Поэтика японской каллиграфии каной
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.105Аннотация
Японское искусство письма мало изучено в западном искусствознании. Каллиграфия слоговым письмом каной в самой Японии активно исследуется только последние десять лет. Сложность заключается в том, что произведения каной, как правило, пишутся на старояпонском языке, а также с использованием сокращенных иероглифов при смешанном письме, что требует специальной подготовки даже от японского специалиста. Каллиграфия каной тесно связана с жанровыми формами вака и хайку, поэтому в рамках статьи она исследуется во взаимосвязи с традиционной японской поэзией. Цель работы заключается в том, чтобы определить специфику каллиграфического письма каной, которое выражает особое «поэтическое чувство», унаследованное им от вака и хайку. Рассматривается отношение каны к иероглифическому письму, выявляется ее принципиально текучий характер, соответствующий эстетике вака, анализируется более позднее влияние на каллиграфию каной поэтической жанровой формы хайку, отчасти возвращающей кану к традиции иероглифического письма (письмо отдельными знаками). Исследуются художественные приемы каллиграфических произведений крупнейших японских каллиграфов, специализировавшихся на письме каной: Оно-но Митикадзэ (802–853) и Фудзивара-но Юкинари (966–1028) (вака), а также Гохо Хибино (1901–1985) (хайку). Авторы приходят к выводу, что для каллиграфии вака характерна чувственная красота, в то время как каллиграфия хайку тяготеет к большей эмоциональной сдержанности и простоте. Полученные результаты рассматриваются авторами не только как теоретическое основание для дальнейшего исследования истории каллиграфии каной, но и прежде всего как повод для переосмысления европейского искусства письма в целом.
Ключевые слова:
японская каллиграфия, японская поэзия, поэтическое чувство, каллиграфия каной, вака, танка, хайку
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.