«Каллиграфия зримых образов»: произведения Юкэя Тэсимы

  • Надежда Сергеевна Филоненко Уральский государственный архитектурно-художественный университет; Томский государственный университет https://orcid.org/0000-0003-1459-9272
  • Мария Сергеевна Третьякова Уральский государственный архитектурно-художественный университет; Томский государственный университет https://orcid.org/0000-0001-7385-6609

Аннотация

Послевоенная японская каллиграфия мало изучена в западном искусствознании, в частности отсутствует искусствоведческий анализ творчества одного из крупнейших каллиграфов послевоенной Японии — сампицу эпохи Сёва Юкэя Тэсимы (1901–1987). Актуальность исследования заключается в том, что созданная мастером «каллиграфия зримых образов» (яп. «сёсё») является примером построения диалога между принципиально различными традициями западного и восточного искусства, — диалога, который позволяет самому каллиграфу увидеть уникальность японской каллиграфии, в том числе ее духовно-эстетическое содержание. Цель исследования заключается в определении специфики творчества Тэсимы на примере его наиболее известных работ — произведения «Хокай» (букв. «Обвал») (1957), содержащего образ разрушающихся друг за другом домов от взрывов авиабомб конца Второй мировой войны, и произведения «Цубамэ» (букв. «Ласточка») (1960), рождающего ощущение полета, «танцующего» движения птицы. В результате исследования авторы приходят к выводу, что, хотя «каллиграфические картины» Тэсимы и обнаруживают связь одновременно с китайскими корнями японской каллиграфии и авангардной живописью Запада, каллиграф остается верен японской художественно-эстетической традиции: в отличие от китайской каллиграфии, традиционно понимаемой как инструмент «пестования жизни», или авангардной живописи, порожденной западной концептуальностью, каллиграфия Тэсимы выражает буддистские идеалы принятия судьбы (своего пути к просветлению) и отсутствия привязанностей. Каллиграф использует технику письма «хиссёку» (букв. «ржавая кисть»), предполагающую «преодоление» кисти и передачу тактильного ощущения штриха (символ преодоления материальности мира), а также формирует «безграничное пространство» листа — «аки», которое называет «пространством [божественной] любви» и связывает со свободным парением духа.

Ключевые слова:

послевоенная японская каллиграфия, сампицу эпохи Сёва, Юкэй Тэсима, сёсё, син-по, фугё-хо, хиссёку, ёхаку, аки

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биографии авторов

Надежда Сергеевна Филоненко, Уральский государственный архитектурно-художественный университет; Томский государственный университет

кандидат искусствоведения, доцент

Мария Сергеевна Третьякова , Уральский государственный архитектурно-художественный университет; Томский государственный университет

кандидат искусствоведения, доцент

Литература

Литература

1. 田宮文平. “‘手島右卿’ の芸術”. 墨, no. 150 (2001): 31–7. [Тамия, Бумпэй. “Искусство ‘Тэсима Юкэй’”. Суми, no. 150 (2001): 31–7]. (На яп. яз.)

2. 周毅. “浅析 ‘周易’ 对书法美学思想和创新观的影响”. 中国书法, no. 16 (2018): 75–7. [Чжоу, И. “Анализ влияния ‘Чжоу и’ на эстетическое мышление и инновационный взгляд на каллиграфию”. Чжунго шуфа, no. 16 (2018): 75–7]. (На кит. яз.)

3. 王惠正. “玄妙之意 象外之象–‘周易’ 视野下的书法意象思维”. 中国书法, no. 6 (2016): 153–5. [Ван, Хуэйчжэн. “Сокровенность намерения-ощущения, внеобразность образа — размышление о мысленных образах в каллиграфии, восходящих к ‘Чжоу и’”. Чжунго шуфа, no. 6 (2016): 153–5]. (На кит. яз.)

4. 庞晓菲. “‘周易’ 阴阳思想与书法审美特征的关系”. 中国书法, no. 16 (2018): 78–80. [Пан, Сяо-фэй. “Связь эстетических особенностей каллиграфии с идеей инь-ян ‘Чжоу и’”. Чжунго шуфа, no. 16 (2018): 78–80]. (На кит. яз.)

