Советское прошлое на постсоветском телеэкране

Авторы

  • Любовь Дмитриевна Бугаева Санкт-Петербургский государственный университет https://orcid.org/0000-0003-3984-8386

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.202

Аннотация

Современный экран перенасыщен российскими фильмами и сериалами о советском прошлом, с разной степенью точности реконструирующими историческую реальность. Репрезентации исторической (советской) реальности на экране, обилие предметов советского времени расшатывают границу между фактуальным и фикциональным и являются мощным средством манипуляции памятью и эмоциональными реакциями зрителя. Претендующие на роль документа эпохи кинематографические и телевизионные репрезентации советской жизни, особенно 1960–1980-х годов, часто не только пробуждают воспоминания, но и создают их, в том числе у тех, кто оказался лишенным советского опыта. Предпринимается попытка разобраться в художественных стратегиях визуализации советского прошлого на постсоветском кино- и телеэкране. Представляется, что обращение к прошлому не всегда выступает как ностальгия, в ряде случаев это взгляд в будущее или, вернее, конструирование будущего через прошлое. Зритель, вовлеченный институциональной практикой в процесс фантазирования, начинает верить не только в то, что события на экране имели место в действительности, но и в то, что источник информации о них достоверный. Так в зрительском сознании создается «картинка», которая вытесняет существующее представление о прошлом или занимает «пустующее место», тем самым проблематизируя неизбежность травмирующего опыта наррации трагических событий советской истории. Как ни парадоксально, подобное конструирование может способствовать нахождению альтернативных решений проблемных ситуаций в настоящем и будущем, что, как показывает анализ, и есть одна из идеологических задач телесериалов о советском прошлом.

Ключевые слова:

советское прошлое, постсоветский экран, биографический фильм, исторический фильм, телесериал, ресайклинг

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Бодрийяр, Жан. Совершенное преступление. Заговор искусства. Пер. А. Качалов. М.: РИПОЛ классик, 2019. (Фигуры философии).

2. Долин, Антон. “От святого духа. ‘Дылда’ Кантемира Балагова (2019)”. В кн.: Долин, Антон. Миражи советского: очерки современного кино, 76–77. М.: ACT, 2020.

3. Степанов, Василий. “Канны-2019: ‘Дылда’ Кантемира Балагова”. Сеанс. Дата обращения: октябрь 15, 2021. https://seance.ru/blog/kann-2019-dylda-kantemira-balagova/.

4. Павлючик, Леонид. “‘Дылда’: кино из пробирки”. Труд. Дата обращения: октябрь 15, 2021. http://www.trud.ru/article/28-06-2019/1377577_dylda_kino_iz_probirki.html.

5. Москвитин, Егор. “Кантемир Балагов: ‘Уверен, что мои амбиции меня когда-нибудь погубят’”. Esquire. Дата обращения: октябрь 15, 2021. https://esquire.ru/movies-and-shows/107132-kantemir-balagov-uveren-chto-moi-ambicii-menya-kogda-nibud-pogubyat/#part1.

6. Рошаль, Лев. Эффект скрытого изображения: факт и автор в неигровом кино. М.: Материк, 2001.

7. Пронин, Александр. Телевидение как рассказчик: биографический нарратив в современной документалистике. СПб.: Петрополис, 2016.

8. “Эти глаза напротив”. mail.ru. Дата обращения: октябрь 15, 2021. https://kino.mail.ru/series_905586_eti_glaza_naprotiv/.

9. “Обгоняя время”. mail.ru. Дата обращения: октябрь 15, 2021. https://kino.mail.ru/series_915786_obgonyaya_vremya/.

10. “‘Это история системы, которая ломает человека, но не может сломать’. Пять причин посмотреть сериал ‘Заступники’”. 1tv.ru. Дата обращения: октябрь 15, 2021. https://www.1tv.ru/movies/statyi/eto-istoriya-sistemy-kotoraya-lomaet-cheloveka-no-ne-mozhet-slomat-pyat-prichin-posmotret-serial-zastupniki.

11. Барт, Ролан. “Эффект реальности”. Пер. С. Зенкин. В кн. Барт, Ролан. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Сост., общ. ред., вступит. ст. Г. Косикова, 392–400. М.: Прогресс, 1994.

