Теоретический кодекс середины XVII в. как феномен церковно-певческого искусства
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.402Аннотация
Первые музыкально-теоретические руководства Древней Руси появились в XV в. Они представляли собой небольшие по объему и содержащейся информации документы и носили преимущественно учебный характер. Изменения, отмечаемые учеными в системе пения на протяжении нескольких столетий, находили отражение в новых типах руководств, передающих особенности певческого искусства своего времени. К середине XVII столетия в рукописях, содержащих памятники русского богослужебного пения, значительное место стали занимать музыкально-теоретические кодексы — масштабные сводные документы, содержащие подборку относительно самостоятельных руководств, каждое из которых раскрывало отдельный аспект в теории знаменного пения, осуществлявшегося по особым нотным знакам (крюкам). Традиция рукописного копирования документов способствовала тому, что каждый тип теоретического руководства существовал одновременно во множестве списков, созданных разными авторами в многочисленных русских скрипториях. Списки любого типа руководства никогда не совпадали между собой по тексту с абсолютной точностью и всегда содержали разночтения. Рассматриваемый в настоящей статье кодекс в рукописи середины XVII в. собрания В. Ф. Одоевского № 1, хранящийся в Российской государственной библиотеке, представляет собой свод многочисленных списков разных типов теоретических руководств, сформировавшихся к этому времени. К ним относятся знаменные азбуки, объясняющие отдельные невмы; кокизники и фитники, излагающие принципы формульного пения; руководства, раскрывающие систему указания звуковысотности; а также содержательный пласт авторских комментариев, осмысливающих и обобщающих материал в учебных целях.
Ключевые слова:
древнерусская теория музыки, знаменный распев, нотация, кодекс, теоретическое руководство, азбука, кокизник, фитник
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.