Москва — Берлин: фотомонтаж в иллюстрированных журналах 1920-х годов

Авторы

  • Владимир Владимирович Лаптев Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна https://orcid.org/0000-0002-7840-377X

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.110

Аннотация

В настоящей работе представлен исторический опыт организации визуального пространства иллюстрированного журнала и его художественного оформления с помощью средств фотографии. Внимание сфокусировано на вопросах применения фотомонтажа в демонстрируемых образцах печатных изданий Советского Союза и Веймарской Германии в 1920-е годы. Отдельное внимание уделено рассмотрению особенностей художественного облика советского иллюстрированного журнала «Смена» (Москва), начавшего выходить в 1924 г., и немецкой рабочей иллюстрированной газеты «Arbeiter-Illustrierte Zeitung» (Берлин), публиковавшей фотоматериалы с 1925 г. Эти издания стали символом применения фотомонтажа в первом послереволюционном десятилетии в мировой иллюстрированной периодике. В годы авангарда фотомонтаж усилиями берлинского дада и советских конструктивистов становится методом формирования художественной композиции, а в агитационно-пропагандистских работах — методом построения факта, убеждающего и побуждающего читателя. Замещение иллюстрации фотографией и фотомонтажом ускоренно происходило в иллюстрированных журналах. Это особенно ярко проявилось в 1920-е годы, когда возникают новые художественные приемы создания образности. Результатом исследования является выявленная специфика использования фотомонтажа в рамках двух парадигм: дадаизма и конструктивизма; их влияние на художественный облик советских и немецких иллюстрированных журналов 1920-х годов. Показано доминирование преимущественно конструктивистских идей как в журнале «Смена», так и в «Arbeiter-Illustrierte Zeitung», несмотря на немецкие корни авангардного фотомонтажа. Итогом сравнительного анализа стал тезис о первоначальном влиянии Москвы на Берлин в рамках визуальной стратегии агитационной периодики. В конце рассматриваемого десятилетия этот вектор стал менять свою направленность, и уже редакции советских иллюстрированных журналов присматривались к творчеству немецких коллег в части фотомонтажных наработок. И здесь неоспоримое лидерство в визуальных новациях принадлежало «Arbeiter-Illustrierte Zeitung».

Ключевые слова:

иллюстрированный журнал, берлинский дада, конструктивизм, агитационное искусство, фотомонтаж, авангардистская фотография, изобразительная статистика, «Смена», «Arbeiter-Illustrierte Zeitung»

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Асеев, Николай. “1-е Мая”. ЛЕФ, no. 2 (1923): 6–7.

2. Беньямин, Вальтер. Краткая история фотографии. Пер. Сергея Ромашко. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013.

3. Сонтаг, Сьюзен. О фотографии. Пер. Виктора Голышева. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013.

4. Аверьянова, Ольга. “Инверсия реалистического в фотографических практиках модернизма”. Международный журнал исследований культуры 39, no. 2 (2020): 104–16. https://doi.org/10.24411/2079-1100-2020-00025

5. Фоменко, Андрей. Советский фотоавангард и концепция производственно-утилитарного искусства. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т промышл. технологий и дизайна, 2011.

6. Руйе, Андре. Фотография. Между документом и современным искусством. Пер. Марины Михайловой. СПб.: Клаудберри, 2014.

7. Стигнеев, Валерий. “Формирование жанра фоторепортажа в советской фотографии 1920-х гг.”. Художественная культура 24, no. 2 (2018): 168–93.

8. Rössler, Patrick. Illustrated Magazine of the Times: A Lost Bauhaus Book by László Moholy-Nagy and Joost Schmidt — an Attempt at Construction. Berlin: Gebr. Mann Verlag, 2019.

9. Kriebel, Sabina. Revolutionary Beauty: The Radical Photomontages of John Heartfield. Berkeley: University of California Press, 2014.

10. Фоменко, Андрей. Монтаж, фактография, эпос. Производственное движение и фотография. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007.

11. Botar, Oliver. “László Moholy-Nagys. New Vision and the Aestheticization of Scientific Photography in Weimar Germany”. Science in Context 4, no. 17 (2004): 525–56. https://doi.org/10.1017/S0269889704000250

12. Глинтерник, Элеонора. Реклама в России XVIII — первой половины XX века: опыт иллюстрированных очерков. СПб.: Аврора, 2007.

