and Musical Exploration of Kondakarnoe Penie. The Deciphering of a Medieval Slavic Enigma. Sofia: Cyrillo-Methodian Researche Centre — BAS, 2009.

5. Бражников, Максим. Древнерусская теория музыки. По рукописным материалам XV–XVIII вв. Л.: Музыка, 1972.

6. Raasted, Joergen. Intonation Formulas and Modal Signatures in Byzantine Musical Manuscripts. Copenhague: Ejnar Munksgaard, 1966. (Monumenta Musicae Byzantinae. Subsidia 7).

7. Плетнёва, Екатерина. “‘Певческая азбука’ инока Елисея Вологжанина и знаменная нотация XVI века”. В изд. Древнерусское песнопение. Пути во времени. По материалам научных конференций “Бражниковские чтения” 2008–2009 годов, сост. и науч. ред. Альбина Кручинина и Наталья Рамазанова, 29–52. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2011, вып. 4.

8. Кручинина, Альбина. “Попевка знаменного роспева в русской музыкальной теории XVII века”. В изд. Певческое наследие Древней Руси: история, теория, эстетика, сост. Нина Захарьина, Альбина Кручинина, науч. ред. Альбина Кручинина, Наталья Рамазанова и Татьяна Храмцова, 46–150. СПб.: Ut, 2002.

9. Бражников, Максим. Лица и фиты знаменного распева. Общ. ред. Наталья Серегина и Андрей Крюков, предисл. Наталья Серегина. Л.: Музыка, 1984.

10. Смоленский, Степан. “Примечания к Азбуке Мезенца”. В изд. Азбука знаменного пения (Извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца: (1668 года), примеч. Степан Смоленский, 44–968. Казань: тип. Императорского университета; типолит. Н. Данилова, 1888.

11. Лихачёв, Дмитрий. Текстология (на материале русской литературы X–XVII вв.). При участии Анатолия Алексеева и Александра Боброва. 3-е изд. СПб.: Алетейя, 2001. (Славянская библиотека = Bibliotheca Slavica).

12. Захарьина, Нина. “О составе певческих кодексов XI — начала XX века”. В изд. Традиционные музыкальные культуры на рубеже столетий: проблемы, методы, перспективы исследования: материалы Международной научной конференции, ред. Юлия Артамонова и др., 397–402. М.: РАМ им. Гнесиных, 2008.

13. Гусейнова, Зивар. “Опыт систематизации попевок в кокизниках середины XVII века (по материалам рукописи РГБ. Ф. 210. № 1)”. В изд. Древнерусское песнопение. Пути во времени, cост. и науч. ред. Марина Егорова и Альбина Кручинина, 7–13. СПб.: Скифия-принт, 2019, вып. 7.

14. Христофор. Ключ знаменной, 1604. Публ. и пер. Максима Бражникова и Георгия Никишова. М.: Музыка, 1983. (Памятники русского музыкального искусства, вып. 9).

15. Фролов, Сергей. “Иного переводу Лукошково: Опыт исследования”. В изд. Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом). Труды Отдела древнерусской литературы, отв. ред. Дмитрий Лихачёв, 351–6. Л.: Наука, 1979, т. 34: Куликовская битва и подъем национального самосознания.

16. Парфентьев, Николай, и Наталья Парфентьева. Усольская (Строгановская) школа в русской музыке XVI–XVII вв. Челябинск: Книга, 1993.

17. Владышевская, Татьяна. “Азбучные тексты знаменной нотации и их семиотические истоки”. В изд. Музыкальная культура Средневековья, отв. ред. Татьяна Владышевская, 81–108. М.: тип. Министерства культуры СССР, 1990, вып. 1: Проблемы древнерусской и армянской музыкальной письменности и культуры.

18. Борев, Юрий. Эстетика. 2 тома. 5-е изд. Смоленск: Русич, 1997, т. 1.

19. Металлов, Василий. Азбука крюкового пения. Опыт систематического руководства к чтению крюковой семиографии песнопений знаменного роспева, периода киноварных помет. М.: Синодальная тип., 1899.

