Город и видеоигры: движение навстречу

Авторы

  • Ирина Алексеевна Стеклова Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова https://orcid.org/0000-0002-2838-4320
  • Галина Николаевна Веслополова Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
  • Александр Михайлович Стеклов Студия геймдизайна XOCUS

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.406

Аннотация

Статья посвящена проблеме новой образности города, неуклонному сближению реальной архитектуры и виртуальной архитектуры. Хотя последние десятилетия связь между этими феноменами служит предметом рефлексии специалистов из разных отраслей науки, она недостаточно проявлена. Очередная попытка исследовать взаимодействие реальной и виртуальной архитектуры предпринимается в статье в рамках фундаментальной проблематики теории и истории искусства. Ее новизна состоит в активизации классической категории «образ города» в центре виртуального пространства видеоигр как наиболее активного связующего звена между художественными и эмпирическими образами города. На примере архитектурных объектов в городах последней четверти XX–XXI вв. и архитектурных объектов, существующих лишь в локациях популярных видеоигр последнего поколения, исследуются механизмы взаимодействия художественных образов и их перехода в сферу эмпирических образов с постепенным размытием границ перехода. Трендом современной архитектуры видится целенаправленное программирование изощренных ассоциативных игр через производство образов города, заставляющих сомневаться в реальности мира, в различимости подлинностей и мнимостей. В свою очередь, города в видеоиграх моделируют собой такие же сомнительно-гуманные миры, только ими вдобавок можно управлять, испытывать на жизнеспособность в режиме онлайн. Обострение игровых начал в архитектуре рассматривается в числе постмодернистских провокаций к критической, иронической деконструкции реальности в полноте ее противоречий, а видеоигровое множество городов — как идеальная платформа для наработки опыта деконструкции и, может быть, для перезагрузки личных отношений с миром. Показывается, как художественность видеоигр превращается в повседневный фон жизни, меняет восприятие городской среды и мира в целом.

Ключевые слова:

образ города, видеоигры, городская среда, архитектурное пространство, виртуальное пространство, деконструкция реальности, геймификация

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биографии авторов

Ирина Алексеевна Стеклова, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

доктор искусствоведения, доцент

Галина Николаевна Веслополова, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

кандидат архитектуры, профессор

Библиографические ссылки

Литература

1. Стеклова, Ирина. “Архитектура Санкт-Петербурга в художественной картине мира (по произведениям А. С. Пушкина)”. Дис. д-ра искусствоведения. Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова, 2016.

2. Иконников, Андрей. Функция, форма, образ в архитектуре. М.: Стройиздат, 1986.

3. Лотман, Юрий. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. Предисл. В. Иванов. М.: Языки русской культуры; Кошелев, 1996. (Язык. Семиотика. Культура).

4. Панофски, Эрвин. Перспектива как “символическая форма”. Готическая архитектура и схоластика. Пер. Ирина Хмелевских, Елена Козина, Лариса Житкова. СПб.: Азбука-классика, 2004. (Художник и знаток).

5. Маркузон, Владимир. “О закономерностях развития и семантике архитектурного языка”. Архитектура СССР, no. 1 (1970): 46–53.

6. Каганов, Григорий. “Образы городской среды в массовом сознании и в искусстве”. Дис. д-ра искусствоведения, Научно-исследовательский институт теории архитектуры и градостроительства, 1999.

7. Азизян, Ирина, Ирина Добрицына, и Галина Лебедева. Теория композиции как поэтика архитектуры. М.: Прогресс-Традиция, 2002.

8. Смирнов, Сергей. “Антропология города или о судьбах философии урбанизма в России”. Дата обращения август 18, 2021. http://www.antropolog.ru/doc/persons/smirnov/smirnovgorod.

9. Полани, Майкл. Личностное знание. Пер. Михаил Гнедовский, общ. ред. Владислав Лекторский и Владимир Аршинов. М.: Прогресс, 1985. (Для научных библиотек).

