Постминималистский музыкальный театр Дэвида Лэнга

Авторы

  • Анна Евгеньевна Кром Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки https://orcid.org/0000-0002-6121-2766

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.302

Аннотация

Статья посвящена вопросам американского музыкального театра XXI в., плодотворно развивающегося на почве постминимализма. К числу ярких представителей этого стиля относится композитор Дэвид Лэнг (1957) — участник содружества «Стук по консервным банкам» («Bang on a Can»). Его театральные проекты двух последних десятилетий демонстрируют новую фазу развития постминималистского театра, фундамент которого был заложен старшими современниками — Филиппом Глассом, Стивом Райхом, Джоном Адамсом. На примере сценических произведений «Поле пересечь» («The Difficulty of Crossing a Field», 2002), «Узник государства» («Prisoner of the State», 2019) и «Анатомический театр» («Anatomy Theater», 2016) автор статьи выявляет основные черты музыкально-театрального стиля Лэнга и прослеживает тесную взаимосвязь с операми предшественников. С ними сближает обращение к постмодернистской драматургии (нелинейность повествования, фрагментарность, дискретность, нарушение причинно-следственных связей, комментарийность), социальной проблематике, стремление к жанровой уникальности каждого спектакля, репетитивные методы организации музыкальной ткани. В своем театральном творчестве Лэнг опирается на постминимализм и репетитивную технику, которая проявляет себя на разных уровнях — драматургическом, вербальном (повторность слогов, слов, фраз в либретто) и музыкальном. Характерная особенность лэнговских сценических опусов — синтез академических оперных традиций и неакадемических жанров и направлений (мюзикл, джаз, рэп), что позволяет провести аналогии с искусством кроссоверов. Мюзикл в ряде случаев выступает жанровой основой произведения (неакадемический вокал, танцевальное начало, обилие разговорных эпизодов — монологов и диалогов). Театр Лэнга — камерный, он предполагает небольшой состав участников, размещение на сцене вокалистов и оркестрантов, лаконичный хронометраж пьес. Все указанные факторы позволяют сделать предположение о формировании в музыкально-театральном творчестве Лэнга следующей фазы эволюции постминимализма, которую можно охарактеризовать как постпостминимализм.

Ключевые слова:

Дэвид Лэнг, Стук по консервным банкам, постминималистский музыкальный театр, Узник государства, Анатомический театр, Поле пересечь, репетитивная техника, американская опера XXI в.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Novak, Jelena. “From Minimalist Music to Postopera: Repetition, Representation and (Post)modernity in the Operas of Philip Glass and Louis Andriessen”. In The Ashgate Research Companion to Minimalist and Postminimalist Music, ed. by Keith Potter, Kyle Gann and Pwyll ap Siôn, 129–40. London; New York: Routledge, 2016.

2. Gann, Kyle. “A Technically Definable Stream of Postminimalism, Its Characteristics and Its Meaning”. In The Ashgate Research Companion to Minimalist and Postminimalist Music, ed. by Keith Potter, Kyle Gann and Pwyll ap Siôn, 39–60. London; New York: Routledge, 2016.

3. Suzuki, Dean. “Minimalism in the Time-Based Arts: Dance, Film and Video”. In The Ashgate Research Companion to Minimalist and Postminimalist Music, ed. by Keith Potter, Kyle Gann and Pwyll ap Siôn, 109–28. London; New York: Routledge, 2016.

4. Pymm, John. “Minimalism and Narrativity: Some Stories by Steve Reich”. In The Ashgate Research Companion to Minimalist and Postminimalist Music, ed. by Keith Potter, Kyle Gann and Pwyll ap Siôn, 279–96. London; New York: Routledge, 2016.

5. Кисеева, Елена. “Проблема обновления оперного жанра в творчестве современных американских композиторов”. Южно-Российский музыкальный альманах, no. 4/33 (2018): 42–6. https://doi.org/0.24411/2076-4766-2018-14006

6. Коробова, Алла. ““Сатьяграха” Филипа Гласса: на пути к новому типу оперного синтеза”. В изд. Опера в музыкальном театре: история и современность: материалы международной научной конференции 11–15 ноября 2019 г., ред.-сост. Ирина Сусидко, 423–32. 2 тома. М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2019, т. 2.

7. Пантелеева, Юлия. “О новейших оперных сочинениях Филипа Гласса”. В изд. Опера в музыкальном театре: история и современность: материалы международной научной конференции, 11–15 ноября 2019 г., ред.-сост. Ирина Сусидко, 415–22. 2 тома. М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2019, т. 2.