20. Гусейнова, Зивар. “Извещение” Александра Мезенца и теория музыки XVII века. 2-е изд. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008.

21. Мыльников, Владимир. “Авторский комментарий и его художественная функция в произведениях русских писателей XVIII-XX веков”. Автореф. дис. канд. филол. наук, Волгоградский государственный педагогический ун-т, 1995.

22. Рогов, Александр, сост. Музыкальная эстетика России XI–ХVIII веков. М.: Музыка, 1973. (Памятники музыкально-эстетической мысли).

Источники

I. РГБ. Ф. 210. № 1 [Россия. Москва. Российская государственная библиотека. Фонд 210. № 1].

References

1. Shevtsova, Ol’ga. “Archival Materials of V. F. Odoevsky: General Overview”. Vestnik PSTGU. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva, iss. 31 (2018): 126–35. (In Russian)

2. Vishnevskaia, Evgeniia. “Handwritten Collection of V. F. Odoyevsky as a Sourceon the Study of the Theory of Ancient Russian Singing”. Dva veka russkoi klassiki. Nauchnyi filologicheskii zhurnal Instituta mirovoi literatury im. A. M. Gor’kogo RAN 1, no. 2 (2019): 62–77. https://doi.org/10.22455/2686-7494-2019-1-2-62-77. (In Russian)

3. Ministry of Culture of RSFSR, State Library of the USSR named after V. I. Lenin, Manuscripts Section. Collections of D. V. Razumovsky and V. F. Odoevsky; Archive of D. V. Razumovsky: Descriptions. Ed. by I. Kudriavtsev. Moscow: GPB Publ., 1960. (In Russian)

4. Myers, Gregory. A Historical, Liturgical and Musical Exploration of Kondakarnoe Penie. The Deciphering of a Medieval Slavic Enigma. Sofia: Cyrillo-Methodian Researche Centre — BAS, 2009.

5. Brazhnikov, Maksim. The Old Russian Theory of Music. Based on Handwritten Materials of the 15th–18th Centuries. Leningrad: Muzyka Publ., 1972. (In Russian)

6. Raasted, Joergen. Intonation Formulas and Modal Signatures in Byzantine Musical Manuscripts. Copenhague: Ejnar Munksgaard, 1966. (Monumenta Musicae Byzantinae. Subsidia 7).

7. Pletneva, Ekaterina. “‘The Singing Azbuka’ of the Monk Elisey Vologzhanin and the Znamenny Notation of the 16th Century”. In Drevnerusskoe pesnopenie. Puti vo vremeni. Po materialam nauchnykh konferentsii “Brazhnikovskie chteniia” 2008–2009 godov, comp. and science ed. by Al’bina Kruchinina and Natal’ia Ramazanova, 29–52. St. Petersburg: Politekhniocheskii un-t Publ., 2011, iss. 4. (In Russian)

8. Kruchinina, Al’bina. “Znamenny Chanting in Russian Musical Theory of the 17th Century”. In Pevcheskoe nasledie Drevnei Rusi: istoriia, teoriia, estetika, comp. by Nina Zakhar’ina, Al’bina Kruchinina, science ed. Al’bina Kruchinina, Natal’ia Ramazanova and Tat’iana Khramtsova, 46–150. St. Petersburg: Ut Publ., 2002. (In Russian)

9. Brazhnikov, Maksim. Litsa and Thētas in Znamenny Chanting. General ed. by Natal’ia Seregina and Andrei Kriukov, foreword by Natal’ia Seregina. Leningrad: Muzyka Publ., 1984. (In Russian)

10. Smolenskii, Stepan. “Notes to Mezenets Azbuka”. In Azbuka znamennogo peniia (Izveshchenie o soglasneishikh pometakh) startsa Aleksandra Mezentsa: (1668 goda), comment. by Stepan Smolenskii, 44–968. Kazan’: tip. Imperatorskogo universiteta Publ., tipolit. N. Danilova Publ., 1888. (In Russian)