10. Skolimowski, Henryk. “A Model of Reality as Mind”. In Old and New Questions in Physics, Cosmology, Philosophy, and Theoretical Biology, ed. by Alwyn van der Merwe, 769–88. New York: Plenum Press, 1983.

11. Трушина, Лариса. “Образ города и городской среды”. В изд. Виртуальное пространство культуры: материалы научной конференции, 11–13 апреля 2000 г., ред. Евгений Соколов, 97–9. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского философского общества, 2000, вып. 3. (Symposium).

12. Хассе, Юрген. “Город — плавающий термин”. В изд. Беркинг, Х., М. Лёв, Ф. Бократ, и др. Собственная логика городов: Новые подходы в урбанистике, пер. Кирилл Левинсон, отв. ред. Мартина Лёв и Хельмут Беркинг, 395–421. М.: Новое литературное обозрение, 2017. (Studia Urbanica).

13. Lynch, Kevin. A Theory of Good City Form. Cambridge MA: MIT Press, 1984.

14. Lynch, Kevin. The Image of the City. Cambridge MA; London: MIT Press, 1960.

15. Лежава, Илья, и Алексей Гутнов. Будущее города. М.: Стройиздат, 1977. (Творческая трибуна архитектора).

16. Боков, Андрей. “Геометрические основания архитектуры в картине мира”. Дис. д-ра архитектуры, Научно-исследовательский институт теории архитектуры и градостроительства, 1995.

17. Митчелл, Уильям. Я++: человек, город, сети. Пер. Дмитрий Симановский. М.: Strelka Press, 2012.

18. Yin-Poole, Wesley. “The Doors Close On The Chinese Room — For Now”. Eurogamer. Accessed October 04, 2017. https://www.eurogamer.net/articles/2017-09-25-the-doors-close-on-the-chineseroom-for-now.

19. Глазычев, Вячеслав. “Поэтика городской среды”. Сайт памяти В. Л. Глазычева. Дата обращения ноябрь 21, 2019. https://www.glazychev.ru/habitations&cities/1986_poetika.htm.

20. Totten, Christopher W. An Architectural Approach to Level Design. Natick, MA: A K Peters; CRC Press, 2014.

21. Borries, Friedrich, von, Steffen P. Walz, and Matthias Böttger, eds. Space Time Play. Computer Games, Architecture and Urbanism: The Next Level. Transl. by Jenna Krumminga, Ian Pepper, Federico Roascio. Basel; Boston; Berlin: Birkhäuser, 2007.

22. Walz, Steffen P. Toward a Ludic Architecture: The Space of Play and Games. Pittsburgh, PA: ETC Press, 2010.

23. Стрельцова, Алина. “Сергей Хачатуров: ‘Хогвартс воспринимается более подлинным, чем Царицыно’”. Искусство, no. 2 (2019). Дата обращения август 18, 2021. https://iskusstvo-info.ru/sergej-hachaturov-hogvarts-vosprinimaetsya-bolee-podlinnym-chem-tsaritsyno/.

24. Каманкина, Мария. Видеоигры: общая проблематика, страницы истории, опыт интерпретации. М.: Государственный институт искусствознания, 2016.

25. Salen, Katie, and Eric Zimmerman. Rules of Play: Game Design Fundamentals. Cambridge MA: The MIT Press, 2004.

26. Кудрявцева, Екатерина. “Архитектура в игровом дизайне”. Berlogos: интернет-журнал о дизайне и архитектуре. Дата обращения август 18, 2021. http://www.berlogos.ru/article/arhitektura-vigrovom-dizajne/.

27. Шкредов, Михаил. “Декаданс игровых сериалов: Silent Hill”. Дата обращения август 18, 2021. http://www.gametech.ru/results/363/.

28. Токарев, Кирилл. “Эпические миры. Почему архитектура в играх обязательно должна быть величественной?”. Дата обращения август 18, 2021. https://www.igromania.ru/article/21574/Yepicheskie_miry_Pochemu_arhitektura_v_igrah_obyazatelno_dolzhna_byt_velichestvennoy.html.