13. Третьяков, Сергей. Джон Хартфильд. М.: Гос. изд-во изобр. иск., 1936.

14. Ades, Don. Photomontage. London: Thames and Hudson, 1996.

15. Zervigón, Andres Mario. John Heartfield and the Agitated Image: Photography, Persuasion, and the Rise of Avant-Garde Photomontage. Chicago: University of Chicago Press, 2012.

16. Лаптев, Владимир. “Париж — Москва. ‘VU’ в авангарде искусства фотожурналистики”. Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА им. С. Г. Строганова, no. 2/2 (2021): 29–42.

17. Лаптев, Владимир. “Москва — Париж. Визуальный нарратив в журнале ‘Regards’”. Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА им. С. Г. Строганова, no. 3/2 (2022): 55–69. https://doi.org/10.37485/1997-4663_2022_3_2_55_69

18. Лаптев, Владимир. “Монтаж впечатлений в иллюстрированном журнале ‘Voilà’”. Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С. Г. Строганова, no. 4/3 (2022): 170–83. https://doi.org/10.37485/1997-4663_2022_4_3_170_183

19. Рихтер, Ханс. Дада — искусство и антиискусство. Вклад дадаистов в искусство XX века. Пер. Татьяны Набатниковой. М.: Гилея, 2018.

20. Hausmann, Raoul. “Fotomontage”. A bis Z 2, no. 16 (1931): 61–2.

21. Грос, Жорж. “Рисунки”. ЛЕФ, no. 2 (1923): 27–30.

22. Курбановский, Алексей. “‘Несанкционированное поведение всего’. Коллаж — Дада — ‘теория отстранения’”. Искусствознание, no. 1 (2021): 66–103.

23. Попова, Любовь. “Фото-монтаж”. ЛЕФ, no. 4 (1923): 41–4.

24. Клуцис, Густав. “Фотомонтаж как новый вид агитационного искусства”. В кн. Изофронт. Классовая борьба на фронте пространственных искусств, под ред. Павла Новицкого, 119–32. М.; Л.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1931.

25. Кулешов, Лев. “Монтаж”. ЛЕФ, no. 3 (1922): 11–2.

26. Korff, Kurt. “Die illustrierte Zeitschrift”. In Weimar Republic Sourcebook, eds Anton Kaes, Martin Jay and Edward Dimendberg, 646–7. Berkeley [etc.]: University of California Press, 1994.

27. Stolz, Nicole. “Arbeiterfotografie. Klassenkampf in Bildern”. GA 2. Kunstgeschichtliches Journal für Studentische Forschung und Kritik, no. 5/1 (2020): 100–13.

28. Ohrn, Karin, and Hanno Hardt. “Who Photographs Us?” The Workers’ Photography Movement in Weimar Germany. Boston: Association for Education in Journalism, 1980.

29. Spaulding, Daniel. “John Heartfield’s Communism”. Historical Materialism 25, no. 3 (2017): 223–38. https://doi.org/10.1163/1569206X-12341532

30. Zervigón, Andres Mario. “L’image prolétarienne entre agitation politique et sobriété réaliste. L’Arbeiter Illustrierte Zeitung et le mouvement photographique ouvrier allemand”. Transbordeur. Photographie histoire société, no. 4 (2020): 38–49.

31. Becher, Lilly. “Vorwort”. In Willmann, Heinz. Geschichte der Arbeiter-Illustrierten Zeitung, 7–11. Berlin: Dietz Verlag, 1974.

32. Wolf, Eika. The Worker Photography Movement [1926–1939]: Essays and Documents. Ed. by Béla Albertini. [S. l.]: T. F. Editores, 2011.

33. Knöferle, Karl. Die Fotoreportage in Deutschland von 1925 bis 1935: eine empirische Studie zur Geschichte der illustrierten Presse in der Periode der Durchsetzung des Fotojournalismus. Hitzhofen: Karl Knöferle, 2014.

34. Dussel, Konrad. “‘Fotografische Allgegenwart’? Hitler-Bilder in der Presse des NS-Staats”. Publizistik, no. 64 (2019): 447–77. https://doi.org/10.1007/s11616-019-00532-z

35. Heller, Steven. Merz to Emigre and Beyond: Avant-Garde Magazine Design of the Twentieth Century. London: Phaidon Press, 2003.