5. 陳柏伩. “筆力の構築 ‘骨’ ‘筋’ ‘肉’ の概念より: 漢魏六朝唐の書論を中心に”. 書学書道史研究, no. 23 (2013): 49–62. [Чэнь, Байсинь. “Структурирование силы кисти в соответствии с концепциями ‘костяка’, ‘жил’ и ‘мяса’: с акцентом на каллиграфическую теорию Хань, Вэй, Шести династий и Тан”. Сёгаку сёдо-си кэнкю, no. 23 (2013): 49–62]. https://doi.org/10.11166/shogakushodoshi.2013.49. (На яп. яз.)

6. 何勁松. “禅と書法芸術”. 書学書道史研究, no. 1 (1991): 94–102. [Хэ, Цзиньсун. “Дзэн и искусство каллиграфии”. Сёгаку сёдо-си кэнкю, no. 1 (1991): 94–102]. https://doi.org/10.11166/shogakushodoshi1991.1991.94. (На яп. яз.)

7. 王力軍. “‘気’ をめぐる書法審美範疇語の研究”. 書学書道史研究, no. 18 (2008): 43–59. [Ван, Лицзюнь. “Изучение эстетических категорий каллиграфии, связанных с Ци”. Сёгаку сёдо-си кэнкю, no. 18 (2008): 43–59]. https://doi.org/10.11166/shogakushodoshi1991.2008.43. (На яп. яз.)

8. Малявин, Владимир. Пространство в китайской цивилизации. М.: Феория, 2014. (Пространство культуры, культура пространства).

9. Жюльен, Франсуа. Великий образ не имеет формы, или Через живопись — к не-объекту. Пер. Алексей Шестаков. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014.

10. Teshima, Tairiku. The Shosho of Teshima Yukei. Tokyo: L. H. Yoko Shuppan, 2014.

11. Беляев, Александр. BUNGEIRON. Взгляд на японское письмо. М.: РГГУ, 2018. (Orientalia et classica: труды Института восточных культур и античности, вып. 67).

12. Bogdanova-Kummer, Eugenia. “Zen Metaphysics, Calligraphy, and Abstraction”. In Bogdanova-Kummer, Eugenia. Bokujinkai: Japanese Calligraphy and the Postwar Avant-Garde, 101–18. Leiden: Brill, 2020. (Japanese Visual Culture, 19). https://doi.org/10.1163/9789004437067_00.

13. 田宮文平. “時代とともに見る. 手島右卿の書業”. 墨, no. 150 (2001): 6–29 [Тамия, Бумпэй. “Взгляд эпохи. Каллиграфия Юкэя Тэсимы”. Суми, no. 150 (2001): 6–29. (На яп. яз.)

14. 武田厚. “‘書’ と美術. 手島右卿の場合”. 墨, no. 150 (2001): 50–1. [Такэда, Ацуси. “‘Каллиграфия’ и изящное искусство. Случай Юкэя Тэсимы”. Суми, no. 150 (2001): 50–1]. (На яп. яз.)

15. 中野北溟. “燃える線のムーブマン” 墨, no. 150 (2001): 52–3. [Накано, Хокумэй. “Движение пылающих линий”. Суми, no. 150 (2001): 52–3]. (На яп. яз)

16. 駒井鵞静. 不滅の書人. 手島右卿と語る. 東京:雄山閣出版, 1989. [Комаи, Госэй. Бессмертный каллиграф. Беседа с Юкэем Тэсимой. Токио: Юдзанкаку-сюппан, 1989]. (На яп. яз.)

17. Судзуки, Дайсэцу. “Введение в дзэн-буддизм”. Дата обращения: август 20, 2020. http://psylib.org.ua/books/sudzd01/index.htm.

18. Лао-цзы. Дао-дэ цзин. Пер. Владимир Малявин. М.: Феория; Страдиз, 2019. (Древо).

19. 白川静. 常用字解. 東京:平凡社, 2012. [Сиракава, Сидзука. Толкование общеупотребимых иероглифов. Токио: Хэйбон-ся, 2012]. (На яп. яз.)

20. Малявин, Владимир. Чжуан-цзы. Отв. ред. Л. Делюсин. М.: Наука, 1985. (Писатели и ученые Востока).