8. Schwarz, K. Robert, “Recordings View: Bang on a Can Issues a Manifesto”. New York Times, May 21, 1995.

9. Gann, Kyle. American Music in the Twentieth Century. New York: Wadsworth/Thomson, 2006.

10. Bauer, Amy. “Contemporary Opera and the Failure of Language”. In The Routledge Research Companion to Modernism in Music, ed. by Björn Heile and Charles Wilson, 427–53. Abingdon: Routledge, 2018. https://doi.org/10.4324/9781315613291-19

11. “[Interview David Lang by Nico Muhly]”. David Lang. Accessed November 21, 2021. https://davidlangmusic.com/about/interviews/bomb-magazine/.

12. May, Benjamin Paul. “Going Up to God by Musical Process: A Structural Analysis of David Lang’s the little match girl passion (2007)”. DMA diss., University of Houston, 2021.

13. Lang, David. “The Film Music That Changed My Life”. David Lang. Accessed November 21, 2021. https://davidlangmusic.com/about/writings/slate-com/.

14. Davidson, Justin. “David Lang Wants to Be More Superficial”. David Lang. Accessed November 21, 2021. https://davidlangmusic.com/about/interviews/david-lang-wants-to-be-more-superficial.

15. Бирс, Амброз. “Поле пересечь”. В изд. Бирс, Амброз. Загадочные исчезновения. Пер. Андрей Танасейчук, 83–6. М.: Рипол-Классик, 2021. (Horror story).

16. Lang, David. “The Difficulty of Crossing a Field”. David Lang. Accessed November 21, 2021. https://davidlangmusic.com/music/difficulty-of-crossing-field/.

17. Lang, David. “Prisoner of the State”. David Lang. Accessed November 21, 2021. https://davidlangmusic.com/music/prisoner-of-state/.

18. Clements, Andrew, “Prisoner of the State Review — Timeless Beauty in Fidelio Update”. The Guardian, January 12, 2020.

19. Макиавелли, Никколо. “Государь”. Пер. Галина Муравьева. В изд. Макиавелли, Никколо. Избранные сочинения, вступит. ст. К. Долгова, сост. Р. Хлодовский, коммент. М. Андреева, Р. Хлодовский, 301–78. М.: Художественная литература, 1982.

20. Руссо, Жан-Жак. Об общественном договоре, или Принципы политического права. Ред. А. Дворцов. М.: Юрайт, 2018. (Антология мысли).

21. Арендт, Ханна. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме. Пер. Сергей Кастальский, Наталья Рудницкая, послесл. Эфраим Зурофф. М.: Европа, 2008. (Холокост).

22. Кириллина, Лариса. Бетховен. Жизнь и творчество, 2 т. М.: НИЦ “Московская консерватория”, 2009, т. 1.

23. Lang, David. “Prisoner of the State”. David Lang. Accessed November 21, 2021. https://davidlangmusic.com/music/prisoner-of-state/.

24. Lyon, Elizabeth. “Retelling Fidelio: David Lang’s Prisoner of the State”. The Hudson Review. Accessed November 21, 2021. https://hudsonreview.com/2019/08/retelling-fidelio-david-langs-prisoner-of-the-state/.YdLYT8lBw_k.

25. Яшина, Валентина, и Евгения Ермолаева. “История анатомических театров”. Бюллетень медицинских интернет-конференций 5, no. 12 (2015): 1486.

26. Lang, David. “Anatomy Theater”. David Lang. Accessed November 21, 2021. https://davidlangmusic.com/music/anatomy-theater/.

27. Riefe, Jordan, “Anatomy Theater’s World Debut: The Goriest Opera Ever?”. The Guardian, June 16, 2016.

28. Изуткин, Дмитрий. “История становления анатомических театров”. Медицинский альманах 1/52 (2018): 19–21.

29. Buchanan, Oni. “‘Where Is Evil?’ (A Reaction to Anatomy Theater)”. New Music Box. Accessed November 21, 2021. https://nmbx.newmusicusa.org/where-is-evil-a-reaction-to-anatomy-theater/.

30. Geyer, Charles. “They Sing the Body Dissected: Anatomy Theater. Interview: Composer David Lang”. My Scena. Accessed November 21, 2021. https://myscena.org/charles-geyer/sing-body-dissected-anatomy-theater/.