36. Bolvig, Axel. “30’ernes fotoreportage”. Bogvennen (1980): 87–93.

37. Kriebel, Sabina. “Photomontage in the Year 1932: John Heartfield and the National Socialists”. Oxford Art Journal 31, no. 1 (2008): 97–127. https://doi.org/10.1093/oxartj/kcn007

38. Buller, Rachel. “Controlled Chaos: A Case Study of Photomontage in Weimar”. In Reworking the German Past: Adaptations in Film, the Arts, and Popular Culture, 39–56. Rochester: Camden House, 2010.

References

1. Aseev, Nikolai. “1st May”. LEF, no. 2 (1923): 6–7. (In Russian)

2. Benjamin, Walter. A Short History of Photography. Rus. ed. Transl. by Sergey Romashko. Moscow: Ad Marginem Press, 2013. (In Russian)

3. Sontag, Susan. On Photography. Rus. ed. Transl. by Viktor Golyshev. Moscow: Ad Marginem Press, 2013. (In Russian)

4. Averyanova, Olga. “The inversion of the realistic in the photographic practices of modernism”. Mezhdunarodnyi zhurnal issledovanii kul’tury 39, no. 2 (2020): 104–16. https://doi.org/10.24411/2079-1100-2020-00025 (In Russian)

5. Fomenko, Andrey. The Soviet photo avant-garde and the concept of industrial and utilitarian art. St Petersburg: Sankt-Peterburgskii gosudarstvennyi universitet tekhnologii i dizaina Publ., 2011. (In Russian)

6. Rouillet, Andre. Photography. Between the document and contemporary art. Rus. ed. Transl. by Marina Michailova. St Petersburg: Cloudberry Publ., 2014. (In Russian)

7. Stigneev, Valeriy. “Formation of the Photo Reportage Genre in Soviet Photography of the 1920s”. Khudozhestvennaia kul’tura 24, no. 2 (2018): 168–93. (In Russian)

8. Rössler, Patrick. Illustrated Magazine of the Times: A Lost Bauhaus Book by László Moholy-Nagy and Joost Schmidt — an Attempt at Construction. Berlin: Gebr. Mann Verlag, 2019.

9. Kriebel, Sabina. Revolutionary Beauty: The Radical Photomontages of John Heartfield. Berkeley: University of California Press, 2014.

10. Fomenko, Andrey. Montage, factography, epic. Production movement and photography. St Petersburg: St Petersburg University Press, 2007. (In Russian)

11. Botar, Oliver. “László Moholy-Nagys. New Vision and the Aestheticization of Scientific Photography in Weimar Germany”. Science in Context 4, no. 17 (2004): 525–56. https://doi.org/10.1017/S0269889704000250

12. Glinternik, Eleonora. Advertising in Russia of the 17th — first half of the 20th century: The experience of illustrated essays. St Petersburg: Avrora Publ., 2007. (In Russian)

13. Tret’iakov, Sergei. John Hartfield. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel’stvo izobrazitel’nogo iskusstva Publ., 1936. (In Russian)

14. Ades, Don. Photomontage. London: Thames and Hudson, 1996.

15. Zervigón, Andres Mario. John Heartfield and the Agitated Image: Photography, Persuasion, and the Rise of Avant-Garde Photomontage. Chicago: University of Chicago Press, 2012.

16. Laptev, Vladimir. “Paris — Moscow. ‘VU’ in the avant-garde of the art of photojournalism”. Dekorativnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaya sreda. Vestnik MGKhPA im. S. G. Stroganova, no. 2/2 (2021): 29–42. (In Russian)

17. Laptev, Vladimir. “Moscow — Paris. Visual narrative in the magazine ‘Regards’”. Dekorativnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaya sreda. Vestnik MGKhPA im. S. G. Stroganova, no. 3/2 (2022): 55–69. https://doi.org/10.37485/1997-4663_2022_3_2_55_69 (In Russian)