21. 高島尚堂. “茶席の禅語”. В изд. 煎茶 道具としつらいの知識, ред. 海野彰堂, 228–235. 東京:婦 人画報社, 1992. [Такасима, Наото. “Дзэнские фразы для чайной церемонии”. В изд. Сенча. Информация об утвари и элементах зонирования, ред. Умино Сёдо, 228–35. Токио: Фудзингахо-ся, 1992]. (На яп. яз.)

22. Bogdanova-Kummer, Eugenia. “About the Concept of Blank Space Yohaku in Japanese Avant-Garde Calligraphy and Euro-American Abstract Painting”. In Tradition and Transformation in Aesthetics of East Asian Calligraphy, ed. by Tsunemichi Kambayashi, 384–433. Tokyo: Sangen-sha, 2016.

23. 石川 九楊. “筆蝕の ‘あそび’ — 手島右卿の書の世界”. 墨, no. 150 (2001): 46–9. [Исикава, Кюё. “‘Игра’ хиссёку — мир каллиграфии Юкэя Тэсимы”. Суми, no. 150 (2001): 46–9]. (На яп. яз.)

24. 仲川恭司. “手島右卿と墨色の美”. 墨, no. 150 (2001): 62–3. [Накагава Кёдзи. “Юкэй Тэсима и красота цвета туши”. Суми, no. 150 (2001): 62–3]. (На яп. яз.)

25. “光の律動. 書人手島右卿の軌跡”. 墨, no. 150 (2001): 4. [“Пульсация света. След каллиграфа Юкэя Тэсимы. Выставка памяти [Ю. Тэсимы], посвященная 100-летию со дня [его] рождения”. Суми, no. 150 (2001): 4]. (На яп. яз.)

26. 稗方富蔵. 日本人の美学. 東京:早稲田出版, 2009. [Хиэката Томидзо. Эстетика японцев. Токио: Васэда-сюппан, 2009]. (На яп. яз.)

27. 藤原 成一. 風流の思想. 京都:法蔵館. [Фудзивара, Сигэкадзу. Философия Фурю. Киото: Ходзокан, 1994]. (На яп. яз.)

28. Трубникова, Надежда. “Распределение задач между тремя учениями в сочинении Ку:кай ‘Три учения указывают и направляют’”. Дата обращения август 20, 2020. http://trubnikovann.narod.ru/Nara12.htm.

References

1. Tamiya, Bumpei. “The Art of ‘Teshima Yukei’”. Sumi, no. 150 (2001): 31–7. (In Japanese)

2. Zhōu, Yì. “Analysis of the Influence of ‘Zhou yi’ on Calligraphy Aesthetics and Innovation”. Zhōngguó Shūfǎ, no. 16 (2018): 75–7. (In Chinese)

3. Wáng, Ghuìzhèng. “The Mysterious of Image, The Image Outside of the Image — Calligraphy Imagery Thinking from the Perspective of ‘Zhou yi’”. Zhōngguó Shūfǎ, no. 6 (2016): 153–5. (In Chinese)

4. Pang, Xiaofei. “The Relationship Between the Aesthetic Characteristics of Calligraphy and Yin-Yang thought of ‘Zhou yi’”. Zhōngguó Shūfǎ, no. 16 (2018): 78–80. (In Chinese)

5. Chén, Bǎixìn. “Structuring the Force of Brushwork with the Concepts ‘Bony’, ‘Muscular’, and ‘Fleshy’: Focusing on the theory of the Han, Wei, Six Dynasties and Tan”. Shogaku shodo-shi kenkyu, no. 23 (2013): 49–62. https://doi.org/10.11166/shogakushodoshi.2013.49. (In Japanese)

6. Hé, Jìnsōng. “Zen and the Calligraphy Art”. Shogaku shodo-shi kenkyu, no. 1 (1991): 94–102. https://doi.org/10.11166/shogakushodoshi1991.1991.94. (In Japanese)

7. Wáng, Lìjūn. “Exploring the Calligraphy Aesthetic Categories related to ‘Qi’”. Shogaku shodo-shi kenkyu, no. 18 (2008): 43–59. https://doi.org/10.11166/shogakushodoshi1991.2008.43. (In Japanese)

8. Maliavin, Vladimir. Space in Chinese Culture. Moscow: Feoriia Publ., 2014. (Prostranstvo kul’tury, kul’’tura prostranstva). (In Russian)