31. Яковлев, Сергей. “Композитор Дэвид Лэнг: ‘Что делает музыку великой? Вы и ваше внимание’”. Esquire (рус. изд.). Дата обращения ноябрь 21, 2021. https://esquire.ru/relaxation/68292-kompozitor-devid-leng-chto-delaet-muzyku-velikoy-vy-i-vashe-vnimanie/part0.

32. Lee, Hyunjong. “The Influence of Pop Music in the Works of Three Contemporary American Composers: Steven Mackey, Julia Wolfe and Nico Muhly”. PhD diss., University of California, 2014.

33. Lang, David. “The Whisper Opera”. David Lang. Accessed November 21, 2021. https://davidlangmusic.com/music/whisper-opera/.

References

1. Novak, Jelena. “From Minimalist Music to Postopera: Repetition, Representation and (Post)modernity in the Operas of Philip Glass and Louis Andriessen”. In The Ashgate Research Companion to Minimalist and Postminimalist Music, ed. by Keith Potter, Kyle Gann and Pwyll ap Siôn, 129–40. London; New York: Routledge, 2016.

2. Gann, Kyle. “A Technically Definable Stream of Postminimalism, Its Characteristics and Its Meaning”. In The Ashgate Research Companion to Minimalist and Postminimalist Music, ed. by Keith Potter, Kyle Gann and Pwyll ap Siôn, 39–60. London; New York: Routledge, 2016.

3. Suzuki, Dean. “Minimalism in the Time-Based Arts: Dance, Film and Video”. In The Ashgate Research Companion to Minimalist and Postminimalist Music, ed. by Keith Potter, Kyle Gann and Pwyll ap Siôn, 109–28. London; New York: Routledge, 2016.

4. Pymm, John. “Minimalism and Narrativity: Some Stories by Steve Reich”. In The Ashgate Research Companion to Minimalist and Postminimalist Music, ed. by Keith Potter, Kyle Gann and Pwyll ap Siôn, 279–96. London; New York: Routledge, 2016.

5. Kiseeva, Elena. “The Issue of Renewal the Genre of Opera in the Creativity of Modern American Composers”. Iuzhno-Rossiiskii muzykal’nyi al’manakh no. 4/33 (2018): 42–6. https://doi.org/0.24411/2076-4766-2018-14006 (In Russian)

6. Korobova, Alla. “Philip Glass’s Satyagraha: Towards a New Type of Opera Synthesis”. In Opera v muzykal’nom teatre: istoriia i sovremennost’: materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, 11–15 noiabria 2019 g., ed. and comp. by Irina Susidko, 423–32. 2 vols. Moscow: Izd-vo RAM im. Gnesinykh Publ., 2019, vol. 2. (In Russian)

7. Pantelleva, Yulia. “About the Newest Operas by Philip Glass”. In Opera v muzykal’nom teatre: istoriia i sovremennost’: materialy Mmezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, 11–15 noiabria 2019 g., ed. and comp. by Irina Susidko, 415–22. 2 vols. Moscow: Izd-vo RAM im. Gnesinykh Publ., 2019, vol. 2. (In Russian)

8. Schwarz, K. Robert, “Recordings View: Bang on a Can Issues a Manifesto”. New York Times, May 21, 1995.

9. Gann, Kyle. American Music in the Twentieth Century. New York: Wadsworth/Thomson, 2006.

10. Bauer, Amy. “Contemporary Opera and the Failure of Language”. In The Routledge Research Companion to Modernism in Music, ed. by Björn Heile and Charles Wilson, 427–53. Abingdon: Routledge, 2018. https://doi.org/10.4324/9781315613291-19

11. “[Interview David Lang by Nico Muhly]”. David Lang. Accessed November 21, 2021. https://davidlangmusic.com/about/interviews/bomb-magazine/.

12. May, Benjamin Paul. “Going Up to God by Musical Process: A Structural Analysis of David Lang’s the little match girl passion (2007)”. DMA diss., University of Houston, 2021.

13. Lang, David. “The Film Music That Changed My Life”. David Lang. Accessed November 21, 2021. https://davidlangmusic.com/about/writings/slate-com/.

14. Davidson, Justin. “David Lang Wants to Be More Superficial”. David Lang. Accessed November 21, 2021. https://davidlangmusic.com/about/interviews/david-lang-wants-to-be-more-superficial.