29. Коротич, Андрей. “Актуальные проблемы современной концептуальной архитектуры России”. Академический вестник УралНИИпроект РААСН, no. 1 (2012): 49–53.

30. Баннов, Кирилл. “Игровая культура в пространстве современности: опыт культурологического анализа”. Дис. канд. культурологии. Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2007.

31. Шубович, Светлана. Мифопоэтический феномен архитектурной среды: монография. Харьков: Харьковская национальная академия городского хозяйства, 2012.

32. Pelling, Nick. “The (Short) Prehistory of ‘Gamification’”. Funding Startups (and Other Impossibilities). Accessed August 18, 2021. http://nanodome.wordpress.com/2011/08/09/the-short-prehistory-ofgamification/.

33. Abt, Clark C. Serious Games. New York: The Viking Press, 1970.

34. Alexander, Christopher. The Timeless Way of Building. New York: Oxford University Press, 1979.

35. Portugali, Juval. Self-Organizing City. Berlin; Heidelberg: Springer, 2000. https://doi.org/10.1007/978-3-662-04099-7.

36. Portugali, J., H. Meyer, E. Stolk, and E. Tan, eds. Complexity Theories of Cities Have Come of Age. Berlin; Heidelberg: Springer, 2012. https://doi.org/10.1007/978-3-642-24544-2.

37. Aarseth, Espen, and Stephan Günzel, eds. Ludotopia: Spaces, Places and Territories in Computer Games. Bielefeld: Transcript, 2019. (Media Studies).

38. Баранов, Евгений. “SimCity”. Дата обращения август 18, 2021. https://www.igromania.ru/article/22884/SimCity.html.

39. Маньковская, Надежда. “От модернизму к постмодернизму via постмодернизм”. В изд. Коллаж-2, отв. ред. В. Кругликов, 18–25. М.: Институт философии Российской академии наук, 1999.

40. Хейзинга, Йохан. Homo ludens. Сост., пер. и вступ. ст. Дмитрий Сильвестров. М.: Прогресс-Традиция, 1997.

41. Берн, Эрик. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Пер. Александр Грузберг. М.: Эксмо, 2012. (Выбор редакции).

42. Бодрийяр, Жан. Символический обмен и смерть. Пер и вступ. ст. Сергей Зенкин. М.: Добросвет, 2000.

References

1. Steklova, Irina. “Architecture of St. Petersburg in the Artistic Worldview (Based on Alexander Pushkin’s Works)”. DA diss., Saratovskaia gosudarstvennaia konservatoriia im. L. V. Sobinova Publ., 2016. (In Russian)

2. Ikonnikov, Andrei. Function, Form, Image in Architecture. Moscow: Stroiizdat Publ., 1986. (In Russian)

3. Lotman, Iurii. Inside Thinking Worlds. Man — Text — Semiosphere — History. Foreword by V. Ivanov. Moscow: Iazyki russkoi kul’tury Publ.; Koshelev Publ., 1996. (Iazyk. Semiotika. Kul’tura). (In Russian)

4. Panofsky, Erwin. Perspective as “Symbolic Form”. Gothic Architecture and Scholasticism. Rus. ed. Transl. by Irina Khmelevskikh, Elena Kozina, Larisa Zhitkova. St. Petersburg: Azbuka-klassika Publ., 2004. (Khudozhnik i znatok). (In Russian)

5. Markuzon, Vladimir. “On the Development and Semantics Patterns of Architectural Language”. Arkhitektura SSSR, no. 1 (1970): 46–53. (In Russian)

6. Kaganov, Grigorii. “Obrazy gorodskoi sredy v massovom soznanii i v iskusstve”. DA diss., Nauchnoissledovatel’skii institut teorii arkhitektury i gradostroitel’stva Publ., 1999. (In Russian)

7. Azizian, Irina, Irina Dobritsyna, and Galina Lebedeva. The Theory of Composition as the Architecture Poetics. Moscow: Progress-Traditsiia Publ., 2002. (In Russian)