12. Lewis, David. “Truth in Fiction”. American Philosophical Quarterly 15, no. 1 (1978): 37–46.

13. Ryan, Marie-Laure. “Fiction, Non-Factuals, and the Principle of Minimal Departure”. Poetics 9, iss. 4 (1980): 403–22.

14. Walton, Kendall L. Mimesis as Make-Believe: On the Foundations of the Representational Arts. Cambridge, MA; London: Harvard University Press, 1990.

15. Ryan, Marie-Laure, and Jan-Noël Thon, eds. Storyworlds across Media: Toward a Media-Conscious Narratology (Frontiers of Narrative). Lincoln; London: University of Nebraska, 2014.

16. Culler, Jonathan. Structural Poetics. Structuralism, Linguistics and the Study of Literature. 2nd ed. London; New York: Routledge, 2002.

17. Pavel, Thomas. Fictional Worlds. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1986.

18. Эйзенштейн, Сергей. Метод. Сост., предисл., коммент. Н. Клейман. 2 тома. М.: Музей кино; Эйзенштейн-центр, 2002, т. 2.

19. Bingham, Dennis. Whose Lives Are They Anyway? The Biopic As Contemporary Film Genre. New Brunswick, N. J.; London: Rutgers University Press, 2010.

20. Barker, Jennifer M. The Tactile Eye: Touch and the Cinematic Experience. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 2009.

21. Rosenstone, Robert A. Visions of the Past: The Challenge of Film to Our Idea of History. Cambridge, MA; London: Harvard University Press, 1995.

22. Hayward, Susan. Cinema Studies: The Key Concepts. 4th ed. London; New York: Routledge, 2013.

23. Zacks, Jeffrey M. Flicker: Your Brain on Movies. New York: Oxford University Press, 2015.

24. Lamarque, Peter, and Stein Haugom Olsen. Truth, Fiction, and Literature: A Philosophical Perspective. Oxford: Clarendon Press; New York: Oxford University Press, 1997. (Clarendon Library of Logic and Philosophy).

25. Gramsci, Antonio. Selections from the Prison Notebooks. Ed. and transl. by Quintin Hoare and Geoffrey Nowell Smith. 1971. Reprint, London: Lawrence and Wishart; New York: International Publishers, 1978.

26. Boym, Svetlana. The Future of Nostalgia. New York: Basic Books, 2001.

27. Zinn, Howard. The Zinn Reader: Writings on Disobedience and Democracy. New York: Seven Stories Press, 1997.

28. Беньямин, Вальтер. “Автор как производитель”. Пер. Б. Скуратов, И. Чубаров. Логос, no. 4/77 (2010): 122–42.

References

1. Baudrillard, Jean. The Perfect Crime. The Conspiracy of Art. Rus. ed. Transl. by A. Kachalov. Moscow: RIPOL klassik Publ., 2019. (Figury filosofii.) (In Russian)

2. Dolin, Anton. “From Holy Spirit. ‘Beanpole’ by Kantemir Balagov”. In Dolin, Anton. Mirages of the Soviet: essays in contemporary cinema, 76–77. Мoscow: AST Publ., 2020.

3. Stepanov, Vasilii. “Cannes-2019. ‘Beanpole’ by Kantemir Balagov”. Seans. Accessed: October 15, 2021. https://seance.ru/blog/kann-2019-dylda-kantemira-balagova/. (In Russian)

4. Pavliuchik, Leonid. “‘Beanpole’: Test-Tube Movie”. Trud. Accessed: October 15, 2021. http://www.trud.ru/article/28-06-2019/1377577_dylda_kino_iz_probirki.html. (In Russian)

5. Moskvitin, Egor. “Kantemir Balagov: ‘Sure that My Ambitions will Ruin Me Some Day’”. Esquire. Accessed: October 15, 2021. https://esquire.ru/movies-and-shows/107132-kantemir-balagov-uveren-ch-to-moi-ambicii-menya-kogda-nibud-pogubyat/#part1. (In Russian)

6. Roshal’, Lev. The Effekt of a Hidden Image: Fact and Author in Silent Cinema. Moscow: Materik Publ., 2001. (In Russian)

7. Pronin, Aleksandr. Television as a Storyteller: Biographical Narrative in Contemporary Documentaries. St Petersburg: Petropolis Publ., 2016. (In Russian)

8. “These Eyes Looking at Me”. mail.ru. Accessed: October 15, 2021. https://kino.mail.ru/series_905586_eti_glaza_naprotiv/.