18. Laptev, Vladimir. “Montage of impressions in the illustrated magazine ‘Voilà’”. Dekorativnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaya sreda. Vestnik RGKhPU im. S. G. Stroganova, no. 4/3 (2022): 170–83. https://doi.org/10.37485/1997-4663_2022_4_3_170_183 (In Russian)

19. Richter, Hans. Dada — art and anti-art. The contribution of Dadaists to the art of the 20th century. Rus. ed. Transl. by Tatiana Nabatnikova. Moscow: Gileia Publ., 2018. (In Russian)

20. Hausmann, Raoul. “Fotomontage”. A bis Z 2, no. 16 (1931): 61–2.

21. Grosz, George. “Drawings”. LEF, no. 2 (1923): 27–30. (In Russian)

22. Kurbanovskii, Alexey. “‘Unauthorized behavior of everything’. Collage — Dada — ‘the theory of detachment’”. Iskusstvoznanie, no. 1. (2021): 66–103. (In Russian)

23. Popova, Lubov. “Photo-montage”. LEF, no. 4 (1923): 41–4. (In Russian)

24. Klucis, Gustav. “Photomontage as a new kind of propaganda art”. In Izofront. Klassovaia bor’ba na fronte prostranstvennykh iskusstv, 119–32. Moscow; Leningrad: OGIZ-IZOGIZ Publ., 1931. (In Russian)

25. Kuleshov, Lev. “Montage”. LEF, no. 3 (1922): 11–2. (In Russian)

26. Korff, Kurt. “Die illustrierte Zeitschrift”. In Weimar Republic Sourcebook, 646–7. Berkeley [etc.]: University of California Press, 1994.

27. Stolz, Nicole. “Arbeiterfotografie. Klassenkampf in Bildern”. GA 2. Kunstgeschichtliches Journal für Studentische Forschung und Kritik, no. 5/1 (2020): 100–13.

28. Ohrn, Karin, and Hanno Hardt. “Who Photographs Us?” The Workers’ Photography Movement in Weimar Germany. Boston: Association for Education in Journalism, 1980.

29. Spaulding, Daniel. “John Heartfield’s Communism”. Historical Materialism 25, no. 3 (2017): 223–38. https://doi.org/10.1163/1569206X-12341532

30. Zervigón, Andres Mario. “L’image prolétarienne entre agitation politique et sobriété réaliste. L’Arbeiter Illustrierte Zeitung et le mouvement photographique ouvrier allemand”. Transbordeur. Photographie histoire société, no. (2020): 38–49.

31. Becher, Lilly. “Vorwort”. In Willmann, Heinz. Geschichte der Arbeiter-Illustrierten Zeitung, 7–11. Berlin: Dietz Verlag, 1974.

32. Wolf, Eika. The Worker Photography Movement [1926–1939]: Essays and Documents. Ed. by Béla Albertini. [S. l.]: T. F. Editores, 2011.

33. Knöferle, Karl. Die Fotoreportage in Deutschland von 1925 bis 1935: eine empirische Studie zur Geschichte der illustrierten Presse in der Periode der Durchsetzung des Fotojournalismus. Hitzhofen: Karl Knöferle, 2014.

34. Dussel, Konrad. “‘Fotografische Allgegenwart’? Hitler-Bilder in der Presse des NS-Staats”. Publizistik, no. 64 (2019): 447–77. https://doi.org/10.1007/s11616-019-00532-z

35. Heller, Steven. Merz to Emigre and Beyond: Avant-Garde Magazine Design of the Twentieth Century. London: Phaidon Press, 2003.

36. Bolvig, Axel. “30’ernes fotoreportage”. Bogvennen (1980): 87–93.

37. Kriebel, Sabina. “Photomontage in the Year 1932: John Heartfield and the National Socialists”. Oxford Art Journal 31, no. 1 (2008): 97–127. https://doi.org/10.1093/oxartj/kcn007

38. Buller, Rachel. “Controlled Chaos: A Case Study of Photomontage in Weimar”. In Reworking the German Past: Adaptations in Film, the Arts, and Popular Culture, 39–56. Rochester: Camden House, 2010.

Загрузки

Опубликован

23.05.2024

Как цитировать

Лаптев, В. В. (2024). Москва — Берлин: фотомонтаж в иллюстрированных журналах 1920-х годов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 14(1), 186–212. https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.110

Выпуск

Раздел

Дизайн