Генезис парков скульптуры в эволюции синтеза ландшафтного и монументально-декоративного искусств

Авторы

  • Ирина Алексеевна Стеклова Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
  • Олеся Ивановна Рагужина Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.407

Аннотация

Дано представление о парках скульптуры как о масштабном, исторически укорененном социально-художественном явлении. Прослежен генезис парков скульптуры в эволюции синтеза ландшафтного и монументально-декоративного искусств по линии традиционного доминирования совокупностей скульптуры в природном пространстве от Античности до середины XX в. Анализ реалий этого доминирования выдвинул понимание диалектики художественного синтеза как синергетического взаимодействия компонентов на основе противопоставления. Амплитуда эстетического
и семантического противопоставления сложносвязанных конфигураций скульптур формам природного пространства прослежена на подъеме — в садах и парках римской античности, ренессанса, барокко, французского классицизма — и на спаде — в произведениях рококо, зрелого классицизма и романтизма, ориентированных на имитацию первозданной натуры. Акцентировано положение диспозиций скульптуры в русских садах и парках, вошедших с XVIII в. в русло стилистических перипетий европейского художественного синтеза, но сохранивших их доминирующую роль в силу актуальной экспозиционно-просветительской нагрузки. Показано, как во второй половине XIX в. содействие прогрессу урбанизации и демократизации обернулось для монументально-декоративного искусства и формируемых им новых городских ландшафтов потерями в эстетике и как эта эстетика стала лицом городской субкультуры, узаконенным стилистическим плюрализмом общественного консенсуса, связавшим пространственные и временны`е виды искусства. Среди переломных процессов второй половины XIX — первой половины XX в. рассмотрена и всеобщая концептуализация искусства, повли-явшая на переоценку значимости публичного экспонирования современной скульптуры в природном пространстве. Тем самым восстановлена перспектива накопления не только художественной и социальной, но и концептуально-экспозиционной специфики парков скульптуры, обусловившая их дальнейшее самостоятельное развитие.

Ключевые слова:

парки скульптуры, синтез искусств, ландшафтная архитектура, монументально-декоративное искусство, публичное пространство, концепции, экспозиции

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биографии авторов

Ирина Алексеевна Стеклова, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры рисунка, живописи и скульптуры

Олеся Ивановна Рагужина, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

аспирант архитектурного факультета

Библиографические ссылки

Литература

1. Иванова, Ирина. “Взаимодействие скульптуры и архитектуры в пространстве города. Системы пластических композиций”. В изд. Иванова, Ирина. Проблемы взаимодействия архитектуры с другими видами искусств, ред. Ирина Азизян, 77−116. М.: Всесоюзный научно-исследовательский институт теории архитектуры и градостроительства, 1990.

2. Теодоронский, Владимир, и Инна Боговая. Объекты ландшафтной архитектуры. М.: Московский государственный университет леса, 2003.

3. Сокольская, Ольга, Владимир Теодоронский, и Аркадий Вергунов. Ландшафтная архитектура. Специализированные объекты. М.: Академия, 2007.

4. Котломанов, Александр. “Паблик-арт: страницы истории. Британские парки скульптуры второй половины XX века”. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, no. 1 (2014): 97–106.

5. Драничкина, Ольга. “Искусство экспонирования под открытым небом: эволюция, типология, современная трансформация формы”. Автореф. дис. канд. иск., Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова, 2015.

6. Люй, Цзюньнань. “Скульптурные парки в современном Китае: проблемы оригинальности и перспективы эволюции”. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, no. 3 (2017): 360–72.

7. Eyres, Patrick, and Fiona Russell, eds. Sculpture and the Garden. London: Routledge, 2016.

8. Sunara, Sagita Mirjam, and Andrew Dr Thorn, eds. The Conservation of Sculpture Parks. London: Archetype Publications, 2018.

9. Harper, Glenn, and Twylene Moyer, eds. Landscapes for Art: Contemporary Sculpture Parks. Hamilton: ISC Press, 2008.

10. Beardsley, John. Earthworks and Beyond: Contemporary Art in the Landscape. 3rd ed. New York: Abbeville Press, 1998.

11. Galofaro, Luca. Artscapes. Barcelona: Editorial Gustavo Gili, 2003.

12. Langen, Silvia. Outdoor Art: Extraordinary Sculpture Parks and Art in Nature. New York: Prestel, 2015.

13. Tufnell, Ben. Land art. London: Tate, 2006.

14. Франк, Семён. “О задачах познания Пушкина”. Дата обращения декабрь 21, 2016. http://www.magister.msk.ru/library/philos/frank/frank003.htm.