9. “Ahead of His Time”. mail.ru. Accessed: October 15, 2021. https://kino.mail.ru/series_915786_obgonyaya_vremya/.

10. “‘This is the Story of a System that Tries but Fails to Break People’. Five Reasons to Watch ‘The Advocates’”. 1tv.ru. Accessed: October 15, 2021. https://www.1tv.ru/movies/statyi/eto-istoriya-sistemy-kotoraya-lomaet-cheloveka-no-ne-mozhet-slomat-pyat-prichin-posmotret-serial-zastupniki.

11. Bart, Rolan. “The Reality Effect”. Rus. ed. Transl. by S. Zenkin. In Bart, Rolan. Izbrannye raboty: Semiotika. Poetika. Comp., general ed., introd. article G. Kosikova, 392–400. Moscow: Progress Publ., 1994.

12. Lewis, David. “Truth in Fiction”. American Philosophical Quarterly 15, no. 1 (1978): 37–46.

13. Ryan, Marie-Laure. “Fiction, Non-Factuals, and the Principle of Minimal Departure”. Poetics 9, iss. 4 (1980): 403–22.

14. Walton, Kendall L. Mimesis as Make-Believe: On the Foundations of the Representational Arts. Cambridge, MA; London: Harvard University Press, 1990.

15. Ryan, Marie-Laure, and Jan-Noël Thon, eds. Storyworlds across Media: Toward a Media-Conscious Narratology (Frontiers of Narrative). Lincoln; London: University of Nebraska, 2014.

16. Culler, Jonathan. Structural Poetics. Structuralism, Linguistics and the Study of Literature. 2nd ed. London; New York: Routledge, 2002.

17. Pavel, Thomas. Fictional Worlds. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1986.

18. Eizenshtein, Sergei. Method. Comp., foreword., comment. by N. Kleiman. 2 vols. Moscow: Muzei kino Publ.; Eizenshtein-tsentr Publ., 2002, vol. 2. (In Russian)

19. Bingham, Dennis. Whose Lives Are They Anyway? The Biopic As Contemporary Film Genre. New Brunswick, N. J. ; London: Rutgers University Press, 2010.

20. Barker, Jennifer M. The Tactile Eye: Touch and the Cinematic Experience. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 2009.

21. Rosenstone, Robert A. Visions of the Past: The Challenge of Film to Our Idea of History. Cambridge, MA; London: Harvard University Press, 1995.

22. Hayward, Susan. Cinema Studies: The Key Concepts. 4th ed. London; New York: Routledge, 2013.

23. Zacks, Jeffrey M. Flicker: Your Brain on Movies. New York: Oxford University Press, 2015.

24. Lamarque, Peter, and Stein Haugom Olsen. Truth, Fiction, and Literature: A Philosophical Perspective. Oxford: Clarendon Press; New York: Oxford University Press, 1997. (Clarendon Library of Logic and Philosophy).

25. Gramsci, Antonio. Selections from the Prison Notebooks. Ed. and transl. by Quintin Hoare and Geoffrey Nowell Smith. 1971. Reprint, London: Lawrence and Wishart; New York: International Publishers, 1978.

26. Boym, Svetlana. The Future of Nostalgia. New York: Basic Books, 2001.

27. Zinn, Howard. The Zinn Reader: Writings on Disobedience and Democracy. New York: Seven Stories Press, 1997.

28. Benjamin, Walter. “The Author as a Producer”. Transl. by B. Skuratov, I. Chubarov. Logos, no. 4/77 (2010): 122–42. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.06.2022

Как цитировать

Бугаева, Л. Д. (2022). Советское прошлое на постсоветском телеэкране. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 12(2), 243–258. https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.202

Выпуск

Раздел

Кино