15. Bierce, Ambrose. “The Difficulty of Crossing a Field”. In Birs, Ambroz. Zagadochnye ischeznoveniia. Rus. ed. Transl. by Andrei Tanaseichuk, 83–6. Moscow: Ripol-Klassik Publ., 2021. (Horror story). (In Russian)

16. Lang, David. “The Difficulty of Crossing a Field”. David Lang. Accessed November 21, 2021. https://davidlangmusic.com/music/difficulty-of-crossing-field/.

17. Lang, David. “Prisoner of the State”. David Lang. Accessed November 21, 2021. https://davidlangmusic.com/music/prisoner-of-state/.

18. Clements, Andrew, “Prisoner of the State Review — Timeless Beauty in Fidelio Update”. The Guardian, January 12, 2020.

19. Machiavelli, Niccolo. “The Prince”. Rus. ed. Transl. by Galina Murav’eva. In Makiavelli, Nikkolo. Izbrannye sochineniia, introd. article by K. Dolgova, comp. by R. Khlodovskii, comment. by M. Andreeva, R. Khlodovskii, 301–78. Moscow: Khudozhestvennaia literaturа Publ., 1982. (In Russian)

20. Rousseau, Jean-Jacques. On the Social Contract, or, Principles of Political Right. Rus. ed. Ed. by A. Dvortzov. Moscow: Iurait Publ., 2018. (Antologiia mysli). (In Russian)

21. Arendt, Hannah. Eichmann in Jerusalem. A Report on the Banality of Evil. Rus. ed. Transl. by Sergei Kastal’skii, Natal’ia Rudnitskaia, afterword by Efraim Zuroff. Moscow: Evropa Publ., 2008. (Kholokost). (In Russian)

22. Kirillina, Larisa. Beethoven. Life and Creative Work. 2 vols. Moscow: NITs “Moskovskaia konservatoriia” Publ., 2009, vol. 1. (In Russian)

23. Lang, David. “Prisoner of the State”. David Lang. Accessed November 21, 2021. https://davidlangmusic.com/music/prisoner-of-state/.

24. Lyon, Elizabeth. “Retelling Fidelio: David Lang’s Prisoner of the State”. The Hudson Review. Accessed November 21, 2021. https://hudsonreview.com/2019/08/retelling-fidelio-david-langs-prisoner-of-the-state/.YdLYT8lBw_k.

25. Iashina, Valentina, and Evgenia Ermolaeva. “History of Anatomical Theaters”. Biulleten’ meditsinskikh Internet-konferentsii 5, no. 12 (2015): 1486. (In Russian)

26. Lang, David. “Anatomy Theater”. David Lang. Accessed November 21, 2021. https://davidlangmusic.com/music/anatomy-theater/.

27. Riefe, Jordan, “Anatomy Theater’s World Debut: The Goriest Opera Ever?”. The Guardian, June 16, 2016.

28. Izutkin, Dmitrii. “History of Forming Fundamentals of Operating Theaters”. Meditsinskii al’manakh, no. 1/52 (2018): 19–21. (In Russian)

29. Buchanan, Oni. “‘Where Is Evil?’ (A Reaction to Anatomy Theater)”. New Music Box. Accessed November 21, 2021. https://nmbx.newmusicusa.org/where-is-evil-a-reaction-to-anatomy-theater/.

30. Geyer, Charles. “They Sing the Body Dissected: Anatomy Theater. Interview: Composer David Lang”. My Scena. Accessed November 21, 2021. https://myscena.org/charles-geyer/sing-body-dissected-anatomy-theater/.

31. Iakovlev, Sergei. “Composer David Lang: ‘What Makes Music Great? You and Your Attention”. Esquire (Rus. ed.). Accessed November 21, 2021. https://esquire.ru/relaxation/68292-kompozitor-dev-id-leng-chto-delaet-muzyku-velikoy-vy-i-vashe-vnimanie/#part0. (In Russian)

32. Lee, Hyunjong. “The Influence of Pop Music in the Works of Three Contemporary American Composers: Steven Mackey, Julia Wolfe and Nico Muhly”. PhD diss., University of California, 2014.

33. Lang, David. “The Whisper Opera”. David Lang. Accessed November 21, 2021. https://davidlangmusic.com/music/whisper-opera/.

Загрузки

Опубликован

22.09.2022

Как цитировать

Кром, А. Е. (2022). Постминималистский музыкальный театр Дэвида Лэнга. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 12(3), 432–448. https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.302

Выпуск

Раздел

Музыка

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)