11. Likhachev, Dmitrii. Textual Criticism (Based on the Material of Russian Literature of the 10th–17th Centuries). With the participation of Anatolii Alekseev and Aleksandr Bobrov. 3rd ed. St. Petersburg: Aleteiia Publ., 2001. (Slavianskaia biblioteka = Bibliotheca Slavica). (In Russian)

12. Zakhar’ina, Nina. “On the Composition of Singing Codex of the 11th — early 20th Century”. In Traditsionnye muzykal’nye kul’tury na rubezhe stoletii: problemy, metody, perspektivy issledovaniia: materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, ed. by Iuliia Artamonova, 397–402. Moscow: RAM im. Gnesinykh Publ., 2008. (In Russian)

13. Guseinova, Zivar. “The Experience of Systematization of Little Songs in Coquizniks of the Middle of 17th Century (Based on the Material of the Manuscript of Russian State Library. Stock 210. Record 1)”. In Drevnerusskoe pesnopenie. Puti vo vremeni, comp. and science ed. by Marina Egorova and Al’bina Kruchinina, 7–13. St. Petersburg: Skifiia-Print, 2019, iss. 7. (In Russian)

14. Khristofor. Keу to Znamennу Chant, 1604. Publ. and transl. by Maksim Brazhnikov and Georgii Nikishov. Moscow: Muzyka Publ., 1983. (Pamiatniki russkogo muzykal’nogo iskusstva, iss. 9). (In Russian)

15. Frolov, Sergei. “The Another Transcription by Lukoshkov: The Experience of Research”. In Akademiia nauk SSSR. Institut russkoi literatury (Pushkinskii Dom). Trudy Otdela drevnerusskoi literatury, executive ed. Dmitrii Likhachev, 351–6. Leningrad: Nauka Publ., 1979, vol. 34: Kulikovskaia bitva i pod”em natsional’nogo samosoznaniia. (In Russian)

16. Parfent’ev, Nikolai, and Natal’ia Parfent’eva. The Usolskaya (Stroganov) School in Russian Music of the 16th–17th Centuries. Cheliabinsk: Kniga Publ., 1993. (In Russian)

17. Vladyshevskaia, Tat’iana. “Azbuka Texts of Znamenny Notation and Their Semiotic Origins”. In Muzykal’naia kul’tura Srednevekov’ia, executive ed. Tat’iana Vladyshevskaia, 81–108. Moscow: tip. Ministerstva kul’tury SSSR Publ., 1990, iss. 1: Problemy drevnerusskoi i armianskoi muzykal’noi pis’mennosti i kul’tury. (In Russian)

18. Borev, Iurii. Esthetics. 2 vols. 5th ed. Smolensk: Rusich Publ., 1997, vol. 1. (In Russian)

19. Metallov, Vasilii. The Azbuka of Hook’s Singing. The Experience of Systematic Guidance to the Reading of Hook’s Semiography of Znamenny Chant at the Period of Red Marks. Moscow: Sinodal’naia tip. Publ., 1899. (In Russian)

20. Guseinova, Zivar. Alexander Mezenets’ “Note” and the Theory of Music of 17th Century. 2nd ed. St. Petersburg: Politekhn. un-t Publ., 2008. (In Russian)

21. Myl’nikov, Vladimir. “Author’s Commentary and Its Artistic Function in the Works of Russian Writers of the 18th — 20th Centuries”. Thesis of PhD diss., Volgogradskii gosudarstvennyi pedagogicheskii un-t Publ., 1995. (In Russian)

22. Rogov, Aleksandr, comp. Musical Esthetics of Russia of 11th–18th Centuries. Moscow: Muzyka Publ., 1973. (Pamiatniki muzykal’no-esteticheskoi mysli). (In Russian)

Sources

I. RGB. F. 210. No. 1 [Russia. Moscow. Russian State Library. Stock 210. Record 1]. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

22.12.2021

Как цитировать

Гусейнова, З. М. (2021). Теоретический кодекс середины XVII в. как феномен церковно-певческого искусства. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 11(4), 589–606. https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.402

Выпуск

Раздел

Музыка

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)