9. Jullien, François. A Great Image has no Form, or Through Painting — to a Non-object. Rus. ed. Transl. by Aleksei Shestskov. Moscow: Ad Marginem Press, 2014. (In Russian)

10. Teshima, Tairiku. The Shosho of Teshima Yukei. Tokyo: L. H. Yoko Shuppan, 2014.

11. Beliaev, Aleksandr. BUNGEIRON. A Look at Japanese Writing. Moscow: RGGU Publ., 2018. (Orientalia et Classica: trudy Instituta vostochnykh kul’tur i antichnosti, iss. 67). (In Russian)

12. Bogdanova-Kummer, Eugenia. “Zen Metaphysics, Calligraphy, and Abstraction”. In Bogdanova-Kummer, Eugenia. Bokujinkai: Japanese Calligraphy and the Postwar Avant-Garde, 101–18. Leiden: Brill, 2020. (Japanese Visual Culture, 19). https://doi.org/10.1163/9789004437067_007.

13. Tamiya, Bumpei. “View from the Epoch. Sho-gyo calligraphy of Yukei Teshima”. Sumi, no. 150 (2001): 6–29. (In Japanese)

14. Takeda, Atsushi. “‘Sho’ and Art. The Teshima’s Case”. Sumi, no. 150 (2001): 50–1. (In Japanese)

15. Nakano, Hokumei. “Movement of the Burning Line”. Sumi, no. 150 (2001): 52–3. (In Japanese)

16. Komai, Gasei. Immortal Calligrapher. Talk with Yukei Teshima. Tokyo: Yuzankaku, 1989. (In Japanese)

17. Suzuki, Daisetsu. “Introduction to Zen Buddhism”. Accessed August 20, 2020. http://psylib.org.ua/books/sudzd01/index.htm. (In Russian)

18. Lao-zi. Dao-de Jing. Rus. ed. Transl. by Vladimir Maliavin. Moscow: Feoriia Publ.; Stradiz Publ., 2019. (Drevo). (In Russian)

19. Shirakawa, Shizuka. Interpretation of Commonly Used Characters. Tokyo: Heibon-sha, 2012. (In Japanese)

20. Maliavin, Vladimir. Zhuangzi. Executive ed. L. Deliusin. Moscow: Nauka Publ., 1985. (Pisateli i uchenye Vostoka). (In Russian)

21. Takashima, Naoto. “Zen Phrases for the Tea Ceremony”. In Sencha dogu to shitsurai-no chishiki, ed. Umino Shodo, 228–35. Tokyo: Fujin Gaho-sha, 1992. (In Japanese)

22. Bogdanova-Kummer, Eugenia. “About the Concept of Blank Space Yohaku in Japanese Avant-Garde Calligraphy and Euro-American Abstract Painting”. In Tradition and Transformation in Aesthetics of East Asian Calligraphy, ed. by Tsunemichi Kambayashi, 384–433. Tokyo: Sangen-sha, 2016.

23. Ishikawa, Kyuyo. “‘Asobi’ of Hisshoku — The World of the Teshima’s Calligraphy”. Sumi, no. 150 (2001): 46–9. (In Japanese)

24. Nakagawa, Kyoji. “Yukei Teshima and Beauty of Sumi Color”. Sumi: “Sho” wo shinka saseta otoko. Yukei Teshima, no. 150 (2001): 62–3. (In Japanese)

25. “Hikari no Ritsudo. Shojin Teshima Yukei no Kiseki”. Sumi, no. 150 (2001): 4. (In Japanese)

26. Hiekata, Tomizo. Aesthetics of the Japanese people. Tokyo: Waseda-shuppan, 2009. (In Japanese)

27. Fuziwara, Shigekazu. The Furyu Concept. Kyoto: Hozokan, 1994. (In Japanese)

28. Trubnikova, Nadezhda. “Distribution of Tasks Among the Three Teachings in the Essay Ku:kai ‘Three Teachings Point and Guide’”. Accessed August 20, 2020. http://trubnikovann.narod.ru/Nara12.htm. (In Russian)

Опубликован
2022-04-05
Как цитировать
Филоненко, Н. С., & Третьякова , М. С. (2022). «Каллиграфия зримых образов»: произведения Юкэя Тэсимы. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 12(1), 164-179. https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.108
Раздел
Изобразительное искусство