8. Smirnov, Sergei. “Anthropology of the City or About the Fates of the Urbanism Philosophy in Russia”. Accessed August 18, 2021. http://www.antropolog.ru/doc/persons/smirnov/ smirnovgorod. (In Russian)

9. Polanyi, Michael. Personal Knowledge. Rus. ed. Transl. by Mikhail Gnedovskii, general ed. by Vladislav Lektorskii and Vladimir Arshinov. Moscow: Progress Publ., 1985. (Dlia nauchnykh bibliotek). (In Russian)

10. Skolimowski, Henryk. “A Model of Reality as Mind”. In Old and New Questions in Physics, Cosmology, Philosophy, and Theoretical Biology, ed. by Alwyn van der Merwe, 769–88. New York: Plenum Press, 1983.

11. Trushina, Larisa. “Image of the City and Urban Environment”. In Virtual’noe prostranstvo kul’tury: materialy nauchnoi konferentsii, 11–13 aprelia 2000 g., ed. by Evgenii Sokolov, 97–9. St. Petersburg: Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obshchestvo Publ., 2000, iss. 3. (Symposium). (In Russian)

12. Hasse, Jürgen. “City is a Floating Term”. In Berking, Kh., M. Lev, F. Bokrat, et al. Sobstvennaia logika gorodov: Novye podkhody v urbanistike. Rus. ed., transl. by Kirill Levinson, executive eds. Martina Lev and Khel’mut Berking, 395–421. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2017. (Studia Urbanica). (In Russian)

13. Lynch, Kevin. A Theory of Good City Form. Cambridge MA: MIT Press, 1984.

14. Lynch, Kevin. The Image of the City. Cambridge MA; London: MIT Press, 1960.

15. Lezhava, Il’ia, and Aleksei Gutnov. The Future of the City. Moscow: Stroiizdat Publ., 1977. (Tvorcheskaia tribuna arkhitektora). (In Russian)

16. Bokov, Andrei. “Geometric Foundations of Architecture in the Worldview”. DA diss., Nauchno-issledovatel’skii institut teorii arkhitektury i gradostroitel’stva Publ., 1995. (In Russian)

17. Mitchell, William. Me++. The Cyborg Self and the Networked City. Rus. ed. Transl. by Dmitrii Simanovskii. Moscow: Strelka Press, 2012. (In Russian)

18. Yin-Poole, Wesley. “The Doors Close On The Chinese Room — For Now”. Eurogamer. Accessed October 04, 2017. https://www.eurogamer.net/articles/2017-09-25-the-doors-close-on-the-chinese-roomfor-now.

19. Glazychev, Viacheslav. “Poetics of the Urban Environment”. Sait pamiati V. L. Glazycheva. Accessed November 21, 2019. https://www.glazychev.ru/habitations&cities/1986_poetika.htm. (In Russian)

20. Totten, Christopher W. An Architectural Approach to Level Design. Natick, MA: A K Peters; CRC Press, 2014.

21. Borries, Friedrich, von, Steffen P. Walz, and Matthias Böttger, eds. Space Time Play. Computer Games, Architecture and Urbanism: The Next Level. Transl. by Jenna Krumminga, Ian Pepper, Federico Roascio. Basel; Boston; Berlin: Birkhäuser, 2007.

22. Walz, Steffen P. Toward a Ludic Architecture: The Space of Play and Games. Pittsburgh, PA: ETC Press, 2010.

23. Strel’tsova, Alina. “Sergey Khachaturov: Hogwarts is Perceived as More Authentic than Tsaritsyno’”. Iskusstvo, no. 2 (2019). Accessed August 18, 2021. https://iskusstvo-info.ru/sergej-hachaturov-hogvarts-vosprinimaetsya-bolee-podlinnym-chem-tsaritsyno/. (In Russian)

24. Kamankina, Mariia. Video Games: General Issues, Pages of History, Interpretation Experience. Moscow: Gosudarstvennyi institut iskusstvoznaniia Publ., 2016. (In Russian)