15. Майстровская, Мария. “Концепции европейского романтизма эпохи Просвещения в музейной архитектуре и экспозиции XIX в.”. Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА, no. 4–1 (2011): 37–49.

16. Васильева, Татьяна. Поэтика античной философии. М.: Академический проект Трикста, 2008.

17. Соколов, Михаил. Принцип рая. Главы об иконологии сада, парка и прекрасного вида. М.: Прогресс-Традиция, 2011.

18. Дубровская, Ольга. “Эволюция культовой скульптуры: от камня к монументу. Часть I. Камниидолы, идолы из камня, боги и герои”. Academia. Архитектура и строительство, no. 3 (2011):32–40.

19. Шпет, Густав. Искусство как вид знания: Избранные труды по философии культуры. Сост. Татьяна Щедрина. М.: РОССПЭН, 2007.

20. Тяжелов, Венедикт, и Олег Сопоцинский. Искусство средних веков: Византия. Армения и Грузия. Болгария и Сербия. Древняя Русь. Украина и Белоруссия. Ред. Анатолий Кантор и др. М.:Искусство, 1975.

21. Вавер, Ольга. “Мировоззренческие основания мировой и отечественной садово-парковой культуры”. Автореф. дис. канд. филос. наук, УГУ им. А. М. Горького, 2002.

22. Дмитриева, Нина. Краткая история искусств. 3-е изд. 3 вып. М.: Искусство, 1985, вып. 1: От древнейших времен по XVI век.

23. Лосев, Алексей. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978.

24. Гнедич, Петр. История искусств: Живопись. Скульптура. Архитектура. М.: Эксмо, 2002.

25. Вёльфин, Генрих. Ренессанс и Барокко. Пер. Евгений Лундберг, ред. Елена Козина. СПб.: Азбука-классика, 2004.

26. Хохлова, Светлана. “Опыт культурфилософского анализа архитектуры”. В изд. Российская академия архитектуры и строительных наук, Научно-исследовательский институт теории архитектуры и градостроительства. Вопросы теории архитектуры: Архитектурно-теоретическая мысль нового и новейшего времени, ред. Ирина Азизян, 33–108. М.: URSS КомКнига, 2006.

27. Швидковский, Дмитрий. “Происхождение английского пейзажного парка”. Пространство и Время, no. 1 (2012): 141–53.

28. Федотов, Георгий. Судьба и грехи России: Избранные статьи по философии русской истории и культуры. Сост., вступ. ст., примеч. Виктор Бойков. 2 тома. СПб.: София, 1992, т. 2.

29. Якубович, Дмитрий. “Античность в творчестве Пушкина”. В изд. Академия наук СССР. Институт литературы. Пушкин: Временник Пушкинской комиссии, ред. Дмитрий Якубович, 92–159. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941.

30. Гидион, Зигфрид. Пространство, время, архитектура. Пер. М. Леонене и И. Черня. 3-е изд. М.: Стройиздат, 1984.

31. Берковский, Hаум. Романтизм в Германии. Л.: Художественная литература, 1973.

32. Иконников, Андрей. Историзм в архитектуре. М.: Стройиздат, 1997.

33. Соколов, Борис. “От романтизма до наших дней”. Сады и время: 5000 лет ландшафтного искусства. Дата обращения октябрь 21, 2017. http://www.gardenhistory.ru/page.php?pageid=190.

34. Зоркая, Нея. На рубеже столетий: У истоков массового искусства в России 1900–1910 гг. М.: Наука, 1976.

35. Золотова, Наталья. “Французская скульптура середины XVIII века и проблема синтеза искусств”. Автореф. дис. канд. иск., НИИТИИИ АХ СССР, 1990.

36. Аркин, Давид. Образы архитектуры и образы скульптуры. М.: Искусство, 1990.

37. Нащокина, Мария. “Садово-парковое искусство в градостроительстве России второй половины XIX — начала ХХ века. 2 часть”. Сады и время: 5000 лет ландшафтного искусства. Дата обращения октябрь 02, 2017. http://www.gardenhistory.ru/page.php?pageid=383.

38. Сариева, Елена. “Городская развлекательная культура пореформенной Москвы”. Автореф. дис. канд. иск., ГИИ, 2000.