25. Salen, Katie, and Eric Zimmerman. Rules of Play: Game Design Fundamentals. Cambridge MA: The MIT Press, 2004.

26. Kudriavtseva, Ekaterina. “Architecture in Game Design”. Berlogos: internet-zhurnal o dizaine i arkhitekture. Accessed August 18, 2021. http://www.berlogos.ru/article/arhitektura-v-igrovom-dizajne/. (In Russian)

27. Shkredov, Mikhail. “Decadence of Game Series: Silent Hill”. Accessed August 18, 2021. http://www.gametech.ru/results/363/. (In Russian)

28. Tokarev, Kirill. “Epic Worlds. Why does Architecture in Games Have to be Majestic?” Accessed August 18, 2021. https://www.igromania.ru/article/21574/Yepicheskie_miry_Pochemu_arhitektura_v_igrah_obyazatelno_dolzhna_byt_velichestvennoy.html. (In Russian)

29. Korotich, Andrei. “Actual Problems of Contemporary Conceptual Architecture. Russia”. Akademicheskii vestnik UralNIIproekt RAASN, no. 1 (2012): 49–53. (In Russian)

30. Bannov, Kirill. “Game Culture in the Modernity Space: Experience of Cultural Analysis”. PhD diss., Cheliabinskaia gosudarstvennaia akademiia kul’tury i iskusstv Publ., 2007. (In Russian)

31. Shubovich, Svetlana. Mythopoetic Phenomenon of the Architectural Environment: A Monograph. Khar’kov: Khar’kovskaia natsional’naia akademiia gorodskogo khoziaistva Publ., 2012. (In Russian)

32. Pelling, Nick. “The (Short) Prehistory of ‘Gamification’”. Funding Startups (and Other Impossibilities). Accessed August 09, 2011. http://nanodome.wordpress.com/2011/08/09/the-short-prehistory-of-gamification/.

33. Abt, Clark C. Serious Games. New York: The Viking Press, 1970.

34. Alexander, Christopher. The Timeless Way of Building. New York: Oxford University Press, 1979.

35. Portugali, Juval. Self-Organizing City. Berlin; Heidelberg: Springer, 2000. https://doi.org/10.1007/978-3-662-04099-7.

36. Portugali, J., H. Meyer, E. Stolk, and E. Tan, eds. Complexity Theories of Cities Have Come of Age. Berlin; Heidelberg: Springer, 2012. https://doi.org/10.1007/978-3-642-24544-2.

37. Aarseth, Espen, and Stephan Günzel, eds. Ludotopia: Spaces, Places and Territories in Computer Games. Bielefeld: Transcript, 2019. (Media Studies).

38. Baranov, Evgenii. “SimCity”. Accessed August 18, 2021. https://www.igromania.ru/article/22884/Sim-City.html. (In Russian)

39. Man’kovskaia, Nadezhda. “From Modernism to Postmodernism via Postmodernism”. In Kollazh-2, executive ed. V. Kruglikov, 18–25. Moscow: Institut filosofii Rossiiskoi akademii nauk Publ., 1999. (In Russian)

40. Huizinga, Johan. Homo ludens. Rus. ed. Comp., transl. and introd. article by Dmitrii Sil’vestrov. Moscow: Progress-Traditsiia Publ., 1997. (In Russian)

41. Berne, Eric. People Who Play Games. The Psychology of Human Destiny. Rus. ed. Transl. by Aleksandr Gruzberg. Moscow: Eksmo Publ., 2012. (Vybor redaktsii). (In Russian)

42. Baudrillard, Jean. Symbolic Exchange and Death. Rus. ed. Transl. and introd. article by Sergei Zenkin. Moscow: Dobrosvet Publ., 2000.

Загрузки

Опубликован

22.12.2021

Как цитировать

Стеклова, И. А., Веслополова, Г. Н., & Стеклов, А. М. (2021). Город и видеоигры: движение навстречу. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 11(4), 674–695. https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.406

Выпуск

Раздел

Архитектура