39. Гуревич, Арон. “Время как проблема истории культуры”. Вопросы философии, no. 3 (1969): 105–16.


References

1. Ivanova, Irina. “Interaction of Sculpture and Architecture in the City Space. System of Plastic Compositions”. In Ivanova, Irina. Problemy vzaimodeistviia arkhitektury s drugimi vidami iskusstv, ed. by Irina Azizian, 77−116. Moscow: Vsesoiuznyi nauchno-issledovatel’skii institut teorii arkhitektury i gradostroitel’stva Publ., 1990. (In Russian)

2. Teodoronskii, Vladimir, and Inna Bogovaia. Objects of Landscape Architecture. Moscow: Moskovskii gosudarstvennyi universitet lesa Publ., 2003. (In Russian)

3. Sokol’skaia, O’ga, Vladimir Teodoronskii, and Arkadii Vergunov. Landscape Architecture. Specialized Objects. Moscow: Akademiia Publ., 2007. (In Russian)

4. Kotlomanov, Aleksandr. “Public Art: The Pages of History. British Sculpture Parks of the Second Half of the 20th Century”. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Iskusstvovedenie, no. 1 (2014): 97–106. (In Russian)

5. Dranichkina, Ol’ga. “The Art of Exhibiting in the Open Air: Evolution, Typology, Modern Transformation of Form”. Thesis of PhD diss., Moskovskaia gosudarstvennaia khudozhestvenno-promyshlennaia akademiia im. S. G. Stroganova Publ., 2015. (In Russian)

6. Lu, Junnan. “Sculpture Parks in Contemporary China: The Problems of Originality and the Prospects for Evolution”. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Iskusstvovedenie, no. 3 (2017): 360–72. https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2017.306. (In Russian)

7. Eyres, Patrick, and Fiona Russell, eds. Sculpture and the Garden. Aldershot: Ashgate, 2006.

8. Sunara, Sagita Mirjam, and Andrew Dr Thorn, eds. The Conservation of Sculpture Parks. London: Archetype Publications, 2018.

9. Harper, Glenn, and Twylene Moyer, eds. Landscapes for Art: Contemporary Sculpture Parks. Hamilton: ISC Press, 2008.

10. Beardsley, John. Earthworks and Beyond: Contemporary Art in the Landscape. 3rd ed. New York: Abbeville Press, 1998.

11. Galofaro, Luca. Artscapes. Barcelona: Editorial Gustavo Gili, 2003.

12. Langen, Silvia. Outdoor Art: Extraordinary Sculpture Parks and Art in Nature. New York: Prestel, 2015.

13. Tufnell, Ben. Land Art. London: Tate, 2006.

14. Frank, Semen. “On the Problems of Cognition of Pushkin”. Accessed December 21, 2016. http://www.magister.msk.ru/library/philos/frank/frank003.htm. (In Russian)

15. Maistrovskaia, Mariia. “Concepts of European Romanticism of the Enlightenment in Museum Architecture and Exposure of the 19th Century”. Dekorativnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaia sreda. Vestnik MGKhPA, no. 4–1 (2011): 37–49. (In Russian)

16. Vasil’eva, Tat’iana. The Poetics of Ancient Philosophy. Moscow: Akademicheskii proekt Triksta Publ., 2008. (In Russian)

17. Sokolov, Mikhail. The Principle of Paradise. Chapters on the Iconology of the Garden, the Park and the Beautiful View. Moscow: Progress-Traditsiia Publ., 2011. (In Russian)

18. Dubrovskaia, Ol’ga. “Evolution of Cult’s Statues from Stone to the Monument. Parti. Stones-Idols, Idols Made of Stone, Gods and Heroes”. Academia. Arkhitektura i stroitel’stvo, no. 3 (2011): 32–40. (In Russian)

19. Shpet, Gustav. Art as a Kind of Knowledge: Selected Works on the Philosophy of Culture. Comp. by Tat’iana Shchedrina. Moscow: ROSSPEN Publ., 2007. (In Russian)

20. Tiazhelov, Venedikt, and Oleg Sopotsinskii. The Art of the Middle Ages: Byzantium. Armenia and Georgia. Bulgaria and Serbia. Ancient Russia. Ukraine and Belarus. Ed. by Anatolii Kantor et al. Moscow: Iskusstvo Publ., 1975. (In Russian)

21. Vaver, Ol’ga. “The Ideological Foundation of the Global and Domestic Landscape Gardening Culture”. Thesis of PhD diss., UGU im. A. M. Gor’kogo Publ., 2002. (In Russian)

22. Dmitrieva, Nina. A Brief History of Art. 3rd ed. 3 iss. Moscow: Iskusstvo Publ., 1985, iss. 1: Ot drevneishikh vremen po XVI vek. (In Russian)

23. Losev, Aleksei. The Renaissance Aesthetic. Moscow: Mysl’ Publ., 1978. (In Russian)

24. Gnedich, Petr. A History of Art: Painting. Sculpture. Architecture. Moscow: Eksmo Publ., 2002. (In Russian)

25. Wölfflin, Heinrich. Renaissance and Baroque. Rus. ed. Transl. by Evgenii Lundberg, ed. by Elena Kozina. St. Petersburg: Azbuka-klassika Publ., 2004.

26. Khokhlova, Svetlana. “Experience of Cultural-Philosophical Analysis of Architecture”. In Rossiiskaia akademiia arkhitektury i stroitel’nykh nauk, Nauchno-issledovatel’skii institut teorii arkhitektury i gradostroitel’stva. Voprosy teorii arkhitektury: Arkhitekturno-teoreticheskaia mysl’ novogo i noveishego vremeni, ed. by Irina Azizian, 33–108. Moscow: URSS KomKniga Publ., 2006. (In Russian)

27. Shvidkovskii, Dmitrii. “The Origin of the English Landscape Garden”. Prostranstvo i Vremia, no. 1 (2012): 141–53. (In Russian)

28. Fedotov, Georgii. The Fate and Sins of Russia: Selected Articles on the Philosophy of Russian History and Culture. Comp., introd. article, comment. by Victor Boikov. 2 vols. St. Petersburg: Sofiia Publ., 1992, vol. 2. (In Russian)

29. Iakubovich, Dmitrii. “Antiquity in the Works of Pushkin”. In Akademiia nauk SSSR. Institut literatury. Pushkin: Vremennik Pushkinskoi komissii, ed. by Dmitrii Iakubovich, 92–159. Moscow; Leningrad: AN SSSR Publ., 1941. (In Russian)

30. Giedion, Sigfried. Space, Time, Architecture. Rus. ed. Transl. by M. Leonene and I. Chernia. 3rd ed. Moscow: Stroiizdat Publ., 1984.

31. Berkovskii, Haum. Romanticism in Germany. Leningrad: Khudozhestvennaia literatura Publ., 1973. (In Russian)

32. Ikonnikov, Andrei. Historicism in Architecture. Moscow: Stroiizdat Publ., 1997. (In Russian)

33. Sokolov, Boris. “From Romanticism to the Present Day”. Sady i vremia: 5000 let landshaftnogo iskusstva. Accessed October 21, 2017. http://www.gardenhistory.ru/page.php?pageid=190. (In Russian)

34. Zorkaia, Neia. At the Turn of the Century: At the Origins of Mass Art in Russia 1900–1910. Moscow: Nauka Publ., 1976. (In Russian)

35. Zolotova, Natal’ia. “French Sculpture of the Middle of the 18th Century and the Problem of Synthesis of Arts”. Thesis of PhD diss., NIITIII AKh SSSR Publ., 1990. (In Russian)

36. Arkin, David. Images of Architecture and Images of Sculpture. Moscow: Iskusstvo Publ., 1990. (In Russian)

37. Nashchokina, Mariia. “Landscape Art in Urban Planning of Russia in the Second Half of the 19th — early 20th Centuries. Part 2”. Sady i vremia: 5000 let landshaftnogo iskusstva. Accessed October 02, 2017. http://www.gardenhistory.ru/page.php?pageid=383. (In Russian)

38. Sarieva, Elena. “Urban Entertainment Culture of Post-Reform Moscow”. Thesis of PhD diss., GII Publ., 2000. (In Russian)

39. Gurevich, Aron. “Time as a Problem of Cultural History”. Voprosy filosofii, no. 3 (1969): 105–16. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

20.11.2019

Как цитировать

Стеклова, И. А., & Рагужина, О. И. (2019). Генезис парков скульптуры в эволюции синтеза ландшафтного и монументально-декоративного искусств. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 9(4), 698–716. https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.407

Выпуск

Раздел

Дизайн